Финансовые ресурсы
Источник: Словарь предпринимателя 2016
Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
Источник: Краткий словарь экономиста
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.
Источник: Актуальный словарь современной экономики
Источник: Терминологический словарь: финансы, денежное обращение и кредит
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник
Ф. р. в СССР. К ним относятся централизованные (общегос.) Ф. р., концентрируемые в гос. бюджете, и децентрализованные Ф. р. предприятий, объединений и учреждений. Соотношение между ними составляет в 10-й пятилетке (1976—80) 50 : 50, тогда как, напр., в 4-й пятилетке (1946—50) на долю государственных приходилось 94% всех Ф. р. (такой высокий уровень диктовался необходимостью в первые послевоен. годы централизовать средства на восстановление экономики).
В состав Ф. р. включаются: 1) прибыль гос. предприятий и хоз. орг-ций, характеризующаяся быстрыми темпами роста в результате увеличения объёма произ-ва продукции и снижения её себестоимости. На 10-ю пятилетку запланировано получить 640 млрд. руб. прибыли, или ок. 32% всего объёма Ф. р. 2) Налог с оборота как часть чистого дохода социалистич. х-ва, зафиксированная в плановых ценах товаров, гл. обр. лёгкой и пищевой пром-сти, а также нек-рых видов продукции тяжёлой пром-сти. Необходимость налога с оборота обусловлена различиями в уровне рентабельности. За 10-ю пятилетку поступления налога с оборота достигнут св. 400 млрд. руб., или более 20% всех Ф. р. Прибыль и налег с оборота составляют ден. накопления социалистич. х-ва и являются осн. слагаемыми Ф. р. 3) Амортизац. отчисления, предназначенные для воспроиз-ва осн. фондов. Они устанавливаются централизованно в процентах к стоимости осн. фондов и включаются в себестоимость продукции. В 70-х гг. сумма амортизац. отчислений значительно возросла в связи с увеличением осн. фондов, их восстановит. стоимости в результате переоценки и изменения амортизац. норм. В 10-й пятилетке амортизац. фонд составит св. 300 млрд. руб. 4) Взносы в бюджет гос. социального страхования, уплачиваемые предприятиями и орг-циями в определ. проценте к фонду заработной платы и включаемые в себестоимость продукции. Общая сумма бюджета гос. страхования достигнет в 10-й пятилетке 65—70 млрд. руб. 3-е и 4-е слагаемые входят в издержки произ-ва и предназначены для образования финанс. фондов спец. назначения. 5) Средства населения, мобилизуемые гос-вом в финанс. систему. Сюда относятся налоговые платежи и сборы с населения, в первую очередь в форме подоходного налога, а также обязат. страховые платежи. Рост этих средств обусловлен увеличением численности рабочих и служащих в нар. х-ве и повышением средней заработной платы. За 10-ю пятилетку средства населения составят ок. 100 млрд. руб. (ок. 5% всех Ф. р.). Кроме того, Ф. р. формируются за счёт средств колхозно-кооп. сектора, платежей по имуществ. и личному страхованию, поступлений от гос. займа и денежно-вещевых лотерей, доходов от внеш. торговли и др.
Для СССР характерен непрерывный рост Ф. р. Объём Ф. р. составил в 8-й пятилетке (1966—70) 913 млрд. руб., в 9-й пятилетке (1971 — 75)— 1459 млрд. руб. и в 10-й пятилетке (1975—80) должен достигнуть ок. 2000 млрд. руб. По темпам роста Ф. р. опережают нац. доход, что связано с более быстрым увеличением амортизац. отчислений по сравнению с др. слагаемыми.
Ф. р. направляются на выполнение важнейших обществ. мероприятий, предусмотренных в нар.-хоз. планах социально-экономич. развития общества, и перераспределяются между обществ. группами, отраслями нар. х-ва, производств. и непроизводств. сферами, р-нами страны. При этом централизов. управление сочетается с хоз. самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и орг-ций.
Использование Ф. р. подчинено задаче неуклонного подъёма материального и культурного уровня народа. Ф. р. обеспечивают выполнение таких функций гос-ва, как хоз.-организаторская, культурно-воспитательная и оборонная, в соответствии с к-рыми они направляются на развитие нар. х-ва (в первую очередь отраслей, играющих важную роль в создании материально-технич. базы коммунизма), на науку и технику, образование обществ. фондов потребления, оборону и содержание аппарата управления и др. потребности социалистич. общества.
Ф. р. в др. социалистических странах предназначены для осуществления плановых затрат и образования различных фондов и резервов. Ф. р. концентрируются в Центр. фонде (гос. бюджете) и децентрализов. фондах гос. предприятий и орг-ций. Хотя структура Ф. р. зарубежных социалистич. стран аналогична советской, она имеет нек-рые особенности, связанные с историч., политич. и экономич. развитием стран.
