НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Найдено 1 определение
НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
формирование соврем. налоговых систем в государствах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) началось в конце 80-х – нач. 90-х гг. одновременно с преобразованиями в др. сферах экономики, направленными на создание рыночного хозяйства. Первой налоговую реформу провела Венгрия. В 1988 были отменены платежи предприятий, уплачиваемые в бюджет в годы плановой экономики, и введены налоги, приближенные к налоговым системам стран с развитой рыночной экономикой: общий налог с оборота (аналог НДС), подоходный налог с физич. лиц, предпринимат. налог. В 1991 был принят закон о налоге с обществ, отменен предпринимат. налог, в 1992 внесены существ. коррективы в подоходный налог с физич. лиц и потребительский (акцизный) налог. В др. странах ЦВЕ перестройка налоговых систем проводилась в период, когда уже начались рыночные преобразования: приватизация гос. собственности, либерализация цен, отмена монополии внешней торговли, валютной монополии и т.д. В Польше подоходные налоги с физич. и юридич. лиц были введены в 1992, а законы о налоге на товары и услуги (аналог НДС) и об акцизных налогах были приняты в 1993. В Чехии и Словакии налоговые системы были обновлены в 1993. Более медленно шла перестройка налоговых систем Румынии и Болгарии. В Румынии НДС и акцизные налоги стали взиматься с 1993, а подоходные налоги с физич. и юридич. лиц – только с 1996. В Болгарии НДС был введен в 1994, налог на прибыль предприятий – в 1996, а подоходный налог с физич. лиц – лишь в 1998. Первые налоговые законы отражали черты переходного этапа, как правило, они не были законами прямого действия, а дополнялись серией постановлений и инструкций, ежегодно в них вносились обширные коррективы, в результате чего налоги оказывались крайне нестабильными. Однако уже в этих первых законах обозначились некрые новые черты налоговой системы. Налоги больше не рассматривались как орудие классовой борьбы или экономического подавления отд. категорий предприятий и социальных групп населения. Новые законы практически уравнивали всех участников экономич. отношений и всех плательщиков в вопросах налогообложения. Еще одна особенность первых законов о налогах состояла в том, что уровень налогообложения прибыли и доходов, установленный ими, был, как правило, весьма высоким. Напр., налог на прибыль предприятий в 1992 в Польше и Венгрии составлял 40% облагаемой базы, в Чехии – 45% (1993), в Болгарии – 50%. Основная ставка НДС в Венгрии в 1988 равнялась 25% (льготная – 15%), в Польше в 1993 – 22% (7%). Миним. ставка подоходного налога с физич. лиц в этот период составляла 18–20% (в Чехии – 15%, в Румынии – 6%), а максим. достигала в Венгрии – 60%, Болгарии – 52, Румынии – 45, Польше и Чехии – 40%. Мера эта была вынужденной, хотя и непопулярной. Вызывалась она возрастающим дефицитом бюджетов, снижением гос. доходов вследствие падения производства и сокращения товарооборота. Вместе с тем предприятия получили весомые налоговые льготы по инвестициям, по продукции, направляемой на экспорт. Особенно большие льготы предоставлялись иностранным компаниям и смешанным предприятиям. Законы о подоходном налоге с физических лиц, как правило, содержали довольно большой набор соц. льгот. В итоге реформ в государствах ЦВЕ сложились налоговые системы, включающие три осн. группы налогов: налоги на доходы (налог на прибыль предприятий и др. юридич. лиц и подоходный налог с физич. лиц); налоги на товары и услуги (НДС и акцизы); налоги на собственность (налог на доходы от капитала, со строений, с наследств и дарений и др.). Подоходный налог с юридич. лиц (в Болгарии – корпоративный подоходный налог, в Румынии – налог на прибыль, в Венгрии – налог на общества) взимается с хозяйствующих субъектов, занимающихся предпринимательством с целью получения дохода. Налог распространяется как на национальные, так и иностранные компании, ведущие хозяйств. и иную деятельность в стране. В Польше плательщиком может быть также группа организаций («налоговая группа по капиталу»). Объект обложения – доход, понимаемый как превышение выручки над расходами по ее получению. Доход от дивидендов и долевого участия в прибыли юридич. лиц облагается, как правило, у источника и в дальнейшем вычитается из общей суммы облагаемого дохода. Размер налога в большинстве стран ЦВЕ установлен в виде единой пропорциональной ставки. В Болгарии действуют две ставки: основная равна 25% облагаемой прибыли, а у компаний с доходом ниже 2 млн левов в год – 20%. Кроме того, предприятия уплачивают общинный налог на прибыль в размере 10%. В Венгрии также две ставки: 18% со всей прибыли и 20–35% с распределяемой прибыли, что имеет целью стимулировать реинвестирование прибыли в развитие производства. В посл. годы ставки налога во мн. странах заметно снижены, что отражает стремление гос-ва повысить заинтересованность предприятий в расширении производства. Так, за период с 1993 по 2000 ставки