АДАМ СМИТ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Смит Адам
автор экономического учения (теории развития общества). См. Концепция экономического человека.

Источник: Экономическая география. Словарь терминов

Смит Адам
1723-1790) - выдающийся экономист, создавший систему научной политической экономии. Основной труд Исследование о природе и причинах богатства народов. В основе учения Адама Смита лежит концепция экономического человека.

Источник: Экономическая география. Словарь терминов

СМИТ АДАМ
(1723—1790) шотландский экономист, один из самых известных представителей классической школы. Разрабатывал трудовую теорию стоимости, вопросы прибыли, ренты, процента. Впервые высказал идею о том, что экономика развивается по своим естественным законам, действие которых позволяет получать обществу наибольшую пользу. Эта идея получила название принципа «невидимой руки рынка». С. создал теорию распределения (трех видов дохода), определил сущность национального дохода. Основная работа — «Исследование о природе и причинах богатства» (1776).

Источник: Словарь эффективной экономики.

Смит Адам
(Adam Smith); (1723, Керколди – 1790, Эдинбург) – шотландский экономист, философ; один из основоположников современной экономической теории. Изложил логичную систему, объясняющую работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования. Сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита – это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает свое поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества.

Источник: Экономический словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки.

Смит Адам
(1723—1790),шотландский экономист и философ, виднейший представитель классической школы политической экономии. В 1748—1751 гг. читал в Эдинбурге курс лекций по литературе, естественному праву, в 1751 г. возглавлял кафедру логики, в 1752 г. — кафедру нравственной философии в университете в Глазго. В 1767-76 гг. работал над своим главным сочинением «Исследование о природе и причинах богатства народов». В 1778 г. получил должность таможенного комиссара Шотландии. Впервые определил двоякую задачу политической экономии как науки: проведение абстрактного анализа объективной экономической реальности (позитивная сторона) и на основании полученных выводов — рекомендации для осуществления экономической политики фирмы, государства (нормативная сторона). Превратил политическую экономию в сравнительно стройную систему знаний, разрабатывал важнейшие категории трудовой стоимости.

Источник: Глоссарий. Биографический указатель экономистов. Проект seinst.ru

АДАМ СМИТ
ADAM SMITH
(1723-1790) Основоположник экон. теории, шотландский философ и автор книги `Природа и причины богатства наций` (The Nature and Causes of the Wealth of Nations), представитель классической политической экономики. `Богатство наций` знакомит с обилием экон. данных и их анализом на фоне обобщения тенденций развития экон. процессов в обществе, основанном на частной собственности. Адам Смит выступал против деятельности правительства, за политику невмешательства гос-ва в экономику, за отход от его интервенционной политики, рекомендуемой теорией меркантилизма, к-рая господствовала в течение большей части восемнадцатого столетияАдам Смит считал, что экон. свобода является эффективным средством регулирования экономики. Невидимая рука рынка была центральным понятием в его учении об экономике. Конкуренция и личный интерес, к-рые порождают рост реального нац. богатства, лежали в основе его модели.См. КАПИТАЛИЗМ; КОММУНИЗМ; СОЦИАЛИЗМ.

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

АДАМ СМИТ

шотландский философ (1723–1990), наиболее запомнившийся своим «Исследованием причин и природы богатства народов» (1776). После плодотворного изучения разделения труда он предположил, что преследование индивидуумом личного интереса и беспрепятственное функционирование рынка действовали как «невидимая рука», имея своим результатом достижение «всеобщего благосостояния». Будучи ведущим представителем шотландского просвещения и посетив Францию, где он встречался с ведущими французскими социальными и экономическими мыслителями, Смит, помимо экономических проблем, писал: об этике, о политике, праве, языке. В «Теории нравственных чувств» (1779) он утверждал, что этические суждения зависят от воображения людьми самих себя в положении других и могут также освещаться через призму суждений об истине и заблуждении идеального беспристрастного наблюдателя. Хотя и крепко связанный с защитой доктрины Laissez Faire, Смит не был слеп к неблагоприятным последствиям разделения труда, отмечая его потенциально подрывающее и обесчеловечивающее воздействие на рабочих, хотя они вполне могли бы пожелать ограничить такое воздействие, но правительства в действительности руководствовались узкими интересами.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

АДАМ СМИТ

Шотландский экономист, работы которого легли в основу классической экономической теории. В известном труде А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) заложены основы учения о рынке. Смит подчеркивал, что рыночные отношения базируются на общественном разделении труда. Ученый считал, что «невидимая рука» рынка заставит предринимателей из личного материального интереса и стремления к прибыли производить товары и услуги, необходимые обществу. В условиях свободной конкуренции и при отсутствии государственного регулирования рынок способен так организовать экономическую деятельность, что повысится благосостояние всего общества. На рынках совершенной конкуренции производители стремятся продать как можно больше товаров, что ведет к снижению цен до уровня, позволяющего покрыть издержки производства и получить нормальную норму прибыли. Если на рынке ощущается дефицит некоторых товаров, потребители предлагают за них более высокие цены, что привлекает в отрасль новых производителей и способствует увеличению предложения этих товаров. Таким образом, в условиях рыночной системы предложение управляется спросом. Смит фактически описал новую экономическую систему, которая зарождалась в то время в западноевропейских странах. Однако, чтобы эта система работала, необходимы два условия: отсутствие государственного вмешательства и свобода конкуренции. Смит с большим недоверием относился к монополиям, полагая, что они представляют собой заговор против потребителя. См. Private-enterprise system.

Источник: Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика

СМИТ АДАМ
(1723—1790) (Smith, Adam) — шотландский экономист, чьи труды сформировали основу КЛАССИЧЕСКОЙ экономической ТЕОРИИ. В своей самой известной книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» Смит подчеркнул преимущества разделения труда, доказал необходимость специализации и обмена, описал в общих чертах функционирование рыночного механизма (см. ценовая система). Смит утверждал, что, когда производители свободны в поиске прибылей от производства товаров и услуг, «невидимая рука» рыночных сил гарантирует правильность выбора для производства тех или иных благ. При отсутствии государственного регулирования рынков, т. е. в условиях laissez faire, конкуренция организует производство так, что общественное благосостояние возрастает.
На конкурентных рынках конкуренция проявляется в том, что производители, стремясь продать как можно больше своей продукции, снижают цены до минимального уровня, покрывающего издержки производства и позволяющего получить нормальную прибыль. Далее, если определённые товары оказались слишком редкими, то покупатели готовы заплатить за них более высокие цены, привлекая тем самым большее число производителей в отрасли, производящие эти товары. В результате предложение этих товаров увеличивается. Таким образом, производство в рыночной системе направляется потребностями людей.
Смитовская схема рыночного механизма описывала новую экономическую систему, начинавшую тогда своё развитие в западных странах, только что прошедших процесс индустриализации.
Следует отметить, что Смит выделил два важных условия, необходимых для нормального функционирования рыночной системы: (а) рынки должны быть свободны от государственного вмешательства, от жесткого регулирования правительством экономической деятельности, преобладавшего в «досмитовские» времена; (б) эгоистическое поведение производителей только там может послужить на благо обществу, где превалирует конкуренция. Дело в том, что Смит очень подозрительно относился к МОНОПОЛИЯМ, считая их заговором против потребителя.
См. ЭКОНОМИКА ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

Адам Смит

alt="" />


Адам Смит (Adam Smith), которого большинство ученых считают основателем современной политической экономии как самостоятельной науки, родился, предположительно, 5 июня 1723 года в городе Керколди в Шотландии в семье таможенного чиновника.


