ФУНКЦИЯ РЫНКА
ФУНКЦИЯ РЫНКА
направления, способы, методы влияния рыночных отношений на функционирование народного хозяйства, отраслей, предприятий, организаций. Развитой рынок создает условия для оптимальных взаимосвязей производства с потреблением. Рынок должен обеспечивать удовлетворение спроса на товары и услуги путем реализации продукции и обеспечения производства материальными ресурсами и работниками. Процесс удовлетворения спроса может происходить как за счет увеличения производства, так и путем роста цен. Свободное движение названных факторов приводит к равновесию спроса и предложения. Свободный рынок не гарантирует полного сбыта продукции, он только создает определенные предпосылки для ее реализации. Эти предпосылки могут реализоваться в том случае, если данная продукция достаточно конкурентоспособна, что, в свою очередь, зависит от ее качества, цены, уровня сервиса и т. д. Таким образом, рынок, изменяя пропорции между спросом и предложением, способствует увеличению объемов производства, повышению качества продукции, услуг (работ), понижению издержек производства. Ф. р. состоит и в том, чтобы влиять на формирование пропорций общественного производства. Изменение спроса обусловливает распределение и перераспределение производственных ресурсов (финансовых, материальных) и трудовых ресурсов по территории страны и между различными отраслями экономики. Посредством рынка оцениваются итоги хозяйственной деятельности предприятий, их возможности достигать высокого качества продукции и услуг. Вместе с тем рынок не является всесущим фактором обеспечения высокого уровня хозяйствования и управления. В частности, формирование основных народнохозяйственных макроэкономических пропорций, структурных сдвигов в народном хозяйстве, реализацию крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований, выравнивание уровней экономического развития различных территорий рынок обеспечить не в состоянии. Решающая роль в этом принадлежит государству.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.