ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ ЦЕННОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Найдено 1 определение
ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ ЦЕННОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВА
в условиях свободной конкуренции фирмы постоянно находятся под давлением со стороны конкурентов, которые вынуждают их быть внутренне эффективными, чтобы просто выжить. Конкурирующий монополист считает выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высокой цене. Другими словами, монополист считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, что, с точки зрения общества, является оправданным. Но естественные монополии защищены от конкурентных сил, что является благоприятным условием для неэффективности. К сожалению, но это так, чем меньше конкурентов, тем больше неэффективность. В этой связи ценность естественной монополии, с точки зрения общества, отрицательная. Но общество не может отказаться от ее услуг, т. к. естественная монополия обеспечивает необходимые общие условия для эффективного производства и нормальной повседневной жизни населения. В этом смысле ее общественная ценность положительна и велика. Ответ на вопрос: «Насколько естественная (чистая) монополия способствует научно-техническому прогрессу?». Ответ на данный вопрос неоднозначен: имеются две точки зрения. Первая: чистая монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция, потому что ее способность постоянно получать прибыль обеспечивает устойчивое финансирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Вторая точка зрения: отсутствие конкурентных фирм ослабляет стимул монополиста к нововведениям. При анализе данных позиций возникают следующие вопросы. Действительно ли, что естественные монополии разрабатывают более эффективную технику? Допустимо ли, что неконкурирующие монополии больше совершенствуют технологию производства, чем конкурирующие производители? Имеют ли чистые монополии достаточно средств и стимулов, чтобы улучшить свою продукцию и удовлетворить потребительский спрос? Ответы на поставленные вопросы можно получить при сравнении следующих моделей рынка. Конкурентная модель. Выживание конкурентных фирм зависит от эффективности их деятельности. Однако конкуренция может лишать фирмы прибыли – основного источника для разработки новой техники или новой продукции. Прибыли от НТП могут быть недолговечными для осуществляющего нововведения конкурентного производителя. Фирма в конкурентной отрасли, внедряющая нововведения, нередко становится свидетелем того, что многие ее конкуренты вскоре начинают дублировать или копировать любую техническую новинку. Практически они будут считать вознаграждения, но не затраты на НТП. Чистая монополистическая модель. Благодаря барьерам для вступления в отрасль чистой монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли. Отсюда, он будет иметь больше финансовых ресурсов для НТП, чем конкурентные фирмы, но вследствие отсутствия конкурентов у чистой монополии нет автоматического стимула к НТП. Следовательно, монополист может позволить себе быть неэффективным и вялым. Острое соперничество конкурентного рынка наказывает неэффективных. Неэффективный чистый монополист не встречает этого наказания просто потому, что у него нет конкурентов. У монополий есть все основания довольствоваться существующим положением. Чистые монополии, обогащаясь за счет остальной части общества, имеют меньше стимулов для НТП, но больше капитала для его осуществления.

Источник: Экономический словарь.