Окончил университет в Глазго и в 1740-1746 годах учился в Оксфорде, где изучал философию и литературу.


Свою карьеру начал как преподаватель. В 1748-1750 годах читал лекции по литературе и естественному праву. В 1751-м ему была присвоена научная степень профессора логики, в 1752-м – профессора моральной философии. Современники считали Смита выдающимся оратором: на его лекции съезжались слушатели со всей страны.


С 1755 года Адам Смит становится публицистом: в журнале «Эдинбургское обозрение» печатаются его первые статьи. А международную известность он получил благодаря своему философскому труду «Теория нравственных чувств», который вышел в 1759 году.


В 1764-1766 годах Смит был наставником герцога Беклю. В этой роли он посетил Тулузу, Женеву, Париж. Ему удалось познакомиться с такими видными деятелями эпохи Возрождения, как Дидро, Вольтер и др.


По возращении на родину Адам Смит посвятил себя работе над своим главным произведением «Исследование о природе и причинах богатства народов», которое впервые было опубликовано в 1776 году.


«Богатство народов» - это трактат из пяти книг, причем первые две представляют собой очерк теоретической экономии, третья и четвертая - об истории экономических учений, а пятая – о связи финансов и науки об управлении.


Именно в этой работе впервые речь шла об эгоизме как об основной движущей силе экономики, когда продавец стремится реализовать товар там, где это можно сделать дороже; богатство создается всеми видами производительного труда, а не только земледелием, и драгоценные металлы не являются его единственным выражением и эквивалентом.


В 1778 году Смит стал членом Таможенного совета Шотландии. Он переехал в Эдинбург. А в 1787-м был избран ректором университета в Глазго.


Скончался Адам Смит в 1790 году.

Источник: Банковская энциклопедия, 2013 г. Проект: www.banki.ru

Смит Адам
(1723—1790), английский экономист и философ, основоположник классической политической экономии. Родился в Шотландии (г. Керколди) в семье таможенного чиновника. В 1737 году поступает в Глазговский университет, где после обязательного для всех студентов класса логики (первого курса) переходит в класс нравственной философии, выбирая тем самым гуманитарное образование. Успешно окончив в 1740 году университет, Смит получил стипендию на дальнейшее обучение в Оксфордском университете, где он обучался с 1740 по 1746 гг. Политические события в Англии (восстание сторонников Стюартов в 1745—1746 гг.) заставили Смита летом 1746 г. уехать в Керколди, где он прожил два года, занимаясь самообразованием.
В 1748—1751 годах Смит читает в Эдинбурге курс публичных лекций по естественному праву, которое включало в восемнадцатом веке не только юриспруденцию, но и политические учения, социологию, экономику. В 1751 он возглавил кафедру логики, в 1752 году — кафедру нравственной философии в университете Глазго.
В 1759 году Смит опубликовал в Лондоне свой первый большой научный труд “Теория нравственных чувств”, который представляет значительный этап в становлении философских и экономических идей Смита.
В 1764—1766 гг. А.Смит находился за границей, главным образом во Франции, куда он был приглашен в качестве воспитателя юного герцога Баклю. Оплата его услуг была такова, что позволила Смиту следующие 10 лет работать только над своим главным сочинением, принесшим ему впоследствии мировую известность “Исследование о природе и причинах богатства народов”. В 1767—1773 годах Смит жил на родине, в Шотландии, целиком посвятив себя этой работе. “Исследование о природе и причинах богатства народов” вышло в свет в Лондоне в марте 1776 г.
В 1778 году (через два года после выхода в свет “Богатства народов”), Смит получает должность одного из таможенных комиссаров Шотландии и до конца своих дней живет в Эдинбурге.
Работы А.Смита, переведенные на русский язык:
А.Смит. “Теория нравственных чувств”. М., Республика, 1997.
А.Смит. “Исследование о природе и причинах богатства народов”. М., Соцэкгиз, 1962.
А.Смит. “Исследование о природе и причинах богатства народов” (отдельные главы). В кн. “Антология экономической классики”. Т. 1. М., Эконов, 1993.

Источник: История экономической мысли. Краткие биографии ученых-экономистов.

СМИТ Адам
(1723—1790) - английский экономист, один из основателей буржуазной классической политической экономии (см.). Вырашя интересы растущей промышленной буржуазии мануфактурного периода, Смит отстаивал свободу торговли против феодальных ограничений и подверг основательной критике теорию и практику меркантилизма Систематическое изложение политической экономии он дал в своем труде «Исследование о природе и причинах 6orafcTBa народов» (1776). Смит продвинул вперед анализ классовой структуры буржуазного общества, впервые выделив наемных работников как особый класс и показал, по существу, противоположность его интересов интересам собственников. Он с большей последовательностью, чём физиократы (см.), перенес экономическое исследование из сферы обращения в сферу производства. Смит сделал крупный шаг вперед в развитии теории стоимости, указав, что создателем стоимости является всякий труд, занятый в производстве. Однако из-за непонимания того, что рабочий продает капиталисту не труд, а рабочую силу, Смит не смог объяснить образование прибыли на основе теории трудовой стоимости. Поэтому прибыль он считал действительной только для первобытного состояния общества, а при развитом (буржуазном) хозяйстве стоимость товаров, по Смиту, слагалась из прибыли, ренты и заработной платы. Представление, будто стоимость товаров слагается из доходов и не включает стоимости потребленных средств производства (так называемая «догма Смита»), не позволило ему понять сущность накопления капитала и общественного воспроизводства. Смит считал, что капиталистическое производство может развиваться беспрепятственно и безгранично. Непоследовательность метода Смита приводит к множеству противоречивых характеристик важнейших экономических категорий. Так, он дал несколько определений стоимости, впервые выделив заработную плату как особый, трудовой доход, Смит вместе с тем ошибочно считал ее платой за труд. Правильное представление о прибыли как вычете из продукта труда рабочего сочетается у него с трактовкой ее как самостоятельной части стоимости товара, вознаграждающей капиталиста за авансирование капитала и риск. Смит оказал очень большое влияние на все дальнейшее развитие политической экономии. Научная сторона учения Смита, разработанная далее Рикардо, составила один из источников экономического учения марксизма. Однако там, где Смит отходил от научного метода исследования, он положил начало различным теориям буржуазной вульгарной политической экономии (см.).

