ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

Найдено 1 определение
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
гос. собственность на предприятия и учреждения в пром-сти, с. х-ве, внеш. и внутр. торговле, банковском деле, а также система экономич. мероприятий, направленных на регулирование частного нац. и иностр. предпринимательства, воспроиз-ва рабочей силы, финансирования и кредитования важнейших объектов общегос. значения. Г. к. в данных история, условиях - важнейшее средство активного вмешательства гос-ва в экономику, орудие перестройки хоз. структуры, сложившейся в период колониальной или полуколониальной зависимости. Особое значение Г. к. приобретает в странах, обладающих сравнительно высоким экономич. потенциалом и способных организовать совр. крупное произ-во. Побудительным мотивом для вмешательства гос-ва в экономику развивающихся стран является стремление форсировать их хоз. развитие, обеспечить подъём производительных сил, ослабить экономич. и политич. зависимость от мировой капиталистич. системы. Известное значение для ряда стран имеет и слабость нац. буржуазии. Частный капитал в освободившихся экономически отсталых странах не в состоянии обеспечить финансирование строительства крупных совр. объектов с длит. циклом освоения, особенно в инфраструктуре. Только за счёт гос-ва здесь можно создать большие пром. предприятия, энергетич. и ирригационные сооружения, способствующие преобразованию отсталой экономики и повышению её эффективности. Образование и расширение гос. сектора становится одной из характерных черт экономич. развития большинства стран Азии, Африки и Лат. Америки, независимо от политич. ориентации пр-в этих стран. Однако характер развития, экономич. значение и социальные последствия роста гос. сектора резко различаются в зависимости от того, кому принадлежит власть, каковы социальные устремления господствующих сил общества, какова политич. ориентация гос-ва.
В ряде стран (Египет, Бирма, Гвинея, Алжир, Народная Республика Конго и др.) гос. сектор и меры по гос. регулированию экономич. жизни направлены против империалистич. монополий и крупной нац. буржуазии. Гос. вмешательство ограничивает сферу действия иностр. и местного капитала, вытесняет буржуазию из решающих отраслей х-ва, лишает её политич. влияния или существенно ограничивает его. Усиление позиций гос-ва в решающих отраслях нар. х-ва (энергетика, крупная пром-сть, внешняя торговля, финансы и кредит) на базе обобществления осн. средств произ-ва способствует созданию независимой экономики и решению сложных социальных проблем.
В странах, где экономич. политику гос-ва определяет нац. буржуазия (большинство стран Азии, Африки и Лат. Америки), развитие гос. сектора нередко ограничивается теми отраслями и предприятиями, к-рые способствуют росту частного предпринимательства в более прибыльных отраслях произ-ва. Это направление развития деятельно поддерживается междунар. капиталом, активно выступающим за поощрение частного сектора. В тех странах, где гос. вмешательство в экономику подчинено интересам нац. буржуазии и не противодействует частному предпринимательству, значит. роль в экономике сохраняют иностр. и нац. частные компании, к-рые получают продукцию и услуги гос. предприятий по низким, иногда убыточным для гос. сектора ценам и тарифам. Т. о., часть прибавочной стоимости, созданной на предприятиях гос. сектора, через систему отпускных цен и тарифов переходит в руки частных компаний.
