ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ
Государственный капитализм
выполнение властью функции непосредственного предпринимательства в сфере экономики
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ
в капиталистических странах - различные формы непосредственного участия буржуазного государства в экономике страны. Одним из решающих элементов государственного капитализма является государственная капиталистическая собственность (см.), возникающая путем национализации отдельных производств и даже целых отраслей. Как правило, национализируются малорентабельные предприятия и отрасли. Тем самым буржуазное государство спасает капиталистов от банкротства. Следовательно, такая национализация осуществляется в интересах капиталистов. Государственная капиталистическая собственность увеличивается также и в результате строительства новых предприятий за счет государственного бюджета. Существует также смешанная собственность в виде так называемых смешанных обществ, которые образуются путем приобретения государством акций частнокапиталистических компаний, вложения государственных средств в предприятия частных фирм. В империалистических странах государственный капитализм приобретает характер государственно-монополистического капитализма (см.). Государственный капитализм в молодых развивающихся, в прошлом колониальных странах, добившихся политической независимости, играет новую роль. Если во главе государства находятся прогрессивные, демократические элементы, то при этом условии он служит средством борьбы с иностранным капиталом, подрыва экономических корней его господства, содействует укреплению и развитию национальной экономики, чем создаются экономические предпосылки для некапиталистического пути развития этих стран. Государственный капитализм в переходный период от капитализма к социализму (см.) является особой формой подчинения диктатуре пролетариата деятельности капиталистических предприятий в целях подготовки условий для социалистического обобществления всего производства. В СССР в переходный период государственный капитализм существовал в основном в форме аренды капиталистами государственных предприятий и в форме концессий. Иностранным капиталистам было предоставлено право эксплуатировать в течение определенного срока отдельные рудники с последующей передачей по истечении срока договора предприятий Советскому государству. Однако госкапитализм в СССР не получил значительного развития. В более широких масштабах госкапитализм был использован в ГДР, Румынии и некоторых других социалистических странах. От низших его форм - закупки продукции государством по твердым ценам через заключение договоров на переработку капиталистическими предприятиями сырья, предоставляемого государственными организациями, и полную закупку производимой продукции к смешанным государственно-частным предприятиям - таков путь преобразования через госкапитализм частнокапиталистических предприятий. В смешанных предприятиях все средства производства фактически переходят в руки государства. Бывшие капиталисты в течение определенного периода получают некоторую долю прибавочного продукта в виде определенного процента от оценочной стоимости обобществленного имущества капиталиста. Мирное преобразование капиталистических предприятий в социалистические, осуществляемое в ряде социалистических стран, имеет огромное не только экономическое, но и политическое значение.
Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ
в капиталистических странах — различные формы непосредственного участия буржуазного государства в экономике страны. Осуществляется либо путем огосударствления, т. е. перехода в руки буржуазного государства отдельных предприятий, отраслей народного хозяйства, либо путем строительства новых предприятий за счет государственного бюджета. Государственная собственность в буржуазных странах представляет собой разновидность капиталистической собственности. Государственный капитализм в буржуазных странах не изменяет природы капиталистического строя, поскольку в основе его остается частная собственность на средства производства, а само государство находится в руках крупнейших магнатов капитала. Капиталисты, подчиняя себе буржуазное государство, используют его в целях своего обогащения. Госкапитализм содействует умножению капиталистических прибылей, укрепляет экономические и политические позиции господствующего класса капиталистов. Предприятия и отдельные отрасли экономики или ряд хозяйственных функций, которые тем или иным путем берет в свои руки буржуазное государство, в конечном счете ставятся на службу интересам капиталистов. В империалистических странах государственный капитализм приобретает характер государственно- монополистического капитализма.
Особую роль играет государственный капитализм в слаборазвитых странах, в бывших колониях, освободившихся от колониализма. В этих странах он направлен против засилья иностранного капитала, подрывает экономические корни его господства, содействует укреплению самостоятельного развития этих государств и их независимости.
Государственный капитализм при диктатуре пролетариата принципиально отличается от госкапитализма при господстве буржуазии. Вопрос о госкапитализме при диктатуре пролетариата впервые разработан В. И. Лениным. Госкапиталистические предприятия работают под непосредственным контролем социалистического государства, использующего их в интересах развития народного хозяйства страны, борьбы с частнокапиталистической и мелкобуржуазной стихией. Диктатура пролетариата использует госкапитализм для ограничения капиталистических элементов. В переходной экономике госкапиталистический уклад является подчиненным укладом. Ведущую роль играет социалистический укладу Госкапитализм здесь по сравнению с частно-хозяйственным капитализмом есть шаг вперед к социализму. Пролетарское государство через госкапитализм осуществляет мирную перестройку капиталистической промышленности и торговли, для постепенного перевода их на рельсы социализма. В СССР государственный капитализм занимал незначительное место и существовал главным образом в форме концессий, предоставленных иностранному капиталу. В некоторых странах народной демократии (особенно в Китайской Народной Республике) государственный капитализм получил значительно более широкое развитие. Он представлен здесь смешанными государственно-частными предприятиями, работающими при решающем участии в управлении ими представителей социалистического государства. К этому укладу относятся также частные предприятия, выполняющие заказы государства. Размеры прибылей капиталистов и условия труда рабочих на государственно-капиталистических предприятиях строго регулируются законом.