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

Смит (Smith) Адам (1723-1790)

английский экономист, один из основателей классической политической экономии. В 1766 г. создал главное произведение своей жизни — «Исследование о природе и причинах богатства народов», которое является первым в экономической науке полноценным трудом, излагающим общую основу науки — теорию производства и распределения, анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале и, ряд примеров их применения в экономической политике. Эта работа Смита оказала влияние на все последующее развитие экономической мысли в мире и экономическую политику многих государств. Главная мысль «Исследования о природе …» — это действие «невидимой руки»: получаем мы свой хлеб не по милости пекаря, а из его эгоистического интереса. Смит выдвинул доктрину максимального удовлетворения потребностей, согласно которой при определенных общественных условиях частные интересы могут гармонически сочетаться с интересами общества. Он отмечал, что разделение труда повышает производительность труда, ускоряет рост богатства и является важнейшим фактором всей истории человечества. Смит считал неправильным взгляд меркантилистов на деньги как единственное богатство, более того, он объявил целесообразной замену серебра и золота бумажными деньгами. Наряду с этим он видел, что в отличие от металлических денег бумажные деньги могут переполнять каналы обращения и обесцениваются, поэтому бумажные деньги должны выпускаться банками в ограниченных количествах. Смит выделял кредитные деньги и признавал, что эмиссия банкнот содействует росту производства. Смит внес значительный вклад в развитие теории стоимости. Он определял стоимость затраченным на производство товара трудом и обмен товаров связывал с заключенным в них количеством труда. Смит разграничивал естественную и рыночную цену товара. Под естественной ценой он понимал денежное выражение стоимости, которая «как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров», то есть определяемую конкуренцией среднюю цену товаров. Низкий уровень нормы прибыли и процента Смит характеризовал как показатель высокого экономического развития и «здоровья нации», хотя и не смог объяснить процесс тенденции нормы прибыли к понижению. Он впервые ввел термины основного и оборотного капитала и применил категории основного и оборотного капитала ко всему функционирующему капиталу, независимо от того, в какой отрасли он применяется. Особое значение Смит придавал финансовой деятельности государства. Он заложил теоретически основы налоговой политики, подчеркнув, что налоги должны соответствовать «силе и способностям граждан».

Источник: Бизнес-словарь

СМИТ Адам
(1723—1790) — английский экономист, один из выдающихся представителей буржуазной классической политической экономии. В своем главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) Смит впервые дал систематическую разработку основных вопросов политической экономии. Смит сыграл крупную роль в разработке теории трудовой стоимости. Он считал, что источником стоимости является всякий труд, а не только земледельческий, как это утверждали физиократы (см.). Смит впервые обрисовал классовое строение буржуазного общества, выделив три его основных класса: наемных рабочих, капиталистов и земельных собственников, противопоставив рабочих остальным двум классам. Для Смита характерны два метода исследования экономики буржуазного общества: научный, вскрывающий внутреннюю связь явлений, и вульгарный, описывающий поверхность явлений. Эта противоречивость выступает, в частности, в его теорий трудовой стоимости, согласно которой стоимость определяется, с одной стороны, трудом, затраченным на производство товара, а с-другой стороны, стоимость товара по Смиту определяется трудом, который можно купить в обмен на данный товар, т. е. Смит смешивает труд, затраченный на производство товара, с трудом, который покупается за данный товар. Эта ошибка связана с трактовкой заработной платы как цены труда. Отойдя от правильной трактовки стоимости, Смит подменяет теорию трудовой стоимости теорией издержек производства и приходит к совершенно ненаучному выводу, что стоимость представляет собой сумму доходов, слагается из прибыли, ренты и заработной платы. У Смита имеется также противоречивое определение капитала. С одной стороны, Смит правильно связывает капитал с вычетом из продукта труда рабочего, с другой стороны, он дает антиисторическое определение капитала, как запасов для дальнейшего производства. Смит при этом стирает разницу между производством и обращением. Смит, ошибочно полагая, что стоимость общественного продукта состоит из доходов (о + т), опускал стоимость постоянного капитала (с). Эта «догма Смита» не давала возможности понять процесс общественного воспроизводства в целом. Смит был буржуазным экономистом мануфактурного периода. Он оказал огромное влияние на дальнейшее развитие политической экономии. Научная сторона его учения (в первую очередь теория трудовой стоимости) была в дальнейшем развита Рикардо (см.), который освободил теорию трудовой стоимости Смита от ряда существенных противоречий. Смит обнаружил, что прибыль и земельная рента являются вычетами из продукта труда. Этим самым он приблизился к пониманию источника прибавочной стоимости. Но наряду с этими научными элементами теория Смита содержит ненаучную трактовку вопроса, давшую исходные моменты для вульгарных теорий. К. Маркс использовал все ценное из трудов Смита и подверг глубокому критическому анализу его экономические воззрения.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

Смит Адам
(1723-1790) шотландский экономист, философ, представитель классической школы в экономической теории. В историю экономической мысли он вошел как один из выдающихся классиков экономической науки. Он был одним из самых заметных умов XVIII века и имел огромное влияние в XIX в. не только в собственной стране (Англии), но и во всем мире. А. Смит сочетал в себе энциклопедическую ученость с исключительной добросовестностью и научной честностью, умение использовать идеи других ученых с большой самостоятельностью и практичностью мысли. Среди многочисленных научных трудов А. Смита наиболее выдающейся книгой является «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Она состоит из пяти частей: первая - теория стоимости и распределения доходов; вторая капитал и его накопление; третья - очерк экономической истории Западной Европы; четвертая - критика меркантилизма и изложение взглядов на экономическую политику; пятая - финансы государства. В этой работе значительное место занимают вопросы разделения труда, обмена и денег. Он внес существенный вклад в теорию товара и стоимости, положив в основу своего учения теорию трудовой стоимости. Заслуга Смита в понимании стоимости состоит в утверждении, что величина стоимости товара определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые необходимы при данном состоянии общества. В развитии теории стоимости интерес представляет идея Смита о естественной и рыночной цене. По Смиту естественная цена - это, в сущности, денежное выражение стоимости. Здесь он положил начало исследованию конкретных факторов, вызывающих отклонение цен от стоимости. Это открыло возможности исследования спроса и предложения как факторов ценообразования. Однако А. Смит был непоследователен в своей теории трудовой стоимости. Наряду с основным определением стоимости, заключенным в товаре количеством труда, он ввел второе понятие. Смит стоимость товара определяет трудом только в «первоначальном» состоянии общества, когда еще не было капиталистов и наемных рабочих, т.е. при простом товарном производстве. Для условий капиталистического товарного производства он сформулировал другую теорию стоимости, согласно которой стоимость товара образуется путем сложения заработной платы, прибыли и ренты, приходящихся на единицу товара. Для товаров, в производстве которых не участвует арендованная земля, цена складывается, по Смиту, из заработной платы и прибыли. В экономическом учении А. Смита значительное место отведено учению о классах и доходах. По Смиту, существует три основных класса: землевладельцы, капиталисты и наемные рабочие. Они получают первичные доходы: ренту, прибыль и заработную плату как плату за труд. Вместе с тем, в обществе существуют и другие промежуточные слои и группы, которые получают вторичные доходы, т.е. в результате перераспределения. Источником вторичных доходов является либо прибыль, либо заработная плата. Одной из значительных заслуг А. Смита в экономической науке является то, что он установил истинное происхождение добавочной стоимости. Он писал: «Лишь только в руках частных лиц начинают наполняться капиталы, некоторые из них, естественно, стремятся использовать их для того, чтобы занять работой трудолюбивых людей, которых они снабжают материалами и средствами существования в расчете получить выгоду на продаже продуктов их труда или на том, что эти работники прибавили к стоимости обрабатываемых материалов» (А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов», - С. 50-51). В этом положении четко выражены исторический процесс возникновения капитализма и сущность его общественных отношений.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

