Экономия от масштаба
Экономия от масштаба
Сокращение предельных издержек производства по мере роста масштаба производства предприятия.
Экономия от масштаба
(economies of scale) — снижение средних удельных издержек, которое может быть достигнуто при выпуске одного продукта в больших количествах.
Источник: Экономика организация и менеджмент. С.П. Высшая школа экономики. 2004
ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА
снижение средних (или удельных) затрат в длительном периоде, которое происходит по мере увеличения объема выпуска фирмы (при этом все факторы производства являются переменными). Экономия от масштаба имеет место в большинстве отраслей, поэтому с увеличением производства продукта средние, или единичные, затраты сокращаются.
Источник: Капитал. Энциклопедический словарь
ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА
economie of cale) экономическая закономерность, согласно которой суммарные издержки производства единицы продукции на длительном интервале времени падают по мере роста объема выпуска продукции. Э. от м. обусловлена следующим. Во-первых, по мере роста объема выпуска продукции постоянные издержки распространяются на все большее количество продукции. Во-вторых, по мере увеличения размера предприятия появляется возможность специализации труда, в результате чего работники трудятся более производительно. В-третьих, экономия обусловлена более полным использованием основных фондов. Существует так называемое правило двух третей, согласно которому стоимость основных сооружений и оборудования увеличивается только на две трети от роста объема производства. Однако эти три фактора Э. от м. действуют не во всех отраслях и не при всех объемах выпуска продукции. Так, первый фактор действует в основном для малых предприятий, второй и третий - главным образом для производственных предприятий. Э. от м. несущественна для некоторых предприятий сервиса, например для ресторанов и прачечных. Кроме того, для очень крупных предприятий стоимость единицы продукции по мере роста объема производства может даже возрастать, например, по причине увеличения сложности управления. К тому же Э. от м. значительно проявляется при первоначальном росте объема производства, затем ее действие быстро уменьшается по мере роста объемов производства и, наконец, начиная с достаточно больших размеров выпуска продукции, практически прекращается; издержки производства остаются неизменными.
Источник: Внешне-экономический толковый словарь
ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА
(economies of scale) — снижение СРЕДНИХ (или удельных) ЗАТРАТ В ДЛИТЕЛЬНОМ периоде, которое происходит по мере увеличения объёма выпуска фирмы (при этом все ФАКТОРЫ производства являются переменными). Экономия от масштаба имеет место в большинстве отраслей, поэтому с увеличением производства продукта средние, или единичные, затраты сокращаются. См. рис. 143.
Экономия от масштаба может иметь место как на уровне отдельного завода, так и на уровне фирмы (имеющей ряд заводов) и возникает из-за: (а) неделимости машин и оборудования, особенно если несколько производственных процессов связаны друг с другом; (б) экономии от увеличения размеров — для многих типов оборудования (цистерн, паровых котлов) как эксплуатационные затраты, так и затраты на наладочные работы растут в меньшей степени, чем производственная МОЩНОСТЬ; (в) ЭКОНОМИИ ОТ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ — чем больше выпуск, тем шире возможности использования специализированных труда и оборудования; (г) более совершенных производственных методов или организации производства — с увеличением масштаба можно использовать автоматизированное оборудование вместо оборудования с ручным управлением или заменять массовым производством мелкосерийное производство; (д) экономии от оптовых закупок сырья и материалов; (е) экономии от реализации, которая является результатом использования рекламы в средствах массовой информации и большей интенсивности использования сбытовых мероприятий; (ж) финансовой экономии, основой которой является способность крупных фирм мобилизовать капитал на более выгодных условиях; (з) управленческой экономии от использования специальных методов управления, как-то: анализ рабочего времени, оперативное исследование и анализ критического пути.
Удельные затраты не убывают монотонно при неограниченном увеличении размеров фирмы. В определённой точке (см. рис. 143) при минимально эффективном масштабе ОХ могут стабилизироваться, а после этого либо оставаться относительно неизменными — bd, либо начать увеличиваться из-за растущих сложностей в управлении крупной организацией — потерь от масштаба bc.
Возможности для реализации экономии от масштаба могут быть ограничены по ряду причин. В некоторых отраслях природа продукта, производственных процессов или технологии может быть такова, что потери от масштаба возникают при небольших уровнях выпуска. С другой стороны, суммарный рыночный спрос может быть недостаточным, чтобы позволить фирмам достичь минимально эффективного масштаба, или доля фирмы на рынке может быть слишком мала. Если потребители предъявляют спрос на самые разнообразные продукты, то тем самым они уменьшают возможности стандартизации и крупномасштабного производства.
Существенной экономии от масштаба обычно сопутствует высокая концентрация продавцов, как, например, в нефтехимической отрасли и в автомобилестроении, так как только в этом случае выпуск можно производить с максимальной эффективностью. В таких отраслях фирмы могут осуществить горизонтальную интеграцию, в особенности посредством слияний и поглощений, чтобы избавиться от заводов с высоким уровнем затрат и рационализировать производство с целью полного использования экономии от масштаба.
В некоторых отраслях ГИБКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ могут позволить производить различные изделия в небольших количествах с затратами, которые при обычных технологиях достигаются в крупномасштабном производстве. Тем самым они понижают МИНИМАЛЬНО эффективный масштаб и приводят к уменьшению КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОДАВЦОВ.
См. ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА, ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ.
Экономия от масштаба может иметь место как на уровне отдельного завода, так и на уровне фирмы (имеющей ряд заводов) и возникает из-за: (а) неделимости машин и оборудования, особенно если несколько производственных процессов связаны друг с другом; (б) экономии от увеличения размеров — для многих типов оборудования (цистерн, паровых котлов) как эксплуатационные затраты, так и затраты на наладочные работы растут в меньшей степени, чем производственная МОЩНОСТЬ; (в) ЭКОНОМИИ ОТ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ — чем больше выпуск, тем шире возможности использования специализированных труда и оборудования; (г) более совершенных производственных методов или организации производства — с увеличением масштаба можно использовать автоматизированное оборудование вместо оборудования с ручным управлением или заменять массовым производством мелкосерийное производство; (д) экономии от оптовых закупок сырья и материалов; (е) экономии от реализации, которая является результатом использования рекламы в средствах массовой информации и большей интенсивности использования сбытовых мероприятий; (ж) финансовой экономии, основой которой является способность крупных фирм мобилизовать капитал на более выгодных условиях; (з) управленческой экономии от использования специальных методов управления, как-то: анализ рабочего времени, оперативное исследование и анализ критического пути.
Удельные затраты не убывают монотонно при неограниченном увеличении размеров фирмы. В определённой точке (см. рис. 143) при минимально эффективном масштабе ОХ могут стабилизироваться, а после этого либо оставаться относительно неизменными — bd, либо начать увеличиваться из-за растущих сложностей в управлении крупной организацией — потерь от масштаба bc.
Возможности для реализации экономии от масштаба могут быть ограничены по ряду причин. В некоторых отраслях природа продукта, производственных процессов или технологии может быть такова, что потери от масштаба возникают при небольших уровнях выпуска. С другой стороны, суммарный рыночный спрос может быть недостаточным, чтобы позволить фирмам достичь минимально эффективного масштаба, или доля фирмы на рынке может быть слишком мала. Если потребители предъявляют спрос на самые разнообразные продукты, то тем самым они уменьшают возможности стандартизации и крупномасштабного производства.
Существенной экономии от масштаба обычно сопутствует высокая концентрация продавцов, как, например, в нефтехимической отрасли и в автомобилестроении, так как только в этом случае выпуск можно производить с максимальной эффективностью. В таких отраслях фирмы могут осуществить горизонтальную интеграцию, в особенности посредством слияний и поглощений, чтобы избавиться от заводов с высоким уровнем затрат и рационализировать производство с целью полного использования экономии от масштаба.
В некоторых отраслях ГИБКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ могут позволить производить различные изделия в небольших количествах с затратами, которые при обычных технологиях достигаются в крупномасштабном производстве. Тем самым они понижают МИНИМАЛЬНО эффективный масштаб и приводят к уменьшению КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОДАВЦОВ.
См. ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА, ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988