СТОИМОСТЬ (ЦЕННОСТЬ) ФИРМЫ

Найдено 1 определение
СТОИМОСТЬ (ЦЕННОСТЬ) ФИРМЫ
оценка величины ее собственного капитала (точнее капитала собственников). Если взять за основу баланс российской фирмы, то речь идет о стоимостной оценке раздела «Капитал и резервы». Оценка может быть сделана как по учетным, так и по рыночным ценам; именно в последнем случае получают достаточно достоверную (по крайней мере с позиции рынка) оценку стоимости фирмы, называемую также рыночной капитализацией. Для фирмы, котирующей свои акции на бирже, оценка ее стоимости формируется рынком и проявляется в текущей рыночной цене акций; для любой другой фирмы ее стоимость может быть получена путем оценки ее чистых активов, сделанной в условиях фиктивной ликвидации и с использованием рыночных оценок имеющихся на балансе фирмы активов. Стоимость фирмы не следует смешивать с оценкой (учетной или рыночной) активов фирмы - в первом случае оцениваются капитал (т.е. часть пассива баланса) или чистые активы и внутрифирменный гудвилл, а во втором - актив баланса.
Идентификация понятия «стоимость фирмы» и определение ее величины на самом деле весьма неоднозначны. Если рассматривать фирму как товар, то приведенная выше трактовка стоимости фирмы как величины капитала собственников, безусловно, является верной. В эту концепцию хорошо вписывается и правовой аспект — в отсутствие осложняющих внешних факторов (имеются в виду факторы, вынуждающие ликвидацию фирмы) именно собственники формально могут решить судьбу фирмы.
Однако если исходить из сущности и закономерностей фондового рынка, то ценность (стоимость) фирмы можно характеризовать как стоимостную оценку всех эмитированных ею долговременных ценных бумаг, котируемых на данном рынке, т.е. это совокупная стоимость акционерного и облигационного капиталов. Следует подчеркнуть, что стоимостные оценки акций и облигаций фирмы в немалой степени взаимосвязаны. Так, повышение доли заемного капитала в структуре источников долгосрочного финансирования приводит к росту финансового риска, олицетворяемого с данной фирмой. Держатели акций, которые несут наибольший риск, естественно, ожидают в этом случае и рост доходности (прежде всего капитализированной доходности), что отражается на рыночной цене акций. Кроме того, если следовать принципу приоритета содержания перед формой, то для рынка как места, на котором обращаются капиталы, нет особой разницы между акционерным и облигационным капиталами - оба обеспечивают функционирование фирмы в стратегическом аспекте. Более того, в условиях эффективного рынка недостаток собственного капитала (например, собственники решили часть полученной прибыли изъять в форме дивидендов) может быть восполнен за счет средств лендеров. В этих условиях в качестве совокупной рыночной оценки ценности фирмы, т.е. ее ценности с позиции рынка капитала, вполне можно рассматривать совокупную стоимость акций и облигаций.
Проблема трактовки взаимосвязи между собственным и заемным капиталами не возникает, когда речь идет о финансово независимой фирме — в этом случае просто нет заемного капитала. См. статьи Капитализация рыночная, Модильяни-Миллера теория.

Источник: Учет анализ и финансовый менеджмент. 2006