Адам Смит
Шотландский философ и экономист, получил образование в университетах Глазго и Оксфорда, а впоследствии стал профессором моральной философии университета в Глазго. Его исследования охватывали широкий круг проблем, лишь часть которых относилась к экономике. Его отношение к экономической организации общества определялось в значительной степени верой в естественное право (natural law), в существование порядка природных явлений, который можно определить путем наблюдений или с помощью нравственного чувства, и верой в то, что организация общества и действующее законодательство должны соответствовать этому порядку явлений, а не идти вразрез ему. Его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» стал первым полномасштабным трактатом по экономике, охватывающим теории производства и распределения, пересматривающим известные факты в свете новых теорий и предлагающим конкретные политические решения. Его главный интерес был сконцентрирован на проблеме экономического роста, двигателем которого он считал разделение труда (division of labour), ведущее к росту объемов производства, техническому прогрессу (technical progress) и даже накоплению капитала (capital accumulation). Разделение труда предполагает необходимость обмена и ограничено размерами рынка. Обмен имеет место потому, что каждый человек лично заинтересован в удовлетворении своей потребности в товарах других людей. Другим фактором, способствующим экономическому росту, является накопление капитала, основой которого Смит считал бережливость. Для достижения экономического роста должны существовать соответствующие социальная, институциональная и юридическая структуры и, как утверждал Смит, «ясная и простая система естественной свободы», при которой стремление каждого человека удовлетворить свои собственные интересы ведет (благодаря гармонии интересов) к прогрессу общества даже тогда, когда человек не ставит перед собой такую задачу Смит полагался на систему свободной конкуренции, которая обладает собственными средствами регулирования и, как установили позднее экономисты, может обеспечить оптимальную аллокацию ресурсов. Смит показал себя сторонником этого принципа при описании оптимального для страны характера инвестиций. Хотя Смит был сторонником laissez-faire, он признавал в определенных случаях необходимость вмешательства государства в экономику, например, путем введения тарифов для защиты молодых отраслей промышленности, атакжедля выполнения трех функций государства - обеспечения безопасности, справедливости и выполнения определенных общественных работ. Кроме модели экономического роста Смит разрабатывал и микроэкономические проблемы. Он утверждал, что цены (prices) определяются издержками производства. Рента (rent), скорее, определяется ценой, чем определяет ее. Он предложил несколько теорий, объясняющих образование заработной платы (wage), включая и теорию физического минимума потребления (subsistence), и сделал множество замечаний, справедливых и в настоящее время, относительно преимуществ различных профессий для различных людей, Смит считал, что прибыли (profits) с течением времени будут снижаться благодаря конкуренции и возрастающей сложности нахождения прибыльного сбыта. Он исследовал различные направления в политической экономии, критиковал меркантилистов (mercantilists) и физиократов (physiocrats) и убедительно доказывал необходимость международной торговли. Наконец, более четверти своей книги Смит посвятил государственным финансам (public finance), включая обсуждение своих знаменитых принципов налогообложения. Хотя в «Истории экономического анализа» (1954) Шумпетер (Schumpeter) писал, что «Богатство народов» не содержит какойлибо теоретической идеи, принципа или метода, который был бы абсолютно новым в 1776 г., этот труд был, без сомнения, выдающимся достижением, поскольку пришло время для обобщения, на которое Смит оказался способен. Главная теоретическая заслуга Смита состояла в том, что он сделал первый шаг в направлении создания теории оптимальной аллокации ресурсов в условиях свободной конкуренции. Говорят, что до Смита велись экономические дискуссии, а после него - дискуссии в рамках экономической теории. (См. classical economics.)

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

СМИТ АДАМ

Адам (1723–90) – английский экономист, основоположник классической политической экономии. Родился в Шотландии. Как исключительно одаренный ученик в 14 лет он поступил в университет. Сначала в Глазго, а затем в Оксфорде (в 1740–46) он изучал философию. Большое влияние на мальчика оказали курсы нравственной философии Фрэнсиса Хатчесона (1654–1746), а также творчество Дэвида Юма (1711–76), и в частности его «Трактат о человеческой природе».
По возвращении в Шотландию в 1751 С. получает кафедру логики в университете Глазго. В 1752 он получает также кафедру нравственной философии и таким образом оказывается преемником Хатчесона. Политическая экономия рассматривалась в четвертой части его курса, после естественной теологии, этики и юриспруденции. Так его экономическая концепция становится неотделимой от размышлений об обществе во всем его многообразии.
Первая книга, которая приносит ему известность, посвящена социальной философии: речь идет о «Теории нравственных чувств», опубликованной в 1759 С. считал ее основным своим трудом, судя по тому, что последние годы своей жизни он посвятил ее переизданиям.
В 1764 он оставляет свои кафедры в университете Глазго и становится наставником молодого герцога Бакклафа; ему назначают пенсию, которую он будет получать всю оставшуюся жизнь. Сопровождая молодого вельможу во время двухлетней учебы (1764–66) в Европе, и особенно во Франции, С. встречается с Ф. Кенэ и А.Р.Ж. Тюрго.
Вернувшись в Шотландию, С. принимается за «Исследования о природе и причинах богатства народов», которые выходят в свет в 1777. Работе сопутствует большой успех, и еще при жизни автора она переиздается четыре раза (1778, 1784, 1786, 1789).
В 1778 С. назначают комиссаром на таможню. Он умер, так и не опубликовав другие свои работы.
«Богатство народов» часто рассматривается как вступительная работа политической экономии, она знаменует собой рождение либеральной экономической теории. «Богатство народов» включает пять книг, но лишь первые две из них составляют суть теоретического построения С.
В книге I рассматривается разделение труда как основной фактор экономического роста. Затем автор ставит проблему стоимости произведенных товаров и услуг. С. считает, что именно труд создает эту стоимость (теория стоимости-труда). Книга I заканчивается изложением теории распределения, где рассмотрены заработная плата, рента и прибыль.
Книга II посвящена накоплению капитала, необходимого для экономического роста, и значению экономии, позволяющей обеспечить это накопление.
Книга III дает авторское видение общественного развития.
В книге IV, посвященной критике меркантилистских положений, автор впервые теоретически доказывает необходимость свободного обмена (абсолютное преимущество), принципы которого затем будут доработаны Д. Рикардо (сравнительное преимущество).
Книга V посвящена общественным финансам. Анализ расходов государства, проведенный С., до сегодняшнего дня остается непревзойденным достижением либеральной мысли.
Главная идея книги состояла в обосновании трудовой теории стоимости, в доказательстве того, что источником богатства является труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем – цена товара. Уместно заметить, что С., размышляя о субстанции (основе) стоимости (труд или полезность), не сразу сделал выбор в пользу труда. К этому выбору его склонило рассуждение о пользе воды и бриллиантов. Он задал себе вопрос, почему вода, имеющая большую полезность для человека, нежели бриллианты, ценится так низко? Не сумев объяснить стоимость воды и бриллиантов полезностью, он сконцентрировал внимание на зависимости стоимости товара от трудовых затрат. Дело в том, что С. еще не знал разницы между предельной и общей полезностью. А цена как раз связана не с общей, а с предельной полезностью блага. Ведь потребляются не вода или алмазы вообще, а какое-то их количество: литры или караты. А при увеличении количества потребляемых единиц блага снижается полезность дополнительной единицы. Так как воды много, то потребление большого числа единиц воды делает предельную полезность воды для каждого потребителя низкой. Это и объясняет ее низкую цену. Но при недостатке воды, например в пустыне, ценность дополнительной единицы воды может быть много выше ценности единицы любых драгоценных камней. Именно желание разрешить парадокс «вода – алмаз» подтолкнуло экономическую науку к открытию предельного анализа. Лишь спустя столетие авторы теории предельной полезности нашли контраргументы против этого «парадокса Смита».
Увлечение идеями С. было так велико, что наряду с Наполеоном его считали самым могущественным властителем дум в Европе. Под влиянием его идей был введен курс политической экономии, который впервые прочел в Эдинбургском университете Дж. Стюарт – ученик и друг С.
Считается, что три постулата С. до сих пор определяют вектор экономической науки. Они образуют парадигму С.
Во-первых, это анализ «экономического человека». Это образное выражение обозначает модель, или концепцию, человека в экономической теории. Место обитания «экономического человека» – труды ученых-экономистов. Отношение между «экономическим человеком» и человеком, участвующим в реальной хозяйственной жизни, – это отношение между теорией и практикой. Заслуга С. в том, что он проанализировал модель «экономического человека» применительно к индустриально-рыночной экономике.
Во-вторых, это «невидимая рука» рынка, предполагающая минимальное вмешательство государства и рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции.
«Невидимая рука» – это, по сути, стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто против воли людей. Введя в такой форме в науку понятие об экономическом законе, С. поставил политическую экономию на научную основу.
В-третьих, это богатство как целевая функция и объект экономических отношений.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

