Вебер Макс

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Вебер Макс
1864-1920) - немецкий философ, социолог, обосновавший эффективность формализации (бюрократизм) структур и процессов управления. В работе «Теории общества и экономическая организация» (1920 г.) он сформулировал бюрократический тип организации как идеальный, позволяющий руководителю быть в ней формальным лидером. Основные характеристики такой организации: 1. Все виды деятельности разделяются на отдельные сферы, на правления, процессы, звенья (например, Положения о подразделениях, Должностные инструкции). 2. Каждый руководитель наделяется формальными властными полномочиями (формальным авторитетом) по принципу иерархии (соподчиненности). 3. Создается система четких правил, инструкций, стандартов, показателей, оценок, процедур и т. п., а также прав и ответственности каждого члена коллектива. 4. Беспристрастность (справедливость) по отношению к подчиненным и клиентам. Соблюдение дистанции руководитель-подчиненный. 5. Соответствие квалификации каждого его должности, ограждение от произвола в увольнении. 6. Продвижение кадров по показателям продолжительности или результативности работы, или того и другого одновременно.

Источник: Менеджер организации. Типологический словарь-справочник

ВЕБЕР Макс
(21.4.1864-14.6.1920), немецкий юрист, социолог, историк и экономист. Проф. в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге и Мюнхене. В своих исследованиях истории права и х-ва, социально-экономич. и политич. развития В. уделял много внимания методологич. проблемам. Он также занимался исследованием логич. основ политич. экономич. пытался исключить из неё понятие стоимости. В своих конкретных история, исследованиях В. стремился объединить типология, метод с историческим. При этом он чрезмерно преувеличивал влияние идеология, факторов на экономич. развитие, как, напр., влияние христианства на возникновение и формирование капиталистич. общества. В. оказал значит. влияние на развитие совр. бурж. социологии.
Соч.: Zur Geschichte der Handelsgesellschaften im Mittelalter, Stuttg., 1889; Die römische Agrargeschichte in ihrer Bedeutung für das Staats-und Privatrecht, Stuttg., 1891; Der Nationalstaat und die Volkswirtschaftspolitik, Freib.,1895; Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie, Bd 1 - 3, Tübingen, 1920 - 21; Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre, Tübingen, 1922; Wirtschaftsgeschichte, Münch. - Lpz., 1924; Gesammelte Aufsätze zur Soziologie und Politik, Tübingen, 1924; Gesammelte Aufsätze zur Sozialund Wirtschaftsgeschichte, Tübingen, 1924.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Вебер (Weber) Макс (1864-1920)

немецкий социолог, историк, экономист и юрист. В основе методологии Вебера лежит разграничение опытного знания и ценностей; концепция «понимания», по которой социальное действие объясняется через истолкование индивидуальных мотивов. В происхождении западноевропейского капитализма отводил решающую роль протестантизму. Основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество». Находясь под сильным влиянием старой и новой исторических школ, Вебер был противником утрированно индивидуалистического подхода к рассмотрению экономических явлений. Это проявилось в том, как он определял одну из основных своих категорий — «социальное действие». По мнению Вебера, «социальное действие» предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую он называет еще и «ожиданием» и без которой действие не может рассматриваться как социальное. В то же время в методологии Вебера индивидуалистические мотивы звучат значительно сильнее, чем у «историков», что характеризует его учение как переходное к неолиберализму. Так Вебер считал, что различные формы коллективов (семья, нация, государство) не являются реально субъектами социального действия, поскольку лишь отдельные индивиды обладают способностью целеполагания; исходя из этого, он призывал не прибегать к понятиям коллективной воли или коллективной мысли иначе как в метафорическом аспекте.

Источник: Бизнес-словарь

ВЕБЕР МАКС
(Weber Мах) известный немецкий социолог, историк, экономист, юрист. Был профессором политэкономии в университетах Фрайбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Рассматривая становление западно-европейского капитализма, решающую роль в его становлении В. отводил протестантизму, что нашло отражение в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905). В. сторонник идеи рациональности в менеджменте. Для менеджмента наибольший интерес представляют его идеи о рациональной природе человека и организационных структур в силу их значения для принятия управленческих решений. Эти идеи изложены в книге «Теория социальной и экономической организации» (1921). В. сформулировал принципы т.н. «бюрократических методов управления кадрами» (четко определенные должностные обязанности, определение иерархии взаимодействий, единообразные формальные процедуры в практике управления, соблюдение единого регламента, строгий отбор кандидатов, периодическая аттестация и пр.). В. высоко оценивал возможности бюрократии и считал развитие бюрократии положительной перспективой исторического процесса. По В., идеальный тип бюрократической организации применительно к органам гос. управления включает следующие свойства: управленческая деятельность осуществляется постоянно; установлена сфера власти и компетенции каждого уровня и индивида в аппарате управления; иерархия образует основной принцип контроля за чиновниками; чиновники отделены от собственности на средства производства; управленческая деятельность считается особой профессией; управленческие функции документируются; в управлении господствует принцип безличности.

Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998

Вебер Макс
Немецкий мыслитель Макс Вебер (1864 - 1920) сыграл выдающуюся роль в развитии социологии в конце ХIХ и начале ХХ веков. Макс Вебер разрабатывал вопросы методологии социального познания, культуры, этики и религии. Сегодня западные социологии рассматривают М. Вебера в качестве одной из тех ключевых фигур, обращение к которым открывает перспективу плодотворного обсуждения фундаментальных вопросов социологической теории, В 1910 г. М. Вебер основал Немецкое социологическое общество.
Преподавательскую и научную деятельность он совмещал с практической -выполнял официальные миссии в годы первой мировой войны, был экспертом германской делегации в Версале, участвовал в разработке Веймарской конституции. Однако практическая деятельность была для него не самоцелью, а способом познания фактических проблем. Среди основных работ М. Вебера следует отметить», «Протестантская этика и дух капитализма», «Политика как призвание и профессия», «Наука и как профессия», «Хозяйственная этика мировых религий», «Аграрная история древнего мира». «Хозяйство и общество», «О буржуазной демократии в России», «К истории торговых обществ в средние века». Согласно Веберу руководитель занимает свою позицию в государстве и коллективе или согласно традиции, или в силу традиции. В капиталистическом обществе в основании роли управления в обществе лежит рациональность, достижение личных выгод. Рациональность имеет экономические корни. Экономика освобождает рынок от сословных ограничений, от сращивания с нравами и обычаями, превращая все качественные характеристики в количественные.
Рациональность в Веберовском понимании лишена всяких этических ценностей, не несет в себе никаких целей и всегда выражается через внешние признаки. Рациональность именно по тому, что не имеет в себе никаких ценностей, требует в качестве своего дополнения лидера, который формулирует цели. Управление, основанное на рациональности, не имеет достаточно сильной легитимности и поддержки членов общества, коллектива, организации. Поэтому рациональное управление должно быть подкреплено традицией или харизмой. В управлении, основанном на рациональности, существуют три взаимно дополняющих элемента: аппарат управления, харизматический лидер, парламент как критически- контрольный орган по отношению к харизматическому лидеру и аппарату управления. Харизма, по мнению Вебера, не допускает никакого содержательного толкования в отличие от управления. Коллектив, нация, группа выступают у Вебера как важнейшие ценности, хотя нельзя жертвовать правами отдельного индивида ради коллектива, государства, нации, группы как ценностей. Рационализм выступает у Вебера и как этический принцип. Харизма -антипод управления.

