Платон
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
древнегреческий мыслитель. В сочинении «Законы» Платон высказал ряд оригинальных экономических положений. Так, он считал, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров. У Платона содержатся выводы и о том, что деньги выполняют не только функции средства обращения и сокровища, но и функцию меры стоимости. Вместе с тем он выступал против использования денег для накопления богатства и осуждал ростовщичество. Платон один из первых в истории экономической мысли поставил вопрос об основе и уровне цен. Он считал, что цены должны регулироваться государственной властью, причем за основу должна браться такая цена, которая обеспечивала бы получение умеренной прибыли.
Источник: Бизнес-словарь
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
П. уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественнее явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация – как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.
Главной отраслью хозяйства П. считал земледелие, но одобрительно относился и к ремеслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. С естественным разделением труда П. связывал необходимость обмена. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли П. относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. Для свободного грека занятие торговлей он считал недостойным и даже постыдным.
В идеальном государстве П. свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой П. проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить им обобществленное потребление, что дало повод толковать это как некий «аристократический коммунизм».
(428 или 427 до н. э. - 348 или 347)
Platon
Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Около 407 познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу - Академию платоновскую. В 367 и 361 вновь посетил Сицилию (в 361 по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своем государстве идеи Платона); эта поездка, как и предыдущие попытки Платона вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провел в Афинах, много писал, читал лекции.
Платон является одним из первых мыслителей, у которых рассуждения о хозяйстве опираются не на житейские рассуждения, а на философскую систему. Рассматривая взгляды Платона на хозяйство, следует помнить о существовании в его философии мира идей - противостоящего реальному миру и включающему в себя идеальные образы всего, что только может существовать в мире реальном. В этом платоновском мире идей существует и образ идеального государства, представляющий собой одну из первых социально-экономических утопий. Каким же представлял себе идеальное государство Платон?
В идеальном государстве выше всего ценится идея общественного блага и все порядки основаны на справедливости, которая обеспечивает счастье человеку и обществу в целом.
Все общество делится на неравные сословия, причем первые два сословия (философы и воины) должны жить по правилам общности имущества и жен, но третье сословие (ремесленники) - неизбежное зло, с которым необходимо считаться, и поэтому им дается право на частную собственность и разрешается моногамия.
...Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем, ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Припасы, необходимые для рассудительных и мужественных знатоков военного дела, они должны получать от остальных граждан в уплату за то, что их охраняют. ... Им одним не дозволено в нашем государстве пользоваться золотом и серебром, даже прикасаться к ним, быть с ними под одной крышей, украшаться ими или пить из золотых и серебряных сосудов. Только так могли бы стражи оставаться невредимыми и сохранить государство. А чуть только заведется у них собственная земля, дома, деньги, как сейчас же из стражей станут они хозяевами и земледельцами; из союзников остальных граждан сделаются враждебными им владыками; ненавидя сами и вызывая к себе ненависть, питая злые умыслы и их опасаясь, будут они все время жить в большом страхе перед внутренними врагами, чем перед внешними, а в таком случае и сами они, и все государство устремится к своей скорейшей гибели (Государство, книга третья)
Любопытно, что в своих рассуждениях о размере государства, Платон высказывал взгляды, похожие на концепцию Т. Р. Мальтуса. Платон считал, что государство появляется для удовлетворения потребностей людей. Путем разделения труда люди дают друг другу больше благ, чем в том случае, когда каждый производит все сам для себя. При увеличении количества людей в государства уровень потребления каждого из них увеличивается. При этом существует некоторый разумный уровень потребления, при котором удовлетворены все основные благородные потребности человека. Но если люди не ограничивают свое потребление этим уровнем и предъявляют спрос на различные предметы роскоши, то государство начинает расти и это постепенно приводит к исчерапнию некоторых жизненноважных ресурсов. В этой ситуации часть людей должна покинуть государство и обычно это происходит в виде завоевательного похода на другую страну, у которой эти люди пытаются отнять недостающие ресурсы. Если поход невозможен, то тогда неизбежны голод и болезни, в результате которых численность государства вновь уменьшиться до оптимального значения.
Переведенные работы:
Платон. Сочинения. Т. 1-3, М., 1968-72.
Философия П. представляет собой сложную систему взглядов объективного идеализма, допускавшего самостоят. существование идей и считавшего реальный мир всего лишь их эманацией. Историч. значение философии П. определяется тем, что он последовательно изложил осн. принципы объективного идеализма. В. И. Ленин назвал всю идеалистич. линию в философии «линией Платона» (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 131). Идеи П. послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма.
С философией П. связано его этич. учение, в основе к-рого лежит представление о душе, состоящей из трёх начал - разумного, волевого и чувственного. Этим началам соответствуют три осн. добродетели - мудрость, мужество и воздержанность, сочетанием к-рых является высшая добродетель - справедливость. Демос, по П., способен только к добродетели благоразумия (повиновения), а рабы вообще не способны к нравств. жизни.
П. дал глубокий анализ разделения труда и показал прогрессивное значение последнего. К. Маркс назвал гениальным «...для своего времени изображение разделения труда Платоном, как естественной основы города (который у греков был тождественен с государством) ...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 239). В соч. «Государство» П. отмечал, что город рождается от нашей нужды во мн. вещах, основой его зарождения являются потребности людей, первой и самой великой из к-рых, по представлению П., была потребность в пище, второй - в жилище, третьей - в одежде. Город и удовлетворяет все потребности, т. к. один из его жителей оказывается земледельцем, второй - строителем, третий - ткачом. Высоко оценивая экономич. эффективность разделения труда, П. предлагал запретить земледельцам заниматься ремеслом, т. к. последнее нельзя совместить с земледелием. Каждому ремесленнику, в свою очередь, он советовал разрешить занятие только одним видом ремесла, с запретом, напр., кузнецам заниматься плотничьим делом.
П. преувеличивал роль гос-ва в экономич. развитии, считая, что оно может полностью регламентировать все экономич. и политич. отношения. Осн. бедствиями совр. ему общества считал распадение его на два полюса - богатство и бедность, нарушение обществ. порядка из-за эгоизма и неумеренной свободы демоса. В соч. «Государство» и «Законы» выдвинул утопия, проекты идеального политич. устройства, предусматривавшие стабилизацию рабовладельч. строя, переживавшего в 4 в. до н. э. глубокий кризис, увековечение классов, возврат к натуральному х-ву, ликвидацию полисной демократии. Каждому классу, в т. ч. рабам и рабовладельцам, он отводил определ. функции, к-рые якобы органически свойственны им и составляют необходимый элемент структуры всякого общества. Одни классы должны работать, другие - воевать, третьи - управлять, причём их положение, по мнению П., не может изменяться.
Свободные граждане республики П. делятся на три сословия: правители (философы), стражи и работники (крестьяне, ремесленники, купцы). П. отрицал право демоса на участие в гос. управлении, требующем величайшей мудрости и особых нравств. качеств. являющемся привилегией философов. По П., цари должны философствовать, философы - царствовать. В своём «идеальном гос-ве» П. предлагал лишить демос права на оружие, сделать последнее достоянием лишь воен. касты, призванной охранять устои рабовладельч. общества. Она освобождалась от производит. труда и жила за счёт гос-ва. П. проектировал для стражей жизнь в лагерях, коллективность потребления. Для нейтрализации внутр. противоречий среди господств. класса предлагал установить для философов и стражей общую собственность на средства произ-ва, рабов, предметы личного потребления и даже женщин. Работники, по П., могут иметь частную собственность, образ их жизни регулируется гос-вом, к-рому они поставляют материальные блага. Они заняты в материальном произ-ве, но не участвуют в политич. жизни. Маркс считал, что поскольку в республике П. разделение труда является осн. принципом строения гос-ва, она представляет собой лишь «...афинскую идеализацию египетского кастового строя» (там же, т. 23, с. 379).
Проекты П. ориентировались на развитие натурального х-ва, гарантирующего, по мнению их автора, стабильность рабовладельч. гос-ва. П. предлагал не взимать ввозных и вывозных пошлин, а просто запретить ввоз товаров, в к-рых нет потребности, и вывоз необходимых стране материальных благ. Запрещалось частное владение золотом и серебром, но это не исключало чеканки монеты для повседневного обмена, осуществляемого ремесленниками, расчётов с наёмниками, иностранцами - словом для внутр. обращения. «Платон в своем „Государстве“ хочет насильно удержать деньги в рамках простого средства обращения и меры (стоимости), чтобы не дать им стать деньгами как таковыми» (Маркс К., там же, т. 46, ч. 2, с. 471 - 72). Стражи следят за тем, чтобы товарно-ден. отношения не проникли в среду господств. сословий, к-рым запрещено заниматься торговлей и вообще прикасаться к золоту и серебру, чтобы развитие обмена не привело к чрезмерному накоплению богатства (сокровищ). Предвосхищая ср.-век. уставы, П. проектировал запрет торговли фальшивыми изделиями, преследование торг. обманов, таксацию цен, осуждение ростовщичества, регламентацию времени торговли определ. товарами, покупок их разными категориями покупателей, фиксацию места торг. сделок и т. д.
В неразрывной связи с натурально-хоз. программой П. находилась его ориентация на с. х-во, к-рое, согласно его проектам, и должно было стать почти исключит. базой экономики рабовладельч. строя Греции. Считая, что излишняя концентрация земли в руках крупных собственников - важный фактор обострения классовых противоречий, для стабилизации рабовладельч. строя предлагал нейтрализовать последние путём равномерного распределения земли. По П., общее число х-в, обеспеченных зем. наделами (клерами), - 5040. Верх, собственником земли выступает гос-во. Число и величина зем. наделов, передающихся по наследству лишь одному из сыновей, навеки стабильны. Эти наделы и должны были служить осн. источником средств существования для свободных граждан. Проектировалось, что землю будут обрабатывать рабы, рабовладельч. община сможет пользоваться плодами их труда. Предусматривались нормы накопления богатства и самого рабовладения. В материальном произ-ве заняты также свободные земледельцы. Проекты П. были направлены на возрождение мелкого крестьянства, к-рое долго служило политич. опорой рабовладельч. знати и могло быть противовесом гор. бедноте.
Для бурж. историч. и экономич. лит-ры характерна фразеология о «коммунизме» П. Бурж. теоретики, фальсифицируя взгляды П., сближают их с марксизмом. (Так, нем. историк античности Р. Пёльман проводил параллель между платоновской критикой ссудного процента и марксистской критикой капиталистич. эксплуатации.) Они утверждают, что П. ставится вопрос о глубоком анализе генезиса гос-ва (на базе разделения труда, частной собственности, частного обмена и классового расчленения), который достигает кульминац. пункта в работах Маркса и Энгельса. В целях дискредитации марксизма К. Поппер (Великобритания) объявляет идеолога реакц. рабовладельч. знати, философа-идеалиста П. родоначальником науч. социализма и материалистич. понимания истории, неправомерно утверждая, что марксизм есть реставрация платонизма.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.