Неформальные группы в организационном поведении
Неформальные группы в организационном поведении
могут формировать как положительную, так и отрицательную направленность этого поведения. Неформальные группы возникают и развиваются на основе общих интересов и симпатий людей для удовлетворения социальных потребностей. Они не имеют четкой, устойчивой структуры и могут быть открыты для новых членов. Разграничение статусов и ролей в них определяется сложившимися на данный момент групповыми отношениями. Однако они способны существенно модифицировать формальную структуру, а порой исказить результаты ее деятельности. Общая роль неформальных групп в организации определяется теми функциями, которые они осуществляют в реальной практике: - удовлетворение потребности в групповой принадлежности, в признании, уважении и идентификации; - реализация общих социальных и моральных интересов (совместное рационализаторство, получение дополнительных доходов, решение дачных вопросов, организация турпоходов и т. д.); - защита от чрезмерного давления организации, чрезмерной интенсификации труда, повышения норм выработки и т. д.; - получение и передача необходимой или интересной информации; - облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач; - сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и других ценностей; - создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта, преодоление отчужденности, страха, обретение уверенности и спокойствия; - адаптация и интеграция новых и молодых сотрудников; - создание условий для доверительного общения, психологической разрядки личности. Положительное влияние неформальных объединений на организационное поведение: - если неформальное образование находится под контролем руководителя и правильно координируется, то можно существенно повысить эффективность общей деятельности; - облегчает управленческую нагрузку руководителя за счет неформального лидера; - способствует сотрудничеству и кооперации; - благоприятствует сокращению разрыва в способностях менеджеров; - улучшает коммуникации; - Повышает удовлетворенность от труда и стабильность рабочих групп; - выполняет роль «клапана» для снижения эмоциональной напряженности сотрудников; - обеспечивает дополнительный канал распространения информации. Достоинства неформального образования проявляются наиболее ярко в сплоченной группе, когда все ее члены имеют положительные установки по отношению к организации. Однако неформальные группы, особенно сплоченные, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на организационное поведение и результативность в зависимости от того, совпадают ли их цели и нормы с целями и нормами организации. Чем теснее связаны отдельные индивидуумы с группой, тем сильнее давление на них групповых норм и установок, которое может ими и не осознаваться. Группа ожидает от своих участников соблюдения принятых норм, распространяющихся как на отношения (между начальником и подчиненными, между коллегами), так и на выполнение рабочих задач. Каждый вправе либо принимать эти правила, либо отвергать их и выходить из группы. Часто формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) нормы не совпадают, что может создавать проблемы в управлении и существенно снижать результативность работы. Отрицательное влияние неформальных образований на организационное поведение заключается в том, что они могут: провоцировать формирование нежелательных установок и неофициальных норм поведения; способствовать появлению нежелательных слухов; инициировать конфликты между индивидами и группами, а также ролевые конфликты; затруднять осуществление перемен инновационного и текущего улучшающего характера; негативно влиять на мотивацию, степень удовлетворенности работников, на их самооценку и поведение; кроме того, процессы, связанные с групповой динамикой, находятся вне сферы контроля руководителя. Однако при рациональной формальной организации и умелом руководстве неформальные группы, воздействуя на формальную структуру, помогают гуманизировать труд, приспособить его организацию к потребностям и пожеланиям человека, менеджерам необходимо научиться взаимодействовать с ними, оказывая влияние на них и их членов. Этот процесс во многом управляем, если учитывать, что формальные и неформальные структуры тесно взаимосвязаны, находятся в неразрывном единстве. Для этого рекомендуется: 1. Определить существующие в организации или подразделении неформальные группы, принятые в них установки и нормы поведения, признать их, если они находятся и действуют в рамках закона, морали, и работать с ними, не угрожая их существованию. 2. Относиться с полным вниманием к мнениям неформальных групп, поощрять тех из них, которые способствуют достижению целей организации. 3. Прежде, чем принять любое решение и предпринимать какие-либо действия необходимо продумать, какое влияние они окажут на неформальные группы и какую реакцию вызовут у них. Не допускать негативных последствий управленческих воздействий. 4. Обязательно включать в процесс принятия важных решений членов неформальных групп и особенно их лидеров. Это устраняет или ослабляет их сопротивление принимаемым решениям. 5. Необходимо всячески избегать противостояния, формального и неформального лидеров, стараться найти компромисс, избегать угроз. 6. Важно систематически и оперативно обеспечивать участников неформальных групп достоверной информацией. Это минимизирует возможности распространения различного рода слухов и появления деструктивного для организации в целом поведения. 7. При возможности необходимо превращать неформальные группы в формальные.
Источник: Менеджер организации. Типологический словарь-справочник