Маслоу Абрахам

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МАСЛОУ АБРАХАМ
(Maslow Abraham) американский психолог, один из лидеров «Гуманистической психологии», автор книги «Мотивация и личность» (1954), посвященной проблемам мотивации и удовлетворения потребностей человека. Разработал иерархию потребностей человека, в которой большое место отводил потребностям в творчестве, самоактулизации личности, реализации способностей и талантов человека. Существенным элементом теории мотивации М. является утверждение, что человек никогда не сможет полностью реализовать свои цели, поскольку, удовлетворив одну потребность, он обращается к др.

Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998

Маслоу Абрахам
(Авраам Маслов) (Abraham Maslow). Видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Родился 01 апреля 1908 года. А. Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После ее окончания в 1926 г., по совету отца, поступает в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но буквально через две недели бросает его. С психологией А. Маслоу знакомится в Корнельском университете. В 1928 г. А. Маслоу переводится в Висконсинский университет в Мадисоне, где специализируется на психологии. Его научным руководителем становится Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В 1930 г. в Висконсинском университете он становится бакалавром, в 1931 г. – магистром и в 1934 г. – доктором психологии. А. Маслоу получает классическое бихевиористское образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.
В 1934 г. он начинает работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и А. Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищен работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлекается и другими идеями.
В 1937 г. А. Маслоу принимает предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время происходит его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов. Благодаря дружбе с основателем гештальтпсихологии Максом Вертгеймером и антропологом Рутом Бенедиктом возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей. А. Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.
Широко известна иногда приписываемая А. Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» – диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введенная, вероятно, для упрощенного изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).
Модель иерархии потребностей нашла широкое применение в маркетинге, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей. А. Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т.д.
2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация
В 1951 г. А. Маслоу становится первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса. Он проработал там до 1969 г. Именно в этот период происходит постепенно признание его идей, оформляется как отдельное направление гуманистическая психология. В 60-е годы А. Маслоу становится популярным, а в 1967 г. даже избирается президентом Американской психологической ассоциации.

Источник: Глоссарий по маркетингу 2013 г.

Маслоу Абрахам
1908—1970) — американский психолог, один из лидеров так называемой гуманистической психологии. М. известен как создатель иерархической теории потребностей. Он классифицировал потребности, разделив их на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и др.) и производные, или мета-потребности (в справедливости, благополучии, порядке социальной жизни). По М., базисные потребности человека постоянны, а производные — изменяются. Мета-потребности ценностно равны друг другу и поэтому не имеют иерархии. Напротив, базисные потребности располагаются, согласно принципу иерархии, в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:
1)физиологические и сексуальные потребности — в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т.д.;
2) экзистенциальные потребности — потребность в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулировании окружающего человека социума, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.;
3) социальные потребности — в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности;
4) престижные потребности — в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке;
5) наконец, духовные потребности — потребности в самовыражении через творчество. Базисные потребности представляют собой мотивационные переменные, которые филогенетически, т.е. по мере взросления человека, и онтогенетически, т.е. по мере их реализации в качестве необходимых условий социального бытия индивида, следуют друг за другом. Первые два типа потребностей в своей иерархии М. называл первичными (врожденными), три остальных — вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных («низших») вторичными («высшими»). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными (насущными, требующими удовлетворения)для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Хотя теория потребностей М. не подтверждена эмпирически, но благодаря своим универсальным объяснительным возможностям послужила основой для многих современных моделей мотивации труда. Изучая мотивацию развития личности, М. сформулировал 15 основных черт, присущих так называемым самоактуализирующимся личностям:
1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному.
2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
3. Спонтанность проявлении, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.
4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.
5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне.
6. Автономия и независимость от окружения: устойчивость под воздействием разрушительных факторов.
7.Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.
8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «я».
9. Чувство общности с человечеством в целом.
10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми, узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.
11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
12. Устойчивые моральные нормы. Самоактуализирующиеся личности ведут себя нравственно, остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям.
13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.
14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.
15. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат, относятся к ней достаточно критично, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое. Не являясь конформистами, они в то же время не склонны к бездумному бунтарству. Самоактуализирующиеся личности неидентифицируются со своей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую не желают принять. По подсчетам М. самоактуализирующиеся личности составляют ничтожное меньшинство (около 1% населения). Они являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей и служат эталоном для большинства. Несмотря на то что идеи М. О самоакгуализирующихся личностях носят дискуссионный характер, они широко применяются на практике как средство улучшения стиля руководства.

Источник: Основные понятия менеджмента: глоссарий

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

2013. 02. 016. Переписка Питирима Сорокина с Абрахамом маслоу. (перевод с англ. )

Долгов А. Ю., Кротов П. П.
Читать PDF

Теории мотивации Абрахама Маслоу и Фредерика Герцберга: опыт математической формализации

Читать PDF

Сущность теории мотивации Абрахама хоральда Маслоу и ее практическое применение на российских предпр

Савченко Таисия Вячеславовна
В данной статье были рассмотрены такие понятия, как «мотив» и «стимул» и процессы мотивации и стимулирования, с которыми они связаны. Особое внимание обращено на иерархическую модель А.Х.