МОНОПОЛИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МОНОПОЛИЗМ
захват рынка определенного товара или производство этого товара одной компанией либо группой компаний, лиц с целью вытеснения других продавцов и производителей данного товара.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

МОНОПОЛИЗМ
(англ. monopolism) - тип экономических отношений, при котором отдельные предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности.

Источник: Экономический словарь

Монополизм
экономическая политика, проводимая отдельными крупными фирмами (предприятиями, объединениями), преследующая цель навязать свою волю, диктат другим хозяйственным субъектам, игнорируя собственные интересы последних.

Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.

Монополизм

преобладание на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и установлению контроля над ценами.

Источник: Бизнес-словарь

Монополизм
господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен; действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка посредством недобросовестной конкуренции и вытеснения других участников.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

МОНОПОЛИЗМ
определенный тип экономических отношений, дающий возможность кому-либо из участников этих отношений навязывать собственную волю окружающим, как своим контрагентам, так и обществу в целом. С одной стороны, М. подрывает стимулы к прогрессивному развитию общества, фактически лишает его перспективы и тем самым противоречит глубинным интересам подавляющей части населения. С другой стороны, М. порождает множество разнообразных льгот и привилегий, предоставляемых аппарату управления. Всякий М. опасен тем, что он ведет к застою и загниванию.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
98.07 кб

Монополизм Сбербанка России и пути его преодоления

Петров Михаил Алексеевич
Сбербанк России по-прежнему доминирует на рынке вкладов населения: несмотря на постепенное снижение, его доля в общем объеме привлекаемых банковским сектором депозитов и прочих привлеченных средств физических лиц остается весьма в
Читать PDF
148.35 кб

Обыкновенный монополизм

Мамедов О. М.
Экономическая теория давно выяснила: монополия это плохо. Всюду и всегда. Количество разоблачительных графиков построения нехорошей монопольной цены давно уже превысило число этих цен.
Читать PDF
436.04 кб

95. 03. 001-005. Монополизм и особенности антимонопольной политики в России (макроэкономические аспе

Луцкая Е. Е.
Читать PDF
626.53 кб

95. 04002. Монополизм и антимонопольная политика / Барышева А. В. , Сухотин Ю. В. , Богачев В. Н. И

Луцкая Е. Е.
Читать PDF
236.33 кб

Электроэнергетика: конкуренция Vc монополизм

Фомичева Ирина Вячеславовна
Рассмотрена эволюция электроэнергетики. Показано, что существовавшая на начальной стадии развития отрасли конкуренция привела к формированию вертикально-интегрированных компаний.
Читать PDF
129.92 кб

Монополизм и инновации: проблемы взаимодействия

Малявина И.Ю., Крюкова Т.М.
Главными факторами интенсивного экономического роста на современном этапе развития экономики являются наука и образование. Они обеспечивают возможности становления наукоемкого производства и экспорта высоких технологий.
Читать PDF
198.16 кб

Монополизм как движущая сила развития фирмы и его ограничение

Денисов И.В.
Фирмы выходят на рынок с двумя видами продукции: инновационной и традиционной. Разработка принципиально новых товаров и услуг позволяет занимать монопольное положение.
Читать PDF
211.13 кб

Чем опасен монополизм?

Семыкина Ирина Олеговна
В статье рассматриваются некоторые негативные последствия усиления монополистических тенденций в крупных компаниях нефтегазового сектора России.
Читать PDF
1.75 мб

Современная многоярусная экономика: монополизм и государство

Волконский Виктор Александрович, Корягина Татьяна Ивановна
Неоклассическая теория, занимающая до сих пор господствующее положение в мировой экономической науке, основана на бескоалиционной модели конкурентного равновесия.
Читать PDF
324.28 кб

Монополизм в экономической науке: плюсы и минусы

Лебедев Константин Николаевич
Автор настоящей статьи выдвигает предположение, что стихийное развитие науки всегда осуществляется путем смены одного господствующего направления другим. При этом рассматриваются плюсы и минусы такого пути.
Читать PDF
153.99 кб

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И МОНОПОЛИЗМ - СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ

Чирихин С.Н.
В статье описаны факторы, способствующие усилению концентрации на рынках нефтепродуктов. Противоположная тенденция, к сожалению, выражена значительно слабее.
Читать PDF
193.85 кб

РЫНОК БЕНЗИНА: ВОЗМОЖНО ЛИ ОГРАНИЧИТЬ МОНОПОЛИЗМ?

