ЗАНЯТОСТЬ
Источник: Хрестоматия по экономической теории Словарь экономических терминов и иностранных слов
Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Источник: PIC Словарь терминов по экономике труда
Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006
Источник: Глоссарий. Государственное регулирование рыночной экономики
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
Источник: Экономика. Словарь по обществознанию
Источник: Термины рыночной экономики
Источник: Школьный экономический словарь. 1999 г.
участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Занятостью принято считать общественно полезную деятельность граждан, приносящую им, как правило, заработок. К занятым относятся работающие по найму, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры), военнослужащие. Уровень занятости, то есть вовлеченности в трудовые процессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением. Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость служит источником безработицы.
Источник: Словарь эффективной экономики.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
Источник: Словарь предпринимателя 2016
3. — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им доход в денежной или иной форме в виде заработной платы, содержания, дополнительных пособий и выплат натурой.
В основу государственной политики обеспечения 3. населения положены следующие принципы: а) обеспечение равных возможностей всем гражданам в выборе вида деятельности, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, отношений к религии; б) содействие обеспечению эффективности 3., предотвращение безработицы, создание новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства; в) координация всех направлений экономической и социальной политики на основе разрабатываемых программ 3.; г) сотрудничество профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, собственников организаций с органами государственного управления в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению 3. населения; д) международное сотрудничество в решении проблем 3., в том числе включая труд граждан России за границей и иностранных граждан в России.
Для реализации политики 3. в России создана Федеральная служба занятости. Она выполняет следующие функции: а) изучает рынок труда и информирует о его состоянии всех заинтересованных в получении или предоставлении места работы граждан и предприятий; б) консультирует по всем вопросам о возможности получить работу или обеспечить человеческими ресурсами;
в) ведет учет свободных рабочих мест и граждан, нуждающихся в получении места работы; г) оказывает посредническую помощь в подборе подходящего места работы или необходимых сотрудников для организации;
д) организует профессиональную подготовку и переподготовку граждан в системе службы 3. или других местах образования;
е) оказывает услуги в трудоустройстве незанятого населения; ж) регистрирует безработных и оказывает им помощь в пределах своей компетенции; з) участвует в разработке программ 3. граждан России и мер социальной защиты населения от безработицы.
Активная политика 3. состоит в стимулировании фирм в деле организации новых рабочих мест и трудоустройства безработных, переподготовки незанятого населения.
Пассивная политика 3. состоит в выплате пособий по безработице, стимулировании досрочного выхода на пенсию.
Полная 3. — это состояние экономики, когда уровень безработицы равен сумме структурной и фрикционной безработиц.
Дополнительная 3. (вторичная, случайная и т.д.) — наличие второй работы с полной и неполной рабочей неделей, приработки при отсутствии основной работы.
Формальная и неформальная 3. — это 3., оформленная и не оформленная трудовым договором (письменным или устным), признаваемым обеими сторонами.
Самозанятые — это трудящиеся, занятые на собственном (некорпоративном) предприятии, индивидуальном, партнерском, семейном, работающие за собственный счет, не нанимающие работников на постоянной основе. Подобная производственная структура не образует с юридической точки зрения самостоятельной экономической единицы, существующей отдельно от своего хозяина.
Как правило, капитал и труд могут заменять друг друга в производственном процессе, при этом чем ниже затраты на труд по сравнению с затратами на капитал, тем больше будет предприятием нанято труда и меньше привлечено средств производства, и наоборот. В этом случае для производства того же количества продукции будет использовано меньше труда — это явление называется эффектом замещения.
В результате действия такого эффекта издержки на производство того же количества продукции уменьшатся и предприятие будет стремиться увеличить объем производства, а этот процесс вновь может поднять спрос на труд — это называется эффектом объема продукции. Таким образом, если эффект объема продукции превышает эффект замещения труда, то потребность в труде увеличивается.
В ходе анализа спроса на труд необходимо опираться на закон убывающей отдачи, гласящий, что в случае, если объемы факторов производства фиксированы, предельный продукт переменного фактора (труда) сверх некоторого уровня его использования будет уменьшаться по мере роста масштабов вовлечения этого фактора в производство.
Чистый эффект привлечения дополнительного работника выражается в величине прибыли и равен разнице между предельной ценностью труда и соответствующим приростом фонда зарплаты.
