правоохранительные органы, составляющие единую систему, непосредственно осуществляющие таможенное дело в РФ. Никакие государственные органы, кроме высшего законодательного органа, Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов РФ, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует положениям ТК и иных актов законодательства РФ (ст. 8 ТК). В систему налоговых органов РФ входят:
— Государственный таможенный комитет РФ (ГТК);
— региональные таможенные управления РФ;
— таможни РФ;
— таможенные посты РФ. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются ГТК. Создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов осуществляются региональными таможенными управлениями. Приказом ГТК от 8 августа 1996 г. № 488 установлено, что с 1 ноября 1996 г. создание, реорганизацию и ликвидацию таможенных постов осуществляют региональные таможенные управления, за исключением таможенных постов со статусом юридического лица, а также таможенных постов, подчиненных таможням, непосредственно подчиненным ГТК. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ГТК. Таможенные органы РФ являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях с валютными ценностями, касающихся таможенного дела, а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов РФ (ст. 222 ТК).
При наличии признаков контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов РФ, таможенный орган РФ возбуждает уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства РФ, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших (ст. 223 ТК). Таможенные органы РФ осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством РФ преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов РФ, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам (ст. 224 ТК). Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» (ст. 225 ТК). Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность таможенных органов РФ, проводятся в порядке, предусмотренном законодательными актами РФ (ст. 226 ТК). Общие положения о таможенных органах утверждены приказом ГТК от 10 января 1996 г. № 12 с изм. от 29 декабря 2000 г.
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РФ
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РФ
Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РФ
правоохранительные и военизированные органы, в компетенцию которых входит реализация комплекса таможенных мероприятий (взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и т.д.).
Т.о. составляют единую систему, в состав которой входят: Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ); региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Т.о. взаимодействуют с другими госорганами РФ (например, Налоговой полицией, Министерством по налогам й сборам, Министерством внутренних дел, ЦБ РФ и др.), предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В ряде случаев законодательство допускает выполнение отдельных действий, относящихся к компетенции Т о., различными предприятиями и физическими лицами. При этом Т.о. лицензируют и контролируют, например, деятельность таможенного перевозчика, владельца временного хранения, таможенного склада и т.д.
Не входят в систему Т.о., но являются подведомственными ГТК: таможенные лаборатории, которые создаются для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях; научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования (например, Российская таможенная академия); вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и другие предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач Т.о.
Региональные таможенные управления — промежуточное звено системы Т.о., необходимость которого объясняется огромными размерами таможенной территории России. Руководить таможнями на местах из одного центра в российских масштабах невозможно. В настоящее время территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные управления руководят и координируют деятельность Т.о. на местах.
В непосредственном подчинении управления находятся расположенные на территории данного региона Т.о. (таможни и таможенные посты), за исключением таможен, непосредственно подчиненных ГТК (Энергетическая, Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская).
Таможня осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК и непосредственным руководством регионального управления, которому подчинена таможня.
ГТК определяет регион деятельности таможни (подведомственный регион). В подчинении таможни находятся таможенные посты, расположенные в подведомственном регионе.
До начала 90-х годов большинство таможен располагались в пограничной зоне и тяготели к транспортным узлам (портам, приграничным железнодорожным станциям, аэропортам). Либерализация внешнеэкономических связей чрезмерно усилила нагрузку на пограничные таможни. В результате началось создание внутренних таможен. Рост их числа объясняется также тем, что пограничные таможни технически не в состоянии оперативно решать ряд важных вопросов (установление степени переработки товара, места его производства, проведение товароведческих экспертиз).
В последнее время стали создаваться специализированные таможни. Пример такой таможни — Энергетическая таможня, созданная в Москве. Она производит оформление стратегических товаров (например, нефти, нефтепродуктов, газа и электроэнергии, перемещаемых через границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередач).
Таможенные посты осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни либо регионального таможенного управления (в случае непосредственного подчинения региональному управлению). Отдельные таможенные посты могут быть подчинены непосредственно ГТК.
В целях реализации законодательства о маркировке отдельных подакцизных товаров, ввозимых в РФ, учреждены специальные акцизные таможенные посты. Акцизный таможенный пост входит в единую систему таможенных органов и непосредственно подчиняется региональному управлению. Регионом деятельности акцизного таможенного поста является регион деятельности управления.
Т.о. составляют единую систему, в состав которой входят: Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ); региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Т.о. взаимодействуют с другими госорганами РФ (например, Налоговой полицией, Министерством по налогам й сборам, Министерством внутренних дел, ЦБ РФ и др.), предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В ряде случаев законодательство допускает выполнение отдельных действий, относящихся к компетенции Т о., различными предприятиями и физическими лицами. При этом Т.о. лицензируют и контролируют, например, деятельность таможенного перевозчика, владельца временного хранения, таможенного склада и т.д.
Не входят в систему Т.о., но являются подведомственными ГТК: таможенные лаборатории, которые создаются для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях; научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования (например, Российская таможенная академия); вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и другие предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач Т.о.
Региональные таможенные управления — промежуточное звено системы Т.о., необходимость которого объясняется огромными размерами таможенной территории России. Руководить таможнями на местах из одного центра в российских масштабах невозможно. В настоящее время территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные управления руководят и координируют деятельность Т.о. на местах.
В непосредственном подчинении управления находятся расположенные на территории данного региона Т.о. (таможни и таможенные посты), за исключением таможен, непосредственно подчиненных ГТК (Энергетическая, Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская).
Таможня осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК и непосредственным руководством регионального управления, которому подчинена таможня.
ГТК определяет регион деятельности таможни (подведомственный регион). В подчинении таможни находятся таможенные посты, расположенные в подведомственном регионе.
До начала 90-х годов большинство таможен располагались в пограничной зоне и тяготели к транспортным узлам (портам, приграничным железнодорожным станциям, аэропортам). Либерализация внешнеэкономических связей чрезмерно усилила нагрузку на пограничные таможни. В результате началось создание внутренних таможен. Рост их числа объясняется также тем, что пограничные таможни технически не в состоянии оперативно решать ряд важных вопросов (установление степени переработки товара, места его производства, проведение товароведческих экспертиз).
В последнее время стали создаваться специализированные таможни. Пример такой таможни — Энергетическая таможня, созданная в Москве. Она производит оформление стратегических товаров (например, нефти, нефтепродуктов, газа и электроэнергии, перемещаемых через границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередач).
Таможенные посты осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни либо регионального таможенного управления (в случае непосредственного подчинения региональному управлению). Отдельные таможенные посты могут быть подчинены непосредственно ГТК.
В целях реализации законодательства о маркировке отдельных подакцизных товаров, ввозимых в РФ, учреждены специальные акцизные таможенные посты. Акцизный таможенный пост входит в единую систему таможенных органов и непосредственно подчиняется региональному управлению. Регионом деятельности акцизного таможенного поста является регион деятельности управления.