СОЦИОЛОГИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Социология

наука об обществе, законах развития общественно-экономических формаций, отдельных социально-демографических групп.

Источник: Бизнес-словарь

СОЦИОЛОГИЯ

наука об обществе, общественных отношениях, закономерностях общественного развития, социальных группах и их взаимодействии. Создателем социологии считают греческого философа Аристотеля. Социология тесно граничит с экономической наукой.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

Социология
учение об обществе и законах его развития. Все попытки создать научную социологию в домарксовый период на идеалистической базе потерпели крах. Подлинную науку об обществе и законах его развития — исторический материализм создали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Блестящим образцом подлинно научного, всестороннего решения современных проблем социологии является Программа КПСС, принятая XXII съездом КПСС.

Источник: Краткий словарь политических, экономических и технических терминов

СОЦИОЛОГИЯ
(фр. sociologie - учение об обществе, лат. societas - общество и греч. logos - понятие, учение) - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Как самостоятельная наука сложилась в XIX веке. Необходимой предпосылкой социологического познания является взгляд на общество как на объективно взаимосвязанное целое.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

СОЦИОЛОГИЯ
(от лат. societas – общество и греч. lоgоs – учение) – наука об обществе как целостной системе, социальных общностях и отношениях, механизмах их формирования, функционирования и развития. Структура социологической науки включает теоретическую С., занимающуюся обобщением и анализом социальных процессов; эмпирическую С., задача которой состоит в методическом обеспечении сбора и обработки первичной социологической информации, и прикладную С., ориентированную на практическое использование социологических знаний для оптимизации социальных процессов.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

