КЛАСТЕР
элементы множества со схожими характеристиками, или параметрами, собранные в одну группу.
Источник: Глоссарий по маркетингу, проект "Хидирнери луцман кентрон"
Кластер
(2) особая сеть фирм (предприятий), научных учреждений (университетов, НИИ), поддерживающих организаций (консалтинговых фирм) и потребителей, взаимосвязанных в единую цепочку в целях взаимной выгоды.
Источник: Словарь инновационных терминов 2016
КЛАСТЕР
(англ. cluster— гроздь, скопление) — скопление однотипных объектов (например, звездное скопление, атомный кластер). В экономической науке кластер — большое количество однородных и взаимосвязанных друг с другом фирм, расположенных на относительно небольшой территории или в рамках одной национальной экономики.
Источник: Словарь предпринимателя 2016
Кластер (промышленная группа)
это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Назначение кластеров - обеспечивать, по возможности, создание целостного продукта и соответствующей конкурентной среды. [64, с. 207].
Источник: Маркетинг инноваций (радикальные и «подрывные» инновации - хайтек-маркетинг)
Кластер
(1) совокупность базисных инноваций, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном экономическом пространстве, причем как целостная система новых продуктов и технологий. Немецкий экономист А. Кляйнкнехт считает, что кластеры инноваций-продуктов образуются на фазе депрессии, а инноваций-процессов – на стадии повышения длинной волны.
Источник: Словарь инновационных терминов 2016
Кластер
Кластер - единица хранения данных на гибких и жестких дисках.
Кластер содержит несколько рядом стоящих секторов.
В вычислительной технике - группа компьютеров, объединенных высокоскоростными каналами связи и представляющая с точки зрения пользователя одну многопроцессорную вычислительную машину.
Класс родственных элементов статистической совокупности.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
КЛАСТЕР
Группа компаний из смежных отраслей, производящих схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между членами кластера и их сотрудниками, за счет чего повышается конкурентоспособность компаний в мировом хозяйстве. Различают промышленные и региональные кластеры. Особенность регионального кластера в том, что составляющие его компании географически сконцентрированы в определенном регионе. К пространственным кластерам, кроме региональных, относятся также трансграничные кластеры.
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
Кластер
сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных предприятий различных компаний, производящих готовую продукцию и комплектующие, оказывающих специализированные услуги. Их деятельность обеспечена соответствующей производственной и социальной инфраструктурой, включая университеты, лаборатории, рекреационные зоны. Взаимодействие и взаимодополнение (в т.ч. в виде информационных потоков) усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. В последнее время понятие «кластер» стало широко использоваться для обозначения территориальных комплексов любой специализации и разного иерархического уровня («промышленный кластер», «интеллектуальный кластер», «портовый кластер» и др.). А.П. Горкин
Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.
Кластер
«Кластер (cluster) — в экономической науке — группа взаимосвязанных между собой конкурентоспособных отраслей, как правило, объединенных еще и по географическому признаку. Другими словами, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга… Кластер конкурентоспособных отраслей будет иметь тенденцию к разрастанию. Направление этого роста зависит от структуры самих кластеров, которые различаются по странам. В Италии, например, кластеры развиваются по вертикали, а в Японии — по горизонтали». Воронков А. Н., Лопаткина Т. Н. Транспортно-складская логистика строительства /монография — Н. Новгород: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2010. — С. 96, 101. http://www.bibl.nngasu.ru/electronic%20resources/uch- metod/logistic/4981.pdf.
Источник: Новая экономическая энциклопедия. Послесловие к определению сущности базовых понятий экономической науки и практики 2017
Кластер
сообщество сконцентрированных по географическому, отраслевому либо иному принципу организаций, либо тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Экономический кластер основан, как правило, на системе согласованных экономических интересов. Формирование кластерных структур в аграрном секторе позволяет реализовать ряд конкурентных преимуществ. Во-первых, в их составе быстро накапливаются целевые ресурсы, во-вторых, здесь формируется доступная и точная информационная база о потребностях рынка, технологиях, научных достижениях, в-третьих, при совпадении интересов управленческого звена, собственников и производителей, возможны быстрые прорывы в инновационном развитии агропромышленного производства. В статистике кластер целесообразно характеризовать как группу объектов, имеющих общие свойства, и два основных признака — внутренняя однородность и внешняя изолированность.
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник
Кластер
сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных предприятий, специализированных поставщиков услуг, связанных с их деятельностью некоммерческих организаций и учреждений в определенной области народного хозяйства, конкурирующих, но вместе с тем дополняющих друг друга. Кластеры создают предпосылки конкурентной устойчивости предприятий региона на внешнем рынке. Основные виды кластеров: региональные (объединение вокруг расположенного в определенной географической точке ядра: научного или промышленного центра, крупной компании); горизонтальные (несколько отраслей или секторов экономики являются частями одного мегакластера, например, агропромышленного); вертикальные (сопряжение фаз производственного процесса, например, цепочка «поставщик — изготовитель — реализатор — потребитель»); латеральные (объединение разных производственных секторов, имеющих общие возможности и способных обеспечить выигрыш за счет эффекта масштаба и возникновения новых сочетаний); технологические (совокупность производственных секторов, использующих единую базовую технологию, например, биотехнологический кластер); фокусные (концентрация смежных предприятий вокруг головного). Кластерные структуры могут существовать в виде транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.
Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник
КЛАСТЕР
(от англ.– скопление, сгусток, пучок, группа; родственные понятия, используемые в литературе – класс, таксон, сгущение) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Кластер в экономике – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научноисследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Кластер, обладает свойствами взаимной конкуренции его участников, кооперации его участников, формирования уникальных компетенций региона, формированием концентрации предприятий и организаций на определённой территории. Кластеры являются одной из форм взаимодействия организаций и социальных групп в рамках совместной цепочки ценности. Кластеры надо отличать от холдингов, профессиональных ассоциаций, технопарков, индустриальных парков и округов, региональных инновационных систем, территориальнопроизводственных комплексов, промышленных агломераций.
* кластерная инициатива – управляемый процесс создания и развития кластера;
* кластерная политика – процесс стимуляции роста кластеров и кластерных инициатив государственными и общественными организациями;
* кластеризация, кластерный анализ – задача разбиения заданной выборки объектов (ситуаций) на подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер состоял из схожих объектов, а объекты разных кластеров существенно отличались. Задача кластеризации относится к статистической обработке, а также к широкому классу задач обучения без учителя. Большинство исследователей склоняются к тому, что впервые термин «кластерный анализ» был предложен математиком Р.Трионом. Впоследствии возник ряд терминов, которые в настоящее время принято считать синонимами термина «кластерный анализ»: автоматическая классификация; ботриология. Кластерный анализ – это многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы (кластеры).
* Кластер – группа элементов, характеризуемых общим свойством, главная цель кластерного анализа – нахождение групп схожих объектов в выборке. Спектр применений кластерного анализа очень широк: его используют в археологии, медицине, психологии, химии, биологии, государственном управлении, филологии, антропологии, маркетинге, социологии и других дисциплинах. Однако универсальность применения привела к появлению большого количества несовместимых терминов, методов и подходов, затрудняющих однозначное использование и непротиворечивую интерпретацию кластерного анализа;
* кластеризация иерархическая, иерархический подход – предполагается наличие вложенных групп (кластеров различного порядка). Алгоритмы в свою очередь подразделяются на агломеративные (объединительные) и дивизивные (разделяющие). По количеству признаков иногда выделяют монотетические и политетические методы классификации. Иерархическая дивизивная кластеризация или таксономия. Задачи кластеризации рассматриваются в количественной таксономии;
* кластеризация неиерархическая, неиерархический подход – позволяет объектам покидать один кластер и присоединяться к другому в процессе образования кластеров, если это позволит улучшить значение критерия кластеризации;
* кластерный отбор – метод отбора имен из рассылочного списка путем причисления каждого имени к группе с общими характеристиками отбора только тех групп, вероятность покупки для которых максимальна.
Источник: Глоссарий по маркетингу 2013 г.