Особую роль играет государственный капитализм в слаборазвитых странах, в бывших колониях, освободившихся от колониализма. В этих странах он направлен против засилья иностранного капитала, подрывает экономические корни его господства, содействует укреплению самостоятельного развития этих государств и их независимости.
Государственный капитализм при диктатуре пролетариата принципиально отличается от госкапитализма при господстве буржуазии. Вопрос о госкапитализме при диктатуре пролетариата впервые разработан В. И. Лениным. Госкапиталистические предприятия работают под непосредственным контролем социалистического государства, использующего их в интересах развития народного хозяйства страны, борьбы с частнокапиталистической и мелкобуржуазной стихией. Диктатура пролетариата использует госкапитализм для ограничения капиталистических элементов. В переходной экономике госкапиталистический уклад является подчиненным укладом. Ведущую роль играет социалистический укладу Госкапитализм здесь по сравнению с частно-хозяйственным капитализмом есть шаг вперед к социализму. Пролетарское государство через госкапитализм осуществляет мирную перестройку капиталистической промышленности и торговли, для постепенного перевода их на рельсы социализма. В СССР государственный капитализм занимал незначительное место и существовал главным образом в форме концессий, предоставленных иностранному капиталу. В некоторых странах народной демократии (особенно в Китайской Народной Республике) государственный капитализм получил значительно более широкое развитие. Он представлен здесь смешанными государственно-частными предприятиями, работающими при решающем участии в управлении ими представителей социалистического государства. К этому укладу относятся также частные предприятия, выполняющие заказы государства. Размеры прибылей капиталистов и условия труда рабочих на государственно-капиталистических предприятиях строго регулируются законом.
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
Государственный капитализм
под государственным капитализмом в условиях частно-капиталистического производства и обращения понимался переход в руки капиталистического государства важнейших средств производства и сообщения в целях более планомерного и рационального управления ими и смягчения той «анархии», которая присуща ничем не сдерживаемой стихии частно-капиталистической конкуренции; этот переход совершается в узких пределах, простираясь на отдельные, имеющие особенное обще-государственное значение элементы народного хозяйства и не внося резких изменений в общий комплекс частно-капиталистических отношений. В первую очередь необходимость огосударствления и изъятия из сферы частно-капиталистической эксплуатации выявилась в области важнейших средств сообщения — железных дорог, почт, и телеграфов. Более широкий охват и более значительное развитие государственный капитализм получил в период, мировой войны, особенно в Германии, которая из всех воюющих стран оказалась наиболее изолированной и отрезанной от мирохозяйственных связей. В виду исключительно тяжелого положения с продовольствием и необходимости огромного напряжения и наиболее планомерного направления производительных сил, и в промышленности ив сельском хозяйстве, на удовлетворение собственными ресурсами страны колоссальнейших потребностей военного времени, правительство вынуждено было пойти на значительное стеснение частно-капиталистической стихии в направлении принудительного синдицирования промышленности, милитаризации труда и регулирования потребления особенно важнейших продовольственных продуктов (хлебная монополия, карточная система и т.п.). Совершенно иное значение имеет система государственного капитализма у нас в социально-политических условиях Советского строя. Здесь система государственного капитализма находит свое выражение в полном переходе в руки государства, на началах государственной монополии, большей части промышленного производства и торговли (внешняя торговля во всем ее объеме) и полном контроле и учете, в интересах пролетарского государства, той части производства и торговли, которую государственная власть вынуждена еще оставить, на тех или иных началах, в руках частного капитала, в виду наличности десятков миллионов мелких производителей и необходимости развития истощенных войной и революцией производительных сил страны, которые не могут быть подняты одними ресурсами самого государства. Таким образом, и частный капитал путем регулирования и учета его работы направляется в русло государственного капитализма. Составными элементами государственного капитализма здесь являются: а) концессии, как договоры с частным капиталом (преимущественно иностранным), целью коих является скорейшее восстановление производительных сил страны и увеличение ее продукции, б) привлечение частного капиталиста в качестве посредника по скупке продукции мелкого производителя и сбыту продукции государственной промышленности ив) сдача частному капиталисту, на началах аренды, тех, преимущественно мелких и средних, промышленных предприятий и промыслов, которые государство не в состоянии еще поднять собственными силами, в виду недостатка материальных ресурсов и организаторских сил, и работа коих необходима для увеличения продукции страны.
Источник: Краткая экономическая энциклопедия (финасовая торговая банковская). Украинский экономист. 1925
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ
соединение капиталистич. монополий и аппарата бурж. гос-ва для извлечения высоких прибылей, сохранения власти и гнета монополий. При диктатуре пролетариата Г. к. выступает как особая форма борьбы социализма с капитализмом и одновременно - сотрудничества с капиталистич. элементами в целях подготовки необходимых условий для их полной ликвидация и победы социализма.
Г. к. возникает на ранних стадиях капитализма, характеризующихся недостаточностью частнокапиталистич. накопления. В этих условиях цель Г. к. - ускорение процесса капиталистич. воспроиз-ва и укрепление позиций буржуазии. Как показал историч. опыт, главным содержанием Г. к. является гос. собственность на средства произ-ва, гос. субсидии частным капиталистич. предприятиям, обеспечение их рабочей силой, гос. регулирование отношений между трудом и капиталом в интересах буржуазии, создание дополнит, источника накопления капитала путём колониального грабежа, защита нац. буржуазии от иностр. конкуренции. Г. к. не представляет особой стадии капитализма, поскольку гос-во всегда активно воздействует на капиталистич. экономику. Вместе с развитием капитализма меняются формы гос. вмешательства в экономическую жизнь.
Первоначально препятствием для развития капитализма являлись ср.-век. регламентация торговли и ремесла и наделение гильдий и цехов правами монополий. Поэтому все бурж. революции сопровождались ликвидацией этих ср.-век. монополий, существовавших в рамках феод. общества, и провозглашением свободы конкуренции. Борьба буржуазии против гос. регламентации и монопольных прав гильдий и цехов была теоретически обоснована в трудах У. Петти и А. Смита, провозгласивших принцип laissez faire («полная свобода действий»), за к-рым скрывались «... ничем не стесняемая свободная конкуренция, освобождение промышленности от всякого государственного вмешательства, устранение монополий и т. д.» [Маркс К., Теории прибавочной стоимости (4-й том «Капитала»), ч. 1, см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 24]. Но буржуазия, борясь с феод. гос-вом за неограниченную свободу конкуренции, в то же время добивалась от гос-ва мероприятий, способствовавших росту её прибылей. Так, в Великобритании вплоть до 18 в. действовали законы против коалиций и нищенства, согласно к-рым запрещались союзы рабочих, а беднота заключалась насильственно в работные дома, служившие для фабрикантов местом получения дешёвой рабочей силы, эксплуатация к-рой не была ограничена никакими законами. «Нарождающейся буржуазии, - писал Маркс, - нужна государственная власть, и она действительно применяет государственную власть, чтобы „регулировать“ заработную плату, т. е. принудительно удерживать ее в границах, благоприятствующих выколачиванию прибавочной стоимости, чтобы удлинять рабочий день и самого рабочего держать в нормальной зависимости от капитала» (там же, т. 23, с. 748).
На первых этапах своего развития буржуазия ещё не накопила в достаточной степени собственных капиталов для того, чтобы сооружать сравнительно крупные предприятия: рудники, металлургия., пороховые з-ды. Поэтому гос-во вынуждено было взять на себя сооружение и эксплуатацию крупных предприятий, дорог, каналов или предоставлять для этой цели субсидии частным предпринимателям. Т. о., в условиях недостаточного частнокапиталистич. накопления гос-во выступает в качестве самого крупного капиталиста (напр., в 17 в. во Франции при Кольбере, в России во времена Петра I и Екатерины II). В России рудники, железоделательные и медеплавильные з-ды на Урале были построены гл. обр. за счёт средств гос-ва. Пётр I создавал буржуазию по существу безвозмездной передачей гос. з-дов в частные руки. Таково происхождение капиталистов Демидовых, Осокиных, Строгановых, Шуваловых, Яковлевых и др. Указом Анны Иоанновны в 1739 все гос. з-ды были переданы в частные руки. При Екатерине II часть этих з-дов, пришедших в упадок, была выкуплена казной, а другая - вновь возрождена за гос. счёт. Наряду с этим практиковались гос. субсидии частным лицам на постройку нужных гос-ву з-дов. Субсидии предоставлялись деньгами, зем. участками и гос. крепостными крестьянами. Формы эксплуатации оставались крепостническими.
Важнейшим источником накопления капитала явились завоевания и превращение в колонии стран Америки, Азии и Африки. Эти завоевания, начавшиеся в эпоху первоначального накопления капитала, продолжались вплоть до кон. 19 в. История европ. капитализма - это история не только насилия над собственной беднотой, но и самого беспощадного уничтожения и ограбления народов др. континентов. Образование колониальных империй осуществлялось непосредственно гос-вом и его армией. Маркс писал: «Эти методы отчасти покоятся на грубейшем насилии, как, например, колониальная система. Но все они пользуются государственной властью, т. е. концентрированным и организованным общественным насилием, чтобы ускорить процесс превращения феодального способа производства в капиталистический и сократить его переходные стадии» (там же, с. 761). Т. о., гос-во играло огромную роль в процессе становления капитализма.
В сер. 19 в. в эпоху господства капитализма, свободной конкуренции роль гос-ва изменяется. Накопление и централизация капитала достигли таких размеров, что дальнейший рост пром-сти происходил гл. обр. на частной основе. «Выполнение работ, требующих очень продолжительного рабочего периода и ведущихся в крупном масштабе, - писал Маркс, - целиком попадает в руки капиталистической промышленности лишь тогда, когда концентрация капитала уже очень значительна и когда, с другой стороны, развитие кредитной системы дает капиталисту благоприятную возможность авансировать чужой капитал вместо своего собственного, а следовательно, и рисковать чужим капиталом» (там же, т. 24, с. 264). Выражением крупного накопления и централизации частного капитала явилось образование во 2-й пол. 19 в. акционерных обществ. к-рые уменьшили значение гос. капитала в пром-сти. Однако и в это время сооружение целого ряда крупнейших предприятий, требующих особенно больших инвестиций, производилось за счёт гос-ва или при помощи гос. субсидий (напр., сооружение каналов, гаваней и ж. д. в США). Каналы и гавани, сооружённые непосредственно за счёт гос-ва, были оставлены в гос. собственности. В 19 в. федеральное амер. пр-во израсходовало на эти цели ок. 1 млрд. долл. Железные дороги в США были построены при помощи гос. субсидий крупнейшим индивидуальным капиталистам в форме выделения в их распоряжение огромных зем. участков, превышавших потребности стр-ва. Всего на ж. д. была отведена площадь в 242 тыс. кв. миль, что больше территории, занимаемой в то время Германией и Францией. Помимо этого, ж.-д. магнаты получили дешёвые гос. кредиты и зачастую освобождение от налогов. В Германии, где развитие капитализма значительно отстало по сравнению с Великобританией, Францией и США, ж. д. были построены гл. обр. за гос. счёт и остались в гос. собственности. В 1875 в руках герм. частных компаний находилось ещё 44% общей длины ж. д. Однако пр-во Бисмарка выкупило их, и к нач. 20 в. в руках частного капитала находилось лишь 7% общей длины ширококолейных ж. д. Выкуп во время экономич. кризиса 1873 частных ж. д. представлял собой спасение за счёт гос-ва обанкротившихся банков, спекулировавших ж.-д. акциями. В России почти вся сеть ж. д. была построена за гос. счёт и эксплуатировалась гос-вом.
Такую же роль играет гос-во в сфере кредита. За организацией гос. банков скрывалось льготное кредитование крупных частнокапиталистич. предприятий. Гос. банки создавались в Германии, Австрии и России, отстававших в капиталистич. развитии. Подталкивая капиталистич. развитие, гос-во одновременно охраняло нац. буржуазию от иностр. конкуренции, прежде всего от английской. Отсюда протекционизм, т. е. высокие таможенные тарифы, ставшие всеобщим явлением в последней четв. 19 в.
Расцвет свободы капиталистич. торговли относится к 50 - 70-м гг. 19 в. Эти годы характеризуются отменой таможенных пошлин в Великобритании, к-рая нуждалась в привозном сырье и как наиболее развитая пром, страна не боялась иностр. конкуренции. Вслед зеР ней на путь отмены или значит. снижения таможенных тарифов становятся Франция, Германия, Италия, Испания, Австрия и Россия. Мировой экономич. кризис 1873, вызвавший обострение конкуренции на мировых рынках, положил конец выгодному Великобритании фритредерству. В США усиление протекционизма началось сразу же после Гражд. войны ß Германии в 1879 Бисмарк установил протекционистский тариф. Под защитой высоких таможенных пошлин оказались герм. металлургии., текстильная, /кожевенная, стекольная, химии, и др. отрасли пром-сти. За Германией следуют Россия и Австрия, к-рые ввели протекционистские тарифы в 1881 - 82. Италия встала на путь протекционизма в 1887. США в 1890 ввели т. н. тариф Мак-Кинли, Франция оградилась высокими таможенными пошлинами в 1892. Под прикрытием протекционистских таможенных тарифов ускорилось развитие нац. пром-сти в капиталистич. странах Европы и Америки.
Характеризуя протекционизм, Маркс писал, что он является «... искусственным средством фабриковать фабрикантов..., насильственно ускорять переход от старого способа производства к современному» (там же, т. 23, с. 767). Буржуазия стала прибегать к помощи гос-ва во время экономич. кризисов. Не говоря уже о спасении обанкротившихся капиталистов путём предоставления дешёвых гос. кредитов, субсидий или же скупки обанкротившихся предприятий по высоким ценам, как это делал Бисмарк в Германии, гос-во организует во время кризисов общественные работы. О таких работах для содействия торговле писал Смит. Во время хлопкового кризиса 1861 - 65 в Великобритании, вызванного Гражд. войной в США и повлёкшего за собой закрытие англ. хл.-бум. фабрик и большую безработицу, были организованы общественные работы: дренаж, проведение дорог, дробление камней, мощение улиц. Однако там, где общественные работы вызывали недостаток рабочей силы на частных предприятиях и поэтому способствовали повышению заработной платы, эти работы прекращались. Т. о., освободившись от гос. регламентации торговли и ремёсел в эпоху феодализма, буржуазия требовала гос. субсидий и налоговых льгот для строительства крупных предприятий, выполняемых непосредственно гос-вом. Чем меньше были размеры частного капиталистич. накопления, тем больше были размеры гос. собственности на средства произ-ва, транспорта и связи. Буржуазия пользовалась не только гос. субсидиями, но и дешёвым гос. кредитом. С помощью гос-ва она создала колониальные империи и грабила народы Азии, Африки и Лат. Америки. По требованию буржуазии гос-во установило систему протекционизма. В интересах класса буржуазии в целом оно вынуждено было обеспечить минимальные условия для воспроиз-ва рабочей силы и пойти на рабочее законодательство и весьма ограниченное социальное страхование. Вместе с ростом гос. расходов возникают гос. монополии по произ-ву и сбыту тех или иных потребительских товаров. Эти монополии преследуют чисто фискальные цели (гос. монополии на произ-во и сбыт спирто-водочных изделий, игральных карт и т. п.). Все эти экономич. мероприятия в эпоху капитализма свободной конкуренции составляют содержание Г. к. В. И. Ленин писал, что «... государственный капитализм есть налицо - в той или иной форме, в той или иной степени - всюду, где есть элементы свободной торговли и капитализма вообще» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 222). В условиях капитализма свободной конкуренции гос. вмешательство в экономич. жизнь сводится к минимуму и носит эпизодич. характер.
