Организационное поведение
Организационное поведение
специальная область знаний занимающаяся изучением системы отношений между различными группами внутри организации и того влияния, которое оказывают человек, группа и структура на поведение в организации и в конечном счете на ее эффективность.
Источник: Управление проектами. Управление рисками. Глоссарий. М. 2013
Организационное поведение
это поведение людей в организации и поведение организации как целостного социального организма; область исследования наук: психологии, социальной психологии, социологии, антропологии культуры и др.; направление научных разработок школы человеческих отношений и поведенческих наук в менеджменте.
Источник: Менеджер организации. Типологический словарь-справочник
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
совокупность действий и поступков индивида по его адаптации к условиям и требованиям окружения. В организации у индивида возможны две степени свободы, которые определяют его адаптированностъ к условиям существования. С одной стороны, человек обладает свободой выбора формы поведения: принимать или нет существующие в организации нормы поведения; с др. стороны, он может принимать или нет ценности организации, ее цели, философию. В зависимости от сочетания этих факторов поведения выделяют следующие предельные типы О.п. человека в организации: а) полностью принимает и разделяет нормы и принципы поведения организации; в этом случае человек осознанно стремится своими действиями не входить в противоречие с интересами организации, результаты его деятельности будут в основном зависеть от его личных возможностей и способностей, от того, насколько правильно определено содержание его роли; б) «приспособленец» человек не приемлет ценностей организации, но старается вести себя, полностью следуя нормам и формам, принятым в данной организации. Он все делает по правилам, но такого работника нельзя считать надежным членом организации. Он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, но в любой момент может покинуть или совершить действия, противоречащие интересам организации. Напр., такой специалист будет с готовностью участвовать в забастовке, чтобы добиться повышения заработной платы; в) «оригинал» человек приемлет ценности организации, но не принимает существующих в ней норм поведения. В данном случае человек может порождать много сложностей во взаимоотношениях с коллегами и руководителями. Если организация может позволить себе отказаться от устоявшихся норм поведения по отношению к отдельным ее членам и создать состояние свободы выбора форм поведения для таких ее членов, они могут найти свое место в организации и приносить ей пользу; г) «бунтарь» индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Он входит в открытое противоречие с организационным окружением, создает конфликтные ситуации. Многие замечания таких людей бывают справедливыми, но в целом они порождают множество проблем при управлении организацией.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998