СОЦИОЛОГИЯ
(франц. sociologie, от лат. societas — общество и греч. logos — слово, учение; буквально — учение об обществе), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с обществ. целым. Необходимой предпосылкой социологии, познания является взгляд на общество как на объективно взаимосвязанное целое, «...а не как нечто механически сцепленное и допускающее поэтому всякие произвольные комбинации отдельных общественных элементов...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 165).
В отличие от утопич. теорий, умозрительно конструирующих образцы идеального общества, С. ориентирована на изучение, с помощью многообразных научных методов, реально существующих обществ. отношений, на предвидение тенденций их развития с целью использования полученного знания для управления социальными процессами. Однако понимание природы социальной системы, её элементов, структуры и законов их функционирования и развития принципиально различается в марксистской и бурж. С. Эти различия философского характера, за которыми стоят определённые классовые интересы, влияют и на выбор конкретных объектов и методов исследования, а также на взаимоотношения С. с другими науками о человеке и обществе.
С. как самостоят. наука сложилась в 19 в. (термин введен франц. философом О. Контом — одним из основоположников позитивизма и бурж. С.) в результате конкретизации проблематики традиц. социальной философии; специализации и кооперации обществ. наук; развития эмпирич. социальных исследований. Уже древнейшие филос. системы обычно включали в себя социальную философию, так или иначе интерпретировавшую обществ. жизнь и тенденции историч. развития. В 18 в. появилась в качестве автономной дисциплины философия истории, изучавшая законы и движущие силы развития человеческого общества и его культуры. Однако построения её были умозрительными, спекулятивными. В нач. 19 в. в связи с потребностями социальной практики и начавшейся дифференциацией обществ. наук (особенно большое значение имело развитие экономии., истории., этнографии, и юридич. наук) была сформулирована задача преодоления спекулятивной философии истории и создания новой науки об обществе, к-рая основывала бы свои обобщения на данных, полученных с помощью строго науч. методов. К. А. Сен-Симон писал, что до сих пор наука о человеке была «...лишь гадательной наукой» и задача состоит в том, чтобы возвести её «...на степень наук, основанных на наблюдении» (Избр. соч., т. 1, М.— Л., 1948, с. 166—67, прим.). Вместе с тем ни Сен-Симон (как и др. социалисты-утописты), ни Кант не могли освободиться от идеализма и априоризма в понимании общества.
Марксистская социология. Переворот в науке об обществе, положивший основание подлинно научной С., был осуществлён К. Марксом. «Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, „богом созданные“ и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними,— так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 139).
Согласно материалистич. пониманию истории, в процессе своей практической общественно-производств. деятельности люди вступают друг с другом в определ. материальные, не зависящие от их воли отношения, к-рые и определяют их обществ. сознание (см. Производственные отношения). Общественно-экономическая формация как целостная социальная система имеет своей основой исторически определ. способ производства материальных благ, к-рому соответствуют определ. классовая структура общества, политич. надстройка, культура, формы обществ. сознания и т. д. (см. Базис и надстройка). Каждое из этих обществ. явлений обладает относит. самостоятельностью, имеет собств. структуру и специфич. законы своего развития и функционирования. Эта дифференциация обществ. явлений лежит в основе специализации социология, исследований по отраслям (С. труда, С. семьи, С. образования и т. д.). Однако отдельно взятые социальные явления можно понять только с учётом их места и функций в рамках конкретного социального целого. Каждой обществ. формации присущи свои специфич. противоречия и движущие силы. Поэтому марксистская С. не только теснейшим образом связана с историей, но и сама является исторической, прослеживающей закономерности смены обществ. формаций.
Философско-методологич. принципы материалистпч. понимания истории были применены Марксом и Энгельсом к исследованию всемирной истории в целом и капиталистич. общества в частности. «Теперь,— писал Ленин,— со времени появления „Капитала“ — материалистическое понимание истории уже не гипотеза, а научно доказанное положение...» (там же, с. 139—40). Будучи непримиримыми противниками спекулятивных построений и априоризма, основоположники марксизма использовали в своих работах все существовавшие в то время методы науч. исследования — статистич. анализ, анкеты, данные переписей населения, опросов, сравнительно-историч. обобщения, построение теоретич. моделей изучаемых процессов и т. п. На основе научного синтеза теоретического анализа с эмпирическим исследованием строится прогноз будущего развития и программа революционно-преобразовательной деятельности (теория научного коммунизма).
Отд. стороны социологии, концепции Маркса и Энгельса получили дальнейшее развитие и конкретизацию в трудах Г. В. Плеханова, А. Бебеля, раннего К. Каутского, А. Лабриолы, П. Лафарга, Ф. Меринга, Р. Люксембург.
В новых условиях эпохи империализма марксистская С. как в общетеоретич., так и в конкретных аспектах была всесторонне развита Лениным, который детально разработал вопрос о роли субъективного фактора в истории, дал определение понятия «класса» (см. Классы и классовая борьба), создал теорию империализма как высшей и последней стадии развития капитализма, обогатил марксистскую теорию гос-ва. Учение Ленина о двух тенденциях в нац. вопросе даёт ключ к пониманию процессов развития наций в совр. эпоху. Важнейшее методология, значение имеет ленинская критика субъективной социологии народничества, объективизма II. Б. Струве, философско-социологич. концепций махистов и неокантианцев. Работы Ленина «Развитие капитализма в России», «Социология и статистика» и др. служат образцами научно-статистич. исследования социальных процессов. Ленинская теория социалистич. революции и построения социализма творчески развивает все важнейшие проблемы социалистич. общества. Из этих положений исходят, развивая их применительно к новым условиям, КПСС и др. марксистско-ленинские партии.
Развитие марксистской С. в СССР после Великой Окт. социалистич. революции было органически связано с практикой социалистич. строительства и потребностями междунар. коммунистич. и рабочего движения. Планомерное строительство нового общества невозможно без многосторонней информации о социальных процессах, тщательных социальных экспериментов и долгосрочных прогнозов.
Быстрый прогресс С. в СССР и др. социалистич. странах начался в 1950-х и особенно в 60-х гг. Этому способствовали возросшие потребности планирования и управления, необходимость основывать политич. решения на научной информации и прогнозировании социальных процессов, а также прогресс самого социалистич. общества, повышение активности масс и роли «человеческого фактора» во всех социальных процессах, показавшие недостаточность узко-экономич. подхода даже к хоз. явлениям, не говоря уже о политике и культуре. Развитие марксистской С. шло как путём конкретизации и обогащения фундаментальной проблематики история, материализма, так и путём социологизации смежных обществ. наук, в первую очередь экономических.
В СССР создан ряд исследоват. учреждений, в т. ч. Ин-т социология, исследований (ИСИ) и Ин-т социально-экономич. проблем (ИСЭП) АН СССР, Н.-и. ин-т комплексных социальных исследований Ленингр. ун-та, социология, отделы и лаборатории во мн. академия, ин-тах и вузах. Важные исследования проводятся в Сибирском отделении и Уральском научном центре АН СССР, а также в союзных республиках. Сов. социологи объединяются в Советской социологической ассоциации (с 1958). С 1974 издаётся журн. «Социологические исследования».
Возникнув на стыке ряда обществ. наук, С. сохраняет тесные связи с ними, мн. социология, исследования в СССР осуществляются в рамках экономич., юридич., этнография., психология., мед. и др. учреждений или же с участием соответствующих специалистов. Большое значение имеет также укрепление связей С. с естеств. науками.
Сов. С. разрабатывает широкий круг проблем, имеющих большое теоретич. и практич. значение. Изучение социальной структуры развитого социалистич. общества проясняет пути и способы преодоления классовых различий, специфику положения и деятельности рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, соотношение межклассовых и внутриклассовых различий. Крупные исследования посвящены: научно-технич. революции и её социальным последствиям (общие закономерности НТР и их проявление в условиях социализма, социальные аспекты научно-технич. творчества, социология науки, влияние НТР на различные стороны обществ. жизни); С. труда (характер и содержание труда, мотивы выбора профессии, соотношение различных стимулов и факторов удовлетворённости трудом, социалистич. соревнование, эффективность различных способов материального и морального поощрения, социальные аспекты рациональной организации труда и т. д.); урбанизации (её темпы и особенности в различных регионах, специфика городского образа жизни, условия труда и быта и способы их оптимизации); миграциям населения; этнич. процессам (нац. различия и интернационализация обществ. жизни, закономерности развития нац. культур, советский народ как новая форма история, общности людей, вопросы этнопсихологии и др.)» обществ. мнению; браку и семье (изменение структуры и функций семьи, положение женщины, соотношение семейного и внесемейного воспитания детей); проблемам образования (социальные функции и структура образования в условиях НТР, социальный состав учащихся на разных ступенях обучения, проблемы непрерывного образования); молодёжи (место молодёжи в социальной структуре общества, специфика положения и интересов отд. категорий и групп молодёжи, пути и способы коммунистич. воспитания и повышения социальной активности молодёжи); теории личности; досугу и бюджету времени; социальным аспектам управления, средств массовой коммуникации, экологии и т. д. Важное место в работах сов. социологов занимает комплексное изучение социалистич. образа жизни. Большое внимание уделяется вопросам методологии и техники социология, исследований, в частности применению матем. методов, а также истории С. как науки. Мн. работы сов. социологов получили широкое междунар. признание, внесли определ. вклад в решение практич. социальных проблем, прежде всего — в развитие социального планирования.
Значит. развитие марксистская С. получила и в др. социалистич. странах. Кооперация учёных социалистич. стран открывает большие возможности для проведения сравнительных межнац. исследований. Социологи-марксисты активно участвуют в работе Междунар. социология, ассоциации, в т. ч. в крупных междунар. исследованиях.
Буржуазная социология.
Буржуазная С. в 19 в. развивалась в двух (сначала почти не связанных друг с другом) направлениях — теоретич. С. и эмпирич. социальные исследования. Теоретич. С. пыталась реконструировать гл. фазы история, эволюции и одновременно описать структуру общества. Однако развитие общества представлялось социологам-позитивистам в виде более или менее прямолинейной эволюции, а структура общества сводилась к механич. соподчинению различных «факторов». В зависимости от того, какой именно стороне обществ. жизни придавалось наибольшее значение, в С. 19 в. выделяют неск. различных направлений.
