Модель
Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Источник: Глоссарий системного аналитика предприятия (проект arbinada.com)
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Источник: Термины рыночной экономики
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
упрощенное описание реальности или точное описание упрощенной воображаемой экономики.
аналог изучаемого процесса, предмета или явления, отображающий его основные функции и характеристики.
Источник: Бизнес-словарь
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
Источник: Хрестоматия по экономической теории Словарь экономических терминов и иностранных слов
2) образец — напр. модель платья.
Источник: Справочный коммерческий словарь
Источник: Управление проектами. Управление рисками. Глоссарий. М. 2013
Источник: Бухгалтерский словарь.
Источник: Малый экономический глоссарий (проект www.src-master.ru)
Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009
Источник: Глоссарий по эконометрике. Проект ru.wikiversity.org
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Источник: Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз
Источник: Словарь по менеджменту.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
Источник: Экономический словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки.
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
Источник: Управление маркетингом, термины
Источник: Словарь предпринимателя 2016
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
Источник: Экономическая социология: Курс лекций. – 3-е стер. изд.
Модели в экономике используются начиная с XVIII в. (например Экономические таблицы Ф. Кенэ). Экономические процессы капиталистического общества отражены в схемах воспроизводства К. Марксом в «Капитале». Особое значение моделирование в экономике получило во второй половине ХХ в., когда математика стала необходимым элементом экономической науки и были созданы ЭВМ, способные решать сложные экономико - математические задачи.
Моделирование в современной экономической науке характеризуется следующими последовательными этапами.
Первый этап разрабатывается общая задача и соответственно очерчивается объект моделирования. Объект моделирования в области экономики это, например, модель экономики в целом; модель отрасли, фирмы. Определенный аспект функционирования экономики - модель спроса и предложения; ценообразования; доходов и т. д. Соответственно поставленной задаче исследователями осуществляется процесс получения информации. Далее изучаются наиболее простые свойства исследуемого объекта, такие, например, как ограниченность материальных, трудовых и природных ресурсов; набор технологических вариантов получения продуктов из ресурсов; варианты экономического развития в данных конкретных условиях и т. д. После получения необходимых данных об объекте, а также изучения его свойств разрабатывается гипотеза модели исследования.
Вторым этапом моделирования является непосредственное создание модели. Можно выделить следующие модели, используемые в экономике: народнохозяйственные (балансовые, оптимизационные, равновесные и т. д.); макроэкономические (модели потребления, сбережения инвестиций, занятости и т. д.); микроэкономические (производства, транспорта, торговли и т. д.).
Третий этап моделирования - это этап анализа полученной модели. На основе анализа модели получаются результаты, которые могут быть применены в реальной практике. Так, например, на основе экономических моделей получаются, как результат, оптимальные планы развития тех или иных хозяйственных ячеек, прогнозы экономической динамики и т. д.
Важным этапом моделирования является проверка полученных результатов, что делает необходимым теоретическую проверку правильности исходных предпосылок модели. В конечном счете происходит использование результатов моделирования в экономическом управлении.
Источник: Экономический словарь
* модель АИДА – аббревиатура английских слов ( – внимание, – интерес, – желание, – действие). Модель предложена Э. Левисом (США) в 1986 году. Используется для характеристики основных стадий (этапов) процесса восприятия потребителями рекламных обращений. По утверждению Э. Левиса, восприятие потребителями рекламы осуществляется именно в такой последовательности;
* модель активного восприятия – тип рекламы, требующий от потребителя активных действий для ее восприятия. Например, для восприятия печатной рекламы необходимо целенаправленно просматривать газеты, тогда как телевизионная реклама воспринимается независимо от намерений зрителей;
* модель Веблена – предложенная Т. Вебленом теория покупательского поведения, в которой большая часть потребительских решений объясняется в терминах социального воздействия и взаимодействия, а не с точки зрения экономических выгод и затрат;
* модель векторного развития – модель маркетинговой стратегии, представляющая собой множество вариантов и комбинаций стратегий, основанных на представлениях о возможностях развития, как продуктов, так и рынка;
* модель двухступенчатого потока коммуникации – теория, согласно которой распространяемая информация не оказывает прямого воздействия на все общество. Ее воспринимают отдельные лица (неформальные лидеры), которые изменяют свое мнение и, пользуясь влиянием на общество, доносят его до остальных людей;
* модель доминирования – модель формирования потребительского отношения, согласно которой потребитель оценивает товары в соответствии с количеством удовлетворяющих его характеристик товара по сравнению с другими торговыми марками;