налога снизились: в Чехии – с 45 до 35% облагаемого дохода, в Болгарии – с 50 до 25%, в Румынии – с 45 до 38%, в Венгрии – с 40 до 18–35%. В Польше налог понижен с 40 до 30%, а к 2004 его предполагается снизить до 22%. Предусмотрен ряд льгот и освобождений от налога (расходы на охрану окружающей среды, инвестиции, благотворит. деятельность, подготовку кадров, доходы от использования труда инвалидов и др.). Подоходный налог с физич. лиц в странах ЦВЕ взимается со всех доходов плательщика, независимо от источника: от трудовых отношений, надомной работы, всех форм предпринимат., научной, просветит. и иной деятельности, владения недвижимостью, сдачи имущества в аренду, использования ден. капитала и имуществ. прав и др. источников. Налогом не облагаются получаемые гос. пособия на детей и др. соц. выплаты, денежное довольствие военнослужащим в период срочной службы, проценты по гос. займам. В большинстве стран налогом не облагаются также пенсии, стипендии, проценты по сберегат. вкладам. В Польше полностью освобождены от налога только пенсии военным инвалидам, для пенсионеров по возрасту и инвалидности установлена предельная сумма, свободная от налога, выше к-рой пенсии подлежат налогообложению. В Чехии пенсии не облагаются налогом до суммы 120 тыс. крон в год, с превышения уплачивается налог. Проценты по сберегат. вкладам облагаются налогом в Румынии и Чехии, причем в Чехии освобождены от налога лишь проценты по вкладам на жилищное стр-во. Из налоговой базы вычитается необлагаемый минимум, а также пожертвования на научные, просветит., благотворит. цели, на обучение учеников, использование работников с пониженной трудоспособностью (в Венгрии – по 3000 форинтов за каждого работника), суммы, израсходованные на постройку дома. Необлагаемый минимум в Венгрии составляет 4200 форинтов в месяц (ок. 20% средней заработной платы). В Польше – 278 злотых в год (ок. 2,5%), в Болгарии – 80 левов. В Чехии необлагаемый минимум составляют след. вычеты (крон в год) из облагаемой базы: на плательщика – 28 800; на каждого ребенка – 14 400, на тяжело больного – в двойном размере; на супругу – 16 800, а на тяжело больную – в двойном размере; на плательщика, получающего пенсию по инвалидности, – дополнительно 12 000, а на тяжело больного – 42 000. Во всех странах используется прогрессивная шкала ставок. Миним. ставка в Болгарии и Венгрии составляет 20% облагаемой базы, в Польше – 19, Румынии – 18, Чехии – 15%. Максим. ставка – 40%. По нек-рым видам доходов установлены особые ставки налога. Напр., в Чехии проценты по облигациям, дивиденды, участие в прибыли облагаются по ставке 25%, выигрыши в лотереях, призы на состязаниях –20%, проценты по вкладам и текущим счетам – 15%, гонорары – 10%. В Словении действует две шкалы ставок подоходного налога: заработная плата облагается по льготным ставкам от 2 до 15% (с заработков по временным контрактам взимается 25%), доходы от профессиональной предпринимат. деятельности и роялти облагаются по прогрессивным ставкам от 17 до 50% в зависимости от величины превышения заработка в данном месяце среднего заработка за предыдущий месяц. В ряде стран помимо уменьшения базы налога разрешаются вычеты из начисленного налога. Так, в Польше из начисленного налога плательщик имеет право вычесть расходы на проезд детей в школу, плату за обучение детей в школе и вузе, расходы на лечение налогоплательщика и членов его семьи – всего до 19% фактич. расходов. Подоходный налог с физич. лиц является разделенным доходом, поступающим в определенной доле в центральный и местный бюджеты. Часть, направляемая в центральный бюджет (2000), составляет: в Болгарии и Румынии – 50%, Венгрии – 95, Польше – 84, Чехии – 37%. Налог на добавленную стоимость (НДС – в Венгрии он называется «общий налог с оборота», в Польше – «налог на товары и услуги») взимается с оборота по реализации товаров и услуг собственного производства, приобретенных на стороне, а также ввезенных на территорию страны. Плательщиками налога являются юридич. и физич. лица, а также организации без права юридич. лица, ведущие от своего имени хозяйств. и иную деятельность. Базой налога при реализации продукции и предоставлении услуг служит эквивалент стоимости, полученной за товар или услугу. Освобождены от налога в большинстве стран обороты и услуги в области просвещения, здравоохранения, культуры, соц. обеспечения. В Польше не подлежат обложению НДС нек-рые продукты питания, напр. мясной промышленности, птицеводства, продукция рыболовства и переработки рыбы, освобождены от налога также все услуги в области сельского и лесного хозяйства, рыболовства. Во всех странах не облагается налогом продукция, идущая на экспорт. При импорте от налога, как правило, освобождаются товары, с к-рых не взимаются таможенные пошлины и сборы. Освобождаются от НДС также малые предприятия и фирмы с малым оборотом (в Польше – до 80 тыс. злотых в год, в Чехии – 3 млн крон). Эти предприятия в дальнейшем теряют право на возврат налога при покупке товаров с НДС. В большинстве стран приняты