Международной торговли теории

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Международной торговли теории
это совокупность воззрений, нацеленных на выявление и толкование природы и причин возникновения и развития торговли между странами, ее влияния на производство и потребление в каждой стране, благосостояние страны и распределение благ и доходов между отдельными группами населения. Первая систематизированная совокупность взглядов на природу международной торговли представлена в работах меркантилистов (У. Стаффорд, Т. Ман, А. Монкретьен, А. Ордын-Нащокин. А. Серра и др.). Меркантилизм (от итал. mercante – купец) зародился и получил свое развитие в XVI–XVIII вв. Основа меркантилизма – доктрина активного торгового баланса как необходимого условия укрепления национального благосостояния. Концепция меркантилизма базировалась на рассмотрении денег (драгоценных металлов) как единственной формы богатства страны, наращивание которого предполагает развитие экспорта и сдерживание импорта. Меркантилисты постулировали необходимость регулирования внешней торговли и применения протекционистских мер в развитии международной торговли. Основная критика меркантилизма связана с рассмотрением международной торговли как источника богатства без учета ее значения для экономического развития страны.
В конце XVIII – начале XIX в. господствующей становится теория преимуществ, опирающаяся на трудовую теорию стоимости и состоящая из теории абсолютных преимуществ (А. Смит, конец XVIII – начало XIX в.) и теории сравнительных преимуществ (Д. Рикардо, начало XIX в.). Согласно теории преимуществ основная причина возникновения международной торговли состоит в существовании различий в абсолютных или альтернативных преимуществах, которыми обладает страна в производстве различных видов товаров. Абсолютные преимущества состоят в возможности страны производить больше товара на единицу затрат по сравнению с другими странами. Сравнительные преимущества возникают по причине различий в альтернативных издержках производства товаров в разных странах. Критика теории преимуществ опирается на сделанное предположение о стремлении стран к абсолютной специализации, отсутствии анализа распределения доходов внутри страны, а также различий в ресурсообеспеченности.
В начале XX в. лидирующая роль среди м.т.т. перешла к теории факторных пропорций Э. Хекшера и Б. Олина, согласно которой страны экспортируют те товары, в производстве которых интенсивно используется фактор, находящийся в избытке. Страна считается в избытке наделенной фактором, если соотношение между количеством данного фактора и остальных в ней выше, чем в других странах. Согласно данной теории основа торговли состоит в различиях в сравнительных издержках, что связано с различными уровнями факторообеспеченности.
На базе теоремы Хекшера – Олина были разработаны: теорема Столпера – Самуэльсона о росте вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который растет; теорема о выравнивании цен на факторы производства, которое становится результатом развития международной торговли; теорема Рыбчинского, согласно которой увеличение предложения одного из факторов производства ведет к сокращению выпуска товаров, в производстве которых этот фактор используется относительно менее интенсивно. Теорема Рыбчинского является более общим случаем «голландской болезни» и определяет основные причины возникновения эффекта разоряющего роста, в результате которого активное расширение производства и экспорта неизбежно ведет к застою и падению в других отраслях, что может придать росту характер разоряющего.
Теория Хекшера – Олина впервые была эмпирически опровергнута В. Леонтьевым в 1950-х годах на основе анализа статистических данных конца 1940-х годов, однако сохранила свои позиции ведущей концепции международной торговли на протяжении всей второй половины XX в. В настоящий момент она может быть применена для анализа распределения благ и доходов между различными субъектами рынка в результате торговли, а также для объяснения характера торговли для отдельных групп стран.
Ограниченные возможности применения теории факторных пропорций к широкому кругу стран привели к возникновению спектра альтернативных м.т.т., в том числе теории технологического разрыва М. Познера, теории жизненного цикла Р. Вернона, теории пересекающегося спроса С. Линдера и др. Среди них наиболее важное значение имеет теория экономии от масштаба, нацеленная на объяснение развития международной торговли и транснациональных корпораций как ее основных игроков.

Источник: Что есть что в мировой экономике?

ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII XIX в. выдающимися английскими экономистами А.Смитом и Д,Рикардо. А.Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества. Согласно теории абсолютного преимущества большую выгоду можно получить, если каждая страна будет специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом. Д.Рикардо обосновал теорию сравнительного преимущества (1817 г.), или сравнительных издержек производства, впоследствии получившую широкую известность. Согласно теории сравнительных издержек каждая страна может извлечь большую выгоду, специализируясь на тех товарах, в производстве которых она обладает сравнительным преимуществом (наибольшей относительной эффективностью). Производственные возможности разных стран весьма различаются. Каждая страна обнаруживает, что ей выгоднее сосредоточить свои усилия на производстве каких-то определенных товаров и торговать ими в обмен на другие товары. До тех пор, пока между странами существует различие в относительной эффективности при производстве разных товаров, можно убедиться в том, что даже бедная страна обладает сравнительным преимуществом в отношении тех товаров, в производстве которых она обладает относительно наибольшей эффективностью. Точно так же богатая и высокопроизводительная страна обнаружит, что ей следует специализироваться в тех отраслях производства, где она располагает сравнительным преимуществом, и импортировать те товары, при производстве которых она поставлена в сравнительно неблагоприятное положение. Итак, если каждая страна специализируется на тех продуктах, в производстве которых она обладает сравнительным преимуществом, то торговля будет взаимовыгодна. Сравнение ситуаций абсолютного преимущества и сравнительного преимущества позволяет сделать важный вывод: в обоих случаях выигрыш от торговли проистекает из того, что соотношения издержек в разных странах различны. Из этого следует, что страна максимизирует свой выигрыш от внешней торговли, если полностью специализируется на производстве продукта, по которому она обладает сравнительным преимуществом. Страна, игнорирующая принцип сравнительного преимущества, расплачивается за это снижением жизненного уровня и замедлением потенциальных темпов экономического роста. Согласно теории Э.Хекшера Б.Олина страны стремятся экспортировать избыточные факторы и импортировать дефицитные факторы производства, т.е. движение товаров из страны в страну должно компенсировать относительно низкую обеспеченность стран факторами производства в масштабах мирового хозяйства. Речь об относительной обеспеченности. Страны вывозят преимущественно продукцию, в затратах на производство которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы. В.Леонтьев, использовав модель «затраты-выпуск», построенную на основе данных экономики США за 1947 г., пришел к выводу, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте капиталоемкие. Этот результат, ввиду расхождения с теорией Хекшера-Олина, получил название «парадокс Леонтьева». Его наличие было подтверждено дальнейшими исследованиями, причем не только для экономики США, но и для Японии и других стран. Объяснен этот парадокс необходимостью учета дополнительных, влияющих на международную специализацию, обстоятельств: 1) неоднородность факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая может существенно различаться по уровню квалификации, и с этой точки зрения в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность высококвалифицированной рабочей силы и специалистов, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую больших затрат неквалифицированного труда; 2) государственную внешнеторговую политику, которая может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства. Из других теорий международной торговли следует выделить теорию жизненного цикла продукта и теорию эффекта масштаба. Согласно теории жизненного цикла развитие мировой торговли готовыми изделиями объясняется периодом времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца. Суть теории эффекта масштаба: при определенной технологии и организации производства средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
293.49 кб

Теории международной торговли и торговая политика

Бородин К. Г.
Читать PDF
294.79 кб

Теории международной торговли и торговая политика

Бородин К. Г.
Читать PDF
326.63 кб

Концептуальные основы теорий международной торговли

Сельцовский Вячеслав Леонович
В статье исследована эволюция и дан анализ как классических, так и современных теорий международной торговли.
Читать PDF
182.58 кб

Теоритические аспекты международной встречной торговли

Даудова Зарема Алиевна
В статье рассматриваются процессы развития международной встречной торговли и ее развитие на современном этапе.
Читать PDF
483.69 кб

Некоторые аспекты генезиса теорий международной торговли

Гичиев Н. С.
Читать PDF
644.65 кб

Протекционизм с точки зрения теории международной торговли

Ковалев Павел Александрович
В статье рассматриваются вопросы эффективности протекционизма отдельной отрасли путем применения тарифа и субсидий с точки зрения выгоды для потребителей и производителей методами макроэкономического анализа.
Читать PDF
173.34 кб

Теоретико-игровая модель задачи международной торговли при неопределенности

Фахретдинова Виктория Александровна
В статье рассматривается теоретико-игровая модель задачи международной торговли в условиях неопределенности (низкая или высокая экономическая активность рынка).
Читать PDF
289.64 кб

Культурные различия и международная торговля: современная теория и эмпирика

Давыдов Денис Витальевич
В обзоре рассматриваются современные теоретические и эмпирические подходы к оценке влияния культурных различий на объемы международной торговли, в том числе в контексте возможностей и ограничений таможенной политики.
Читать PDF
132.21 кб

Пол Кругман: нобелевский лауреат, теоретик международной торговли и экономической географии

Захаренко Р. Л.
В статье описываются главные основные работы Пола Кругмана, Нобелевского лауреата по экономике 2008 г.: новая теория международной торговли и новая теория экономической географии.
Читать PDF
8.35 мб

Прямые зарубежные инвестиции в современной теории международной торговли: основные результаты

Кадочников Сергей Михайлович
The paper aims to review the main positive results of FDI investigation in the framework of the modern international trade theory.
Читать PDF
684.28 кб

Стратегическое взаимодействие в международной торговле: теоретические проблемы «Неомеркантилизма»

Лихачев Михаил Олегович
В статье рассматриваются теоретические проблемы неомеркантилизма нового направления в анализе международной торговли, которое отрицает кооперативный характер торговых отношений между странами и возвращается к старой меркантилистск
Читать PDF
202.66 кб

Теоретические аспекты взаимосвязи инноваций и конкурентоспособности стран в международной торговле

Кириллов Виктор Николаевич
В современном инновационном развитии субъектов мирового хозяйства прослеживается явная неравномерность влияния инноваций на позиции отдельных стран в международной торговле.
Читать PDF
229.26 кб

Современные теории международной торговли в концепции стратегии формирования ассортимента машиностро

Базирова Маргарита Руслановна
В работе анализируются концептуальные основы современных направлений исследования теории международной торговли с целью выявления целевых установок формирования стратегии ассортимента российского машиностроительного предприятия.
Читать PDF
720.17 кб

Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила В

Дюмулен Ипполит Ипполитович
Автор рассматривает практику и отдельные вопросы теории применения нетарифныхмер в качестве инструмента торговой политики и средства регулирования внешней торговли товарами.
Читать PDF
317.19 кб

Теории международной торговли и перспективы развития внешнеэкономической деятельности организаций Ре

Кураш Ирина Васильевна
В соответствии с потребностью в постоянном изучении, совершенствовании и развитии подходов к решению проблемы повышения эффективности внешнеэкономической деятельности организаций Республики Беларусь проведен анализ ряда современны

Похожие термины: