ЭКОНОМИЯ НА МАСШТАБАХ ПРОИЗВОДСТВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЭКОНОМИЯ НА МАСШТАБАХ ПРОИЗВОДСТВА
Снижение удельных затрат фирмы в длительном периоде за счет увеличения объема производства. Выделяется два типа экономии на масштабах производства: внутренняя и внешняя. При внутренней экономии издержки на единицу продукции определяются размерами фирмы и не обязательно зависят от размера отрасли в целом. Внутренняя экономия характерна для крупных, как правило, вертикально-интегрированных компаний. При внешней экономии издержки на единицу продукции определяются размерами отрасли и не обязательно зависят от размеров фирм. Экономия характерна для промышленных районов.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

ЭКОНОМИЯ НА МАСШТАБАХ ПРОИЗВОДСТВА
концепция совр. бурж. политич. экономич. рассматривающая общие издержки деятельности предприятия как функцию объёма произ-ва; составная часть неоклассич. теории фирмы, исследующей функционирование отд. предприятий, отраслевых рынков и всей экономики в целом, исходя из производственно-сбытовой деятельности предприятия как самостоят. экономич. субъекта. Концепция экономии на масштабах, в к-рой используется аппарат бурж. теории издержек произ-ва, выступает как практич. метод руководства деятельностью предприятия в условиях «устойчивого и известного рынка», то есть при т. н. нормальном ходе экономил. жизни.
Основоположник неоклассич. школы Англ. экономист А. Маршалл в кон. 19 — нач. 20 вв. развил положение о том, что масштабы произ-ва и цены товаров определяются соотношением двух сил: предложением данного товара на рынке, определяемым издержками произ-ва, и спросом на него, определяемым предельной полезностью. Маржиналистская экономич. теория рассматривает не средние обществ. издержки на единицу продукции, а издержки произ-ва отд. предприятия, фирмы (последние в отличие от общественных, напр., включают в себя издержки конкуренции, к-рые через цены товаров перекладываются на всё общество: избыточные мощности, дублирование исследований, издержки продвижения продукта на рынке и маркетинга, финанс. издержки, связанные, в частности, с проведением слияний, и т. д.). Капиталистич. предприниматель учитывает, как изменяются издержки (сумма затрат различных производств. факторов, необходимых для выпуска определ. товара), а также отд. элементы издержек при изменении общего объёма произ-ва. При этом различают постоянные издержки (т. е. не меняющиеся при изменении объёма выпуска) и переменные. Средние издержки получаются путём деления общей суммы издержек на число единиц продукции.
Согласно концепции экономии на масштабах, по мере увеличения объёма произ-ва средние издержки вначале резко сокращаются за счёт того, что постоянные издержки раскладываются на большее количество продукции. Достигнув низшей точки в момент оптим. загрузки производств. мощностей, средние издержки при дальнейшем увеличении выпуска начинают нарастать вследствие быстрого роста переменных издержек. Другими словами, каждое предприятие имеет свой оптим. размер, за пределами к-рого издержки возрастают не пропорционально росту продукции.
Маршалл ввёл понятия внеш. и внутр. экономии на масштабах произ-ва. Внутр. экономия возникает вследствие повышения в процессе роста произ-ва уровня специализации труда, усовершенствования внутрифирменной системы организации и управления. Когда фирма достигает «чрезмерно» больших размеров, начинают появляться дефекты в организации: недостаточная координация производств. планов, асинхронность деятельности отд. подразделений, бюрократизм и т. и., что приводит к росту средних издержек, возрастанию значения фактора риска. Т. о., внутренняя экономич. по мнению Маршалла, уравновешивается проявлениями неэкономичности. Внеш. экономич. достигаемая независимо от деятельности отд. фирмы, но сказывающаяся на ней, определяется, в частности, степенью развития инфраструктуры — как экономической (транспорт, связь и т. п.), так и социальной (образование, здравоохранение); подразделяется на «техническую» (напр., специализация труда) и «стоимостную», являющуюся следствием снижения цен на факторы произ-ва (капитал, труд, земля) при неизменной производительности этих факторов. В нек-рых случаях экономия может быть внешней по отношению к фирме, но внутренней для отрасли, напр. при повышении уровня специализации определ. продукта в пределах отрасли.
В соответствии с теорией экономии на масштабах в условиях «совершенной конкуренции» противоречие между постоянным стремлением предпринимателей к получению сверхприбыли и условиями равновесия, достигаемыми лишь тогда, когда у фирмы нет стимулов для дальнейшего увеличения её размеров, разрешается путём введения в анализ фактора убывающей производительности от масштаба, предполагающей, что расширение объёма произ-ва не сопровождается получением экономии. Допущение, что все фирмы отрасли могут находиться в условиях возрастающей производительности от масштаба (т. е. путём расширения объёма произ-ва снижать средние издержки и получать сверхприбыль), означало бы признание факта выталкивания с рынка фирм, не получающих сверхприбыль. Однако это уже было бы нарушением условий «совершенной конкуренции».
В отличие от условий «совершенной конкуренции», где равновесная цена определяется точкой пересечения кривых предельных и средних издержек, в условиях монополии она находится в точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода. Отсюда следует, что форсирование произ-ва монополистом, сталкивающимся с совокупным спросом на данный товар, предопределяет снижение цены. Поэтому наращивание произ-ва в условиях монополии прекращается раньше, чем предельные издержки достигнут уровня продажной цены. Положение об отсутствии у монополий стимула к безграничному расширению произ-ва используется бурж. экономистами для отрицания прямой зависимости в условиях монополистич. структуры отрасли между фактором экономии на масштабах произ-ва и повышением уровня его концентрации.
Исследование издержек произ-ва в теории экономии на масштабах вращается в порочном кругу определений: цены анализируются на основе издержек, к-рые, в свою очередь, определяют уровень цен. Исходя из того, что в условиях «совершенной конкуренции» фирмы действуют, как правило, при миним. уровне средних издержек, эта концепция подчёркивает роль издержек произ-ва как осн. фактора, определяющего размер фирмы. Применительно к условиям «несовершенной» или монополистич. конкуренции эта концепция, представляя собой лишь вариант теории статич. равновесия, не способна объяснить долгосрочную динамику роста объёмов произ-ва фирмы. Процесс формирования цены и роль издержек в определении объёма выпуска в условиях «несовершенной конкуренции» были исследованы в 30—40-е гг. 20 в. П. Сраффа и Дж. Робинсон (Великобритания), отметившими, что пределы расширения произ-ва фирмы определяются не только уровнем издержек, но и условиями продажи. Неоклассич. школа не смогла найти формального теоретич. объяснения ценообразования и в условиях олигополии, когда понижающая кривая спроса и олигополистич. взаимозависимость фирм устраняют фактор издержек как единств. детерминанту объёма выпуска продукции.
В 30—40-х гг. бурж. экономисты неоклассического направления особое внимание уделяли проблеме увеличения ёмкости рынка как фактора экономичности масштабов произ-ва, получившей дальнейшую разработку в 60-х гг. и выступившей в качестве теоретич. обоснования экономич. интеграции капиталистич. стран. При этом был сделан акцент на динамич. и макроэкономич. аспектах этой проблемы. Так, Б. Балашиха (США), исследуя рыночное взаимодействие отраслей как покупателей и поставщиков, считал, что в условиях расширения размеров рынка передовая технологич. вводимая в одной какой-либо отрасли, обеспечивает внешнюю экономию для других взаимосвязанных с ней отраслей. В этих условиях возрастает также экономич. выступающая результатом развития специализации отраслей (анализ этого вопроса дан в кон. 20-х гг. Англ. экономистом А. Янгом).
Буржуазная концепция экономии на масштабах не учитывает того факта, что пром. структура не только определяется условиями издержек произ-ва и цен, но и сама активно воздействует на эти условия, причём при монополистич. структуре отрасли на первое место выдвигается именно обратное воздействие. Отд. предприятие или фирма уже не в состоянии перейти от меньших размеров к большим и от одной технологии к другой, более совершенной, из-за значит. величины «порогового» капитала, необходимого для организации эффективного произ-ва, и в силу др. барьеров новой конкуренции в отрасли.
Крупнейшие корпорации активно воздействуют на уровень произ-ва и технологии, на уровень спроса — феномен, также полностью игнорируемый неоклассиками. При осуществлении экспансии на рынок монополии делают особый упор на технич. нововведения. (Последние могут быть частью общей инвестиционной политики фирмы, направленной на обновление оборудования, или политики в области науч. исследований и разработок, преследующей цель создания новых видов продукции и технологич. процессов.) Внедрение новой техники, сопровождаемое снижением издержек произ-ва и обновлением ассортимента, выступает орудием монополистич. конкуренции, способствует увеличению размеров предприятий, усилению позиций крупных фирм и повышению уровня концентрации и монополизации экономики. Монополии внедряют новую технику гл. обр. с целью активного воздействия на рыночный спрос. Вместе с тем каковы бы ни были формы рыночной стратегии совр. крупной корпорации, конечная её цель — присвоение макс, прибыли. В стремлении к прибыли компании ищут возможность снизить издержки произ-ва путём нахождения оптим. размеров и наиболее выгодного количества заводов в рамках одной фирмы.
Признавая воздействие фактора экономичности масштабов произ-ва на укрупнение фирм и повышение уровня концентрации, марксистская теория вместе с тем отмечает, что появление неэкономичности не действует как стимул к разукрупнению фирм. Крупная корпорация может приспособиться к функционированию в условиях небольших предприятий без сокращения своих размеров. Внешней границей произ-ва отд. фирмы выступает величина платёжеспособного спроса населения, а внутренней — размеры накопления капитала. Как подчёркивал К. Маркс, действительным пределом капиталистич. произ-ва в конечном счёте является сам капитал.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.