Географическая школа (К. Риттер, Г. Бокль, Ф. Ле Пле, Э. Демолен, Ф. Ратцель, П. Мужоль, Л. Мечников, позже — Э. Хантингтон, Э. Семпл) подчёркивала влияние география, среды и её отд. компонентов (климат, ландшафт и т. д.). Демография, школа {А. Кост, Л. Виньярский, отчасти М. М. Ковалевский) считала гл. фактором обществ. развития рост народонаселения. Расово-антропологическая школа (Ж. А. Гобино, X. Чемберлен, Ж. Лапуж, О. Аммон, биометрия, ветвь этой школы представлена Ф. Гальтоном и К. Пирсоном) интерпретировала обществ. развитие в понятиях наследственности, «расового подбора» и борьбы «высших» и «низших» рас. Биоорганическая школа (органицизм — П. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, М. Новиков, А. Фулье) рассматривала общество как подобие живого организма, а социальное расчленение общества — как аналогичное разделение функций между различными органами. Социальный дарвинизм (Л. Гумплович, У. Беджгот, Г. Ратценхофер, А. Смолл, У. Самнер) видел источник обществ. развития в «борьбе за существование». В кон. 19 — нач. 20 вв. широкое распространение получили различные разновидности психология. С.— инстинктивизм (У. Мак-Дугалл, 3. Фрейд и его последователи); бихевиоризм; интроспекционизм— объяснение обществ. жизни в терминах желаний, чувств, интересов, идей, верований и т. п. (Г. Тард, Л. Уорд, Э. Росс. У. Томас, Р. Парк, Н. К. Михайловский). Наряду с попытками объяснения обществ. жизни в терминах индивидуальной психологии появились теории, выдвигающие на первый план коллективное сознание (Э. Дюркгейм, Э. де Роберти, Ф. Гиддингс, Ч. Кули), а также процессы и формы социального взаимодействия (Ф. Тённис, Г. Зиммель, А. Фиркандт, С. Бугле и др.). Психология. С. способствовала конституированию социальной психологии и изучению таких вопросов, как обществ. мнение, специфика коллективной психологии, соотношение рационального и эмоционального моментов в обществ. сознании, механизмы передачи социального опыта, психология, основы и условия формирования социального самосознания индивида и группы. Однако сведение С. к психологии приводило к игнорированию материальных обществ. отношений, их структуры и динамики.
Второй линией развития С. в 19 в. были эмпирич. социальные исследования. Потребность в информации о населении и материальных ресурсах, необходимой для нужд управления, вызвала появление периодич. переписей и правительств, обследований. Капиталистич. урбанизация и индустриализация также породили ряд новых социальных проблем (бедность, жилищный вопрос и т. д.), изучением к-рых еще в 18 в. начали заниматься обществ. организации, социальные реформаторы и филантропы. Первые эмпирич. социальные исследования (работы Англ. политич. арифметиков 17 в., франц. правительств, обследования 17—18 вв.) не имели систематич. характера. В 19 в. Л. Кетле разработал основы социология, статистики, Ф. Ле Пле — монография. метод изучения семейных бюджетов. Появились первые центры социальных исследований — Лондонское статистич. об-во, Об-во социальной политики в Германии и др. Эмпирич. исследования начинают постепенно испытывать нужду в обобщающей теории, а социология, теория — в эмпирич. проверке своих положений.
Возникнув на стыке неск. различных дисциплин и не имея чётко очерченного собств. предмета, С. на первых порах встречала сильную оппозицию со стороны представителей более старых дисциплин (особенно философов и историков) и не вписывалась в консервативную систему классич. гуманитарного образования. Однако постепенно положение менялось. В кон. 19 в. С. становится университетской дисциплиной. В 1892 была создана первая кафедра С. (в Чикагском ун-те), в 1893 — Международный ин-т социологии в Париже; начинают выходить спец. журналы. В нач. 20 в. возникли первые нац. социологии, об-ва и ассоциации, а преподавание С. было введено во мн. европ. и амер. ун-тах.
Крупнейшие зап.-европ. и амер. социологи кон. 19 — нач. 20 вв. (Ф. Тённис, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Парето, Т. Веблен) отмечали, что бурж. общество переживает кризис, и испытывали тревогу по поводу его проблем, решения к-рых они не видели. Стремясь поднять С. до уровня объективного, научного знания, они вместе с тем понимали недостаточность для обществоведения естественно-науч. методов. Настаивая на самостоятельности С. и её отделении от философии, экономики и права, они в то же время анализировали такие филос. вопросы, как природа социальной реальности, гносеология, специфика социального познания, соотношение науки и мировоззрения. Воспринимая кризис бурж. общества прежде всего как кризис его ценностных систем, они уделяли много внимания изучению норм и ценностей культуры и особенно — религии. При этом историко-эволюц. подход постепенно уступил место структурно-аналитическому, а теоретич. построения начали всё теснее связываться с эмпирич. исследованием [напр., кн. «Самоубийство» (1897) Дюркгейма]. В рамках общей проблематики формируются разные теоретич. ориентации. «Социологизм» Дюркгейма, предлагающий рассматривать социальные факты «как вещи», продолжает линию позитивистского объективизма. «Понимающая социология» Вебера, стремившаяся расшифровать внутр. смысл социальных действий, связана, напротив, с идеями неокантианства и философии жизни. Функционализм Дюркгейма контрастирует как с история, ориентацией Вебера, который считает социология, понятия «идеальными типами», необходимыми для упорядочения сложной история, действительности, так и с подходом Зиммеля, для к-рого базовым, исходным социальным процессом является межличностное взаимодействие. В последней трети 19 в. началась активная конфронтация бурж. С. с марксизмом как по идеология., так и по теоретич. вопросам. Особенно усилилась идейная конфронтация бурж. С. с марксизмом после Великой Окт. социалистич. революции.
Зап. немарксистская С. неоднородна по своим идеология. установкам. Наряду с явными апологетами капитализма, разрабатывающими его. политико-идеологич. и военную стратегию или общие теории, прямо направленные против марксизма и коммунизма, такие, как теория конвергенции, «стадий экономич. роста» (У. Ростоу), «индустриального общества» (Р. Арон), «постиндустриального общества» (Д. Белл) и др., имеется значит. число учёных-социологов, к-рые стараются отделить свою науч. работу от политики, ограничиваясь исследованием спец. проблем; их собственные идеология. установки в большинстве случаев являются буржуазно-либеральными, реформистскими. Наконец, существует т. н. «радикальная», или «критическая», С., с леволиберальных и мелкобурж. позиций подвергающая критике капиталистич. строй и его учреждения. Соотношение этих идеология, течений изменчиво и неодинаково в разных странах.