Главное в Г. к. это - гос. собственность на крупные предприятия (см. Государственная собственность капиталистическая).
Сочетание гос. собственности на средства произ-ва, к-рая в условиях развитого капитализма является высшей формой обобществления произ-ва, с такими реформами, как рабочее законодательство и социальное страхование, дало основание нек-рым бурж. экономистам вроде К. Родбертуса-Ягецова и реформистам типа Ф. Лассаля трактовать Г к. как гос. социализм. Совр. реформисты дают такую же трактовку государственно-монополистическому капитализму. Однако до тех пор, пока гос. власть находится в руках буржуазии, гос. собственность представляет собой одну из форм капиталистич. собственности. Ф. Энгельс подчёркивал, что «... ни переход в руки акционерных обществ. ни превращения в государственную собственность не уничтожают капиталистического характера производительных сил» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 289 - 90). Энгельс самым решительным образом выступил против трактовки Г. к. как социализма. Касаясь этого вопроса, он писал: «Это чисто корыстная, манчестерски-буржуазная фальсификация называть „социализмом“ всякое вмешательство государства в свободную конкуренцию - покровительственные пошлины, гильдии, табачную монополию, огосударствление отдельных отраслей промышленности, Seellandlung, королевский фарфоровый завод. Мы должны подвергать это критике, а не принимать на веру» (там же, т. 35, с. 140). Вместе с тем Энгельс всегда подчёркивал двойственную природу гос. капиталистич. собственности. Гос. собственность при капитализме не разрешает конфликта между производительными силами и производственными отношениями, но «... она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения» (там же, т. 19, с. 223). Он указывал, что передача пром. и коммерч. функций в руки гос-ва может в зависимости от обстоятельств иметь прогрессивный характер, означая шаг вперед к коммунизму (см. там же, т. 34, с. 255).
Г. к. принципиально отличен от гос.-монополистич. капитализма. Если первый возникает на ранних стадиях, то последний завершает развитие капитализма. Если в основе первого лежит недостаточность накопления капитала, то базой второго являются огромное накопление капитала, концентрация произ-ва, господство монополий, превращение капитализма свободной конкуренции в монополистич. капитализм. Главное в первом - гос. собственность, во втором - сращивание, переплетение, слияние частных монополий с гос-вом. Функция Г. к. заключается в подталкивании капиталистич. развития, функция гос.-монополистич. капитализма - сохранение во что бы то ни стало перезрелого капитализма в условиях его общего кризиса, существования мировой социалистич. системы и распада колониальной системы империализма. Ленин трактовал монополистич. и гос.-монополистич. капитализм как переходную к более высокому общественному строю форму капитализма. Гос.-монополистич. капитализм представляет собой полнейшую материальную подготовку для такого перехода. Самый переход обеспечивается завоеванием власти рабочим классом. Тогда господство монополий ликвидируется, а такие материальные рычаги воздействия на экономику, присущие гос.-монополистич. капитализму, как огосударствление, регулирование произ-ва и распределение, учёт и контроль, становятся в условиях диктатуры пролетариата средствами перехода от капитализма к социализму. Эти положения лежат в основе ленинского учения о Г. к. как форме перехода от капитализма к социализму. «Ибо социализм, - писал Ленин, - есть не что иное, как ближайший шаг вперед от государственно-капиталистической монополии. Или иначе: социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа н постольку переставшая быть капиталистической монополией» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 192). Т. о., Г. к. как переходная форма от капитализма к социализму имеет своим предшественником гос.-монополистич. капитализм, а не тот Г. к., который существовал на ранних стадиях капитализма и в условиях свободы конкуренции в 19 в.
Г. к. в освободившихся от колониального гнёта странах является средством ускорения экономич. развития этих стран. Но т. к. процесс идёт в условиях существования мировой социалистич. системы, Г. к. в развивающихся странах отражает тенденцию экономич. независимости от империализма. И здесь гл. содержанием Г. к. является гос. собственность, к-рая, однако, в новой исторической обстановке при соответствующих политич. условиях может стать исходным пунктом для некапиталистического развития этих стран.
