Лидерство

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Лидерство
(leadership, 领导能力)-способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их действовать для достижения определенных целей.

Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.

Лидерство
способность выдвигать цели для организации (группы) и эффективно использовать все имеющиеся источники власти для их реализации; один из механизмов интеграции групповой деятельности.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

Лидерство
механизм интеграции групповой деятельности. Реализуется путем влияния на индивидуальное или групповое поведение других людей для достижения желаемых целей. Особый статус менеджера характеризуется признанием его высокого уровня квалификации, готовности помочь, доверия, личными симпатиями, авторитетом, стремлением учиться и перенимать опыт.

Источник: Управление проектами. Управление рисками. Глоссарий. М. 2013

Лидерство
Процесс доминирования, подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе, организации. Различают стили (авторитарный, либеральный, демократический) и теории л. (харизматическую, интерактивную, ситуационную, синтетическую). Существенное значение для понимания л. и его эффективности имеет уровень группового развития.

Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009

ЛИДЕРСТВО
отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Применительно к организации это тип управленческого взаимодействия (между лидером и последователями), основанный на наиболее рациональном для конкретной ситуации сочетании источников власти для достижения поставленной цели. Л. специфический вид отношений управления, в основе которых лежит признание особого статуса лидера, его личных качеств, квалификации или должности. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности называется формальным Л. Процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или др. ресурсов, необходимых людям, называется неформальным Л.

Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998

ЛИДЕРСТВО
(англ. leader - ведущий, руководитель) - руководство, способность оказывать влияние на отдельные личности или группы, направляя их усилия на достижение целей управления. Функции управления невозможно выполнять эффективно, если нет надлежащего руководства. Если управление есть умственный и физический процесс, когда подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи, то Л. - процесс, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на других. Управляющий становится во главе организации (предприятия, фирмы и т.п.) в результате делегирования полномочий. Л. же часто осуществляется не по воле организации, хотя возможность вести за собой людей, быть лидером можно усилить и путем делегирования полномочий. Члены коллектива знают, кто их руководитель, но ведомые (те, на кого осуществляется влияние) не всегда знают, что на них оказывают влияние. Кроме того, действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Часто руководитель является лидером без всякой принадлежности к формальной должности в иерархии. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, разнообразны - от просьбы до угроз или с помощью идей. Чтобы сделать свое Л. и влияние эффективным, руководитель должен развивать и применять власть. В настоящее время зарубежные специалисты в области менеджмента (например, М. Мескон, М.Альберт, Ф.Хадуори, США) выделяют три основных подхода к пониманию сути Л. - с позиции личных качеств, поведенческий и ситуационный. Согласно личностной теории Л. (ее иногда называют теорией великих людей) лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств - уровень интеллекта и знаний, внешность, честность, здравый смысл, инициативность, ответственность, социальное и экономическое образование, высокая уверенность в себе и др. Однако если эти качества могли бы быть выявленными, люди смогли бы научиться воспитывать (прививать) их в себе, а следовательно, большинство из них стали бы прекрасными руководителями. Человек же не становится руководителем только благодаря тому, что обладает некоторым набором личных свойств. К тому же не существует такого набора личных качеств, который бы присутствовал у всех эффективно работающих руководителей, а нередко эффективность их работы имеет и ситуационный характер, т.е. в разных ситуациях требуются различные способности и качества. Согласно поведенческому подходу эффективность руководства определяется не личными качествами, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным, т.е. стилем руководства. По стилю различают: авторитарное Л., предполагающее воздействие на угрозе применения силы, и демократическое, позволяющее членам группы участвовать в установлении целей и управлении ее деятельности. В организациях различают также формальное Л., связанное с установленными правилами назначения руководителя, и неформальное, возникающее на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы Л. либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации падает. Однако ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий не выявляют логического соотношения между личными качествами и поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью его деятельности, с другой. Но это не означает, что они не имеют значения для Л., наоборот, являются существенными компонентами успеха. Вместе с тем руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях, что и предопределило обращение в теории управления к ситуационному подходу. Проблема Л. изучается различными дисциплинами. Так, например, психология исследует особенности личности лидера, социальная психология рассматривает Л. как процесс взаимодействия социальных и психологических факторов, изучает его механизмы, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения руководителей в зависимости от характера группы и организации.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Барометрическое ценовое лидерство

    в алигополистической отрасли бывает ситуация, когда одна фирма, чувствуя, что соотношение спроса и предложения позволяют это, объявляет об изменении цен, надеясь, что остальные фирмы последуют ее
  • ЛИДЕРСТВО В ЦЕНЕ

    PRICE LEADERSHIPДля олигополии свойственна взаимозависимость между производителями. Одним из проявлений такой взаимозависимости является Л.вц. Оно означает линию поведения, когда повышение цен господс
  • ЛИДЕРСТВО В ЦЕНАХ

    См. Лидерство ценовое
  • Доминантное ценовое лидерство

    в олигополистической отрасли фирма, обычно крупнейшая в отрасли, назначает цену, при которой она максимально увеличивает свои прибыли, позволяя остальным фирмам продавать по этой цене столько то
  • Price leadership. Ценовое лидерство

    Согласование фирмами цен в условиях олигополистического рынка с целью получения высоких прибылей.  Одним  из  примеров  является  лидерство  доминирующей  на рынке фирмы (см. Dominant firm), которая ис
  • ЦЕНОВОЕ ЛИДЕРСТВО

    лидерство в цене.
  • благожелательное лидерство

    система управления, основанная на жесткой иерархии и дистанции между менеджерами и работниками, жестком контроле и дисциплине; см. System 2 management.
  • лидерство с консультациями

    тип управления, при котором менеджер дискутирует с подчиненными для того, чтобы создать в них чувство ответственности за продуктивность и процесс принятия решений.
  • Формальное и неформальное лидерство

    Лидер это лицо, исполняющее функции менеджмента. Если решения лидера принимаются согласно правилам процедурам организации в соответствии с утвержденным распределением полномочий по иерархичес
  • ЛИДЕРСТВО ОРГАНИЗАЦИОННОЕ

    способность оказывать влияние на отдельных людей и группы в их деятельности для достижения целей организации.
  • ЛИДЕРСТВО В НИШЕ

    закрепление лидерства в сегменте, который не привлекает внимания более сильных конкурентов.
  • ПРОДУКТОВОЕ ЛИДЕРСТВО

    лидерство, ориентированное на рынок в целом и на учет особенностей поведения потребителей; достигается путем совершенствования товара, обслуживания товара, стимулирования продаж, создания имидж
  • Стратегия претендент на лидерство

    (challenger strategy) — стремление компании к расширению своей доли рынка, активно атакуя доминирующую компанию-лидера, а также других конкурентов с помощью маркетинговых усилий.
  • лидерство свободных поводьев

    неформальный стиль надзора за подчиненными сотрудниками, когда они имеют возможность свободно себя проявить и оцениваются по достижениям; при такой системе отсутствует непрерывный прямой контр
  • Лидерство в ценообразовании

    форма скрытого сговора между конкурирующими организациями, который позволяет обойти антимонопольное законодательство: ведущая организация устанавливает свою цену, остальные следуют за ней.
  • лидерство в заработной плате

    Ситуация, при которой одно соглашение или общий уровень соглашений в одном секторе экономики является ориентиром для всех последующих требований о повышении заработной платы. (См. leading sector, comparabilit
  • Управление людьми и лидерство

    Умение побуждать других (подчиненных, руководителей или членов команды, работающей над проектом) к тому, чтобы достичь общих целей не формальной властью, а личным примером, репутацией профессиона
  • Стратегия лидерства в минимизации издержек производства

    При усилении конкурентной борьбы целесообразен выбор фирмы в пользу стратегии лидерства в минимизации издержек производства. Результат данной стратегии состоит в достижении компанией самых низ
  • Стратегия лидерства по издержкам

    учитывает производительность труда и обычно связана с эффектом «кривой опыта». Предусматривает снижение издержек производства товара или услуги. Минимизируя затраты и устанавливая низкие цены,
  • Ситуационный подход в теориях лидерства

    Согласно этого подхода, эффективное лидерство предполагает необходимость учета ситуации - требуется разное поведение руководителя по отношению к своим подчиненным в зависимости от ситуации. Фак