* модель идеальных свойств – модель формирования отношения потребителя к товару, согласно которой потребитель оценивает товар с точки зрения его соответствия неким идеальным характеристикам, определяемым самим потребителем. В отличие от других моделей оценки товара эта модель должна быть близка к идеальной;
* модель лексикографическая – потребитель оценивает товар в соответствии с ранжированными по степени важности характеристиками и выбирает тот товар, который наилучшим образом удовлетворяет характеристикам наивысшего приоритета. Например, потребитель может считать цену автомобиля наивысшим приоритетом, за которым следует расход топлива и величина салона, и если два автомобиля обладают одинаково удовлетворительными ценой и расходом топлива, потребитель выберет автомобиль с большим салоном;
* модель мада – «деньги, полномочие, желание, доступ» – характеризует возможности, приписываемые продавцами членам целевой группы населения при разработке маркетинговой стратегии. Согласно этой модели, неселение характеризуется возможностью заплатить, правом купить, заинтересованностью купить, доступом к товару;
* модель «менеджмент услуг» – разработана американским специалистом Р. Норманном. М. включает в себя пять составляющих – сегмент рынка, концепцию услуги, систему оказания услуг, образ фирмы, ее философию и культуру. М. значительно облегчает продвижение туристической услуги потребителям;
* модель низкого участия – модель поведения, при котоой человек сначала собирает информацию (о товаре), затем совершает какое-либо действие (приобретает товар), и только после этого затем формирует свое отношение к чему-либо;
* модель ожидаемой полезности – модель формирования потребительского отношения, согласно которой потребитель оценивает товар в соответствии с суммой оценок различных параметров товара. Высокая оценка одного параметра может компенсировать низкую оценку другого;
* модель описательная – модель, используемая при изучении потребителя и помогающая установить задачи исследования после определения маркетинговых проблем. М.О. разрабатываются для объяснения, например, рыночного потенциала определенного товара или демографических характеристик и мнения потребителей, купивших данный товар;
* модель прогнозирования – модель, используемая для конструирования рыночного спроса на продукцию. М.П. основывается на трех информационных базах: 1) что люди говорят; 2) что люди делают; 3) что люди делали в прошлом;
* модель процесса Маркова – модель, позволяющая предсказать будущее состояние системы и предположения о том, что вероятность каждого возможного состояния системы подчиняется процессу А.А. Маркова. Может использоваться, например, как модель определения приверженности торговой марке, позволяющая прогнозировать будущую долю рынка на основе текущих показателей покупок;
* модель распределения – схема распределения товаров фирмы;
* модель распределения информационная – программа, построенная на математических формулах и моделировании типичных ситуаций, разработанная для помощи управленческому персоналу при принятии решений относительно каналов распределения различных товаров. Модель полезна при определении мест расположения магазинов, складов, а также при составлении плана материально-технического снабжения;
* модель рекламной коммуникации: «думать-чувствоватьделать» – предполагает, что мы подходим к совершению покупки, используя следующую последовательность шагов: обдумываем информацию, затем формируем свое отношение или мнение о предмете, а потом предпринимаем какие-то действия и реагируем на рекомендацию;
* модель Робинсона (сетка процесса покупки) - восемь взаимосвязанных этапов (фаз) покупки товаров производственного назначения;
* модель совершения покупки, потребительских покупок – определенная схема совершения покупки потребителем: от ознакомления с товаром до принятия решения о его покупке;
* модель товара, мультиатрибутивная – модель, связывающая суждения потребителей по поводу отдельных атрибутов (свойств) товаров, включая их оценку в целом (нравится – не нравится). Эта модель основана на том, что атрибуты товара потребители рассматривают и оценивают с точки зрения их основных качеств (набор функциональных характеристик) и добавленных качеств (свойства товаров, превышающих качества товаров конкурентов);
* модель ценообразования – схема расчета цены на товар или предоставляемую услугу в зависимости от различных параметров;
* модель энтропии – математическая модель приверженности потребителя какому-либо виду продукции, утверждающая, что вероятность покупки этой продукции базируется на таких рыночных факторах, как общее число доступных видов товаров и распределение рынка между ними;
* модель эпидемии – математическая модель распространения товаров, базирующаяся на теории, утверждающей, что информация о новом товаре распространяется от одного потребителя к другому в соответствии с моделью, которая математически подобна модели распространения инфекционной болезни;
* модели проникновения – математические методы прогнозирования уровня принятия товара с течением времени на основе числа повторных продаж, осуществляемых на ранних стадиях его выхода на рынок, и некоторых допущений относительно максимально возможной скорости проникновения. М.П. предполагают, что 100 %-ое проникновение на рынок никогда не модет быть достигнуто.
Источник: Глоссарий по маркетингу 2013 г.