Г. к. возникает на ранних стадиях капитализма, характеризующихся недостаточностью частнокапиталистич. накопления. В этих условиях цель Г. к. - ускорение процесса капиталистич. воспроиз-ва и укрепление позиций буржуазии. Как показал историч. опыт, главным содержанием Г. к. является гос. собственность на средства произ-ва, гос. субсидии частным капиталистич. предприятиям, обеспечение их рабочей силой, гос. регулирование отношений между трудом и капиталом в интересах буржуазии, создание дополнит, источника накопления капитала путём колониального грабежа, защита нац. буржуазии от иностр. конкуренции. Г. к. не представляет особой стадии капитализма, поскольку гос-во всегда активно воздействует на капиталистич. экономику. Вместе с развитием капитализма меняются формы гос. вмешательства в экономическую жизнь.
Первоначально препятствием для развития капитализма являлись ср.-век. регламентация торговли и ремесла и наделение гильдий и цехов правами монополий. Поэтому все бурж. революции сопровождались ликвидацией этих ср.-век. монополий, существовавших в рамках феод. общества, и провозглашением свободы конкуренции. Борьба буржуазии против гос. регламентации и монопольных прав гильдий и цехов была теоретически обоснована в трудах У. Петти и А. Смита, провозгласивших принцип laissez faire («полная свобода действий»), за к-рым скрывались «... ничем не стесняемая свободная конкуренция, освобождение промышленности от всякого государственного вмешательства, устранение монополий и т. д.» [Маркс К., Теории прибавочной стоимости (4-й том «Капитала»), ч. 1, см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 24]. Но буржуазия, борясь с феод. гос-вом за неограниченную свободу конкуренции, в то же время добивалась от гос-ва мероприятий, способствовавших росту её прибылей. Так, в Великобритании вплоть до 18 в. действовали законы против коалиций и нищенства, согласно к-рым запрещались союзы рабочих, а беднота заключалась насильственно в работные дома, служившие для фабрикантов местом получения дешёвой рабочей силы, эксплуатация к-рой не была ограничена никакими законами. «Нарождающейся буржуазии, - писал Маркс, - нужна государственная власть, и она действительно применяет государственную власть, чтобы „регулировать“ заработную плату, т. е. принудительно удерживать ее в границах, благоприятствующих выколачиванию прибавочной стоимости, чтобы удлинять рабочий день и самого рабочего держать в нормальной зависимости от капитала» (там же, т. 23, с. 748).
На первых этапах своего развития буржуазия ещё не накопила в достаточной степени собственных капиталов для того, чтобы сооружать сравнительно крупные предприятия: рудники, металлургия., пороховые з-ды. Поэтому гос-во вынуждено было взять на себя сооружение и эксплуатацию крупных предприятий, дорог, каналов или предоставлять для этой цели субсидии частным предпринимателям. Т. о., в условиях недостаточного частнокапиталистич. накопления гос-во выступает в качестве самого крупного капиталиста (напр., в 17 в. во Франции при Кольбере, в России во времена Петра I и Екатерины II). В России рудники, железоделательные и медеплавильные з-ды на Урале были построены гл. обр. за счёт средств гос-ва. Пётр I создавал буржуазию по существу безвозмездной передачей гос. з-дов в частные руки. Таково происхождение капиталистов Демидовых, Осокиных, Строгановых, Шуваловых, Яковлевых и др. Указом Анны Иоанновны в 1739 все гос. з-ды были переданы в частные руки. При Екатерине II часть этих з-дов, пришедших в упадок, была выкуплена казной, а другая - вновь возрождена за гос. счёт. Наряду с этим практиковались гос. субсидии частным лицам на постройку нужных гос-ву з-дов. Субсидии предоставлялись деньгами, зем. участками и гос. крепостными крестьянами. Формы эксплуатации оставались крепостническими.
Важнейшим источником накопления капитала явились завоевания и превращение в колонии стран Америки, Азии и Африки. Эти завоевания, начавшиеся в эпоху первоначального накопления капитала, продолжались вплоть до кон. 19 в. История европ. капитализма - это история не только насилия над собственной беднотой, но и самого беспощадного уничтожения и ограбления народов др. континентов. Образование колониальных империй осуществлялось непосредственно гос-вом и его армией. Маркс писал: «Эти методы отчасти покоятся на грубейшем насилии, как, например, колониальная система. Но все они пользуются государственной властью, т. е. концентрированным и организованным общественным насилием, чтобы ускорить процесс превращения феодального способа производства в капиталистический и сократить его переходные стадии» (там же, с. 761). Т. о., гос-во играло огромную роль в процессе становления капитализма.