Критерий оптимального найма заключается в следующем: предприятие (фирма) будет увеличивать количество труда до тех пор, пока его предельная ценность превышает уровень ставки заработной платы; и оно будет сокращать число занятых, если предельная ценность труда станет меньше ставки зарплаты.
Спрос на производственные факторы, в том числе на труд, принято рассматривать как производный спрос (производный от готовых конечных товаров и услуг, которые изготавливаются с помощью данного ресурса).
Изменение спроса на конечный продукт приводит к сдвигу в том же направлении в спросе на труд, при помощи которого производится этот продукт.
Повышение фондовооруженности, качества капитала, труда, в конечном счете производительности труда ведет к росту его предельного продукта и тем самым к увеличению спроса на труд и, наоборот, снижение производительности труда уменьшает спрос на труд.
Еще один фактор спроса на труд связан с взаимодополняемыми ресурсами труда. Если один станок управляется одним рабочим и цена на подобные станки повышается, то спрос на рабочих, работающих на них, при прочих равных условиях понижается, и наоборот. Следовательно, изменение в цене взаимодополняемого ресурса труда приводит к разнонаправленному изменению спроса на труд.
Важнейший фактор предложения труда — уровень реальной заработной платы. Повышение ее обусловливает рост предложения труда. поскольку время, использованное не на работу, означает рост упущенных возможностей; возможность большего потребления стимулирует человека на работу, таким образом, действует эффект замещения.
Однако это происходит лишь до определенного предела, а когда при меньших затратах времени человек получает большие доходы и усердие его убывает, то предложение труда может начать сокращаться, т.е. возникает эффект дохода. Но в долгосрочном периоде кривая предложения считается постоянно возрастающей.
Все большее значение приобретает такой фактор предложения труда, как человеческий капитал, — уровень квалификации работников, или. если определить более широко, — мера воплощенной в человеке способности приносить доход, включающей в себя врожденные способности и талант, образование и приобретенную квалификацию.
Оценки самодеятельного населения, общей З. и безработицы ежемесячно публикуются Бюро статистики труда при Министерстве труда на основе выборочного обследования домашних хозяйств, проводимого Бюро переписей и являющегося частью различных рядов, относящихся к статистике З.; последние включают также данные о количестве рабочих часов, оплате труда и ставках заработной платы. Эти общие статистические данные широко используются в качестве текущих показателей для анализа рабочей силы, подробного анализа экон. ситуации и разработки мер по их совершенствованию, к-рые могут быть использованы гос. и частными агентствами при планировании программ. Публикуются также связанные с ними ряды - такие, как количество застрахованных занятых и текучесть рабочей силы. Ниже приводится офиц. описание оценок самодеятельного населения, общей З. и безработицыДанные оценки составлены по ежемесячным выборочным обследованиям домашних хозяйств; эти обследования дают материал для всестороннего измерения показателей занятости лиц старше 16 лет, принадлежащих к гражданскому населению, проживающему в собственных или арендуемых помещениях; данные показатели определяются по ряду личностных и экон. характеристик. Сбор информации ведут подготовленные интервьюеры в соответствии с выборкой, разработанной на базе научных методов. В настоящее время выборка охватывает примерно 59500 домашних хозяйств по всей стране. Начиная с 1955 г. данные касаются деятельности либо статуса, учитываемых за календарную неделю (с субботы по воскресенье), включающую двенадцатое число месяца. До 1955 г. оценки делались по данным за неделю, включающую восьмое число месяца.В ежемесячном издании `Занятость и доходы` подробно характеризуются концепции, а также порядок составления оценок, конкретные методы измерения изменчивости элементов выборки по каждой категории, а также даются сравнения с др. аналогичными рядами.Ниже приводятся определения основных категорий, в рамках к-рых классифицируется гражданское население, проживающее в собственных или арендованных помещениях. Данные категории периодически пересматриваются.Гражданское самодеятельное население охватывает всех гражданских лиц, как занятых, так и незанятых, в соответствии с приведенными ниже критериями. Совокупное самодеятельное население включает также вооруженные силы (в т. ч. дислоцированные за границей), данные о численности к-рых предоставляет Министерство обороны.