МОДЕЛЬ КОМПРОМИССА УИЛЬЯМСОНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МОДЕЛЬ КОМПРОМИССА УИЛЬЯМСОНА
модель для оценки возможных выгод (в виде понижения затрат) и ущерба (в виде повышения цены) планируемого слияния. Эта модель может быть использована при осуществлении избирательной политики в отношении конкуренции.

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

МОДЕЛЬ КОМПРОМИССА УИЛЬЯМСОНА
(Williamson tradeoff model) — модель для оценки возможных выгод (в виде понижения затрат) и ущерба (в виде повышения цены) планируемого слияния. Эта модель может быть использована при осуществлении избирательной политики в отношении конкуренции.

Рис. 68 изображает случай планируемого слияния, приводящего к тому, что образованная в ходе этого слияния фирма приобретает монопольную власть в отрасли, которая прежде была конкурентной. В модели принято допущение, что до слияния фирмы на этом рынке производят продукцию с одинаковыми и постоянными средними затратами, которые представлены общей для всех форм линией АС1. Конкурентная цена ОР1 равна АС1 (т. е. в этом состоянии равновесия каждая фирма в отрасли получает только нормальную прибыль), и конкурентный объём выпуска равен OQ1. Ситуация после слияния характеризуется более низкими средними затратами (линия АС2); но цена устанавливается на уровне, который превышает не только АС2, но и АС1 (т. е. цена выше, чем при конкуренции, несмотря на действие экономии от масштаба). В таких обстоятельствах необходимо определить соотношение между уменьшением излишка ПОТРЕБИТЕЛЯ, вызванного повышением цены (заштрихованная площадь Ах) и выгодой от экономии затрат для производителя (заштрихованная площадь А2). Если А1 превышает А2, то слияние следует запретить; если же А2 превышает А1, то слияние следует разрешить. Однако и в последнем случае возникают некоторые проблемы. Дело в том, что выгоду от экономии затрат первоначально получает производитель. Для того чтобы какая-то часть этой выгоды досталась и потребителю, она должна быть перераспределена — но из-за усиления монопольной власти нет никакой гарантии, что это произойдёт.
См. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ, ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988