В сер. 19 в. в эпоху господства капитализма, свободной конкуренции роль гос-ва изменяется. Накопление и централизация капитала достигли таких размеров, что дальнейший рост пром-сти происходил гл. обр. на частной основе. «Выполнение работ, требующих очень продолжительного рабочего периода и ведущихся в крупном масштабе, - писал Маркс, - целиком попадает в руки капиталистической промышленности лишь тогда, когда концентрация капитала уже очень значительна и когда, с другой стороны, развитие кредитной системы дает капиталисту благоприятную возможность авансировать чужой капитал вместо своего собственного, а следовательно, и рисковать чужим капиталом» (там же, т. 24, с. 264). Выражением крупного накопления и централизации частного капитала явилось образование во 2-й пол. 19 в. акционерных обществ. к-рые уменьшили значение гос. капитала в пром-сти. Однако и в это время сооружение целого ряда крупнейших предприятий, требующих особенно больших инвестиций, производилось за счёт гос-ва или при помощи гос. субсидий (напр., сооружение каналов, гаваней и ж. д. в США). Каналы и гавани, сооружённые непосредственно за счёт гос-ва, были оставлены в гос. собственности. В 19 в. федеральное амер. пр-во израсходовало на эти цели ок. 1 млрд. долл. Железные дороги в США были построены при помощи гос. субсидий крупнейшим индивидуальным капиталистам в форме выделения в их распоряжение огромных зем. участков, превышавших потребности стр-ва. Всего на ж. д. была отведена площадь в 242 тыс. кв. миль, что больше территории, занимаемой в то время Германией и Францией. Помимо этого, ж.-д. магнаты получили дешёвые гос. кредиты и зачастую освобождение от налогов. В Германии, где развитие капитализма значительно отстало по сравнению с Великобританией, Францией и США, ж. д. были построены гл. обр. за гос. счёт и остались в гос. собственности. В 1875 в руках герм. частных компаний находилось ещё 44% общей длины ж. д. Однако пр-во Бисмарка выкупило их, и к нач. 20 в. в руках частного капитала находилось лишь 7% общей длины ширококолейных ж. д. Выкуп во время экономич. кризиса 1873 частных ж. д. представлял собой спасение за счёт гос-ва обанкротившихся банков, спекулировавших ж.-д. акциями. В России почти вся сеть ж. д. была построена за гос. счёт и эксплуатировалась гос-вом.
Такую же роль играет гос-во в сфере кредита. За организацией гос. банков скрывалось льготное кредитование крупных частнокапиталистич. предприятий. Гос. банки создавались в Германии, Австрии и России, отстававших в капиталистич. развитии. Подталкивая капиталистич. развитие, гос-во одновременно охраняло нац. буржуазию от иностр. конкуренции, прежде всего от английской. Отсюда протекционизм, т. е. высокие таможенные тарифы, ставшие всеобщим явлением в последней четв. 19 в.
Расцвет свободы капиталистич. торговли относится к 50 - 70-м гг. 19 в. Эти годы характеризуются отменой таможенных пошлин в Великобритании, к-рая нуждалась в привозном сырье и как наиболее развитая пром, страна не боялась иностр. конкуренции. Вслед зеР ней на путь отмены или значит. снижения таможенных тарифов становятся Франция, Германия, Италия, Испания, Австрия и Россия. Мировой экономич. кризис 1873, вызвавший обострение конкуренции на мировых рынках, положил конец выгодному Великобритании фритредерству. В США усиление протекционизма началось сразу же после Гражд. войны ß Германии в 1879 Бисмарк установил протекционистский тариф. Под защитой высоких таможенных пошлин оказались герм. металлургии., текстильная, /кожевенная, стекольная, химии, и др. отрасли пром-сти. За Германией следуют Россия и Австрия, к-рые ввели протекционистские тарифы в 1881 - 82. Италия встала на путь протекционизма в 1887. США в 1890 ввели т. н. тариф Мак-Кинли, Франция оградилась высокими таможенными пошлинами в 1892. Под прикрытием протекционистских таможенных тарифов ускорилось развитие нац. пром-сти в капиталистич. странах Европы и Америки.
Характеризуя протекционизм, Маркс писал, что он является «... искусственным средством фабриковать фабрикантов..., насильственно ускорять переход от старого способа производства к современному» (там же, т. 23, с. 767). Буржуазия стала прибегать к помощи гос-ва во время экономич. кризисов. Не говоря уже о спасении обанкротившихся капиталистов путём предоставления дешёвых гос. кредитов, субсидий или же скупки обанкротившихся предприятий по высоким ценам, как это делал Бисмарк в Германии, гос-во организует во время кризисов общественные работы. О таких работах для содействия торговле писал Смит. Во время хлопкового кризиса 1861 - 65 в Великобритании, вызванного Гражд. войной в США и повлёкшего за собой закрытие англ. хл.-бум. фабрик и большую безработицу, были организованы общественные работы: дренаж, проведение дорог, дробление камней, мощение улиц. Однако там, где общественные работы вызывали недостаток рабочей силы на частных предприятиях и поэтому способствовали повышению заработной платы, эти работы прекращались. Т. о., освободившись от гос. регламентации торговли и ремёсел в эпоху феодализма, буржуазия требовала гос. субсидий и налоговых льгот для строительства крупных предприятий, выполняемых непосредственно гос-вом. Чем меньше были размеры частного капиталистич. накопления, тем больше были размеры гос. собственности на средства произ-ва, транспорта и связи. Буржуазия пользовалась не только гос. субсидиями, но и дешёвым гос. кредитом. С помощью гос-ва она создала колониальные империи и грабила народы Азии, Африки и Лат. Америки. По требованию буржуазии гос-во установило систему протекционизма. В интересах класса буржуазии в целом оно вынуждено было обеспечить минимальные условия для воспроиз-ва рабочей силы и пойти на рабочее законодательство и весьма ограниченное социальное страхование. Вместе с ростом гос. расходов возникают гос. монополии по произ-ву и сбыту тех или иных потребительских товаров. Эти монополии преследуют чисто фискальные цели (гос. монополии на произ-во и сбыт спирто-водочных изделий, игральных карт и т. п.). Все эти экономич. мероприятия в эпоху капитализма свободной конкуренции составляют содержание Г. к. В. И. Ленин писал, что «... государственный капитализм есть налицо - в той или иной форме, в той или иной степени - всюду, где есть элементы свободной торговли и капитализма вообще» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 222). В условиях капитализма свободной конкуренции гос. вмешательство в экономич. жизнь сводится к минимуму и носит эпизодич. характер.
