ОБРАЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
отрасль экономики, хозяйства страны, объединяющая организации, учреждения, предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров.
ОБРАЗОВАНИЕ
1) получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение; 2) совокупность знаний, полученных в результате обучения; 3) отрасль народного хозяйства, предоставляющая гарантированное Конституцией образование.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
ОБРАЗОВАНИЕ
процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Уровень общего и специального (профессионального) О. обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
Образование
1. (традиционно) процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для его полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций; 2. процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития; процесс культурной идентификации и личностной самодетерминации.
Источник: Управление проектами. Управление рисками. Глоссарий. М. 2013
Образование
Социальный институт, выполняющий экономическую, социальную и культурную функции в обществе. Экономическая функция о. состоит в формировании социально-профес-сиональной структуры работника, владеющего необходимыми знаниями и навыками. Социальная функция о. заключается в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве социально-статусной структуры общества. Культурная функция о. заключается в том, чтобы использовать ранее накопленную культуру в целях социализации индивида, формировать его творческие способности.
Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009
Образование
Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
ОБРАЗОВАНИЕ
отрасль экономики, хозяйства страны, в задачи которой входят обучение, обогащение людей знаниями, воспитание, подготовка учащихся к трудовой деятельности, к активной жизни. Образование как отрасль включает дошкольные учебные заведения, школы, гимназии, лицеи, колледжи, техникумы, учебные институты, университеты, учебные академии. Образование позволяет пополнять багаж знаний, расширять кругозор, развивать умственные способности, приобретать профессию, специальность, удовлетворять потребность в сведениях об окружающем мире. Образовательные учреждения, заведения могут быть как государственными, общественными, так и частными.
Источник: Школьный экономический словарь. 1999 г.
Образование
1) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов); 2) общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющего в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социокультурной программами; 3) процесс трансляции культуры в системе социума с целью социализации личности (единичного представителя поколения); 4) синтез обучения и учения (индивидуальная познавательная деятельность), воспитания и самоопределения, взросления и социализации, развития и саморазвития личности и индивидуальности; 5) процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе.
Источник: Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие
Образование
процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является средством, с помощью которого осуществляется развитие способностей людей к производительному труду, цивилизованному общению, всестороннему раскрытию природных физических и интеллектуальных задатков, что создает условия для реализации на непротиворечивой основе объективно возвышающихся материальных, социальных и духовных потребностей отдельного человека, малой или большой социальной группы и человечества в целом.
В первобытных обществах образование являлось составной частью социальнопроизводственного процесса людей. Накопленные знания передавали детям все члены общества, рано вовлекая в посильную для них трудовую деятельность. Главным инструментальным средством воспитания был родной язык в форме преданий, былин, сказок и т.п.
С возникновением неравенства образование стало служить орудием социального разделения людей, способствуя превращению знаний и умений в частную собственность привилегированных классов, занявших господствующие ступеньки в иерархическом общественном устройстве.
Система народного образования возникает в период, когда образование становится достаточно распространенным, когда получают развитие не только учреждения для обучения и воспитания детей господствующего класса, но появляются и различные школы для детей трудящихся. Системы народного образования начали складываться в первую очередь в экономически развитых странах примерно с середины 18 в.
Основными элементами (звеньями) системы народного образования являются начальное, среднее общее и профессиональное образование. По мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непрерывный рост численности и специализации образовательно-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца 19 в. основной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться более высокие ступени и, в частности, средние и старшие классы общеобразовательной школы. В настоящее время в развитых странах мира средняя школа стала фактически основной и самой распространенной в системе учреждений по народному образованию.
Процесс приращения к начальной школе новых ступеней происходил не только сверху, но и снизу. Так, в 19 в. стала развиваться сеть дошкольных воспитательных учреждений – детских яслей и детских садов, которые в 20 в. получили весьма широкое распространение. Жизнь потребовала также создания и развития специальных средних и высших учебных заведений для профессиональной подготовки инженерно-технических работников среднего и высшего звена, а также различных специалистов в области культуры и управления. Интенсивное развитие технического базиса производства в 20 в. обусловило необходимость подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий и создания для этой цели сети профессионально-технических учебных заведений (училищ), количество которых во всех странах мира постоянно возрастает.