При всей противоречивости Г. к., как особого уклада и как системы экономич. мероприятий гос-ва, он объективно выражает антиимпериалистич. тенденции в экономике развивающихся стран; ограничивает деятельность иностр. монополий, создаёт и развивает нац. производительные силы, использует опыт, накопленный социалистич. странами в области планирования, индустриализации, кооперирования и т. д. Формирование гос. сектора в развивающихся странах осуществляется различными путями. В ряде стран гос. сектор создавался первоначально за счёт тех предприятий и учреждений, к-рые перешли в гос. собственность в период завоевания политич. независимости. Однако таких предприятий было сравнительно немного. Др. источник образования гос. сектора - национализация иностр. и отечеств, компаний. В нек-рых странах после завоевания независимости была национализирована собственность только иностранцев, в других (Египет, Бирма) национализация затронула и част. нац. капитал. Осн. методом расширения гос. сектора является новое строительство, осуществляемое обычно на основе нац. программ развития и ставящее целью изменение колониальной структуры экономики. В строительстве новых гос. предприятий широкое участие принимают СССР и др. социалистич. страны, долгосрочные кредиты к-рых используются в первую очередь для развития гос. сектора, в особенности для сооружения предприятий, закладывающих основы нац. пром-сти. Именно на этой базе развивается и крепнет гос. сектор в Египте, Алжире, Гвинее и ряде др. развивающихся стран. В Египте национализация имущества частных компаний и крупные гос. инвестиции в новое строительство привели к тому, что в кон. 1960-х гг. гос-ву принадлежало или находилось под его контролем более половины стоимости всех осн. фондов нар. х-ва. В пром-сти ок. 90% производственных мощностей представляло собственность гос-ва или контролировалось им. Больших успехов достигла Индия, где в ходе 5-летних планов (1951/52-1955/56; 1956/57-1960/61; 1961 62 - 1965/66) были построены крупные гос. металлургия, и машиностроительные з-ды, предприятия нефтедобывающей, химич., лёгкой пром-сти. На этой основе значительно возрос объём пром. произ-ва, изменилась его товарная структура. В Бирме национализация имущества иностр. монополий и ограничение частного предпринимательства привели к тому, что гос. сектор занимает господствующее положение в добывающей и обрабатывающей пром-сти, на транспорте, в банках и внеш. торговле.
Особое значение для освободившихся стран имеет введение полной или хотя бы частичной монополии
внеш. торговли. Гос. регулирование в этой сфере экономики даёт возможность обратить на гос. нужды все доходы внешнеторг. оборота. Монополия внеш. торговли закрывает свободный доступ империалистич. гос-в на внутр. рынки развивающихся стран, позволяет регулировать масштабы и характер участия в торговле на мировом капиталистич. рынке. Важную роль играет укрепление позиций гос-ва в сфере банковского дела и кредита. Национализируя частные банки и организуя новые гос. кредитно-финанс. учреждения, контролируя деятельность иностр. банков, гос-во получает в своё распоряжение эффективные рычаги вмешательства в экономику страны. Банки становятся фактором осуществления правительственной экономич. политики, средством аккумуляции бюджетных доходов и использования их на нужды нац. развития. В нек-рых странах доходы от гос. сектора имеют решающее значение для формирования бюджета.
Гос. сектор имеет большое значение для разрешения проблемы накопления в развивающихся странах, где норма накопления пока ещё невелика. Рост его увеличивает общий объём нац. дохода и ту часть, к-рая остаётся в распоряжении гос-ва для целей расширенного воспроиз-ва. Развитие предприятий гос. сектора вовлекает избыточное трудоспособное население деревни в пром-сть, транспорт, сферу обслуживания, расширяет ёмкость внутр. рынка, способствует повышению жизненного уровня населения. Значение Г. к. в экономике развивающихся стран определяется и тем, что рост гос., общенац. собственности и расширение гос. вмешательства в экономику способствуют осуществлению нац. программ развития на основе перспективных планов. Реальность планов находится в прямой зависимости от размеров и структуры гос. сектора, от последовательности в проведении мер гос. регулирования экономич. процессов, протекающих в стране. Постоянное наращивание объёма гос. капиталовложений в экономику, особенно в пром-сть, способствует укреплению экономич. независимости. Большой ущерб наносят гос. сектору и всей системе Г. к. в развивающихся странах возникновение и рост новой разновидности нац. буржуазии - бюрократия. буржуазии (высокооплачиваемые служащие гос. учреждений, профессиональные парламентарии). Вознаграждение высокопоставленных чиновников и парламентариев во мн. случаях несоразмерно с реальными ресурсами освободившихся стран. На это уходят огромные средства, в т. ч. заёмные, что сокращает и без того скудные ресурсы накоплений, необходимые для развития гос. сектора.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.