Занятое население включает лиц, к-рые в течение недели обследования: 1) находились на работе (лиц, выполнявших какую-либо работу, дающую заработную плату или прибыль, либо работавших без оплаты труда в течение 15 часов и более на семейной ферме или в семейном частном предприятии); 2) имели место работы, но не работали, поскольку находились в отпуске, болели, являлись участниками трудчастниками трудового спора, отсутствовали на работе из-за плохих погодных условий или взяли выходной день по различным причинам (независимо от того, оплачивался этот выходной день или нет, а также независимо от того, искали ли данные лица в этот день новое место работы). Каждого занятого учитывали только один раз; лиц, имеющих более одного места работы, учитывали по тому месту работы, на к-ром в течение недели обследования они были заняты наибольшее количество часов.Безработные включают: 1) лиц, к-рые в течение недели не работали; лиц, к-рые в течение предшествующих 4 недель прилагали усилия к тому, чтобы найти работу, и к-рые в течение недели обследования могли бы работать; 2) лиц, к-рые не работали, были готовы работать и ожидали восстановления на работе после массового увольнения, а также ожидали выхода на новое место работы в течение 30 дней.Уточненные определения занятых и безработных лиц были приняты начиная с данных за 1957 г., а затем - с данных за 1967 г. Ежегодные данные за 1947-56 гг. были откорректированы т. о., чтобы в них отразились изменения 1957 г. Две группы лиц (в среднем от 200 до 300 тыс. человек в месяц), к-рые ранее были классифицированы как занятое население и `имели место работы, но не работали (не имели объема работы)` стали считаться безработными. Начиная с 1967 г. изменения в классификации лиц на занятых и безработных были приняты для более точного выявления занятых и безработных в соответствии с приведенными выше определениями. До 1967 г. тест на готовность приступить к работе не применялся, а период поисков работы не был четко определен. Кроме того, до 1967 г. лица могли быть учтены как безработные, если они искали новое место работы и в то же время отсутствовали на прежнем по причине забастовок, плохих погодных условий и пр. В определения, выборку и охват опрошенных был внесен ряд др. изменений; так, перестали учитываться данные по лицам в возрасте 14 и 15 лет. Данные до 1967 г. не корректировались в связи с изменением определений, однако данные до 1947 г. были, где возможно, уточнены путем исключения сведений о лицах моложе 16 лет.Группа длительно безработных включает лиц, не имевших работы в течение 15 или более недель подряд. Уволенные по сокращению штатов включаются в эту группу по истечении 15 или более полных недель со дня увольнения с последнего места работы. Если безработный перестает искать новое место работы в течение двух или более недель, или находит его, то непрерывность срока безработицы нарушается (данные по безработице в течение различных сроков см. в упомянутом выше издании `Занятость и доходы`).Гражданские лица, проживающие в собственных или арендованных помещениях, в возрасте 16 лет и старше, не включенные в число занятых или безработных, определяются как лица, не входящие в самодеятельное население. Данная группа включает занятых домашним трудом, учащихся, нетрудоспособных по болезни, пенсионеров, престарелых, а также сезонных рабочих, для к-рых неделя обследования пришлась не в сезон (они не учитываются как безработные), а также лиц, отчаявшихся найти работу и прекративших поиски, и тунеядцев. В данную группу включаются также лица, выполнявшие разовую неоплачиваемую работу в семье в течение менее чем 15 часов за неделю обследования.З. без учета с. х. отличается в данном ряду по своим размерам и тенденциям от оценок, составленных на основе анализа платежных ведомостей в др. секторах. Различия обусловлены такими факторами, как определения, охват опрошенных и источники информации. Данный ряд получен по результатам прямого обследования домашних хозяйств, он охватывает домашнюю прислугу и др. работающих в личном хоз-ве; лиц, работающих не по найму, а также неоплачиваемых работников - членов семьи, к-рые в течение недели проведения опроса работали 15 часов или более на семейном предприятии. Обследование др. секторов проводится лишь на основе платежных ведомостей лиц, занятых не в с. х. При обследовании домашних хозяйств лица, имевшие в течение недели обследования более одного места работы, учитывались один раз; однако при анализе платежных ведомостей лица, занятые более чем на одной работе, учитывались по каждому месту работы. Лица, имевшие место работы, но не работавшие (напр., отсутствовавшие в силу плохих погодных условий, забастовки, по личным причинам и т. п.), учитывались при обследовании домашних хозяйств, однако исключались из обследования на основе платежных ведомостей, если они находились в неоплачиваемом отпуске в течение всего периода обследования.