В результате начавшейся в 1920-х гг. интенсивной профессионализации и специализации С. заняла одно из Центр. мест в системе обществ. наук, она изучается и преподаётся в большинстве стран мира и насчитывает св. 40 специализированных отраслей, число к-рых продолжает расти. Наряду со сбором эмпирич. информации и её теоретич. интерпретацией С. выполняет прогностич. и прикладные функции как на уровне макросоциальных процессов и систем (напр., исследование социальных аспектов изменения природной среды), так и на микроуровне (напр., в масштабах отд. предприятия). значит. успехи были достигнуты в сфере методов и техники исследования (системный подход, матем. моделирование социальных процессов, количеств, методы обработки и обобщения данных). Границы между С. и нек-рыми смежными дисциплинами, напр. социальной психологией, не вполне определённы; это объясняется не только тем, что С. использует методы др. наук, но и растущей социологизацией др. обществ. наук, стремящихся рассматривать свои объекты в более широком социальном контексте.
Эмпирич. исследования зап. социологов, независимо от их филос. взглядов, содержат ценную информацию о различных сторонах жизни капиталистич. общества, его экономике, политике и культуре. Прикладная С. решает нек-рые практич. задачи в интересах правящих классов. Изучение массовой коммуникации и обществ. мнения позволяет вырабатывать более эффективные приёмы и методы воздействия бурж. средств пропаганды на аудиторию. Социологи, состоящие на службе у корпораций, изучая настроения рабочих, пытаются помочь предпринимателям «улаживать» конфликты с рабочими.
Но эмпирич. С. зависит от финанс. капитала даже сильнее, чем социологи-теоретики старого типа. Для проведения крупных эмпирич. исследований необходимы спец. исследоват. центры и большие ассигнования, к-рые может дать только пр-во или крупная корпорация. Социолог, т. о., попадает в непосредств. зависимость от капиталистич. корпораций или гос. бюрократии. аппарата. Он работает на «заказчика», к-рому С. нужна лишь как источник «деловой информации», используемой для решения насущных практич. задач данной фирмы или организации. В результате появляется новый тип социолога, который напоминает «социального техника» и часто вообще отказывается от постановки общих вопросов. Социолог-эксперт стремится найти практич. решение поставленной перед ним задачи. Именно в этом выражается классовая направленность подобных исследований — мышление учёных этого типа не выходит за рамки изучаемой социальной системы; оно направлено на её сохранение и в этом смысле выполняет функции консервативной идеологии, внушающей людям мысль о принципиальной невозможности изменения существующей системы.
Однако С. на Западе не исчерпывается частными и прикладными исследованиями, к-рые к тому же соотносятся с теми или иными обобщающими теориями. В ней существует неск. различных теоретико-методологич. ориентаций. Функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон) выдвигает на первый план принцип целостности и интеграции социальной системы и объясняет частные явления теми функциями, к-рые они выполняют в рамках этого целого. Интеракционизм (Дж. Хомане, Э. Гофман) ставит во главу угла процессы взаимодействия между индивидами и группами, в ходе к-рых складываются и видоизменяются относительно устойчивые социальные структуры и учреждения. Сильное влияние на социология, теорию оказывают неопозитивизм, феноменология, неофрейдизм (Э. Фромм и др.), франц. структурализм. Хотя между общетеоретич. ориентациями и т. н. теориями ср. уровня, не говоря уже об эмпирич. исследованиях, существует большой разрыв, исходные установки существенно влияют и на тематику, и на методы исследования.
Противоречия и трудности развития особенно ярко проявились в кризисе зап. С., который стал явным в кон. 1960-х — нач. 70-х гг. В идеология, плане этот кризис связан с обострением социальных противоречий капитализма и ростом демократия, движения. Разочарование определ. части зап. интеллигенции в бурж. идеологии оборачивается также разочарованием в С., к-рая оказалась неспособной предсказать социальные потрясения капитализма и сама служит обоснованием и оправданием сохранения статус-кво. В теоретико-методологич. плане кризис бурж. С. выступает как кризис позитивистско-сциентистских иллюзий относительно возможности «беспартийной» С., а также эмпиризма и функционализма, абсолютизирующего момент единства и устойчивости «социальной» системы и смазывающего её внутр. противоречия.
Кризис теоретич. основ бурж. С. вызывает не только сдвиги в тематике исследований, в частности рост интереса к процессам социального изменения на макроуровне, но и потребность в методология, переориентации. Однако общая картина остаётся весьма пёстрой. В качестве теоретич. альтернативы позитивизму и функционализму предлагаются феноменология и этнометодология, новые варианты психология, редукционизма (Дж. Аткинсон), концепции франкфуртской школы (Т. Адорно, Ю. Хабермас) и др. варианты т. н. неомарксизма (А. Гоулднер).
В С. Запада отмечается рост внимания и интереса к марксизму, в к-ром учёных привлекает ориентация на уровень исследования глубинных, объективных социальных процессов и отношений в обществе в целом, диалектич. подход, историзм и, наконец, революционно-критич. тенденция, стремление не просто к изучению, но к обновлению мира. Наряду с подлинным интересом к марксизму-ленинизму среди учёных Запада широко распространены всевозможные подделки, истолковывающие марксизм в романтическом, анархистском, маоистском и т. п. духе. Среди части левонастроенных молодых социологов бытует вульгарно-нигилистич. отношение к технике социология, исследования, эмпирич. методы огульно приравниваются к «апологетике», партийность противопоставляется науч. объективности и т. д. Всё это требует тщательного критич. анализа со стороны социологов-марксистов.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

