Аристотель
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
Источник: Словарь эффективной экономики.
древнегреческий мыслитель. Его основными сочинениями, в которых содержатся размышления по экономическим вопросам, являются «Никомахова этика» и «Политика». Рассматривая способы приобретения богатства и удовлетворения потребностей, Аристотель выделял экономику и хрематистику. Экономика имеет своей целью приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и для домашнего хозяйства, а также для государственных нужд. Деятельность такого рода является необходимой и обусловлена естественными причинами. К сфере экономики Аристотель относил и мелкую торговлю, поскольку она необходима для удовлетворения потребностей людей в предметах первой необходимости. Хрематистика по Аристотелю — это искусство наживать состояние путем торговли. В отличие от экономики, хрематистика не является необходимой и не сообразуется с законами природы. Значительный вклад в формирование экономической науки Аристотель внес своим анализом формы стоимости. Он отмечал, что вещь может быть использована двояким образом: для удовлетворения определенной потребности и для обмена. Эти свойства вещи Аристотель считал потребительными стоимостями, причем в духе своей натурально-хозяйственной концепции первый способ использования вещи он объявлял естественным, а второй неестественным. Анализируя обмен, он сделал очень важный вывод о том, что «как без обмена не было бы... взаимоотношений, так без приравнивания — обмена, а без соизмеримости — приравнивания». Деньги, по мнению Аристотеля, были изобретены людьми для удобства обмена. Их основными функциями он считал функцию меры стоимости и функцию средства обращения. В то же время он проводил различие между обращением денег как денег и обращением денег как капитала. Относя использование денег для получения прибыли к сфере хрематистики, он осуждал такого рода деятельность, доказывая, что деньги по своей природе не могут приносить деньги.
Источник: Бизнес-словарь
Воспользовавшись терминологией, предложенной Ксенофонтом, А. наполнил понятие «экономия» научным содержанием. По А., экономия – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов. Наряду с экономией он выделял явление, названное им хрематистикой (греч. хрема – имущество, владение), т. е. искусством наживать денежное богатство. Экономия и хрематистика вместе составляют учение о богатстве. Если экономия связана с производством продуктов, то хрематистика – с движением денег, с вложением и накоплением капитала. Это была первая в истории науки попытка анализа капитала.
Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, А. рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, все, что расшатывало и разлагало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества. Естественные явления А. относил к экономике, которая раскрывала источники «истинного богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей у крепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был А., отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счет формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т. п.
А. стремился выяснить, что лежит в основе равенства обмениваемых товаров. По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство – без соизмеримости. В обмене приравниваются все ремесла и искусства, а участвующие в нем потребительные стоимости обладают чем-то общим, хотя такое приравнивание А. не мог объяснить. Гений А. проявился в том, что в выражении стоимости товара он открывает отношение равенства. Заметим, что борьба мнений по этому вопросу (соотношение роли трудовых затрат (стоимости) и полезности в ценообразовании) продолжается и по сей день.
А. сделал попытку разобраться в свойствах товара, в сущности и функциях денег. Хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения.
Для А., как и Ксенофонта, идеалом оставалось натуральное хозяйство. Но в отличие от Ксенофонта А. не только допускал товарно-денежные отношения, но и пытался их исследовать.
Многочисл. труды А. охватывают самые различные области знания: логику, физику, зоологию, психологию, этику, политику, риторику, поэтику, экономику. Классики марксизма-ленинизма высоко ценили философию А. К. Маркс считал её вершиной древней философской мысли. В. И. Ленин отмечал, что А., колеблясь между материализмом и идеализмом, не сомневался в реальности внешнего мира, что он критиковал идеализм Платона как «идеализм вообще» и что в философских работах А. содержатся «...живые зачатки и запросы диалектики...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 326; см. также с. 255, 258, 327). Своё экономич. учение А. развивал, исходя из предпосылки, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой произ-ва. Рабство он связывал с разделением труда: рабы - это те люди, к-рые от природы могут выполнять только физич. работу, а свободные - люди, к-рым предназначено судьбой заниматься умственным трудом. А. защищал натуральное х-во, основанное на рабском труде. Но т. к. к тому времени товарно-ден. отношения достигли заметного развития, А. говорил о необходимости справедливого обмена, под к-рым подразумевал равенство разнородных вещей. «Гений Аристотеля. - писал Маркс, - обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 70). Однако А. не смог выяснить, в чём же заключается это равенство. Он ошибочно считал, что товары становятся соизмеримыми только благодаря деньгам.
А. делил богатство на два вида: богатство как совокупность потребительных стоимостей и богатство как накопление денег, меновых стоимостей. Источник первого вида - земледелие и ремесло. Это богатство - естественное, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и ограничено этими потребностями. Второй вид богатства он называл противоестественным, т. к. оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного обращения и ничем не ограничено. Науку о богатстве он делил на экономию и хрематистику (искусство делать деньги). Исходя из двоякого понимания богатства, он рассматривал продукт как товар, имеющий двоякое значение.
