СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СМЕЖНЫЕ ПРАВА
neighboring right ) в законодательстве РФ выделяются: права исполнителей на их исполнение и постановки; права производителей фонограмм на их фонограммы; права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир; права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения. Соответственно субъектами С.п. являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения. Исполнитель осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения. Для возникновения и осуществления С.п. не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре, фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы "Р" в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных С.п.; года первого опубликования фонограммы.

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

Смежные права
форма охраны юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которая способствует созданию произведений, доступных для широкой публики. Общая цель этих с.п. – охрана юридических интересов тех лиц или организаций, которые проявляют существенное творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики. Субъектами с.п. обычно являются следующие группы лиц: исполнители; производители фонограмм (изготовители фонограмм); организации эфирного или кабельного вещания; изготовители баз данных; публикаторы.
Права исполнителей признаются в силу того, что их творческое участие необходимо, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций. Права производителей записей признаются в силу того, что их творческие, финансовые и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в виде коммерческих фонограмм (на материальных носителях). Они также имеют законные интересы в обладании юридическими средствами, необходимыми для принятия действий против случаев противоправного использования, будь то изготовление и распространение незаконных копий, или несанкционированное эфирное вещание, или доведение фонограмм до сведения аудитории. Права организаций вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач. Первой организованной международной реакцией на необходимость в предоставлении правовой охраны трем категориям бенефициаров с.п. стало заключение в 1961 г. Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания (Римской конвенции). В отличие от большинства международных конвенций, которые, как правило, синтезируют существующее национальное законодательство многих стран, Римская конвенция явилась попыткой установить международно-правовые нормы в новой области, по которой к тому времени существовало незначительное число национальных законов. Поэтому большинство государств до присоединения к Конвенции должны были составить проекты законов о с.п. и принять их. Со времени принятия Конвенции в 1961 г. множество государств осуществили законодательные инициативы в вопросах, относящихся к с.п. настолько, что их внутреннее законодательство «превысило» минимальные уровни охраны, установленные Конвенцией.
Одной из самых крупных международных реакций на все возрастающие потребности в правовой охране с.п. стало заключение Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, подписанного в Женеве 20 декабря 1996 г. В нем предусматривалось предоставление дополнительной охраны имущественных и неимущественных прав исполнителей и производителей фонограмм, в частности, в отношении их использования в цифровом виде, включая использование сети Интернет. Договор вступил в силу 20 мая 2002 г.
Что касается обеспечения защиты прав, то средства судебной защиты от случаев нарушения с.п., как правило, аналогичны средствам, которыми располагают обладатели авторского права, – это охранительные или временные меры; гражданско-правовые средства защиты; уголовные санкции; меры, предпринимаемые на границе, а также меры, средства судебной защиты и санкции против злоупотреблений в отношении технических устройств.
Идея с.п. привлекла внимание и как способ защиты устного культурного наследия многих развивающихся стран, которое является частью их фольклора, поскольку именно исполнители часто знакомят широкую аудиторию с этим фольклорным наследием. Предоставляя охрану с.п., развивающиеся страны могут тем самым также предоставить охрану обширному, древнему и бесценному культурному наследию, являющемуся метафорой их собственного существования и подлинности, а на самом деле, той сущностью, которая разделяет культуры соседствующих стран и народов всего мира. Предполагается, что защита производителей фонограмм и организаций эфирного вещания помогает создать основу для национальных отраслей промышленности, способных распространять национальное культурное наследие в пределах страны и, что более важно, на рынках за ее пределами. Огромная популярность того, что называется «мировой музыкой», демонстрирует, что такие рынки существуют, однако не всегда материальные блага в результате использования этих рынков возвращаются в страну, являющуюся колыбелью культурного наследия.
Срок действия охраны с.п. в соответствии с Римской конвенцией составляет, по меньшей мере, 20 лет начиная с конца года, в котором состоялось исполнение (что касается исполнений, не вошедших в фонограммы), была осуществлена фиксация (запись – в случае фонограмм и исполнений, вошедших в фонограммы), состоялась вещательная передача.
Многие национальные законы, охраняющие с.п., предоставляют более продолжительный срок охраны, нежели минимальный срок, предусмотренный в положениях Римской конвенции. В соответствии с Соглашением ТРИПС права исполнителей и производителей фонограмм охраняются в течение, по меньшей мере, 50 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана запись исполнения или имело место исполнение, а права организаций эфирного вещания – в течение, по меньшей мере, 20 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана вещательная передача. Это означает, что странам, присоединившимся к Соглашению ТРИПС, нужно пересмотреть и предусмотреть в своих законах (или соответственно изменить эти законы) более продолжительный срок охраны, чем тот, который требуется Римской конвенций.
Срок действия исключительного права на объекты с.п. согласно Гражданскому кодексу РФ (часть четвертая): на исполнение – в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю; также необходимо отметить, что если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Если исполнитель работал во время ВОВ или участвовал в ней, то срок (50 лет) продлевается еще на 4 года. С.п. на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после ее записи; на сообщение радио– или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио– или телепередачи в эфире или по кабелю; исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания; срок возобновляется при каждом обновлении базы данных; исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования. По истечении данных сроков действия указанные выше объекты переходят в общественное достояние.