Др. подробные статистические данные, приводимые в издании `Занятость и доходы`, включают: уровень занятости населения, проживающего в собственных или арендованных помещениях, с разбивкой по возрастным и расовым группам и полу; доля рабочей силы из числа гражданского населения в общей численности данных половозрастной и расовой групп; полная и частичная занятость гражданского населения в данных половозрастной и расовой группах; число безработных по категориям семейного положения, причинам безработицы, занимаемой должности на последнем месте работы, срокам безработицы, методам поиска работы; коэффициенты безработицы с учетом уровня безработицы среди глав семейств, полностью и частично занятых, а также с разбивкой по отраслям; количество занятых с разбивкой по профессиям и категориям оплаты (с подробными данными по занятым в частных хоз-вах, гос. секторе, работающим не по найму, неоплачиваемым работникам в с. х. и др. секторах); учет лиц, имеющих работу, но не работавших по уважительным причинам; количество рабочих часов. Др. ряды учитывают также: количество потерявших работу по массовому сокращению штатов; основные виды З. работающих и неработающих лиц в возрасте 16-21 лет; классификацию занятых по профессиям и отраслям; З. глав семейств и отдельно - только черных работников.Сезонная поправка. Начиная с 1973 г. для уточнения данных о рабочей силе стал применяться вариант Х-11 программы сезонной поправки, разработанный Бюро переписей. (Для данных до 1967 г. использовался метод сезонных поправок Бюро статистики труда.) Метод Х-11 представляет собой модификацию метода ratio-to-moving average (метод среднего коэффициента миграции) с учетом структуры сезонных колебаний. Используемая Бюро статистики труда методика включает усовершенствования, позволяющие уточнить основные тенденции и циклические колебания и определить непостоянные величины (в т. ч. погрешности в выборке и кратковременные колебания, напр., нехарактерные погодные условия, забастовки и пр.). Краткое описание данного метода, включающего последние изменения и сезонные поправки, ежегодно публикуется в февральском выпуске издания `Занятость и доходы`.12 основных рядов составляющих, к-рые используются для расчетов общего уровня безработицы, включают четыре половозрастные группы (мужчины и женщины в возрасте 16-19 и старше 20 лет), учитывающие безработных, занятых без учета с. х., и занятых в с. х. Для каждой из данных 12 составляющих общего гражданского самодеятельного населения применяются отдельные факторы. Агрегированные показатели, представляющие собой данные по укрупненным группам (таким, как гражданское самодеятельное население, общая занятость и т. п.), получают путем объединения данных по составляющим группам с учетом сезонных поправок. Так, напр., удельный вес безработных с учетом сезонных поправок (по всему гражданскому населению) определяется путем деления общего числа безработных с учетом сезонных поправок (сумму составляющих по четырем половозрастным группам с учетом сезонных поправок) на численность гражданского самодеятельного населения с учетом сезонных поправок (сумма 12 составляющих по четырем половозрастным группам, с учетом сезонных поправок). В пр. ряды поправки вносятся независимо. Начиная с 1976 г. в методику расчетов были внесены некоторые изменения для учета безработицы среди подростков, а также составления рядов, в к-рых подростки являются единственной или главной составляющей.Резюме. Существующие в настоящее время данные о безработице характеризуют предложение рабочей силы. Многие экономисты, а также Совместный экон. комитет советуют дополнить эти данные ежемесячным обследованием вакансий, позволяющим дать характеристику спроса на рабочую силу. В прилагаемой таблице приводятся основные статистические данные по З.См. ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ 1946 г.; ЗАКОН ХЭМФРИ-ХОУКИНСА.БИБЛИОГРАФИЯ:Affirmative Action News.CPC Annual. College Placement Council. Bethlehem, MD.. CPC National Directory. College Placement Council. Bethlehem, PA. Annual.dictionary of Occupational Titles. U.S. Department of Labor.Employment and Earnings. Bureau of Labor Statistics. Annual.Equal Employment Opportunity Statistics. U.S. Office of Personnel Management. Annual.Equal Employment Compliance Update. Callaghan & Co., Deerfield, IL. Monthly.Federal Jobs Digest. Federal Jobs Digest. Washington, D.C. Biweekly.Law of the Workplace: Rights of Employers and Employees. Bureau of National Affairs, Inc. Washington, D. C., 1988.Occupational Outlook Handbook. U.S. Bureau of Labor Statistics. Biennial.Spotlight on Affirmative Action Programs. U.S. Office of Personnel Management. Bimonthly.
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012