Лидер это лицо, исполняющее функции менеджмента. Если решения лидера принимаются согласно правилам процедурам организации в соответствии с утвержденным распределением полномочий по иерархической цепочке, то такой лидер является формальным лидером. Неформальный лидер реально принимает решения менеджмента и выполняет его функции, однако такой лидер не имеет, как правило, соответствующей системы гарантий и прав системы санкций, позволяющих в полной мере исполнять и защищать функции и результаты исполнения функций менеджмента( например, применять административные меры наказания за невыполнение задания). Идеально, когда неформальный лидер и руководитель - это одно и то же лицо, но такое встречается редко, и чаще между формальным и неформальным лидером наблюдаются противоречия, доходящие до конфликтов. Сама жизнь и исследования показали, что наибольших успехов в деятельности достигает коллектив, где существуют формальное и неформальное лидерство. В группе бывают два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный. Функции эмоционального лидера - улучшение психологического климата в группе, забота об оптимальном регулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Среди неформальных лидеров можно вычленить следующие типы. Инструментальный лидер - это член группы, который берет на себя инициативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и жестко направляет коллектив в направлении решения задач, стоящих перед коллективом. Универсальный лидер- тот член коллектива, группы, который сочетает в себе черты инструментального и эмоционального лидера. Популистские лидеры - добиваются популярности за счет удобных для обывателей лозунгов и демаршей. Предпочитаемый лидер- это член коллектива, которого выделяют из окружающих и к которому относятся положительно (это надежный партнер по работе, верный в дружбе, с ним предпочитают иметь дело, общаться, дружить. У него положительный психологический статус. Аутсайдер - это индивид с нулевым статусом. Почти в каждом коллективе можно встретить таких членов, которые в силу каких-то причин не проявили себя и держатся в тени. Отношение к ним обычно индифферентное. У одних это может быть связано с адаптационными трудностями (особенно у новичков), у других - с особенностями характера («молчуны», «нелюдимы»), у третьих - с осознанной позицией («моя хата с краю»), у четвертых - с характеристиками самого коллектива. Руководитель коллектива должен уметь разбираться в направленности личности таких членов, и, если это необходимо, помочь им повысить эффективность их участия в выполнении функций менеджмента в организации. Непредпочитаемый (отвергаемый) лидер - это исполнитель функций менеджмента, которого игнорирует коллектив, открыто демонстрируя свое неуважение или неприязнь. Заслуживает уважения тот коллектив, где не торопятся расстаться с непредпочитаемым, а помогают ему преодолеть себя, изменить свою направленность. Индивид, обычно, переживает состояние психологического дискомфорта, если он никому не нужен, никто им не интересуется, ни о чем не спрашивает, ничего не ждет от него, никак не реагирует на его появление. Индивид стремится покинуть ту группу, где не происходит рост его психологического статуса в поисках групп, где, как ему кажется, его могут понять, оценить. Тем не менее, у него всегда остается мотив остаться в группе, где потенциально к нему может измениться отношение.