Источник: Что есть что в мировой экономике?

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
356.19 кб

Смежные права на служебное исполнение

Шабаева Ирина Аликовна
В статье анализируются особенности правового регулирования смежных прав исполнителя на результат творческого труда, созданного в порядке выполнения служебного задания.
Читать PDF
60.64 кб

Права, смежные с авторскими и патентными

Штенников Василий
В настоящее время ранее разработанный проект стратегии развития электронной отрасли России до 2025 года дополнен разделом «Защита интеллектуальной собственности» [1]. Согласно п. 1 ст.
Читать PDF
1.77 мб

О предмете посягательств на авторские и смежные права

Кондрашина В. А.
В статье исследуется вопрос о предмете состава преступления, предусмотренного ч. 1-3 ст. 146 УК РФ, значении правильного понимания этого вопроса, ведется сравнительное изучение указанной проблемы по УК зарубежных стран.
Читать PDF
266.50 кб

Критерии отграничения гражданского права от смежных отраслей

Лебедев Владимир Максимович
Предпринимается попытка выявить место гражданского права в системе российского права.
Читать PDF
294.58 кб

ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ, В ПОРТУГАЛИИ, ИСПАНИИ И ЕВРОСОЮЗЕ

Соуза-И-Силва Н.
Читать PDF
483.85 кб

98. 04. 031. Российское законодательство о смежных правах. (обзор)

Антонов В. В.
Читать PDF
1.71 мб

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НЕТИПИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Воскресенская Е. В., Ворона-Сливинская Л. Г., Лойко А. Н.
В статье рассматривается вопрос о правовой природе таких объектов как боди-арт (татуировки, макияж, иные изображения на теле человека), перформанс, вкус сыра.
Читать PDF
104.68 кб

Проблемы соотношения смежных отраслей права в сфере природопользования

Пуряева Анна Юрьевна
Читать PDF
101.34 кб

Понятие должностного лица в смежных отраслях права (в смежном законодательстве)

Прысь Е. В.
Читать PDF
555.19 кб

Коллективное управление авторскими и смежными правами: вопросы теории и практики

Сайфутдинова В.М., Шакирова М.Л.
В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию немаловажной проблемой остается усовершенствование защиты авторских и смежных прав в соответствии с принятыми Россией обязательствами.
Читать PDF
288.88 кб

СМЕЖНЫЕ ПРАВА И КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПОРТУГАЛИИ, ИСПАНИИ И ЕВРОСОЮЗЕ. (ОБЗОР)

Афанасьева Е.Г., Афанасьева Е.А.
Читать PDF
173.25 кб

Неправомерный доступ к информации об управлении авторским правом и смежными правами

Кузнецов К. В.
Читать PDF
648.22 кб

К вопросу об уголовно-правовой природе преступлений, нарушающих авторские и смежные права

Молчанов Д.В.
Данная статья посвящена вопросам уголовно-правовой природы преступлений, нарушающих авторские и смежные права.
Читать PDF
315.86 кб

Некоторые вопросы конкретизации норм права и ее отличия от иных смежных категорий теории права

Бейсбекова Гулим Куатбековна
В современных условиях особую актуальность приобретает изучение пу-тей повышения качества правового регулирования.
Читать PDF
4.85 мб

Классификация объектов авторского права и смежных прав в странах Евразийского экономического союза_

Канатов Танат Канатович
Цель: Исследование актуальных проблемных вопросов классификации объектов авторского права и смежных прав.