Конфликт
иллюзорное или реальное противоречие интересов людей, предприятий, стран
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Конфликт
отношение взаимоисключения по поводу использования ограниченного ресурса.
Источник: Институциональная экономика. Глоссарий.
Конфликт
столкновение людей или социальных групп с противоречивыми интересами
Источник: Управление рисками в России: глоссарий проекта "Экперт РА"
КОНФЛИКТ
столкновение противоположных интересов, противоречие в поведении, во взглядах.
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
КОНФЛИКТ
противоречие во взглядах и в отношениях, столкновение расходящихся, противоположных интересов, острый спор.
Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.
КОНФЛИКТ
(от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
КОНФЛИКТ
Несогласие между двумя или более сторонами. Каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели.
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
КОНФЛИКТ
несовместимость, противоречивость интересов в социально-трудовых отношениях; разногласия между заинтересованными сторонами.
Источник: Краткий словарь экономиста
КОНФЛИКТ
крайнее выражение противоречий в социально-трудовых отношениях, вызванное противоположной направленностью целей и интересов, позиций и взглядов субъектов.
Источник: Термины рыночной экономики
Конфликт
ситуация, в которой сталкиваются несовпадающие интересы одного или нескольких участников, причем пути и методы достижения своих целей у них различны.
Источник: Менеджмент персонала
Конфликт
норма отношений между людьми, необходимый элемент производственной жизни, который дает выход социально-психологической напряженности, порождая изменения в деятельности организации.
Источник: Современный экономический словарь-справочник.
КОНФЛИКТ
столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор по поводу управления, распределения дохода, функций, обязанностей, стратегий развития, и др. экономических проблем.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Конфликт
несогласие между двумя и более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое; столкновение взглядов, позиций, интересов.
Источник: Малый экономический глоссарий (проект www.src-master.ru)
Конфликт
процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентации. Начинается с конфронтационной (военной) фазы, а заканчивается коммуникативной (управленческой). Таким образом, конфликт можно определить и как процесс развития взаимодействия субъектов от конфронтации к коммуникации.
Источник: Управление персоналом. Глоссарий
Конфликт
(conflict, 冲突)-1) процесс развития и разрешения противоречий в целях, отношениях и действиях людей или групп; 2) отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать тоже самое; 3) столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, спор.
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
Конфликт
(лат. conflictus) – столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор. В зависимости от последствий различают конфликт функциональный и дисфункциональный; в зависимости от участников различают внутриличностный, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтами, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации.
Источник: Словарь по менеджменту.
Конфликт
Осознанное столкновение, противоборство людей, групп, исключающих друг друга интересов, целей, типов поведения, установок. Различают к. внутриличностный, межличностный, межгрупповой, которые социально обусловлены и опосредованы индивидуальными особенностями психики людей. Выделяют предпосылки, источники, причины, ситуации, инициаторов, виновников и жертв к. Основной путь предупреждения и разрешения к. – подчинение личных, групповых и коллективных интересов общенародным; саморегуляция; совершенствование стиля общения, совместной деятельности.
Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009
КОНФЛИКТ
(от лат. столкновение) столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Признаки К. включают: наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; неделимость объекта конфликта, т.е. предмет не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия; желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации. Основными составляющими К. являются: субъекты К. (участники конфликтного взаимодействия), объект К. (то, что вызывает противодействие у участников К.), инцидент, причины К. (почему происходит столкновение интересов); методы регулирования К. и диагностики К.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
Конфликт
(общепринятое понятие) — нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.
Конфликт - способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон, участвующих в конфликте (Г. Зиммель).
- несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно се взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое (М. Мсскон, М. Альберт, Ф. Хедоури);
- ситуация, в которой два человека или более демонстрируют разногласие в спорном вопросе при наличии эмоционального антагонизма между ними (Д. Ханг, Р. Осборн);
- одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации ее целей (И. Ладанов, Н. Данакин и др.);
-столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов (В. Р. Веснин).
Основные элементы конфликта: непосредственные участники конфликта; проблема, требующая решения, основная причина, предмет конфликта.