три ставки НДС: основная, льготная и нулевая (см. табл. 1). v:shapes="_x0000_i1088">Перечень товаров и услуг, облагаемых по льготной ставке, определяется законом и время от времени меняется. По странам региона этот перечень различен. В него входят, как правило, продукты питания, нек-рые медицинские товары и услуги, товары полиграфической промышленности. В Польше льготная ставка применяется при реализации большинства детских товаров, изделий для сельского хозяйства, строит. товаров и услуг. Возврат налога осуществляется при соблюдении двух условий: предъявлении документа, официально подтверждающего сумму предварительно уплаченного налога; ведении плательщиком бух. учета по двойной системе записи или упрощенным способом. В большинстве стран установлен месячный срок уплаты налога. Акцизы уплачивают предприятия, орг-ции и физич. лица, к-рые вырабатывают, ввозят либо вывозят, а также складируют подакцизную продукцию. Акцизы распространяются на огранич. круг товаров, как правило, не первой необходимости и характеризующихся высокой рентабельностью. В большинстве стран стандартными подакцизными товарами являются спирт и спиртные напитки, вина, пиво, табачные изделия, нефтепродукты. Однако по странам этот перечень существенно различается. В Польше, напр., он значительно шире и помимо упомянутых товаров включает: охотничьи и газовые ружья, оборудование для увеселит. заведений, легковые автомобили, яхты, электронные аппараты высокого класса, украшения и парфюмерные товары, меха и изделия из них и нек-рые др. товары. В Венгрии потребительским налогом (аналог акциза) облагаются также столовые приборы, кофе, медали и жетоны, природный газ и бытовой газ (пропан-бутановая смесь), используемые как топливо. Акцизный налог взимается, кроме того, со сверхнормативных потерь и недостач подакцизных товаров, допущенных в процессе производства, переработки, хранения, транспортировки и использования. Ставки налога установлены в абс. суммах с единицы товара либо в процентах с оборота, исчисленного по ценам производства (без НДС и акциза), либо в форме комбинированной ставки (сумма плюс процент). В Польше, напр., законом определены предельные ставки (миним. и максим.) по группам товаров, к-рые министерство финансов не имеет право превышать: по моторному топливу (80–400%), винной продукции, пиву, др. слабоалкогольным напиткам и табачным изделиям (70– 230%), спирто-водочным изделиям (95–1900%), легковым автомобилям (40–65%), ост. товарам (25–40%). Конкретные условия взимания акцизов, в т.ч. ставки, определяет: в Польше – министр финансов, Венгрии – правительство, в Чехии и Словакии условия взимания и ставки установлены в законе. В Чехии, Словакии, Польше действуют льготные ставки акциза по пиву для малых производителей, а также для продавцов пива в цилиндрич. емкостях из нержавеющей стали (кэгах), выполнен. по стандартам «Euro» или «DIN». Установлен строгий контроль за уплатой акцизов. В Венгрии за недоимку по акцизному налогу взимается штраф в размере 75% недоплач. суммы, а за утаивание подакцизных товаров от налогообложения начисляется налог в 5-кратном размере. Сроки уплаты акцизов устанавливаются в зависимости от суммы налога или вида товара. В Чехии, напр., при месячном обороте до 5 млн крон налог вносится 1 раз в месяц, при обороте, превышающем эту сумму, – ежедневно. В Польше акциз по нефтепродуктам, спиртоводочным изделиям, пиву, табачным изделиям перечисляется ежедневно, по ост. товарам – 1 раз в месяц. Упомянутые налоги во всех странах обеспечивают основную часть доходов государственных бюджетов (см. табл. 2, в % к итогу). По сравнению с началом 90-х гг. финанс. значение налогов в странах ЦВЕ существенно возросло, особенно косвенных налогов: НДС и акцизов. В совокупности эти 2 вида налога дают: в Болгарии – 53,3% всех доходов центр. бюджета, в Венгрии – 44,7, Польше – 60,2, Румынии – 53,4, Чехии – 35,7%. Возросла доля подоходного налога с физич. лиц в доходах бюджета, v:shapes="_x0000_i1089">в то же время поступления налога с прибыли предприятий и фирм уменьшились вследствие проводимой политики по снижению налоговой нагрузки на предприятия. Особую группу составляют поимущественные налоги (налоги на собственность и переход права собственности). В большинстве стран ЦВЕ это налог со строений, поземельный (в Польше – сельскохозяйственный), с наследств и дарений, на средства автомобильного транспорта, дорожный (взимается в Чехии с владельцев легковых и грузовых автомобилей). По своему финансовому значению они существенно уступают осн. налогам и часто являются регулирующими платежами. Это, как правило, местные налоги, доходы от них целиком поступают в местные бюджеты. Органы местного самоуправления наделены правом определять ставки по данным налогам (в соответствии с законом) и предоставлять льготы плательщикам. К местным налогам и сборам относятся также: коммунальный, на доходы от иностранного туризма (Венгрия), с владельцев собак, рыночный, курортный (Польша) и др.  

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь