Лидерство
Лидерство
(leadership, 领导能力)-способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их действовать для достижения определенных целей.
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
Лидерство
способность выдвигать цели для организации (группы) и эффективно использовать все имеющиеся источники власти для их реализации; один из механизмов интеграции групповой деятельности.
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Лидерство
механизм интеграции групповой деятельности. Реализуется путем влияния на индивидуальное или групповое поведение других людей для достижения желаемых целей. Особый статус менеджера характеризуется признанием его высокого уровня квалификации, готовности помочь, доверия, личными симпатиями, авторитетом, стремлением учиться и перенимать опыт.
Источник: Управление проектами. Управление рисками. Глоссарий. М. 2013
Лидерство
Процесс доминирования, подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе, организации. Различают стили (авторитарный, либеральный, демократический) и теории л. (харизматическую, интерактивную, ситуационную, синтетическую). Существенное значение для понимания л. и его эффективности имеет уровень группового развития.
Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009
ЛИДЕРСТВО
отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Применительно к организации это тип управленческого взаимодействия (между лидером и последователями), основанный на наиболее рациональном для конкретной ситуации сочетании источников власти для достижения поставленной цели. Л. специфический вид отношений управления, в основе которых лежит признание особого статуса лидера, его личных качеств, квалификации или должности. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности называется формальным Л. Процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или др. ресурсов, необходимых людям, называется неформальным Л.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
ЛИДЕРСТВО
(англ. leader - ведущий, руководитель) - руководство, способность оказывать влияние на отдельные личности или группы, направляя их усилия на достижение целей управления. Функции управления невозможно выполнять эффективно, если нет надлежащего руководства. Если управление есть умственный и физический процесс, когда подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи, то Л. - процесс, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на других. Управляющий становится во главе организации (предприятия, фирмы и т.п.) в результате делегирования полномочий. Л. же часто осуществляется не по воле организации, хотя возможность вести за собой людей, быть лидером можно усилить и путем делегирования полномочий. Члены коллектива знают, кто их руководитель, но ведомые (те, на кого осуществляется влияние) не всегда знают, что на них оказывают влияние. Кроме того, действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Часто руководитель является лидером без всякой принадлежности к формальной должности в иерархии. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, разнообразны - от просьбы до угроз или с помощью идей. Чтобы сделать свое Л. и влияние эффективным, руководитель должен развивать и применять власть. В настоящее время зарубежные специалисты в области менеджмента (например, М. Мескон, М.Альберт, Ф.Хадуори, США) выделяют три основных подхода к пониманию сути Л. - с позиции личных качеств, поведенческий и ситуационный. Согласно личностной теории Л. (ее иногда называют теорией великих людей) лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств - уровень интеллекта и знаний, внешность, честность, здравый смысл, инициативность, ответственность, социальное и экономическое образование, высокая уверенность в себе и др. Однако если эти качества могли бы быть выявленными, люди смогли бы научиться воспитывать (прививать) их в себе, а следовательно, большинство из них стали бы прекрасными руководителями. Человек же не становится руководителем только благодаря тому, что обладает некоторым набором личных свойств. К тому же не существует такого набора личных качеств, который бы присутствовал у всех эффективно работающих руководителей, а нередко эффективность их работы имеет и ситуационный характер, т.е. в разных ситуациях требуются различные способности и качества. Согласно поведенческому подходу эффективность руководства определяется не личными качествами, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным, т.е. стилем руководства. По стилю различают: авторитарное Л., предполагающее воздействие на угрозе применения силы, и демократическое, позволяющее членам группы участвовать в установлении целей и управлении ее деятельности. В организациях различают также формальное Л., связанное с установленными правилами назначения руководителя, и неформальное, возникающее на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы Л. либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации падает. Однако ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий не выявляют логического соотношения между личными качествами и поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью его деятельности, с другой. Но это не означает, что они не имеют значения для Л., наоборот, являются существенными компонентами успеха. Вместе с тем руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях, что и предопределило обращение в теории управления к ситуационному подходу. Проблема Л. изучается различными дисциплинами. Так, например, психология исследует особенности личности лидера, социальная психология рассматривает Л. как процесс взаимодействия социальных и психологических факторов, изучает его механизмы, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения руководителей в зависимости от характера группы и организации.