2011. 03. 005. Гиряева В. Н. Социология медицины, медицинская социология и социология общества здоро

Читать PDF
0.00 байт

Откуда появилась новая экономическая социология? [экономическая социология в США]

Конвер Бернар , Хайлброн Йохан
Мы перевели и опубликовали уже немало обзоров о состоянии экономической социологии в разных странах. Но преимущественно речь шла о Европе.
Читать PDF
0.00 байт

Социология культуры: идеи и концепции (Шендрик А. И. Социология культуры. М., 2005)

Костина Анна Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

2005. 03. 011. Осипов Г. В. Российская социология в XXI В. // социология. - Минск, 2005. - N3. - С.

Виноградова Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

2009. 04. 009. Данко Д. Социология искусства Натали Хайних и социология из искусства. Danko D. Natha

Кожевникова Е. А.
Читать PDF
0.00 байт

97. 01. 006. Наройек В. "социология очереди" и "социология рынка". Narojek. W. "Sociologia kolejki"

Васильева Э. П.
Читать PDF
0.00 байт

Социология, религия и общество; рецензия на книгу М. Ю. Смирнова «Социология религии: словарь» (СПб.

Гараджа Виктор Иванович
Читать PDF
0.00 байт

Социология гендерных отношений (методическое пособие для студентов специальности «Социология»)

Гафизова Н. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Музыкальная социология социология культуры культурология (Самарские ученые участники международного

Новак Наталия , Бурлина Елена Яковлевна
В университете имени М.Лютера, в немецком городе Халле развивается многолетний исследовательский проект, посвященный российской музыкальной социологии и культурологии. В мае 2013 г.
Читать PDF
0.00 байт

Социология общения и социология коммуникации: основания различения и точки роста в современной теоре

Резаев А. В., Трегубова Н. Д.
Выдвигается и обосновывается тезис о востребованности разделения социологии коммуникации и социологии общения.
Читать PDF
0.00 байт

Социология спорта и социология менеджмента в контексте гуманистической ориентации общественных перем

