КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬН

Найдено 1 определение
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬН
competitivene of national economy) сложное, многоаспектное понятие, не имеющее общепризнанного универсального определения. Под К.н.э. понимается концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними зарубежным товарам и услугам как на внутреннем, так и на внешних рынках. Но это лишь одна, видимая, сторона понятия "К.н.э.". К.н.э. - это и конкурентоспособность системы государственного и общественного устройства страны, и политико-правового устройства и регулирования всех сторон жизни общества, это и способность государства обеспечить устойчивое, динамичное развитие национальной экономики и связанное с этим материальное благосостояние населения, не уступающее "мировым стандартам". Иначе говоря, чтобы иметь К.н.э., необходимо создать конкурентоспособное общество. В этом смысле в последнее время утверждается понятие "конкурентоспособность страны". Мировой опыт последних десятилетий показывает, то К.н.э., ее составных частей - величина весьма нестабильная. Поддержание требуемого уровня конкурентоспособности требует не просто постоянных усилий, но и продуманных целенаправленных действий стратегического характера, в которых особенно велика роль государства. Стратегическое направление его деятельности (равно как и непосредственных производителей) - создание преимуществ над соперниками. Теория конкурентных преимуществ исходит из следующего. Любая из стран с примерно одинаковым уровнем экономического развития имеет определенный, обычный только ей присущий набор конкурентных преимуществ. К ним могут относиться более высокие: уровень производительности труда в тех или иных отраслях, квалификация производственного, технического, коммерческого персонала тех или иных отраслей, производств, групп предприятий, качество и технический уровень производимых изделий, управленческое мастерство, стратегическое мышление на различных уровнях управления и многое другое. В стратегическом плане политика государства состоит в том, чтобы закладывать долговременные основы для повышения конкурентных преимуществ страны и подталкивать национальных производителей к этому. Однако практика показывает, что часто политика государства нацелена больше на сохранение старых, нежели создание новых, преимуществ, что, по существу, уже создает "мины замедленного действия" на перспективу. В условиях рыночной экономики государство не наделено функцией управления конкурентоспособностью даже по отношению к отраслям и предприятиям государственного сектора, где эта функция носит усеченный характер. Государство не управляет конкурентоспособностью, а воздействует на нее с помощью различных мер и средств регулирования - законодательных, подзаконных актов и правительственных постановлений, экономических рычагов. Иначе говоря, задача государства состоит в том, чтобы создавать благоприятные условия для укрепления К.н.э., ее структурных подразделений, хозяйственных субъектов. Реальное же управление конкурентоспособностью осуществляется на уровне непосредственных производителей, обладающих правами, предпринимательской инициативой, соответствующими кадрами для решения этой проблемы. Именно от фирм-изготовителей, от их умения, целенаправленности зависит, в какой степени они могут использовать не только свой внутренний потенциал, но и создаваемые государством общенациональные возможности. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТРАСЛИ (competitiveness of an industry) - определяется наличием у нее конкурентных преимуществ, позволяющих создавать, производить (с издержками не выше мировых) продукцию высокого качества, удовлетворяющую требованиям конкретных групп покупателей (потребителей) относительно потребительской ценности товаров, их рыночной новизны и стоимости (цены), и поставлять ее на конкурентный мировой рынок в оптимальные сроки, диктуемые рыночной ситуацией. К.о. предполагает наличие в ней: рациональной отраслевой структуры; группы высококонкурентных предприятий (фирм) - лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня; отлаженной опытно-конструкторской, прогрессивной производственно-технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры; гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами. Необходимо рыночное мышление не только у высшего и среднего состава управленцев предприятий, но и у всего персонала. Требуется твердое осознание того факта, что произвести продукцию (непременно высококачественную) - это еще даже и не половина дела. Продукция, к которой покупатель безразличен, несмотря на рекламные призывы, не может быть конкурентоспособной, равно как и ее изготовители. Но и потенциально конкурентоспособные товары могут не дойти до покупателя в силу целого ряда причин, и в первую очередь вследствие отсутствия у производственников сбытового звена, хорошей маркетинговой подготовки и опыта рыночной деятельности.

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
129.86 кб

Национальная конкурентоспособность Казахстана

Сабден Оразалы , Додонов Вячеслав
Проблему оценки национальной конкурентоспособности Казахстана активно обсуждают с марта 2006 года.
Читать PDF
86.49 кб

К вопросу о национальной конкурентоспособности

Виницкий Д. В.
Various aspects of competitiveness on the national and global levels are examined in the article. Competitiveness of Russia is analyzed in detail.
Читать PDF
249.19 кб

Конкурентоспособность национальной экономики Китая

Шелухин Евгений Алексеевич
В статье освещаются особенности исследования ключевых факторов, способствующих повышению конкурентоспособности национальной экономики Китайской Народной Республики на макроэкономическом уровне.
Читать PDF
218.88 кб

Понятие конкурентоспособности национальной экономики

Завьялова Т.А.
В статье рассмотрены различные подходы к понятию конкурентоспособности национальной экономики и дано авторское понимание данного экономического явления.
Читать PDF
116.48 кб

Актуальные факторы национальной конкурентоспособности

Грищенков А. И.
В настоящей работе предложен научный анализ состояния инновационного сектора российской экономики. Развито положение о методологических принципах взаимосвязи национальной конкурентоспособности.
Читать PDF
380.31 кб

Институты и конкурентоспособность национальной экономики

Мальцева О. В.
В экономическом развитии страны и повышении ее конкурентоспособности определяющая роль принадлежит институтам, через институт антимонопольного регулирования государство проводит конкурентную политику для создания и поддержания раз
Читать PDF
491.98 кб

Эмпирическое исследование национальной конкурентоспособности

Кристьянсдоттир Хелга Кристьянсдоттир
Что обусловливает конкурентоспособность страны? Какими свойствами должна обладать экономическая политика, чтобы обеспечить конкурентоспособность?
Читать PDF
314.73 кб

Проблемы конкурентоспособности национальной транспортной системы

Филина Валентина Николаевна
В статье анализируются системные проблемы транспорта России, сдерживающие его развитие и рост конкурентоспособности.
Читать PDF
377.71 кб

Девальвация национальной валюты и конкурентоспособность экспорта

Поливач Александр Петрович
В статье рассматривается влияние резкой девальвации рубля в конце 2008 г. начале 2009 г. на экспорт обрабатывающих отраслей российской промышленности.
Читать PDF
156.96 кб

Показатели и факторы конкурентоспособности национальной экономики

Читать PDF
941.27 кб

Показатели и факторы конкурентоспособности национальной экономики

Белов Андрей Иванович
В статье рассматриваются основные подходы к оценке конкурентоспособности национальной экономики. Сформирована система показателей конкурентоспособности национальной экономики, а также выделены факторы, оказывающие на них влияние.
Читать PDF
372.14 кб

Пищевая промышленность России и национальная конкурентоспособность

Воронов А. А.
Читать PDF
283.94 кб

Конкурентоспособность национальной экономики: теоретический аспект

Осипова Гета Михайловна
В статье исследованы пути создания конкурентных преимуществ в условиях глобализации. Предложены меры по созданию новой экономической системы страны пространственного типа.
Читать PDF
118.27 кб

Проблемы формирования конкурентоспособности национальной экономики

Коршунова Г.В.
Читать PDF
252.96 кб

Государство и конкурентоспособность национальной банковской системы

Карпунин В. И.
Национальные интересы страны требуют формирования самостоятельной, устойчивой банковской системы.

Похожие термины: