КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Кембриджская школа
одно из направлений в западной экономической теории, связанное с систематизацией и обобщением положений пострикардианской английской политэкономии и австрийской школы; она положила начало новому направлению - неоклассической политэкономии.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА
одно из направлений современной экономической теории, основывающееся на использовании в анализе общественных явлений основных положений теории эволюции, обосновании необходимости государственного участия в экономической жизни страны с помощью финансово-кредитных средств, объяснении сути экономических явлений с помощью математических методов. Основал школу английский экономист А. Маршалл (1842-1924 гг.). В книге «Принципы политической экономии» (1890 г.) выступил против основных положений теории трудовой стоимости К. Маркса, подменяя ее теорией цены. В дальнейшем его взгляды развивали А. Пигу, Д. Робертсон и др.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

Кембриджская школа
Группа экономистов, находившихся под влиянием работ и личности А.Маршалла (Marshall). Первоначально главными фигурами в этой школе были А.С.Пигу (Pigou), Д.Х.Робертсон и Дж.М.Кейнс (Keynes), причем научные достижения последнего из перечисленных ученых вместе с работами Рикардо (Ricardo) и Маркса (Магх) образуют фундамент современной Кембриджской школы. Современная Кембриджская школа критически относится к неоклассической теории (neo-classical economics), и в частности к работам П.Самуэльсон (Samuelson) и Р.Солоу (Solow) из Массачусетского технологического института (Кембридж, США), которых считают ее главными представителями. Этот антагонизм породил дискуссию, разгоревшуюся между двумя Кембриджами в 30-е годы и продолжающуюся посей день. Участники дискуссии редко приходят к согласию, как в отношении важности рассматриваемых вопросов, так и по поводу методов ведения дискуссии. Современная Кембриджская школа (Англия) считает, что экономические модели должны включать в себя не только чисто экономические, но и исторические, социологические и психологические понятия и факты. Главной мишенью для ее атаки на неоклассическую теорию является использование последней агрегатной производственной функции (aggregate production function), особенно в теории экономического роста (growth theory). Наиболее выдающимися представителями этой школы были Дж.Робинсон (Robinson), Н.Калдор (Kaidor), лорд Кан (Kahn), Л.Пазинетти и П.Сраффа (Sraffa), хотя ее последователей можно встретить также в США, Канаде, Австралии и Италии.

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА
в политической экономич. одно из направлений бурж. экономич. теории, возникшее в кон. 19 в. Основатель - англ. бурж. экономист А. Маршалл, возглавлявший в 1885 - 1908 кафедру политич. экономии в Кембриджском ун-те. Его последователями и преемниками по кафедре были А. С. Лигу и Д. X. Робертсон. Их объединяет субъективно-психологич. подход к объяснению экономич. категорий, отказ от поисков объективно существующих экономич. законов, стремление применить теорию эволюции к обществ. развитию и подвести теоретич. основу под вмешательство гос-ва в экономич. жизнь с помощью финансово-кредитных средств. Для представителей этой школы характерно также стремление к объяснению экономич. явлений с помощью математич. методов, т. к. с их точки зрения мн. экономич. категории возникли и развиваются эволюц. путём в результате количеств, изменений и имеют математич. построения.
Маршалл в книге «Принципы политической экономии» («Principles of economics», L. - N. Y., 1890) выступал против марксистской теории трудовой стоимости, подменяя её теорией цены. Он сводил цены на основе теории «предельной полезности» (см. Предельной полезности теория) к количеств, соотношениям, в к-рых товары обмениваются друг на друга или на деньги. С помощью теории цены Маршалл пытался доказать возможность бескризисного развития капитализма, изобразить безработицу при капитализме в качестве случайного явления. Он исключал из издержек произ-ва затраты на постоянный капитал и включал прибыль капиталиста. Такая трактовка издержек произ-ва сводила их к заработной плате и прибыли и была направлена против учения К. Маркса о прибавочной стоимости. Заработная плата и прибыль, по его мнению, растут параллельно вместе с ростом произ-ва, поэтому между трудом и капиталом нет антагонистич. противоречий. Прибыль отождествлялась им с процентом, уровень к-рого определялся спросом и предложением на капитал. Отвергая причинно-следств. связи, Маршалл на первый план выдвинул анализ функциональной зависимости, находящейся на поверхности явлений. Он сформулировал такие инструменты анализа экономич. явлений в капиталистич. х-ве, как «эластичность спроса», «излишек спроса», «квазирента», «представительная фирма», к-рые оказали большое влияние на развитие совр. бурж. политич. экономии.
А. Пигу возглавлял кафедру политич. экономии в Кембридже в 1908 - 43 и был последоват. приверженцем осн. экономич. взглядов Маршалла. Его важнейшие работы: «Экономика благосостояния» («Economics of welfare» L., 1920), «Исследование государственных финансов» («А study in public finance», L., 1928), "Теория безработицы» («The theory of unemployment», L., 1933), «Политическая экономия в практике» («Economics in practice», L., 1935). Пигу занимался гл. обр. проблемами распределения и обмена. Он одним из первых бурж. экономистов стал проповедовать теорию «государства всеобщего благоденствия», считая, что капиталистич. гос-во с помощью финансово-денеж. политики может обеспечить бескризисное развитие экономики и равномерное распределение доходов между членами общества. Он приветствовал вмешательство гос-ва в экономич. жизнь, выступал сторонником системы патерналистских мер предпринимателей (см. Патернализм) и гос. регулирования заработной платы, считая эти меры важнейшим орудием борьбы с безработицей.
Совр. наследником и продолжателем традиций К. ш. является Д. Робертсон, возглавивший в 1944 кафедру политич. экономии в Кембридже. Его важнейшие работы: «Деньги» («Money», L., 1922), «Банковская политика и уровень цен» («Banking policy and the price level», L., 1926), «Экономические комментарии» («Economic commentaries», 1956), «Лекции по принципам политической экономии» («Lectures on economic principles» (1957 - 59). Осн. внимание он уделяет вопросам денег и использования гос-вом кредитно-ден. рычагов для регулирования пром. развития, предотвращения кризисов и безработицы. Он - сторонник обществ. работ, накопления гос. запасов сырья, налоговых скидок и гибкой фискальной политики государства как средства государственного вмешательства в экономику.
К. ш. является одним из «традиционных» антимарксистских направлений в политич. экономич. отражающих либеральные взгляды промышленно-торг. буржуазии. Школа пытается увязать экономич. наследие англ. классич. школы с совр. экономич. взглядами, поэтому это направление в бурж. экономич. лит-ре часто наз. «неоклассическим» (см. Неоклассическое направление). По ряду теоретич. проблем школа предвосхитила Дж. Кейнса и оказала на него определ. влияние. Исследования и рекомендации школы оказывают нек-рое влияние на внеш. и внутр. денежно-кредитную политику англ. пр-ва.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Похожие термины:

  • Кембриджская школа политической экономии

    одно из направлений английской буржуазной экономической теории, возникшее в конце 19 в. Основатель школы А. Маршалл, возглавлявший кафедру политической экономии в Кембриджском университете в 1885-190
  • КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА. ВОПРОСЫ ФИНАНСОВ, ДЕНЕГ И КРЕДИТА

    одна из ведущих школ маржинализма. Сформировалась в Великобритании в 90-е гг. XIX в. вокруг Альфреда Маршалла (1842–1924), проф. Кембриджского унта. К его ученикам и последователям относятся Артур Пигу (1877