Источник: Управление проектами. Управление рисками. Глоссарий. М. 2013
КОНФЛИКТ
отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которыми могут быть отдельные лица и (или) их группы, ситуация, когда интересы (взгляды) сторон не совпадают. Он выполняет две основные функции: конструктивную, когда в результате повышается эффективность функционирования предприятия (фирмы, организации), и деструктивную, если не приводит к обратному результату. Задача руководителя состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить К., а в том, чтобы им управлять и найти способ сделать его конструктивным. Если его участники недовольны исходом К., то он является деструктивным, и наоборот - конструктивным. Условиями возникновения К. могут быть: наличие не менее двух сторон, имеющих контакт друг с другом, взаимная несовместимость и поведение, направленное на уничтожение планов и разрушение намерений другой стороны, противопоставленность действий одной стороны действиям другой или применение силы с целью повлиять на поведение другой стороны в желаемом направлении. Выделяют четыре основных типа К.: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Внутриличностный К. может принимать различные формы, одна из наиболее распространенных его форм - ролевой К., когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результатов его работы. Такой К. часто связан и с низкой степенью удовлетворенности работой, неудовлетворенностью собой и т.д. Межличностный К. является наиболее распространенным и чаще всего проявляется в столкновении руководителей из-за ограниченных материальных и финансовых ресурсов или рабочей силы, времени использования оборудования, одобрения проекта и т.д. Каждая из его сторон считает, поскольку ресурсы ограничены, то именно ему они должны быть выделены. Они могут проявляться между людьми с различными характерами, взглядами и ценностями, или которые не в состоянии ладить друг с другом. К. между личностью и группой может возникать, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы, например, если кто-то хочет заработать больше, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение. Межгрупповой К. на предприятии может часто возникать из-за различия целей у функциональных отделов, например, цель отдела сбыта - держать больше товарных запасов, что противоречит интересам производственных подразделений или финансового отдела, поскольку увеличиваются затраты. Следует иметь в виду, что любая управленческая ситуация содержит в себе потенциальные источники К. Чем сложнее ситуация, тем больше причин для К., тем вероятнее возможность их возникновения. Реакция его участников может быть двоякой: уступить или «стоять на своем». В случае взаимных уступок К. не возникает и возвращается в исходное положение, в случае спора - возможен К. Используют и несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Это структурные методы - разъяснение требований к работе, использование координационных и интегральных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей, применение системы вознаграждения и др.; и межличностные - уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы и др.
Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.
Конфликт
(лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью действий или эмоционального убеждения. Конфликтная ситуация развивается за счет накопившихся противоречий по объективным или субъективным, реальным или иллюзорным взглядам. В любом трудовом коллективе будут негативные последствия каждого столкновения на всех стадиях управления: при планировании, организации процесса, его стимулировании. Безусловно, К. содержит разрушительный потенциал, сопровождается эмоциональными издержками, агрессией, искажением подлинной сути ситуации. В результате возможны различные стрессовые ситуации, заявления об уходе с работы, личные обиды. Но, с другой стороны, К. способствуют установлению правды, справедливости, сплачиванию социальной группы.
Первопричинами К. являются корпоративные проблемы в области: неспособность корпоративного менеджмента довести уставные цели фирмы до каждого исполнителя. При этом задачи и показатели, установленные сотрудникам, не соответствуют миссии и должностным инструкциям; низкий профессионализм руководства, которое разрабатывает нереальные стратегии и тактику рыночного участия без учета реальных возможностей фирмы и факторов деловой среды; отсутствие мотивационных программ, стимулирующих интерес и корпоративную ответственность за качественные результаты труда каждого исполнителя; низкое качество оценочных показателей результатов труда, блокирующих инициативу, креативность, карьерный рост.
Практика российского предпринимательства выделяет К. целей, ролевые К., структурные К.
К. целей объединяются в три группы: 1) К. «стремление — стремление»: человек мотивирован на достижение одновременно двух или более положительных целей, которые могут быть взаимоисключающими; 2) К. «стремление — избежание» возникает при необходимости тщательного анализа цели, которая имеет в себе и набор отрицательных моментов. Поэтому противовесом поставленной цели может быть стремление избежать ее. Это часто просматривается в современных ситуациях передела собственности, когда на одно кресло генерального директора претендуют личности и представители общества акционеров, и муниципальных властей. Яркий пример конфликта «стремление — избежание» — любая революция, которая для каждого участника имеет положительные характеристики — стремление к идеалам и элементы фрустрации, приводящие в замешательство участников, гибель идеалов; 3) К. «избежание — избежание»: это ситуация, которая преподносит варианты, заведомо не подходящие человеку, явно прогнозируемые фрустрацию и бурю агрессии.
Не менее важным является ролевой К., когда возникает неопределенность при столкновении с разными ролями, которые выполняет индивидуум. Организация рассматривается как сложная система с набором различных ролей. И каждый член организации четко представляет, какова его роль, каковы роли других членов коллектива. В коммерческих структурах часто возникают столкновения в области перераспределения между отдельными структурными подразделениями корпоративного «бюджетного пирога», выгодных светлых помещений, новейших образцов оргтехники, привлекательных командировок, путевок, садовых участков, квартир; конкуренция и противостояние внутри структурных подразделений между коллективами снабженцев и сбытовиков, сбытовиков и маркетологов по вопросам оценки вклада каждого коллектива, его ответственности за сбои.
Ролевые К. являются неотъемлемыми элементами структурных К. Практика внутрикорпоративных отношений выделяет четыре типа структурных конфликтов: 1) К., связанный с иерархией управления, — столкновение межличностных отношений менеджмента исполнителей; 2) функциональный К. — столкновение между различными структурными подразделениями. Довольно часто выясняют отношения по вопросам коммерческого успеха фирмы бухгалтера, плановики и экономисты; транспортники, сбытовики, снабженцы, логисты; рабочие складских помещений и товароведы; К. между штабным и линейным персоналом обусловлены неопределенностью сферы полномочий, дублированием функций, отсутствием грамотных контрактов на выполнение работы; 4) К. между формальными и неформальными лидерами.
Для избежания конфликтных ситуаций необходим постоянный мониторинг качества менеджмента. При этом надо своевременно заниматься системной профилактикой возможных К. внутри коллектива и вне его, которые провоцируются столкновениями противоположных мнений, суждений.
Источник: Паблик-рилейшенз. 2016 г.