На развитие системы образования оказывает влияние целый ряд факторов, основные из которых: уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ, политика общества и интересы различных его сословий, исторический опыт и национальные особенности в области народного образования, педагогические факторы (в частности необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению).
Во всех высокоразвитых капиталистических странах под влиянием объективных требований развивающегося производства и борьбы рабочего класса и всех трудящихся за право на образование в настоящее время введен обязательный образовательный минимум. Так, во многих штатах США ныне срок обязательного обучения установлен до 16 лет; такое же положение во Франции и в Англии. Однако повышение уровня обязательного образования в странах капитала отнюдь не преследует целей общего и разностороннего развития молодых людей, а предусматривает усвоение ими лишь минимума знаний и навыков, без которых невозможно участие в современном производстве.
Ни в одной капиталистической стране даже на этапе обязательного обучения не реализуется полностью принцип бесплатности образования, так как там в школах используются многочисленные формы скрытой платы (за пользование отдельными видами учебного оборудования, спортивным инвентарем, за членство в различных клубах и организациях и т.п.). Как правило, плата за обучение взимается на тех ступенях буржуазной государственной школы, которые не являются обязательными. Платные там и все высшие учебные заведения. Стипендиями же обеспечивается лишь незначительная часть студентов. Чрезвычайно высока плата за обучение во всех видах частных учебных заведений, предназначенных для детей из привилегированных слоев населения. Все это приводит к тому, что финансовый барьер является основной преградой, стоящей на пути значительной массы детей трудящихся этих стран к получению полного среднего и особенно высшего образования.
Практически для всех капиталистических стран характерно наличие учебных заведений тупикового типа. Учебные заведения, предназначенные для детей трудящихся, связаны между собой лишь на этапе начального и неполного среднего образования и не дают выхода к высшему образованию. Например, такова система народного образования в Англии, где окончание основного типа средней школы, предназначенного для детей трудящихся, так называемой современной школы, не дает права поступления в университеты. Туда есть доступ лишь тем, кто окончил грамматическую школу или частную паблик скул.
Во всех капиталистических странах осуществляется явная дискриминация женщин в получении общего и профессионального образования. Всюду, где имеется раздельное обучение мальчиков и девочек на начальной и средней ступени образования, учебные курсы, изучаемые девочками, заметно отличаются от курсов соответствующих мужских учебных заведений. Во всех странах капиталистического мира женщинам практически ограничен путь к инженерным, юридическим и некоторым другим профессиям.
Состояние образования в России в предреволюционный период находилось на низком уровне и не могло удовлетворить потребности экономического развития страны и запросы народа. Общий диагноз его кризисного состояния выразил в то время В.И. Ленин: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, – такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России»» [Л., т. 23, с. 127].
После Октября 1917 г. институт образования в России получил беспрецедентное развитие.
Все образовательные школы стали общенародными, исключавшими сословные и национальные перегородки и обеспечившими преемственность между ступенями школьного образования. Было введено бесплатное и совместное обучение детей обоего пола на основе его соединения с производительным трудом. Закреплялась доступность и обязательность образования для детей и подростков в возрасте 8-17 лет. Школа отделялась от церкви. Все национальности получили право обучения на родном языке. В единую систему народного образования было включено дошкольное воспитание и внешкольное образование. Были введены в действие новые правила приема в вузы, отдававшие преимущество при поступлении рабочим и трудящимся крестьянам. Отменялись все прежние ученые степени и звания и связанные с ними привилегии, чем открывался доступ в вузы молодым ученым, и создавались условия для обновления учебных программ, особенно в области общественных наук.
С этих позиций, несмотря на войны и другие невзгоды, страна Советов прошла последовательно путь от вопиющей неграмотности (за 1920-40 гг. было обучено грамоте около 60 млн. человек взрослого населения) к всеобщему обязательному сначала начальному (1920-30-е годы), далее неполному (завершено в послевоенные 1940-50-е годы), а затем и полному среднему (1960-70-е годы) общему образованию.
Были организованы: система многопрофильного многоуровневого профессионального образования, удовлетворяющего потребности социалистического производства в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов среднего и высшего уровня подготовки, а также система подготовки научных и научно-педагогических кадров, исходившая из стратегии интеграции науки с образованием и производством.
Страна вплотную подошла к реализации всеобщего обязательного среднетехнического образования. Даже по оценкам западных экспертов, советская система образования являлась одной из лучших в мире [Белканов Н. Оценка советского образования: взгляд из-за рубежа // Народное образование. 2003, № 7]. Она служила достойным примером для подражания при решении многих вопросов образовательной политики во многих странах мира.
Оставалось сделать буквально еще один рывок в область всеобщего высшего образования, и формирование сообщества людей новой коммунистической формации как ассоциации творческих индивидуальностей, органично сочетающих в своей деятельности физический и умственный труд, было бы воплощено в реальную жизнь. Так что будущим строителям социалистического и коммунистического общества есть с чего начинать писать историю новой высокоинтеллектуальной человеческой цивилизации.
В первобытных обществах образование являлось составной частью социальнопроизводственного процесса людей. Накопленные знания передавали детям все члены общества, рано вовлекая в посильную для них трудовую деятельность. Главным инструментальным средством воспитания был родной язык в форме преданий, былин, сказок и т.п.
С возникновением неравенства образование стало служить орудием социального разделения людей, способствуя превращению знаний и умений в частную собственность привилегированных классов, занявших господствующие ступеньки в иерархическом общественном устройстве.
Система народного образования возникает в период, когда образование становится достаточно распространенным, когда получают развитие не только учреждения для обучения и воспитания детей господствующего класса, но появляются и различные школы для детей трудящихся. Системы народного образования начали складываться в первую очередь в экономически развитых странах примерно с середины 18 в.
Основными элементами (звеньями) системы народного образования являются начальное, среднее общее и профессиональное образование. По мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непрерывный рост численности и специализации образовательно-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца 19 в. основной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться более высокие ступени и, в частности, средние и старшие классы общеобразовательной школы. В настоящее время в развитых странах мира средняя школа стала фактически основной и самой распространенной в системе учреждений по народному образованию.
Процесс приращения к начальной школе новых ступеней происходил не только сверху, но и снизу. Так, в 19 в. стала развиваться сеть дошкольных воспитательных учреждений – детских яслей и детских садов, которые в 20 в. получили весьма широкое распространение. Жизнь потребовала также создания и развития специальных средних и высших учебных заведений для профессиональной подготовки инженерно-технических работников среднего и высшего звена, а также различных специалистов в области культуры и управления. Интенсивное развитие технического базиса производства в 20 в. обусловило необходимость подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий и создания для этой цели сети профессионально-технических учебных заведений (училищ), количество которых во всех странах мира постоянно возрастает.
На развитие системы образования оказывает влияние целый ряд факторов, основные из которых: уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ, политика общества и интересы различных его сословий, исторический опыт и национальные особенности в области народного образования, педагогические факторы (в частности необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению).
Во всех высокоразвитых капиталистических странах под влиянием объективных требований развивающегося производства и борьбы рабочего класса и всех трудящихся за право на образование в настоящее время введен обязательный образовательный минимум. Так, во многих штатах США ныне срок обязательного обучения установлен до 16 лет; такое же положение во Франции и в Англии. Однако повышение уровня обязательного образования в странах капитала отнюдь не преследует целей общего и разностороннего развития молодых людей, а предусматривает усвоение ими лишь минимума знаний и навыков, без которых невозможно участие в современном производстве.