Маркович Данило, Симич Драгиш
В многоаспектном разнообразии современного общества, начиная с 1960-х гг., все чаще стали употребляться понятия спорта и менеджмента.
Читать PDF
0.00 байт

Социология выборов и экологическая социология: аспекты соотношения

Пацула Андрей Валерьевич
Читать PDF
0.00 байт

Социология эмоций и социология морали: моральные эмоции в современном обществе

Симонова Ольга Александровна
В статье рассматриваются актуальные направления в современной социологии: социология эмоций и социология морали.
Читать PDF
0.00 байт

Инновационная социология (социология социальных нововведений)

Кондауров В.И.
Социальное новаторство, как специфическая фора жизнедеятельности, будучи уникальным общественно-историческим явлением, требует соответственно новаторских (инновационных) методов его познания и освоения.
Читать PDF
0.00 байт

Экономическая социология и социология денег

Марк Генри Шапиро
В статье сравниваются операциональные определения социологии экономического поведения и социологии денежного поведения, на основании чего делается вывод об идентичности этих понятий.

Похожие термины:

  • Социология языка

    Социология языка - отрасль социологии, изучающая: - взаимосвязь общества и языка; - социальные функции языка; - роль языка в обеспечении социального контроля; - языковые различия как отражение социа
  • Социология массовых коммуникаций

    Социология массовых коммуникаций - социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовых коммуникаций, а также их социальную обусловленность и последстви
  • Практическая социология менеджера

    это такая часть научных знаний социологии и социологии труда, которая позволяет ему объективно оценивать ее особенности, уровень достоверности, источники и методы получения, возможности решения
  • Социология труда

    наука, изучающая труд как общественное явление с точки зрения воздействия работы на общественную жизнь человека, с одной стороны, и общественных отношений на работу — с другой.
  • Социология управления

    область социологии, изучающая закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе. В социологии управл
  • Аграрная социология

    Социология сельского хозяйства - отрасль социологии, изучающая формы организации труда, структуру и функционирование различных социальных и профессиональных групп в сфере сельского хозяйства.
  • Социология деревни

    Социология деревни - отрасль социологии, изучающая возникновение, сущность и общие закономерности развития и функционирования деревни как социальной системы и элемента социально-пространственн
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

    область социологии, изучающая социальный механизм развития экономики, частные социальные механизмы регулирования социально-экономических процессов, экономическое сознание, экономическое мышл
  • Социология сельского хозяйства

    Социология сельского хозяйства - отрасль социологии, изучающая формы организации труда, структуру и функционирование различных социальных и профессиональных групп в сфере сельского хозяйства.
  • Индустриальная социология

    Социология промышленности - социология труда, изучающая формы организации труда, структуру и функционирование различных социальных и профессиональных групп в сфере промышленного производства.
  • ПРОМЫШЛЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ

    исследование социальных аспектов промышленного производства. Непосредственный предмет П. с. – социальные отношения, складывающиеся в процессе промышленного труда. Данные отношения исследуются
  • Социология промышленности

    Социология промышленности - социология труда, изучающая формы организации труда, структуру и функционирование различных социальных и профессиональных групп в сфере промышленного производства.
  • Социология села

    Социология деревни - отрасль социологии, изучающая возникновение, сущность и общие закономерности развития и функционирования деревни как социальной системы и элемента социально-пространственн
  • Экономика и социология труда

    Комплексная дисциплина, изучающая экономические и социологические аспекты трудовой деятельности.
  • Банк социологической информации

    Банк социологической информации - совокупность информации, используемой и получаемой в процессе социологических исследований, а также средств для ее получения, хранения, переработки и распростр
  • Социологические концепции теневой экономики

    теневая экономика рассматривается с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения субъектов в значимых
  • Институционально-социологическая традиция во Франции. Ф. Перру

    Воззрения, весьма близкие американскому институционализму, получили в послевоенный период широкое развитие в Западной Европе, особенно во Франции, где они основывались на поддержке влиятельной
  • Источники социологической информации

    биографические данные личности и кадровые учетные сведения (личные листки учета, трудовые книжки, приказы организации и т. п.), формальные и неформальные сведения других лиц и организаций; целенап
  • Социологическая информация

    это индивидуальные характеристики личности, ее ценности, взгляды, оценки и отношения к собственным действиям, к окружающей среде, другим людям, определяющие закономерности ее личного и коллектив
  • ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

    направление, рассматривающее экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внешнеэкономических факторов (в частности, технико-э