Источник: Основные понятия менеджмента: глоссарий

Макс Вебер

Max Weber
1864-1920
Социолог, юрист, экономист Макс Вебер родился 21 апреля 1864, в Эрфурте, в семье политической деятеля либерального направления. Детство и юность провел в Берлине. В 18 лет (в 1882 г.) он поступает в Гейдельбергский университет на факультет права. Однако вместе с правом Вебер изучает и экономику, и историю, и философию. В 1889 году он защищает диссертацию и через 4 года ( в 1893 г. ) женится. В начале 1890-х годов принимал участие в либерально-протестантском движении реформ, занимал позицию "либерального империализма". В 1894 г. был назначен профессором экономики Фрайбургского университета; два года спустя занял аналогичный пост в Гейдельбергском университете. Ранние его работы посвящены аграрной истории древнего Рима и восточной Германии. В 1904 году он совершает поездку в США, которая оказывает на него глубокое впечатление. В 1904 Вебер стал редактором "Архива социальной науки и социальной политики", где опубликовал свой труд "Протестантская этика и дух капитализма"(1904-1905). В 1907 г. Макс Вебер получил наследство и смог полностью посвятить себя науке и политике. С 1909 г. стал редактором многотомных "Очерков социальной экономики", для которых написал работы "Экономика и общество" (1922) и "Экономическая этика мировых религий" (1916-1917).
Во время Первой мировой войны Вебер проявил себя как один из самых активных критиков правительства в печати, прежде всего в газете "Франкфуртер цайтунг", кроме того, в 1914 г. поступив на службу, до конца 1915 г. руководит группой госпиталей Гейдельбергского района. После поражения Германии и политического кризиса 1918 г. принимал участие в составлении конституции Веймарской республики, присутствовал в качестве советника на Версальской конференции, способствовал образованию Немецкой демократической партии, принимал участие в разработке Веймарской конституции. В 1916-17 гг. он выполняет различные официальные миссии в Брюсселе, Вене и Будапеште. В 1919 г. Вебер принял приглашение стать профессором экономики Мюнхенского университета.
После окончания войны Вебер снова преподает в различных университетах. Умер Вебер в Мюнхене 14 июня 1920.
Макс Вебер считается одним из основоположников социологии религии. При анализе религии М. Вебера интересовала ее связь с другими социальными институтами, воздействие религиозных идей на общественную жизнь и на хозяйственную деятельность людей. Считая, что при изучении религии необходим исторический и функциональный подход, М. Вебер придавал большое значение сравнительному анализу религиозных верований человечества.
Предметом серьезного обсуждения идеи Вебера стали уже после смерти ученого и систематической публикации его трудов. Это касается прежде всего его исследований связи религиозных убеждений с социальными институтами, предложенных им методологических концепций в области социологии (социологии религии, социологии права, социологии малых групп, социологии авторитета и политической власти), сравнительных культурно-исторических исследований и философии истории. Отдельно следует упомянуть о его теории бюрократии, исследованиях "харизматического" типа политического лидерства, наконец теории "идеальных типов". Веберу принадлежит широко обсуждавшееся понятие "этики ответственности", которую он противопоставлял "этике добрых намерений" или "этике убеждений" (см. его работу Политика как призвание, Politik als Beruf, 1919). Вебер - крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли 20 в., как социолог он оказал сильное влияние на Т. Парсонса, Р. Бендикса и А. Шютца. На протяжении долгого времени концепции Вебера считались наиболее серьезной альтернативой марксизму.
Экономистам Макс Вебер известен прежде всего как автор концепции о влиянии протестанской этики на формирование капитализма. Согласно Веберу принципы протестантизма очень близки к тому идеальному типу капиталистического предпринимателя, который лежит в основе бурного развития западного экономического мира в XIX веке. Эти принципы предполагают самоотверженный труд, очень умеренное текущее потребление и вкладывание всех ресурсов в будущее, честность и выполнение взятых обязательств.
Эта концепция подтверждалась статистически. Вебер осуществил детальный анализ данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях его времени. На основание данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он пришел к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.
Переведенные работы:
1. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1991.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: ИНИОН, 1976.
3. Вебер М. Исследования по методологии науки. М.: ИНИОН, 1980.
4. Вебер М. История хозяйства. Очерки всеобщей социальной и экономической истории. Пг.: Наука и школа, 1923.
5. Вебер М. Город. Пг.: Наука и школа, 1923.
6. Вебер М. Аграрная история древнего мира. М.: М. и С.Сабашниковы, 1923.
7. Вебер М. Предрассветное. Картины трудовой жизни XIX в. Л.: Гос. изд., 1924.
8. Вебер М. Биржа и ее значение. СПб.: Юровский, 1897.
9. Вебер М. Биржа и биржевые сделки. Одесса : Юровский, 1897.