СМИТ Адам
(5.6.1723 - 17.7.1790), шотландский экономист и философ, представитель классической буржуазной политической экономич. Родился в Шотландии в семье таможенного чиновника. Учился в ун-тах Глазго (1737 - 40) и Оксфорда (1740 - 46). В 1748 - 51 читал в Эдинбурге курс публичных лекций по лит-ре и естеств. праву, в 1751 возглавлял кафедру логики, в 1752 - кафедру нравственной философии в ун-те Глазго. В 1759 опубликовал в Лондоне книгу «Теория нравственных чувств» (рус. пер., СПБ, 1895), где в известной мере развивал традиции материализма. В нач. 60-х гг. 18 в. С. уже сформулировал мн. идеи своего экономич. учения. В 1764 - 66 С. находился за границей, гл. обр. во Франции, где сблизился с энциклопедистами и физиократами. В 1767 - 73 жил на родине, в Шотландии, а в 1773 - 76 - в Лондоне, где работал над своим гл. соч. «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776, рус. пер., М., 1935). В 1778 С. получил должность таможенного комиссара Шотландии и до конца своих дней жил в Эдинбурге.
В «Исследовании...» С. обобщил столетнее развитие классич. школы бурж. политич. экономич. начавшееся с У. Петти. Разделяя представление об экономике как о системе, в к-рои действуют объективные законы, поддающиеся познанию человека, С. развил и обогатил идеи своих предшественников, дав ряду проблем свою оригинальную трактовку. Труд С. состоит из пяти частей: теория стоимости и распределения доходов; капитал и его накопление; очерк экономич. истории Зап. Европы; критика меркантилизма и изложение взглядов на экономич. политику; финансы гос-ва. Теоретич. интерес представляют гл. обр. две первые части, но и в остальных содержится немало глубоких и оригинальных идей и наблюдений. При жизни автора книга выдержала пять английских и неск. заграничных изданий и переводов.
В основе учения С. лежало представление об экономич. законах, действующих подобно законам природы и определяющих развитие общества. Ему была близка идея «естественной гармонии» (равновесия), к-рая, кал он считал, устанавливается в экономике стихийно при отсутствии внеш. (гос. ) вмешательства и является оптим. режимом функционирования экономич. системы. С. наиболее полно выразил идеи экономич. либерализма, с его именем впоследствии неизменно связывался лозунг фритредерства «laissez faire, laissez passer».
Представления С. об обществе и человеке были основаны на положениях философии естеств. права, выступавшей как орудие борьбы буржуазии против феодализма. В условиях разделения труда, по его мнению, каждый человек, руководимый эгоистич. побуждениями и преследующий лишь свой интерес, на деле помогает всем прочим и увеличивает тем самым «богатство нации».
Заслугой С. является то, что он впервые определил двоякую задачу политич. экономии как науки: проведение абстрактного анализа объективной экономич. реальности (позитивная сторона) и на основании полученных выводов - подготовка рекомендаций для осуществления экономич. политики фирмы, гос-ва (нормативная сторона). Как теоретик и аналитик С. исследует внутр. связь, «физиологию» бурж. общества; как наблюдатель он просто фиксирует внеш. формы и связи в том виде, как они проявляются на поверхности. Эта двойственность его методологии, на к-рую впервые указал К. Маркс, привела к тому, что в его учении могли находить подтверждение своих взглядов не только прогрессивные экономисты, стремившиеся открыть объективные законы движения капитализма, но и экономисты-апологеты, пытавшиеся оправдать бурж. строй, анализируя внеш. видимость явлений и процессов.
Будучи аналитиком, С. сумел проникнуть во внутр. связь явлений капитализма и сделать ряд науч. обобщений. С. воспринял трудовую теорию стоимости как основу для объяснения всех явлений капиталистич. экономики. Отвергнув представление физиократов об исключит. характере земледельч. труда как труда производительного, он выдвинул тезис, что стоимость создаётся трудом независимо от отрасли произ-ва. С. говорил о пром. прибыли как осн. форме нетрудового дохода, базирующейся на собственности на средства произ-ва. Поскольку он рассматривал прибыль (а также зем. ренту) как своего рода вычет в пользу собственников средств произ-ва из полной стоимости продукта, созданного трудом, он приближался, как отметил К. Маркс, к пониманию прибавочной стоимости. Вместе с тем С. считал, что заключённый в товарах труд является основой их меновой стоимости лишь «в раннем и примитивном состоянии общества», когда средства произ-ва ещё не принадлежали особому классу, не было продажи труда (собственно - рабочей силы) рабочими капиталистам. С. не мог применить трудовую теорию стоимости к условиям развитого капиталистич. произ-ва, поскольку его теория в том виде, в каком он её излагал, не была в состоянии объяснить два важнейших факта капиталистич. действительности: соблюдение эквивалентности обмена при купле-продаже труда (рабочей силы) и тенденцию к усреднению прибыли, т. е. к пропорциональности прибыли капиталу, применяемому для произ-ва данного товара. Эти противоречия были унаследованы Д. Рикардо и его школой и были разрешены в рамках трудовой теории стоимости лишь Марксом.
Не сумев объяснить на основе трудовой теории стоимости отношения между трудом и капиталом, С. выдвинул концепцию стоимости, определяемой покупаемым трудом, т. е. в сущности заработной платой, а затем представление, что стоимость капиталистически производимого товара складывается из суммы получаемых от его реализации трёх осн. доходов - заработной платы, прибыли и зем. ренты (см. Догма Смита), Эта концепция стоимости явилась исходной для апологетич. теории факторов произ-ва (см. Факторов производства теория).
С. обрисовал классовую структуру бурж. общества, выделив три его осн. класса: землевладельцев, капиталистов, наёмных рабочих, и пытался объяснить законы, определяющие доходы этих классов, - зем. ренту, прибыль и заработную плату. Отмечая, что величина заработной платы в принципе определяется стоимостью товаров, необходимых для поддержания жизни рабочего и его семьи, был близок к пониманию стоимости товара рабочей силы. Чётко разграничивал прибыль капиталиста от заработной платы, показав, что образование прибыли связано с совершенно иными законами, вытекающими из факта частной собственности на средства произ-ва. Ссудный процент С. выводил из прибыли и трактовал его как часть прибыли. Наконец, ренту С. связывал с частной собственностью на землю и определял её как вычет в пользу землевладельцев из полной стоимости продукта. В то же время трактовка стоимости как суммы доходов привела С. к определению самих доходов как естеств. вознаграждения труда, капитала и земли за совместное участие в процессе произ-ва.
В учении о капитале С. рассматривал капитал как фактор, влекущий за собой вычет в виде прибыли (в сущности прибавочной стоимости) из полной стоимости продукта. Т. о., С. видел в капитале силу, присваивающую часть продукта чужого труда. Существ. значение имела трактовка С. категорий осн. и оборотного капитала, к-рые он развил по сравнению с физиократами. Вместе с тем С. считал капитал естественной и вечной категорией, понимая под ним любой запас материальных благ, независимо от обществ. условий и отношений. У С. не было ясного представления об обороте основного капитала как о процессе постепенного переноса стоимости на товар.
В теории воспроиз-ва обществ. продукта С. провёл важное различие между валовым и чистым нац. довходом. Под валовым доходом он понимал в сущности совокупный общественный продукт в стоимостной форме (включая повторный счёт сырья и материалов), под чистым - либо фонд потребления как таковой, либо фонд потребления вместе с накопляемой частью дохода. Однако сведение стоимости совокупного обществ. продукта к доходам и игнорирование фонда возмещения было шагом назад по сравнению с теорией воспроиз-ва Ф. Кенэ и затруднило дальнейший анализ проблем воспроиз-ва и экономич. роста представителями классич. школы.
Учение С. имело большое влияние на развитие экономич. мысли. В кон. 18 и нач. 19 вв. оно широко распространилось в Великобритании, Франции и др. странах, в т. ч. в России. Прогрессивное, антифеод., гуманистич. содержание идей С. способствовало их популярности. Нек-рые декабристы (Н. И. Тургенев, П. И. Пестель и др.) использовали его идеи в борьбе против крепостничества и самодержавия. В экономич. теории ближайшим преемником С. был Рикардо, завершивший создание классич. бурж. политич. экономии. Учение Смита - Рикардо явилось одним из трёх источников марксизма.
Соч.: Lectures on justice, police, revenue and arms, Oxf., 1896; The early writings of Adam Smith, N. Y., 1967; в рус. пер. - Теория нравственных чувств, СПБ, 1895.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Смит Адам
Smith Adam (1723 — 1790)
