Конкурентоспособность предприятия
Конкурентоспособность предприятия
способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективной деятельности производства. Конкурентоспособность предприятия во многом определяется его умением приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
его способность противостоять на рынке др. изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. К. п. во многом определяется его умением приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. В рыночной экономике фирма — изготовитель товаров, поставляющая их на внутренний и внешний рынки, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара. При вступлении на новый для данной фирмы рынок, при принятии ею решения о расширении производства, осуществлении инвестиций в целях модернизации производства или обновления ассортимента продукции, улучшения ее качества необходима оценка конкурентоспособности не отдельного товара, а предприятия (фирмы) в целом. В отличие от конкурентоспособности товара, которая может измениться в короткий срок, устойчивая конкурентоспособность фирмы достигается в течение длительного времени и может поддерживаться также на протяжении длительного периода. Это связано с тем, что для достижения превосходства над фирмой-конкурентом на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции, т. е. выпуска на рынок новых товаров. Кроме того,эффективность деятельности производителя оценивает не только потребитель, но и сам производитель, который в конечном счете решает, выгодно ли для него в данных конкретных условиях заниматься производством именно этих товаров. На уровень К. п. оказывают воздействие также следующие факторы: потенциал рынка данных товаров (возможная емкость его); степень доступности рынка; масштабы государственного регулирования рынка; вид товара; однородность рынка; структура отрасли и степень вовлеченности фирм — производителей данного товара в эту отрасль; возможность технологических нововведений; диверсификация фирм — производителей товара. Особое воздействие на уровень К. п. оказывает качество продукции. Для обеспечения К. п. в первую очередь выявляются требования потребителей к данному продукту, устанавливается их иерархия и сравнительная важность применительно к свойствам товара, которые в состоянии заметить и оценить потребитель, проводится сравнение с параметрами конкурирующих продуктов. Эта процедура осуществляется в три этапа. На первом этапе устанавливается, какой рынок существует для данного продукта и каковы его требования. Информация об этом собирается на основе опроса достаточно представительных групп потребителей. На втором этапе решается вопрос о том, каким должен быть созданный продукт, чтобы при его реализации получать максимальную прибыль. На последнем, третьем этапе анализируется работа сбытового подразделения фирмы и всей товаропроводящей сети в сопоставлении с аналогичными подразделениями конкурентов с целью изменить продолжительность времени сбыта и изучить возможности его снижения. Существует множество способов повышения К. п. и увеличения его доли на рынке. Но в любом случае начинать нужно не с анализа производственных и технологических возможностей фирмы, а с изучения рынка, исследования положения конкурентов на нем: какую долю они занимают на рынке (по отдельным видам товаров); каков удельный вес в поставках конкурентов готовых изделий, закупаемых предприятиями для комплектования выпускаемой ими продукции; каков объем товарооборота конкурентов; насколько широкой известностью пользуется их продукция; каковы организация, система и каналы сбыта у конкурентов; располагают ли они собственной системой сбыта или используют чужую; по каким критериям организован сбыт у конкурентов — по видам продукции, по региональному принципу, по видам клиентуры; какова численность сотрудников в сфере сбыта; какова политика цен, на что делается упор в коммерческой политике конкурентов — на цену или на качество товара; какие виды и средства рекламы используют, изготавливается ли она собственными силами или с привлечением специальных организаций; показывают ли конкуренты свою продукцию на выставках и ярмарках; как поставлено обслуживание клиентов у конкурентов, каковы у них условия и сроки поставки, форма и внешний вид продукции; в какие страны экспортируется конкурентная продукция; какова доля экспорта по отдельным странам; как организован сбыт продукции по отдельным странам; какая доля рынка приходится на конкурентов за рубежом; кого используют конкуренты в работе за рубежом — местных агентов или сотрудников своей страны; каковы экономические и политические отношения между странами конкурентов и импортеров. Ответы на перечисленные вопросы дают общую картину положения продукции фирмы на рынке и дозволяют приспосабливать сбытовую программу к конъюнктуре рынка, к меняющимся условиям и формирующимся тенденциям, влияющим на К. п.