Источник: Биографический словарь: зарубежные экономисты

Вебер Макс
Weber Мах (1864 — 1920)
img border="0" width="138" height="190" src="/upload/content/1579766831_5.files/image014.jpg"> alt="http://www.seinst.ru/images/veber_maks.jpg">
Излишне говорить, что Макс Вебер — известный социолог: неиссякаем поток книг о Марксе, Дюркгейме и Вебере как об отцах-основателях современной социологии. Однако Макс Вебер был также экономистом и экономическим историком, настолько же известным своими методологическими заявлениями относительно использования идеальных типов и возможности свободной от ценностных суждений социальной науки, насколько и своими исследованиями протестантских истоков капитализма.
Макс Вебер родился в Эрфурте, Германия, в 1864 г., посещал местную среднюю школу и университеты Гейдельберга, Геттингена и Берлина, в которых изучал право. После получения в 1886 г. степени в области права, в 1889 г. он опубликовал диссертацию о средневековых торговых компаниях в Италии и Испании, за которой последовало получение квалификационного звания в области римской аграрной истории (1891). Занимая свой первый академический пост на юридическом факультете Берлинского университета в 1892 г., он осуществлял руководство детальными эмпирическими исследованиями сельскохозяйственных рабочих в Пруссии, что привело к его назначению на место профессора экономики сначала в Университете Фрейбурга в 1894 г., а затем в Гейдельбергском университете в 1896 г. В 1898 г. он пережил нервное расстройство и получил практически постоянный отпуск за свой счет. Только через восемь лет он возобновил свою научную деятельность.
Характерные для него методологические взгляды были выражены во влиятельном очерке «Об объективности социологического и социально-политического знания» (On the Objectivity of the Sociological and Social-Political Knowledge, 1904), а его знаменитый исторический тезис — в книге «Протестантская этика и дух капитализма» (The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism, 1904-05). Начиная с этого времени он жил как частный исследователь, в основном, в Гейдельберге, расширив свои исследования в области социологии религии изучением иудаизма, индуизма, конфуцианства, буддизма и ислама, анализируя роль бюрократии и политической власти в индустриальных обществах и уточняя свои идеи относительно природы и границ социальной науки. По причине его хронической болезни, значительная часть его более поздних работ состоит из незаконченных фрагментов, которые были отредактированы и опубликованы посмертно. Однако, даже его законченные труды, написанные чрезвычайно сложным языком, представляя собой худшие примеры того, что подразумевается под «немецким стилем», породили бесконечные споры.
«Протестантская этика и дух капитализма» Вебера, более известная в интерпретации Тоуни в книге «Религия и происхождение капитализма» (Religion and Rise of Capitalism, 1926), была нацелена на разрешение парадокса очевидного экономического успеха членов протестантских сект, несмотря на осуждение приобретательства протестантским богословием. Зачастую ее понимали таким образом, будто она ставит Маркса с ног на голову, связывая возникновение капитализма не с технологией или изменением отношений между социальными классами, но с чисто идеологическими элементами, такими как моральный кодекс поведения, привитый в результате распространения протестантизма в XVI-XVII вв. Однако, на самом деле, Вебер не отрицал марксистскую философию истории. Просто он утверждал, что она слишком проста, и что протестантизм играл важную стимулирующую роль в развитии духа капитализма. Конечно, можно и возникновение самого протестантизма объяснить экономическими факторами, но Вебер, очевидно, считал такое возражение опрометчивым. Более поздние его исследования восточных религий были нацелены на получение дополнительных данных относительно культурного контекста, который либо способствует, либо препятствует развитию капитализма. Он не дожил до завершения своей исследовательской программы и не ответил на фундаментальный вопрос, который был поставлен в его книге, а именно, является ли нечто подобное протестантизму необходимым или просто достаточным условием для возникновения индустриального капитализма? Эта книга вызвала бурные споры, начавшиеся еще при жизни Вебера и до сей поры не подающие признаков затухания. Что бы Вебер ни имел в виду, в истории трудно найти лучший пример почти неразрешимой проблемы выведения точного определения из поистине случайного объяснения, чем «Протестантская этика и дух капитализма».
Методологическая вера Вебера в возможность общественной науки (обратите внимание на это слово), свободной от ценностных суждений, была реакцией на использование академических кресел Шмоллером и другими основателями Союза социальной политики (Verein fur Sozialpolitik) для проповеди определенных социальных и политических взглядов. По существу, Вебер сказал немногим более того, что веком раньше было сказано Юмом, а именно, что из всестороннего изучения того, как устроен мир, нельзя извлечь никаких определенных выводов относительно того, каким он должен быть. Экономисты не испытывали никаких трудностей с аргументацией Вебера, привыкнув к старому разграничению Сениора-Милля-Кейнса между нормативной и позитивной экономической теорией. Однако тезис Вебера относительно ценностной нейтральности подвергался бесконечным нападкам со стороны социологов и политологов, и даже экономисты неправильно понимали полный смысл рассуждений Вебера, полагая, что он каким-то образом исключает нормативный анализ как ненаучный. Но Вебер в действительности пытался способствовать рациональной дискуссии о нормах экономической политики. Он лишь подчеркивал, что эта дискуссия должна быть четко отделена от чисто позитивного исследования экономических проблем.
Другой крупный методологический вклад Вебера заключался в его концепции идеальных типов, крепко привязанной к доктрине Verstehen (понимания). Настаивая на том, что объяснение в общественных науках концептуально отлично от объяснения в естественных науках, поскольку предполагает человеческую мотивацию, он делал вывод, что адекватное объяснение в общественных науках связано с абстракциями, а значит, идеальными типами, в которых воплощается внутреннее понимание того, как ведут себя человеческие существа, в отличие от внешнего понимания атомов и генов физиками и биологами. Здесь, как и в других случаях, последующие поколения потратили почти столько же времени на споры о том, что точно он имел в виду, сколько на обсуждение того, был ли он прав.

Источник: 100 великих экономистов до Кейнса. Пер. с англ. под ред. A.A. Фофонова.