Главное в Г. к. это - гос. собственность на крупные предприятия (см. Государственная собственность капиталистическая).
Сочетание гос. собственности на средства произ-ва, к-рая в условиях развитого капитализма является высшей формой обобществления произ-ва, с такими реформами, как рабочее законодательство и социальное страхование, дало основание нек-рым бурж. экономистам вроде К. Родбертуса-Ягецова и реформистам типа Ф. Лассаля трактовать Г к. как гос. социализм. Совр. реформисты дают такую же трактовку государственно-монополистическому капитализму. Однако до тех пор, пока гос. власть находится в руках буржуазии, гос. собственность представляет собой одну из форм капиталистич. собственности. Ф. Энгельс подчёркивал, что «... ни переход в руки акционерных обществ. ни превращения в государственную собственность не уничтожают капиталистического характера производительных сил» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 289 - 90). Энгельс самым решительным образом выступил против трактовки Г. к. как социализма. Касаясь этого вопроса, он писал: «Это чисто корыстная, манчестерски-буржуазная фальсификация называть „социализмом“ всякое вмешательство государства в свободную конкуренцию - покровительственные пошлины, гильдии, табачную монополию, огосударствление отдельных отраслей промышленности, Seellandlung, королевский фарфоровый завод. Мы должны подвергать это критике, а не принимать на веру» (там же, т. 35, с. 140). Вместе с тем Энгельс всегда подчёркивал двойственную природу гос. капиталистич. собственности. Гос. собственность при капитализме не разрешает конфликта между производительными силами и производственными отношениями, но «... она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения» (там же, т. 19, с. 223). Он указывал, что передача пром. и коммерч. функций в руки гос-ва может в зависимости от обстоятельств иметь прогрессивный характер, означая шаг вперед к коммунизму (см. там же, т. 34, с. 255).
Г. к. принципиально отличен от гос.-монополистич. капитализма. Если первый возникает на ранних стадиях, то последний завершает развитие капитализма. Если в основе первого лежит недостаточность накопления капитала, то базой второго являются огромное накопление капитала, концентрация произ-ва, господство монополий, превращение капитализма свободной конкуренции в монополистич. капитализм. Главное в первом - гос. собственность, во втором - сращивание, переплетение, слияние частных монополий с гос-вом. Функция Г. к. заключается в подталкивании капиталистич. развития, функция гос.-монополистич. капитализма - сохранение во что бы то ни стало перезрелого капитализма в условиях его общего кризиса, существования мировой социалистич. системы и распада колониальной системы империализма. Ленин трактовал монополистич. и гос.-монополистич. капитализм как переходную к более высокому общественному строю форму капитализма. Гос.-монополистич. капитализм представляет собой полнейшую материальную подготовку для такого перехода. Самый переход обеспечивается завоеванием власти рабочим классом. Тогда господство монополий ликвидируется, а такие материальные рычаги воздействия на экономику, присущие гос.-монополистич. капитализму, как огосударствление, регулирование произ-ва и распределение, учёт и контроль, становятся в условиях диктатуры пролетариата средствами перехода от капитализма к социализму. Эти положения лежат в основе ленинского учения о Г. к. как форме перехода от капитализма к социализму. «Ибо социализм, - писал Ленин, - есть не что иное, как ближайший шаг вперед от государственно-капиталистической монополии. Или иначе: социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа н постольку переставшая быть капиталистической монополией» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 192). Т. о., Г. к. как переходная форма от капитализма к социализму имеет своим предшественником гос.-монополистич. капитализм, а не тот Г. к., который существовал на ранних стадиях капитализма и в условиях свободы конкуренции в 19 в.
Г. к. в освободившихся от колониального гнёта странах является средством ускорения экономич. развития этих стран. Но т. к. процесс идёт в условиях существования мировой социалистич. системы, Г. к. в развивающихся странах отражает тенденцию экономич. независимости от империализма. И здесь гл. содержанием Г. к. является гос. собственность, к-рая, однако, в новой исторической обстановке при соответствующих политич. условиях может стать исходным пунктом для некапиталистического развития этих стран.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.