img border="0" width="164" height="235" src="/upload/content/1579766831_5.files/image071.jpg"> alt="http://www.seinst.ru/images/smit.jpg">
До недавнего времени Адам Смит был известен только как автор единственной книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» (An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations), год выхода в свет которой для американского читателя запомнить несложно — это год американской революции, 1776. Считается, что эта книга положила начало формированию экономики как самостоятельной науки. Кроме того, именно этой книге мы обязаны появлениям доктрины свободного предпринимательства. Хотя перу Адама Смита принадлежит еще один крупный трактат, «Теория нравственных чувств» (The Theory of Moral Sentiments, 1759), посвященный исследованию этических норм, которые сохраняют целостность человеческого общества, экономисты обычно ограничиваются прочтением «Богатства народов»; те же, кто прочел обе книги, как правило, отмечают видимые противоречия между ними и недоумевают, почему Смит не попытался как-то согласовать эти книги одну с другой. Кроме того, он написал множество очерков на философские и литературные темы, а найденные среди его рукописей заметки по вопросам риторики и правосудия позволяют предположить, что Смит до конца жизни работал над созданием всеобъемлющей системы общественных наук, которая, увы, осталась незавершенной. Но эти очерки и заметки редко попадались на глаза исследователям и считались малоинтересными.
Однако публикация полного собрания сочинений и переписки Адама Смита, предпринятая Университетом Глазго (Complete Works and Correspondence of Adam Smith, 1976-81) пролила новый свет на его творческое наследие, которое, если рассматривать его целиком, характеризует автора не просто как экономиста, а скорее как создателя философской системы, охватывающей различные стороны человеческой жизни — и, кроме того, как мыслителя, в значительной степени проникнутого традициями XIX столетия и гораздо менее «современного», чем принято считать. И все же, именно «Богатство народов» отражает наивысший уровень развития философской мысли Адама Смита. На тот момент это исследование явилось наиболее серьезной попыткой проанализировать процессы, характерные для «коммерческого общества» — так в те времена именовалась система, которую сейчас мы называем «капиталистической экономикой». Разработанный Смитом подход к вопросам ценности и распределения предопределил ход развития экономической мысли на сто лет вперед — вплоть до «маржинальной революции» восьмидесятых годов XIX столетия, и фактически стал основой школы английской классической политэкономии. А его «крестовый поход» против экономической политики тех времен, которая, с его легкой руки, и по сей день именуется «меркантилизмом», определил характер воздействия на текущие события, который остается свойственным экономической науке и по сей день. Именно это имеется в виду, когда мы называем Адама Смита классиком политической экономии; для него, однако, этот термин означал не взаимосвязь политики и экономики, но экономическую политику государства.
Адам Смит родился в небольшом шотландском городке Кирколди, отделенном от Эдинбурга заливом Ферт-оф-Форт и населенном по большей части рыбаками и углекопами. Его отец, таможенный чиновник, умер вскоре после рождения своего единственного сына. Все годы, кроме проведенных за пределами Шотландии, Адам Смит прожил с матерью, вплоть до ее смерти в 1784 году. Он не был женат и, насколько известно, никогда не был всерьез увлечен какой-либо женщиной. Адам Смит поступил в Университет Глазго в возрасте 14 лет — что, впрочем, в те времена было обычным делом — и в 17 лет уже получил диплом магистра гуманитарных наук. Затем, получив стипендию, он продолжил обучение в Оксфорде, в Бэллиол-колледже. Шесть лет, проведенные в этом старейшем английском университете, заставили его глубоко разочароваться в практикуемой там (как и в Кембридже) системе обучения. По возвращении в Шотландию Адам Смит прочел несколько курсов публичных лекций, благодаря успеху которых он был избран на должность профессора логики в Университете Глазго в 1751 году и почти сразу же после этого получил еще более почетное место профессора этики.
Опубликовав в 1759 году свою «Теорию нравственных чувств», которая упрочила его научную репутацию, Адам Смит оставил университетскую кафедру в 1763 году, чтобы сопровождать юного герцога [Duke of Buccleuch] в качестве наставника в его путешествии по Европе. За время, проведенное во Франции, Адам Смит познакомился со многими выдающимися деятелями науки и культуры того времени, в том числе Кенэ, Тюрго, Жан-Жаком Руссо и Вольтером. Вернувшись в Англию в 1766 году, он поселился на родине, в Кирколди, и посвятил следующие годы «Исследованию о природе и причинах богатства народов» — поездка на континент с герцогом Баклю обеспечила ему солидную пожизненную пенсию. Через два года после выхода в свет этой книги Адам Смит был назначен комиссаром таможенного управления Шотландии и, вступив в должность, начал борьбу с контрабандой — хотя в «Богатстве народов» контрабанда оправдывалась и даже превозносилась как протест против «неестественного» законодательства! Адам Смит умер в 1790 году в Эдинбурге. Незадолго до смерти он приказал сжечь все свои неопубликованные рукописи — по словам очевидцев, 16 томов инфолио — и самолично проследил за выполнением этого приказа.
Современных читателей «Богатства народов» в первую очередь, как правило, удивляет широта этого исследования, которое раздвигает рамки экономики и пытается охватить историю, политэкономию и даже антропологию. Этот основательный труд состоит из пяти книг, но лишь первые две из них вызывают неизменный интерес читателей уже более двухсот лет. Именно здесь вводится идея о фундаментальной причине «богатства народов», каковой является, по Смиту, разделение труда; объясняется столь же фундаментальное различие между «естественной» и «рыночной» ценой товаров и развиваются теории ценности и распределения. Некоторые концепции — например, различие между мерой и причиной ценности и между производительным и непроизводительным трудом — не сразу нашли понимание и вызвали долгие споры многих поколений мыслителей-экономистов. Но все же большая часть идей, изложенных в «Богатстве народов», стала классикой в прямом смысле этого слова — например, мастерское объяснение структуры относительных уровней заработной платы (книга I, глава X) и доказательство так называемой «теоремы о равенстве сбережений и расходов» (книга II, глава III). Но книги III-V уже никак не вписываются в наши представления о классическом труде по экономике: здесь мы находим и описание экономического развития Европы со времен падения Римской империи, и критику колониальной политики европейских государств, и анализ различных методов отправления правосудия в первобытном обществе; автор знакомит нас с историей возникновения регулярных армий, рассказывает о развитии образования в средние века, об увеличении и уменьшении светской власти церкви — и все эти многообразные сведения изложены великолепным стилем, характерным для прозы XVIII столетия.
Но при этом одной из особенностей книги, которая делает ее даже более привлекательной для нынешнего читателя, чем для современника Адама Смита или человека XIX столетия, является постоянное внимание автора к политическим позициям различных социальных групп, в особенности предпринимателей, организованно воздействующих на правительства с целью получения легальных монополий и особых привилегий. Также Адам Смит демонстрирует ясное понимание корыстных мотивов политиков и государственных чиновников. Фундаментальный труд «Богатство народов» предвосхитил появление в XX столетии теорий общественного выбора и экономического регулирования, которые связываются с именами Джеймса Бьюкенена и Джорджа Стиглера.
Хотя взгляды Адама Смита на действия предпринимателей и законодателей отличаются глубоким цинизмом, а функцией правительства он считал обеспечение населения теми социальными услугами, которые не могут или не должны быть предоставлены частными организациями, все же в истории экономики и европейской научной мысли он останется навсегда как один из ярчайших сторонников свободы торговли, свободы предпринимательства и свободы перемещения людей и товаров — короче говоря, политики невмешательства государства и свободы рынка от каких-либо ограничений. Некоторые скажут, что это представление очень далеко от действительности, и цели Адама Смита были совсем иными.
Несомненно, перечисленные выше идеи не исчерпывают всего философского наследия этого мыслителя, но так же несомненно и то, что они являются его важной частью. Называя Адама Смита выразителем воззрений промышленной буржуазии, мы, возможно, приуменьшаем его значение, но отнюдь не приписываем ему лишнего.

Источник: 100 великих экономистов до Кейнса. Пер. с англ. под ред. A.A. Фофонова.

АДАМ СМИТ

Adam Smith
1723-1790
Как заметил английский историк экономической мысли Александр Грей: Адам Смит был столь явно одним из выдающихся умов XVIII в. и имел такое огромное влияние в XIX в. в своей собственной стране и во всем мире, что кажется несколько странной наша плохая осведомленность о подробностях его жизни... Его биограф почти поневоле вынужден восполнять недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию Адама Смита, сколько историю его времени.
Родиной великого экономиста была Шотландия. Несколько столетий шотландцы вели упорные войны с Англией, но при королеве Анне в 1707 г. была, наконец, заключена государственная уния. Это было в интересах английских и шотландских промышленников, купцов и богатых фермеров, влияние которых к этому времени заметно усилилось. После этого в Шотландии началось значительное экономическое развитие. Особенно быстро рос город и порт Глазго, вокруг которого возникал целый промышленный район. Именно здесь, в треугольнике между городами Глазго, Эдинбургом (столица Шотландии) и Керколди (родной город Смита) прошла почти вся жизнь великого экономиста.
Влияние церкви и религии на общественную жизнь и науку постепенно уменьшалось. Церковь утратила контроль над университетами. Шотландские университеты отличались от Оксфорда и Кембриджа духом свободомыслия, большой ролью светских наук и практическим уклоном. В этом отношении особенно выделялся Университет Глазго, где учился и преподавал Смит. Рядом с ним работали и были его друзьями изобретатель паровой машины Джемс Уатт, один из основоположников современной химии Джозеф Блэк.
Примерно в 50-х годах Шотландия вступает в полосу большого культурного подъема, который обнаруживается в разных областях науки и искусства. Блестящая когорта талантов, которую породила на протяжении полувека маленькая Шотландия, выглядит очень внушительно. Кроме названных в нее входят экономист Джемс Стюарт и философ Давид Юм (последний был ближайшим другом Смита), историк Уильям Робертсон, социолог и экономист Адам Фергюсон. Такова была среда, атмосфера, в которой вырос талант Смита.
Адам Смит родился в 1723 г. в маленьком городке Керколди, близ Эдинбурга. Его отец, таможенный чиновник, умер за несколько месяцев до рождения сына. Адам был единственным ребенком молодой вдовы, и она посвятила ему всю жизнь. Мальчик рос хрупким и болезненным, сторонясь шумных игр сверстников. К счастью, в Керколди была хорошая школа, а вокруг Адама всегда было много книг - это помогло ему получить хорошее образование. Очень рано, в 14 лет (это было в обычаях того времени), Смит поступил в Университет Глазго. После обязательного для всех студентов класса логики (первого курса) он перешел в класс нравственной философии, выбрав тем самым гуманитарное направление. Впрочем, он занимался также математикой и астрономией и всегда отличался изрядными познаниями в этих областях. К 17 годам Смит имел среди студентов репутацию ученого и несколько странного малого. Он мог вдруг глубоко задуматься среди шумной компании или начать говорить с самим собой, забыв, об окружающих.
Успешно окончив в 1740 г. университет, Смит получил стипендию на дальнейшее обучение в Оксфордском университете. В Оксфорде он почти безвыездно провел шесть лет, с удивлением отмечая, что в прославленном университете почти ничему не учат и не могут научить. Невежественные профессора занимались лишь интригами, политиканством и слежкой за студентами. Через 30 с лишним лет, в Богатстве народов, Смит свел с ними счеты, вызвав взрыв их ярости. Он писал, в частности: В Оксфордском университете большинство профессоров в течение уже многих лет совсем отказалось даже от видимости преподавания.
Бесплодность дальнейшего пребывания в Англии и политические события (восстание сторонников Стюартов в 1745-1746 гг.) заставили Смита летом 1746 г. уехать в Керколди, где он прожил два года, продолжая заниматься самообразованием. В свои 25 лет Адам Смит поражал эрудицией и глубиной знаний в самых различных областях. Первые проявления специального интереса Смита к политической экономии также относятся к этому времени.
В 1751 г. Смит переехал в Глазго, чтобы занять там место профессора в университете. Сначала он получил кафедру логики, а потом - нравственной философии. В Глазго Смит прожил 13 лет, регулярно проводя 2-3 месяца в году в Эдинбурге. В старости он писал, что это был счастливейший период его жизни. Он жил в хорошо знакомой ему и близкой среде, пользуясь уважением профессоров, студентов и видных горожан. Он мог беспрепятственно работать, и от него многого ждали в науке.
Как в жизни Ньютона и Лейбница, в жизни Смита женщины не играли никакой заметной роли. Сохранились, правда, смутные и недостоверные сведения, что он дважды - в годы жизни в Эдинбурге и в Глазго - был близок к женитьбе, но оба раза все по каким-то причинам расстроилось. Его дом всю жизнь вели мать и кузина. Смит пережил мать только на шесть лет, а кузину - на два года. Как записал один приезжий, посетивший Смита, дом был абсолютно шотландский. Подавалась национальная пища, соблюдались шотландские традиции и обычаи.
В 1759 г. Смит опубликовал свой первый большой научный труд - Теорию нравственных чувств. Между тем уже в ходе работы над Теорией направление научных интересов Смита заметно изменилось. Он все глубже и глубже занимался политической экономией. В торгово-промышленном Глазго экономические проблемы особенно властно вторгались в жизнь. В Глазго существовал своеобразный клуб политической экономии, организованный богатым и просвещенным мэром города. Скоро Смит стал одним из виднейших членов этого клуба. Знакомство и дружба с Юмом также усилили интерес Смита к политической экономии.
В конце прошлого века английский ученый-экономист Эдвин Кэннан обнаружил и опубликовал важные материалы, бросающие свет на развитие идей Смита. Это были сделанные каким-то студентом Университета Глазго, затем слегка отредактированные и переписанные записи лекций Смита. Судя по содержанию, эти лекции читались в 1762-1763 гг. Из этих лекций прежде всего ясно, что курс нравственной философии, который читал Смит студентам, превратился к этому времени, по существу, в курс социологии и политической экономии. В чисто экономических разделах лекций можно легко различить зачатки идей, получивших дальнейшее развитие в Богатстве народов. В 30-х годах XX столетия была сделана другая любопытная находка: набросок первых глав Богатства народов.