Ни в одной капиталистической стране даже на этапе обязательного обучения не реализуется полностью принцип бесплатности образования, так как там в школах используются многочисленные формы скрытой платы (за пользование отдельными видами учебного оборудования, спортивным инвентарем, за членство в различных клубах и организациях и т.п.). Как правило, плата за обучение взимается на тех ступенях буржуазной государственной школы, которые не являются обязательными. Платные там и все высшие учебные заведения. Стипендиями же обеспечивается лишь незначительная часть студентов. Чрезвычайно высока плата за обучение во всех видах частных учебных заведений, предназначенных для детей из привилегированных слоев населения. Все это приводит к тому, что финансовый барьер является основной преградой, стоящей на пути значительной массы детей трудящихся этих стран к получению полного среднего и особенно высшего образования.
Практически для всех капиталистических стран характерно наличие учебных заведений тупикового типа. Учебные заведения, предназначенные для детей трудящихся, связаны между собой лишь на этапе начального и неполного среднего образования и не дают выхода к высшему образованию. Например, такова система народного образования в Англии, где окончание основного типа средней школы, предназначенного для детей трудящихся, так называемой современной школы, не дает права поступления в университеты. Туда есть доступ лишь тем, кто окончил грамматическую школу или частную паблик скул.
Во всех капиталистических странах осуществляется явная дискриминация женщин в получении общего и профессионального образования. Всюду, где имеется раздельное обучение мальчиков и девочек на начальной и средней ступени образования, учебные курсы, изучаемые девочками, заметно отличаются от курсов соответствующих мужских учебных заведений. Во всех странах капиталистического мира женщинам практически ограничен путь к инженерным, юридическим и некоторым другим профессиям.
Состояние образования в России в предреволюционный период находилось на низком уровне и не могло удовлетворить потребности экономического развития страны и запросы народа. Общий диагноз его кризисного состояния выразил в то время В.И. Ленин: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, – такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России»» [Л., т. 23, с. 127].
После Октября 1917 г. институт образования в России получил беспрецедентное развитие.
Все образовательные школы стали общенародными, исключавшими сословные и национальные перегородки и обеспечившими преемственность между ступенями школьного образования. Было введено бесплатное и совместное обучение детей обоего пола на основе его соединения с производительным трудом. Закреплялась доступность и обязательность образования для детей и подростков в возрасте 8-17 лет. Школа отделялась от церкви. Все национальности получили право обучения на родном языке. В единую систему народного образования было включено дошкольное воспитание и внешкольное образование. Были введены в действие новые правила приема в вузы, отдававшие преимущество при поступлении рабочим и трудящимся крестьянам. Отменялись все прежние ученые степени и звания и связанные с ними привилегии, чем открывался доступ в вузы молодым ученым, и создавались условия для обновления учебных программ, особенно в области общественных наук.
С этих позиций, несмотря на войны и другие невзгоды, страна Советов прошла последовательно путь от вопиющей неграмотности (за 1920-40 гг. было обучено грамоте около 60 млн. человек взрослого населения) к всеобщему обязательному сначала начальному (1920-30-е годы), далее неполному (завершено в послевоенные 1940-50-е годы), а затем и полному среднему (1960-70-е годы) общему образованию.
Были организованы: система многопрофильного многоуровневого профессионального образования, удовлетворяющего потребности социалистического производства в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов среднего и высшего уровня подготовки, а также система подготовки научных и научно-педагогических кадров, исходившая из стратегии интеграции науки с образованием и производством.
Страна вплотную подошла к реализации всеобщего обязательного среднетехнического образования. Даже по оценкам западных экспертов, советская система образования являлась одной из лучших в мире [Белканов Н. Оценка советского образования: взгляд из-за рубежа // Народное образование. 2003, № 7]. Она служила достойным примером для подражания при решении многих вопросов образовательной политики во многих странах мира.
Оставалось сделать буквально еще один рывок в область всеобщего высшего образования, и формирование сообщества людей новой коммунистической формации как ассоциации творческих индивидуальностей, органично сочетающих в своей деятельности физический и умственный труд, было бы воплощено в реальную жизнь. Так что будущим строителям социалистического и коммунистического общества есть с чего начинать писать историю новой высокоинтеллектуальной человеческой цивилизации.