Основное место среди источников Ф. р. занимает прибыль, значение к-рой возросло после проведения экономич. реформ. Другой источник Ф. р.— налог с оборота служит средством аккумуляции ден. накоплений и регулятором рентабельности. С целью повышения роли налога для воздействия на произ-во в нек-рых странах (ГДР, Венгрия) он взимается и в отраслях I подразделения. Наметилась тенденция перехода к процентным ставкам взимания налога с оборота и отказ от метода разницы в ценах. Имеются отличия в уровне ставок и принципах их построения. В Польше они дифференцируются в зависимости от качества изделий, в Венгрии — повышаются на устаревшую продукцию. Амортизац. отчисления — часть
Ф. р. строго целевого назначения, они являются внутр. источником финансирования осн. фондов. Нормы амортизации существенно отличаются по странам, однако в целом, в связи с требованиями научно-технич. прогресса, они повышаются. В ряде стран (Чехословакия, Польша, ГДР, Венгрия) амортизац. отчисления в определ. части направляются в бюджет, но после экономич. реформ масштабы перераспределения амортизац. отчислений сократились и увеличилась доля, оставляемая у предприятий (в Чехословакии, напр., она составляет 70%). Во всех социалистич. странах важным финанс. ресурсом выступает фонд социального страхования, который создаётся за счёт взносов гос. предприятий, уплачиваемых в процентах к фонду заработной платы. В Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии в этот фонд платят и трудящиеся в определ. доле к заработной плате. К Ф. р. относятся также поступления от налогов и сборов с населения и кооп. сектора. Значение др. слагаемых Ф. р. различно по странам. Так, в Чехословакии известную роль играют поступления от внеш. торговли, в Болгарии — поступления от туризма, и т. д.
Ф. р. в социалистич. странах создают устойчивую материальную базу для высоких темпов экономич. развития, улучшения благосостояния народа. Они обеспечивают в соответствии с текущими и перспективными планами социально-экономич. развития кругооборот средств отд. гос. предприятий и всего нар. х-ва.
Ф. р. капиталистических стран находятся в распоряжении Центр. и местных пр-в, гос. предприятий и учреждений и используются для поддержания и укрепления капиталистич. способа произ-ва. Они являются материальной базой существования капиталистич. гос-ва и определяют его возможности при осуществлении гос. функций (политической, экономической и социальной). Объём Ф. р. зависит от объёма совокупного обществ. продукта, динамика к-рого связана с циклич. развитием произ-ва и носит крайне неравномерный характер. Однако общая тенденция — быстрый рост Ф. р., что вызвано расширением деятельности гос-ва в условиях усиления противоречий ГОС.-МОНОПОЛИСТИЧ. капитализма, увеличением расходов на гонку вооружений, внешне-экономич. экспансию, а также на гос. вмешательство в процесс произ-ва и социальное маневрирование.
Преобладающая часть Ф. р. (90—95%) образуется в процессе перераспределения совокупного обществ. продукта и нац. дохода между осн. классами капиталистич. общества принудительными или добровольными методами. Осн. методом является принудительный, с помощью налогов, а также взносов в фонды социального страхования. Добровольные средства (займы, вклады в гос. кредитные учреждения), концентрируемые гос-вом, значительно уступают налогам. На стадии распределения совокупного обществ. продукта также образуются Ф. р. гос. предприятий (амортизац. отчисления, фонд прибыли, резервные фонды и др.), однако их размер незначителен, что обусловлено небольшим уд. весом гос. сектора и политикой низких цен на гос. продукцию.
В составе Ф. р. можно выделить две группы: гос. доходы и внебюджетные средства, к-рые рассредоточены по финанс. фондам, имеющим определ. назначение. Их обособленность создаёт для гос-ва возможность скрыть общую сумму финанс. средств, используемую в интересах господств. класса, ослабить финанс. контроль, исказить действит. финанс. состояние.
Государственные доходы концентрируются в бюджетах Центр. пр-ва и местных органов власти. Они утверждаются в законодат. порядке и расходуются в соответствии с функциями гос-ва. Отсутствие единства бюджетной системы исключает возможность утверждения единой суммы гос. доходов, к-рая распределяется по звеньям бюджетной системы, однако ежегодная публикация всех бюджетов позволяет подсчитать общую сумму гос. доходов. Осн. методом мобилизации гос. доходов являются налоги, взносы в фонды социального страхования, поступления от гос. собственности, займы и эмиссия денег. Напр., в федеральном бюджете США на 1979/80 финанс. год гос. доходы распределились след. образом: индивидуальный подоходный налог — 43%, налог с корпораций — 13%, акцизы —4%, взносы в фонд социального страхования — 30%, прочие поступления — 10%.
Внебюджетные средства находятся в распоряжении гос. предприятий, учреждений, агентств. Их появление связано с целевыми расходами гос-ва. Сюда относятся средства гос. предприятий, гос. и по л у гос. кредитных институтов, а также средства частных компаний, контролируемых гос-вом. Внебюджетные ресурсы выступают в виде относительно автономных спец. фондов, спец. финанс. смет, казначейских счетов. Средства этих фондов расширяют возможности гос. вмешательства в экономику, укрепляя силу монополий внутри страны и на мировом рынке. Так, напр., во Франции функционирует конъюнктурный фонд, созданный за счёт конъюнктурного налога и используемый для регулирования экономики в период циклич. спада. Общую сумму внебюджетных средств определить сложно, поскольку она распылена между большим количеством фондов, смет и др. Кроме того, трудно поддаются количеств, выражению те средства (напр., средства полугос. кредитных учреждений), к-рые при определ. обстоятельствах используются гос-вом. Контроль со стороны законодат. власти за ресурсами указанной группы ограничен.
В условиях гос.-монополистич. капитализма гос-во привлекает Ф. р. для регулирования экономики как прямым путём, т. е. созданием гос. сектора, так и косвенным, используя различные финанс. методы регулирования (субсидирование, закупка товаров и услуг у частного сектора, кредитование и налоги). С помощью финанс. регулирования гос-во пытается оказать влияние на платёжеспособный спрос населения, темпы накопления, а также на реализацию товаров и услуг, движение товаров и капитала между странами, на отраслевую и территориальную структуру х-ва, т. е. в целом на экономич. развитие страны. Широко применяются такие методы, как таможенная политика, налоговые скидки и льготы, возврат уплаченных налогов или отсрочка платежа, изменение ставок налогов и способа их взимания, однако гос. регулирование в целом ограниченно и малоэффективно.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.