Чирихин С.Н.
Высокие темпы роста цен на нефтепродукты заставляют вновь и вновь возвращаться к ситуации на этом рынке, поскольку она оказывает определяющее влияние на цены потребительских товаров и товаров производственно-технического назначени
Читать PDF
1.32 мб

Абсол ютное оружие или Правила монополи ?

Матвиенко Д. Ю.

Похожие термины:

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНОПОЛИЗМ

    результат господства государственной собственности и соответственно централизованного управления экономикой как «единой фабрикой». В России Г. м. формировался на протяжении десятков лет (с 1917 п
  • Модель рынка труда с двусторонней монополией

    Модель характеризует рынок труда для условий монопсонического рынка, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы. Схематично это показано на рис. 2.8. img width="257" height="156" src="/upload/content/1580210049_13.files/ima
  • Монополизация Рынка

    ситуация в экономике, когда один или несколько крупных производителей или продавцов обладают на рынке подавляющим преимуществом в производстве и сбыте определенного ассортимента товаров, что пр
  • Монополизация централизованно планируемой экономики

    означает, что множество видов продукции выпускалось только на одном предприятии или объединении, в России, например, более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в выпуске своей проду
  • Чистые потери от банковского монополизма

    излишек (дополнительная выгода) для потребителя, который имеет место в условиях конкуренции. При монопольном банковском рынке потребители не получают дополнительных доходов, которые не перерасп
  • Рынок чистой монополии

    ситуация, когда на рынке есть только один продавец.
  • МОНОПОЛИИ

    крупные корпорации, компании, объединяющие несколько фирм и достигающие благодаря этому монопольного положения на рынке определенного товара или группы товаров.
  • Фискальные монополии

    (Fiscal monopolies) государственные нефинансовые предприятия, наделенные монопольным правом производить и реализовывать определенную продукцию в целях получения государственных доходов, в противополо
  • Эффект перераспределения вследствие банковской монополии

    в монопольной банковской системе потребительский излишек, который получали бы потребители при совершенной конкуренции, присваивается банками в виде их прибыли.
  • Потеря эффективности вследствие банковской монополии

    недостижение эффективности распределения ресурсов, возникающее при монопольной банковской системе, в которой последний доллар банковских ссуд не отражает фактических издержек, связанных с выда
  • БАНКОВСКИЕ МОНОПОЛИИ

    крупнейшие банки и их объединения, господствующие в проведении банковских операций и на этой основе извлекающие высокие прибыли. Существуют следующие основные Б. м.: банковский картель, банковски
  • Социальная цена монополии

    показатель потерь в чистой полезности происходящих из-за уменьшения доступности (предложения) товара, когда монополия максимизирует свою прибыль. Спрос — то количество товара, которое могут и же
  • Искусственные монополии

    объединения, создаваемые для получения монополистических выгод.
  • Легальные монополии

    образуются на законном основании. С их помощью от конкуренции защищаются изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т.д.
  • Естественные монополии

    фирмы, контролирующие весь рынок определенных товаров или услуг, эффективно удовлетворяющие спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. В основе е
  • СТРАХОВЫЕ МОНОПОЛИИ

    капиталистических стран, одно из наиболее мощных звеньев капиталистич. кредитно-финанс. системы. С. м. относятся к крупнейшим монополистич. объединениям, по размерам операций и активов уступающим
  • ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    в соответствии с Федеральным законом РФ от 19 июля 1995 состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особен
  • Субъект естественной монополии

    Хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях".
  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ МОНОПОЛИИ

    объединение крупных предприятий одной отрасли, принадлежащих разным странам. Создается с целью контроля отдельного сегмента мирового рынка для увеличения объемов прибыли всех участников М. м.
  • Государственные монополии

    крупные хозяйственные объединения, в которых государство принимает непосредственное участие в самом процессе производства, выступает как предприниматель на основе общемонополистической госуд