Таким образом, к концу своего пребывания в Глазго Смит уже был глубоким и оригинальным экономическим мыслителем. Но он еще не был готов к созданию своего главного труда. Трехлетняя поездка во Францию (в качестве воспитателя юного герцога Баклю) и личное знакомство с физиократами завершили его подготовку. Можно сказать, что Смит попал во Францию как раз вовремя. С одной стороны, он уже был достаточно сложившимся и зрелым ученым и человеком, чтобы не подпасть под влияние физиократов (это случилось со многими умными иностранцами, не исключая Франклина). С другой стороны, его система еще полностью не сложилась у него в голове: поэтому он оказался способным воспринять полезное влияние Ф. Кенэ и А. Р. Ж. Тюрго.
Франция присутствует в книге Смита не только в идеях, прямо ли, косвенно ли связанных с физиократией, но и в великом множестве разных наблюдений (включая личные), примеров и иллюстраций. Общий тон всего этого материала критический. Для Смита Франция с ее феодально-абсолютистским строем и оковами для буржуазного развития - самый яркий пример противоречия фактических порядков идеальному естественному порядку. Нельзя сказать, что в Англии все хорошо, но в общем и целом ее строй гораздо больше приближается к естественному порядку с его свободой личности, совести и - главное - предпринимательства.
Что означали три года во Франции для Смита лично, в человеческом смысле? Во-первых, резкое улучшение его материального положения. По соглашению с родителями герцога Баклю он должен был получать 300 фунтов в год не только во время путешествия, но в качестве пенсии до самой смерти. Это позволило Смиту следующие 10 лет работать только над его книгой; в Университет Глазго он уже не вернулся. Во-вторых, все современники отмечали изменение в характере Смита: он стал собраннее, деловитее, энергичнее и приобрел известный навык в обращении с различными людьми, в том числе и сильными мира сего. Впрочем, светского лоска он не приобрел и остался в глазах большинства знакомых чудаковатым и рассеянным профессором.
Смит провел в Париже около года - с декабря 1765 г. по октябрь 1766 г. Поскольку центрами умственной жизни Парижа были литературные салоны, там он в основном и общался с философами. Можно думать, что особое значение для Смита имело знакомство с К. А. Гельвецием, человеком большого личного обаяния и замечательного ума. В своей философии Гельвеций объявил эгоизм естественным свойством человека и фактором прогресса общества. С этим связана идея природного равенства людей: каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество. Такие идеи были близки Смиту. Они не были новы для него: нечто схожее он воспринял от философов Дж. Локка и Д. Юма и из парадоксов Мандевиля. Но конечно, яркость аргументации Гельвеции оказала на него особое влияние. Смит развил эти идеи и применил их к политической экономии. Созданное Смитом представление о природе человека и соотношении человека и общества легло в основу взглядов классической школы. Понятие homo oeconomicus (экономический человек) возникло несколько позже, но его изобретатели опирались на Смита. Знаменитая формулировка о невидимой руке является одним из наиболее цитируемых фрагментов Богатства народов.
Что такое экономический человек и невидимая рука? Ход мыслей Смита можно представить себе примерно так. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес. Но преследовать свой интерес человек может, только оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Так развивается разделение труда. Каждый отдельный человек стремится использовать свой труд и свой капитал (как видим, здесь могут подразумеваться как рабочие, так и о капиталисты) таким образом, чтобы продукт его обладал наибольшей ценностью. При этом он и не думает при этом об общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей, но рынок ведет его именно туда, где результат вложения его ресурсов будет оценен обществом выше всего. "Невидимая рука" -- это красивая метафора для обозначения стихийного действия объективных экономических законов.
Условия, при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие своекорыстного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит называл естественным порядком. У Смита это понятие имеет как бы двойной смысл. С одной стороны, это принцип и цель экономической политики, т. е. политики laissez faire, с другой - это теоретическая конструкция, модель для изучения экономической действительности.
В физике полезными орудиями познания природы являются абстракции идеального газа и идеальной жидкости. Реальные газы и жидкости не ведут себя идеально или ведут себя так лишь при некоторых определенных условиях. Однако имеет большой смысл абстрагироваться от этих нарушений, чтобы изучать явления в чистом виде. Нечто подобное представляет собой в политической экономии абстракция экономического человека и свободной (совершенной) конкуренции. Наука не смогла бы изучать массовые экономические явления и процессы, если бы она не делала известных допущений, которые упрощают, моделируют бесконечно сложную и разнообразную действительность, выделяют в ней важнейшие черты. С этой точки зрения абстракция экономического человека и свободной конкуренции сыграла важнейшую роль в экономической науке.
Для Смита homo oeconomicus является выражением вечной и естественной человеческой природы, а политика laissez faire прямо вытекает из его взглядов на человека и общество. Если экономическая деятельность каждого человека ведет в конечном счете к благу общества, то ясно, что эту деятельность не надо ничем стеснять. Смит считал, что при свободе передвижения товаров и денег, капитала и труда ресурсы общества будут использоваться наиболее эффективным образом.
Экономическая политика английского правительства на протяжении следующего столетия была в известном смысле осуществлением смитовой программы.
Сохранился такой любопытный рассказ. В последние годы жизни Смит был уже знаменит. Будучи в 1787 г. в Лондоне, Смит приехал в дом одного знатного вельможи. В гостиной было большое общество, включавшее премьер-министра Уильяма Питта. Когда вошел Смит, все встали. По своей профессорской привычке он поднял руку и сказал: Прошу садиться, господа. Питт на это ответил: После вас, доктор, мы все здесь ваши ученики. Возможно, это только легенда, но она очень правдоподобна. Экономическая политика У. Питта во-многом опиралась на идеи свободной торговли и невмешательства в экономическую жизнь общества, которые проповедовал Адам. Смит.
Переведенные работы:
1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1935
2. Смит А. Теория нравственных чувств, или Опыт исследования о законах, управляющих суждениями. СПб.: И. И. Глазунов, 1895.

Источник: Биографический словарь: зарубежные экономисты