ОРДИНАЛИСТСКАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ
ОРДИНАЛИСТСКАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ
(usefulness) – величина полезности, измеренная не ее количеством, а по порядковой шкале, в виде порядкового номера значимости полезности данного блага, товара.
Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.
ОРДИНАЛИСТСКАЯ (ПОРЯДКОВАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ
субъективная полезность, или удовлетворение, которое потребитель извлекает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале. В концепции О. (п.) п. признается, что количество полезности, полученной от потребляемого блага, не может быть измерено численно, как это утверждается в теории кардиналистской (количественной) полезности. Вместо этого ординалистские критерии предполагают упорядочение потребителем своих предпочтений в отношении благ. Потребитель классифицирует выбор благ по степени удовлетворения: 1-й выбор – наибольшее удовлетворение; 2-й выбор – меньшая степень удовлетворения и т. д. Такая ординалистская классификация дает ясное представление о предпочтениях потребителей относительно благ, но не дает четкого представления о различиях удовлетворения между 1-м и 2-м выборами, 2-м и 3-м выборами и т. д.
ОРДИНАЛИСТСКАЯ (ПОРЯДКОВАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ
(ordinal utility) — (субъективная) полезность, или удовлетворение, которую потребитель извлекает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале. В концепции ординалистской полезности признаётся, что количество полезности, полученной от потребляемого блага, не может быть измерено численно, как это подразумевается критериями кардиналистской (количественной) полезности. Вместо этого ординалистские критерии предполагают упорядочение потребителем своих предпочтений в отношении благ. Потребитель классифицирует выбор благ по степени удовлетворения: 1-й выбор — наибольшее удовлетворение, 2-й выбор — меньшая степень удовлетворения, 3-й выбор — ещё меныпая степень удовлетворения и т. д. Такая ординалистская классификация даёт ясное представление о предпочтениях потребителей относительно благ, но не даёт чёткого представления о различиях удовлетворения между 1-м и 2-м выборами, 2-м и 3-м выборами и т. д.
Критерии ординалистской (порядковой) полезности позволяют изобразить предпочтения потребителя в отношении двух благ в виде КРИВЫХ безразличия, каждая из которых представляет различные комбинации двух благ, приносящие ему одинаковое удовлетворение. Действуя рационально (см. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК), потребитель будет всегда стремиться находиться на максимально возможной кривой безразличия, хотя увеличение получаемого удовлетворения при движении от низкой к более высокой кривой безразличия не может быть определено количественно. Тем не менее карта безразличия может быть использована для построения кривых спроса.
Критерии ординалистской (порядковой) полезности позволяют изобразить предпочтения потребителя в отношении двух благ в виде КРИВЫХ безразличия, каждая из которых представляет различные комбинации двух благ, приносящие ему одинаковое удовлетворение. Действуя рационально (см. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК), потребитель будет всегда стремиться находиться на максимально возможной кривой безразличия, хотя увеличение получаемого удовлетворения при движении от низкой к более высокой кривой безразличия не может быть определено количественно. Тем не менее карта безразличия может быть использована для построения кривых спроса.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988