По существу он говорит о потребительной и меновой стоимости товара. А., указывал Маркс, обнаруживает понимание того, что меновая стоимость товаров является зародышевой формой товарных цен. Он прослеживает развитие обмена, начиная с простой мены (Т - Т), и разъясняет, что меновые отношения сначала возникли между родовыми семьями (общинами), а затем стали развиваться внутри них. Он исследует превращение формулы Т - Т в Т - Д - Т и выясняет, что деньгами стал товар, наиболее удобный в обиходе. За деньгами А. признаёт функции средства обращения и мерила стоимости.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.
(384-322 до н. э.)
Древнегреческий философ и ученый. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347), был участником платоновской Академии. В 343 был приглашен Филиппом (царем Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии. Был сторонником умеренной демократии.
Социально-экономические взгляды Аристотеля несколько отличались от взглядов его ближайшего предшественника Платона. Прежде всего, это касалось идеалов общественного устрйоства. Аристотель (метек, женившийся на дочери отпущенного раба) был свободен от аристократических предрассудков, которым был подвержен Платон. В связи с этоим Аритотель исповедовал социальную философию близкую современной западной: идеализация среднего сословия (среднее сословие - наилучшее, я хочу быть средним в государстве).
Аристотель собрал огромный исторический материал о греческих городах-государствах, на котором была основана его теория государства. Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это - монархия, аристократия и полития (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований.
Рассуждая о системе наук и месте экономической науки в ней, Аристотель разделял эту экономическу науку на две части: экономику и хрематистику. Обе части на самом деле предствляют собой прикладные дисциплины: первая - теорию домоводства (как и у Ксенофонта) а вторая - теорию бизнеса. Рассуждения о хрематистике интересны тем, что в них Аристотель выражает свои взгляд на развитие торговли, обмена и денег (см. его произведение Об искусстве наживать состояние).
Впервые в истории экономической мысли у Аристотеля заходит раговор о пропорциях обмена благ - о теории ценности (см. Никомахову этику). Аристотель пытается понять, почему определенное количество одного блага обменивается на определенное количество другого и предлагает найти нечто общее, что содержится в благах и даст возможность приравниванию их друг к другу в определенной пропорции. Поскольку в самих благах ничего общего нет, нужно рассмотреть еще и тех людей, которые участвуют в обмене - производителей этих благ. А у них есть общее - затраченный труд на произвоство этих благ. Следовательно, блага обмениваются пропорционально затрататам труда на их производство.
Не смотря на то, что Аристотель был менее аристократичен, чем Платон, он поддерживал идею изначального неравенства всех людей. Существует так называемое естественное право, которое объясняет попарное устройство общества. Как писал Аристотель, :необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может сущствовать друг без друга, - мужчину и женщину и точно так же должны относиться между собой господин и раб.
:Остановимся прежде всего на господине и рабе и посмотрим на их взаимоотношения с точки зрения практической пользы. Можем ли мы для уяснения этого отношения стать на более правильную сравнительно с имеющимися теориями точку зрения?
3. Дело в том, что, по мнению одних, власть господина над рабом есть своего рода наука, причем и эта власть и организация семьи, и государство, и царская власть - одно и то же, как мы уже упомянули вначале. Наоборот, по мнению других, самая власть господина над рабом противоестественна; лишь по закону один - раб, другой - свободный, по природе же никакого различия нет. Поэтому и власть господина над рабом, как основанная на насилии, несправедлива.
4. Собственность есть часть дома, и приобретение есть часть семейной организации: без предметов первой необходимости нельзя не только хорошо жить, но и вообще жить. Во всех ремеслах с определенно поставленной целью нужны бывают соответствующие орудия, если работа должна быть доведена, до конца, и из этих орудий одни являются неодушевленными, - другие- одушевленными (например, для кормчего руль - неодушевленное орудие, рулевой - одушевленное), потому что в искусствах ремесленник- играет роль орудия. Так точно и для домохозяина собственность оказывается своего рода орудием для существования. И приобретение собственности требует массу орудий, причем раб - некая одушевленная собственность, как и вообще в искусствах всякий ремесленник как орудие стоит впереди других инструментов.
5. Если бы каждое орудие могло выполнять свойственную ему работу само, по данному ему приказанию или даже его предвосхищая:если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы. Орудия как таковые имеют своим назначением продуктивную деятельность, собственность же является орудием деятельности активной:
6. В силу специфического отличия продуктивной и активной деятельности, конечно, соответственно различны и те орудия, которые потребны для той и для другой. Но жизнь - активная деятельность, а не продуктивная; значит, и раб служит тому, что относится к области деятельности активной. "Собственность" нужно понимать втом же смысле, что и часть. Часть же есть не только часть чего-либо другого, но она вообще немыслима без этого другого. Это вполне приложимо и к собственности. Поэтому господин есть только господин раба, но не принадлежит ему; раб же не только раб господина, но и всецело принадлежит ему.
7. Из вышеизложенного ясно, что такое раб по своей природе и по своему назначению: кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. Человек же принадлежит другому в том случае, если он, оставаясь человеком, становится собственностью; последняя представляет собой орудие активное и отдельно существующее.
Аристотель, Политика, книга 1.
Источники: Большая cоветская энциклопедия. В 31 т. М., Советская энциклопедия, 1969-1978.
Переведенные работы:
Аристотель. Сочинения в 4 томах. М. 1976.