ОБРАЗ ЖИЗНИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОБРАЗ ЖИЗНИ
устоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие выражение в его деятельности, интересах и убеждениях.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

ОБРАЗ ЖИЗНИ

обобщающее понятие, характеризующее социальную и экономическую сторону жизни людей, прежде всего с точки зрения объемов и структуры потребления благ и услуг, но с учетом духовной составляющей, приобщения к культурным ценностям.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

Образ жизни
(lifestyle) — в маркетинге совокупность норм поведения, установок, общих ценностей и вкусов, демонстрируемых представителями той или иной группы потребителей; особо яркое отражение О. ж. находит в требованиях к ассортименту и качеству товаров, характере и способах их приобретения и использования и т. п.

Источник: Маркетинг. Краткий толковый словарь основных маркетинговых понятий и современных терминов. 2016

ОБРАЗ ЖИЗНИ
совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом на определенном этапе его развития в единстве с условиями жизни. Является самостоятельным предметом исследования в философии, социологии и других гуманитарных науках. На практике категория «О. ж.» позволяет комплексно подходить к основным сферам жизнедеятельности людей – труду, семье и быту, образованию и культуре, общественной жизни. Анализ различных аспектов О. ж. является важной предпосылкой разработки программ социально-экономического развития.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

ОБРАЗ ЖИЗНИ
способ существования человека как личности, соц. групп и общества в целом на определенном этапе их развития; совокупность экон., политической, соц., духовной сфер жизни, рассматриваемых в органической взаимосвязи и единстве. Определяющей основой жизнедеятельности, всего О.ж. выступает труд, отношение к нему и его результатам. Содержание О.ж. проявляется в хозяйственном укладе, профессиональных занятиях, уровне благосостояния, устройстве быта, культуре (стиле) поведения, соотнесении индивидуальных и коллективных интересов, духовных ценностей и т.п. Различают, напр., О.ж. городского и сельского населения, предпринимателя и наемного работника.

Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998

ОБРАЗ ЖИЗНИ
социально-экономич. категория, выражающая вид, способ жизнедеятельности людей (общества, класса, социального слоя, личности) в обществе.
О. ж. охватывает различные стороны жизнедеятельности человека: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования свободного времени, участие в политич. и обществ. жизни, формы удовлетворения материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Поэтому на О. ж. сказываются не только экономич. отношения, но и общественно-политич. строй, культура и мировоззрение людей в той или иной общественно-экономич. формации. В свою очередь, О. ж. оказывает активное обратное влияние на экономич. и общественно-политич. процессы в обществе.
Определяющее воздействие на формирование О. ж. людей оказывает способ производства, в особенности его экономич. базис. К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что «... Способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В ещё большей степени, это - определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды - это зависит, следовательно, от материальных условий их производства» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 19). У каждого способа произ-ва есть свои черты и особенности, к-рые определяют в той или иной степени О. ж. представителей всех классов, социальных и нац. групп, каждого отд. человека. Вместе с тем существующие в обществе социальные различия - между классами и социальными слоями, между городом и деревней, между людьми умств. и физич. труда, между квалифицированными и неквалифицированными работниками - также находят своё отражение в О. ж.
Различают категории О. ж. и уровень жизни. Хотя эти понятия не тождественны, показатели уровня жизни, напр. структура потребления материальных и духовных благ, одновременно могут характеризовать и О. ж. Конкретно - экономич. сторона О. ж. характеризуется уровнем жизни, социально-экономич. - господствующей при данном способе произ-ва системой общественно-экономич. отношений. Уровень жизни, представляя собой одно из важнейших условий формирования О. ж., активно воздействует на жизнедеятельность людей, тем не менее при одном и том же уровне жизни О. ж. может существенно отличаться.
В обществе, расколотом на антагонистич. классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых, нет и не может быть единого О. ж. Здесь «у каждого общественного слоя свои „манеры жизни“, свои привычки, свои склонности» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 342). Глубокие различия в О. ж., в свою очередь, закрепляют классовую дифференциацию. «Поскольку миллионы семей,- - писал Маркс, - живут в экономических условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их образ жизни, интересы и образование образу жизни, интересам и образованию других классов, - они образуют класс» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 208).
При капитализме О. ж. представителей господствующих классов характеризуется постоянным стремлением к максимизации прибыли, преклонением перед деньгами и вещами, олицетворяющими богатство, и вытекающими отсюда ожесточённой конкурентной борьбой, индивидуализмом и рознью между людьми.
«Буржуазия, - подчёркивается в «Манифесте Коммунистической партии», - повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его „естественным повелителям“, и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного „чистогана“. В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политич. иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 4, с. 426). Причём эти отношения представители господствующих классов проявляют везде, вплоть до семейной жизни. «Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям» (там же, с. 427).
Органич. чертами О. ж. трудящихся при капитализме являются неустойчивость материального положения, неуверенность в завтрашнем дне, постоянная угроза безработицы, к-рая для части работников превращается в действительность, страх перед необеспеченной старостью, классовые, имуществ. барьеры в получении образования, дискриминация по половому, возрастному и нац. признакам, устранение широких масс от управления произ-вом, от обществ. жизни.
Бурж. гос-во всячески пропагандирует элементы бурж. О. ж., старается внедрить в сознание трудящихся идеологию потребительства. Используя средства массовой информации, рекламу, монополии проводят экономич., политич., идеология, обработку населения, навязывают ему ряд излишних потребностей, воспитывают конформистские взгляды, насаждают стандарты т. н. «общества потребления», «массовой культуры» (см. в статьях Общества изобилия теория, «Государства всеобщего благоденствия теория»). Бурж. идеологии рабочий класс противопоставляет борьбу за подлинное достоинство человека, требования гарантий занятости, возможности овладеть достижениями науки и культуры, участия в обществ. жизни.
С переходом к социализму складывается новый социалистический О. ж. Он характеризуется господством обществ. собственности на средства произ-ва, освобождением труда от эксплуатации, единством коренных интересов рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, всех наций и народностей. Общество развивается на основе единого гос. плана, социалистич. система хозяйства гарантирует отсутствие кризисов и безработицы. Труд становится мерилом чести и достоинства человека, его положения в обществе, а права на труд и его справедливую оплату входят в число важнейших принципов социалистич. общества. Трудящиеся социалистич. общества активно участвуют в обществ. жизни, в управлении произ-вом. Сов. рабочие, колхозники, служащие - это люди, к-рые сознательно и инициативно относятся к своему труду, живут интересами своего предприятия, своей Родины. Эти принципиально новые и прогрессивные качества социалистич. О. ж. формируются в ходе активной борьбы с остатками мелкобурж., мещанского О. ж., проявлениями в жизни отд. граждан частнособственнич. психологии, случаев антиобществ., аморального поведения.
В пределах осн. черт, общих для всех классов и социальных групп, при социализме сохраняются ещё непреодолённые существ. отличия в О. ж. рабочего класса, колх. крестьянства, интеллигенции; жителей города и деревни; представителей индустриального и с.-х. труда; преимущественно умств. и преимущественно физич. труда, однако они не носят антагонистич. характера и постепенно устраняются в ходе коммунистич. строительства.
Для формирования и развития социалистич. О. ж. общество использует совокупность присущих социалистич. способу произ-ва экономич. рычагов, проводит огромную воспитательную, идеологии, работу, используя все имеющиеся средства информации, а в необходимых случаях и административные методы воздействия к тем членам общества, О. ж. к-рых противоречит социалистич. идеалам и наносит ущерб др. гражданам.
Возможности активного воздействия общества на развитие социалистич. О. ж. увеличиваются вместе с ростом обществ. произ-ва, повышением его эффективности. Приведём нек-рые данные, характеризующие непрерывно возрастающие возможности сов. человека в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей, а также процесс сближения различных социальных групп (см. табл. 1 и 2).

Более высокими темпами по сравнению с доходами всего населения увеличиваю гея доходы в менее обеспеченных семьях. Если в 1965 только 4% населения имело доход свыше 100 руб. в месяц на члена семьи, то в 1977 - ок. 40 %. Реальные доходы рабочих и служащих в расчёте на одного работающего в 1977 по сравнению с 1940 увеличились в 3,7 раза, реальные доходы колхозников - в 6,2 раза. Уровень реальных доходов колхозников по отношению к реальным доходам рабочих и служащих в расчёте на члена семьи повысился с 75% в 1965 до 87% в 1977.
За 1918 - 77 среднее (общее и специальное) образование получили в СССР 72,9 млн. чел., из них 56,4 млн.чел. окончили средние общеобразовательные школы, 15,3 млн. чел. - техникумы и др. средние спец. уч. заведения и 1,2 млн. - средние профтехучилища. Числ. (на начало уч. года) студентов высших уч. заведений возросла со 127 тыс. чел. в 1914/15 уч. году до 5 млн. 38 тыс. чел. в 1977/78 уч. году, т. е. почти в 40 раз.

В обществе развитого социализма под влиянием научно-технич. Прогресса происходят глубокие изменения в содержании и условиях труда: растёт уровень механизации и автоматизации, повышается сложность и творч. характер труда. Численность работников, занятых преимущественно умств. трудом, в нар. х-ве СССР возросла с 2,7 млн. чел. в 1926 до 37,5 млн. чел. в 1977, т. е. почти в 14 раз. Дальнейшее развитие социалистич. О. ж. связано с повышением эффективности, совершенствованием технологии, техники, организации произ-ва, сокращением тяжёлого малоквалифицированного физич. труда, повышением творч. характера труда, превращением его в способ самовыражения работника. Решение этих проблем в перспективе должно обеспечить превращение труда в одну из первых жизненных потребностей человека.
Огромное значение для формирования социалистич. О. ж. имеют выплаты и льготы из обществ. фондов потребления. С их помощью общество активно воздействует на уровень и формы удовлетворения таких важных потребностей, как потребности в жилье, образовании, мед. обслуживании, материально обеспечивает престарелых и инвалидов, оказывает помощь многодетным семьям. По нар. х-ву СССР выплаты и льготы из обществ. фондов потребления составили (в млрд. руб.): 4,6 (1940), 41,9 (1965), 63,9 (1970), 99,5 (1977).
Формирование и развитие социалистич. О. ж. - планомерный процесс как в масштабах общества, разрабатывающего и осуществляющего планы социально-экономич. развития страны, так и каждого предприятия в форме планов социального развития коллектива. В связи с этим важной задачей дальнейшего совершенствования планирования становится разработка системы показателей динамики социалистич. О. ж. и его качеств. изменений.
Социалистич. О. ж. - интернациональное явление. Осн. черты О. ж., характерного для первой фазы коммунистич. общественно-экономич. формации, совпадают у всех народов социалистич. стран, независимо от их географич. положения и особенностей историч. развития. На О. ж. людей оказывают влияние нац. особенности, природно-климатич. условия, историч. традиции той или иной страны, но определяющими являются социально-экономич. факторы. Различия в О. ж. людей разных социалистич. стран обусловливаются, прежде всего, их местом в мировом социалистич. обществ. разделении труда, специализацией труда и произ-ва, зрелостью социалистич. производств. отношений, этапом коммунистич. строительства. Эти различия постепенно устраняются под влиянием процесса интернационализации хоз. жизни и углубляющейся междунар. интеграции социалистической экономики.
В бурж. экономич. и социологич. литературе наряду с категорией О. ж. используются понятия «качество жизни», «стиль жизни» и нек-рые др., причём толкуются они неоднозначно. «...Стиль жизни, - пишет, напр., амер. социолог Б. Барбер, - складывается из таких поступков людей и таких предметов собственности, которые истолковываются ими самими и окружающими как показатели или символы положения, занимаемого ими в той или иной стратификационной структуре» («Американская социология. Перспективы, проблемы, методы», М., 1972, с. 242 - 43). «Стиль жизни», т. о., трактуется как преимущественно психология, явление, отражающее положение человека в рамках того или иного социального слоя.
В течение многих лет бурж. идеологи усматривали в росте материального потребления доказательства жизнеспособности капитализма. Чем больше возрастает материальное потребление, утверждали бурж. экономисты и социологи, тем меньше эксплуатация. Собственная машина или собственный дом действовали в пропаганде пресловутого «американского образа жизни», «общества массового потребления», как символы благополучия рабочих и служащих, к-рые якобы полностью или почти полностью свободны от эксплуатации. Однако этот О. Щг если судить о нём не по пропагандистским публикациям и выступлениям, а по объективным показателям, характеризуется усилением и изощрением всех форм эксплуатации трудящихся, увеличением разрыва в доходах между имущими и неимущими классами, обострением как классовой, так и различных форм конкурентной борьбы и анархии произ-ва.
Незатухающая классовая борьба, в основе к-рой лежит поляризация буржуазии и рабочих как по отношению к средствам произ-ва, так и по отношению к уровню материального потребления, вынудила бурж. идеологов скорректировать свои теории для «индустриального общества», «общества массового потребления». Появилась новая модель - «постиндустриальное общество». Сущность этой модели американский социолог Д. Белл выражает следующим образом: «Если индустриальное общество определяется количеством товаров, свидетельствующим об уровне жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и удобствами - здравоохранением, образованием, организацией отдыха, развитием искусства» (Bell D., The Coming of Postindustrial Society. A Venture in Social Forecasting, N. Y., 1975, p. 124). Здесь понятие «качество жизни» связывается, прежде всего, с отставанием социальной инфраструктуры в капиталистич. странах. «Качество жизни, - пишет Дж. Берлинер, - это уровень дохода на душу населения, уровень преступности и правонарушений, образовательный уровень и уровень медицинского обслуживания» (Berliner J. S., Economy, Society and Welfare. A study in social economics, N. Y., 1972, р. 67).
Общий методологич. порок бурж. трактовок О. ж. - это односторонний подход к изучению данного обществ. явления, при к-ром умаляется, а то и вообще отрицается роль общественно-производств. отношений, характерных для того или иного обществ. строя.
Сводя О. ж., прежде всего, к конкретно-экономич. аспекту, бурж. идеологи пытаются навязать капиталистич. О. ж. в качестве «всеобщей модели» жизни всем странам независимо от их общественно-экономия. систем. Исследование социально-экономич. аспекта О. ж. раскрывает несостоятельность бурж. трактовок, позволяет преодолеть одностороннее, апологетич. его толкование, показать принципиальную противоположность О. ж. в социалистич. и капиталистич. странах.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Похожие термины: