Бостонская матрица

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Бостонская матрица
методика отображения и анализа политики развития продукта и соответствующего потока наличности в рамках предприятия, используемая в корпоративном планировании для формулирования стратегии бизнеса.

Источник: Толковый словарь "Инновационная деятельность". Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я)

Бостонская матрица
понятие, при помощи которого продукты можно классифицировать в соответствии с ростом реализации и долей рынка. Разработана американской компанией Boston Consulting Group. Включает понятия «трудный ребенок», «звезда», «денежная корова» и «собака». «Трудный ребенок» — продукт или услуга этой категории обладает потенциальной возможностью выдвинуться в «звезды», поскольку находятся на быстрорастущем рынке, но они еще должны завоевать долю рынка. По этой причине они требуют неустанного внимания и заботы, так как даже при удаче в завоевании доли рынка сам рыночный рост может сократиться, тогда продукт или услуга упадут до разряда «собак». «Звезда» — продукт или услуга в этой категории располагают высокой долей рынка, причем рынок является быстрорастущим. «Денежная корова» — продукт или услуга этой категории имеет высокую долю рынка в пределах зрелого, медленно растущего рынка. Как правило, это наиболее известные продукты или услуги предприятия. «Собака» — это продукт или услуга, находящиеся на рынке с низким (или нулевым) ростом, на котором компания располагает минимальной долей. Компания должна избавляться от таких рынков и переключать свои ресурсы на другие виды деятельности.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

БОСТОНСКАЯ МАТРИЦА
(Boston matrix) — матрица, разработанная Бостонской консультационной группой, для анализа политики развития продукции фирмы и связанных с этим денежных потоков. Ниже изображена матрица, используемая для выявления того, какие продукты являются источниками денег, а какие — потребителями. По строкам матрицы отложены темпы роста рынка: чем быстрее растёт рынок для какого-либо продукта, тем больше требуется инвестиций и тем больше затрачивается денег. По столбцам откладывается доля рынка: чем больше доля рынка у данной фирмы, тем больше её прибыль и, следовательно, тем больше денег она получает. Матрица роста доли рынка включает в себя четыре крайних типа продукта:

(а) «Звезда» — продукты с высоким темпом роста (потребляют деньги) и большой долей рынка (приносят деньги). Продукты типа «звезда» — обычно новые продукты, находящиеся в фазе роста ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКТА.
(б) «Трудный ребёнок» — продукты с высоким темпом роста (потребляют деньги) и небольшой долей рынка (приносят мало денег). «Трудные дети» приводят к утечке средств, но у них есть будущее при условии, что их доля рынка будет увеличена.
(в) «Дойная корова» — продукты с низким темпом роста и большой долей рынка (приносят много денег). «Дойные коровы» — это обычно «зрелые» продукты на поздних стадиях своего жизненного цикла.
(г) «Собака» — продукты с низким темпом роста и небольшой долей рынка, приносящие деньги. «Собаки», как правило, имеют небольшой потенциал будущего развития.
Для любой фирмы важно иметь сбалансированный портфель «дойных коров», «звёзд» и т. д. и использовать средства, привлечённые «дойными коровами» для развития «трудных детей», если она хочет гарантировать свою жизнеспособность в долгосрочном плане с помощью своей политики развития продукции.
См. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДУКЦИИ, ДИВЕРСИФИКАЦИЯ, МАТРИЦА ПРОДУКТ —РЫНОК.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

БОСТОНСКАЯ МАТРИЦА
разработанная Бостонской консультационной группой таблица видов товаров, отличающихся темпом роста продаж и занимаемой долей рынка: а) «звезда» - высокий темп и высокая доля; б) «дойная корова» - низкий темп, но высокая доля; в) «трудный ребенок» - высокий темп, но низкая доля; г) «собака» - низкий темп и низкая доля.
Матрица Бостонской консалтинговой группы - давно известный и хорошо зарекомендовавший себя инструмент анализа, успешно применяемый маркетологами долгие десятилетия. Она была разработана одной из крупнейших американских консалтинговых компаний в целях определения базового подхода для управления портфелем продукции. Суть матрицы составляют два базовых параметра, по которым ведется анализ продукции: это относительная (относительно конкурентов) доля рынка и рост самого рынка.
Необходимо рассмотреть каждый продукт из всего ассортимента компании и поместить в какой - либо из квадрантов матрицы. Тогда вы сможете начертить схему ожидания захвата рыночной доли.
Это достаточно просто и наглядно, но матрица имеет несколько ограничений, о которых читайте ниже. Каждая ячейка матрицы имеет свое условное название. Рассмотрим каждую из них.
Собаки
Это продукты с низкой долей и низкими темпами роста рынка. Это неудачники, классический вариант «real turkeys!», как говорят американцы, другими словами, - неудачные инвестиции. Продукты такого рода не приносят дохода, а только поглощают ресурсы компании. Для эффективного развития от них рекомендуется избавляться или минимизировать их присутствие в ассортиментной политике компании.
Дойные коровы
Это продукты с высокой рыночной долей на рынках и невысокими темпами развития. Дойные коровы приносят больше, чем в них инвестируют. Оставляйте их в своем портфеле до тех пор, пока ситуация не изменится.
Трудные дети
Низкая рыночная доля на рынках с высокими темпами развития. Они потребляют ресурсы компании и мало отдают. Они поглощают большие финансовые средства, если вы захотите увеличить рыночную долю.
Звезды
Продукты с высокой рыночной долей на интенсивно растущих рынках. Звезды приносят большую прибыль. Храните и оберегайте их, создавайте другие звезды. Построив схему, необходимо оценить свой портфель. Старайтесь иметь как можно меньше Собак, при этом важно соблюдать равновесный баланс между Дойными коровами, Трудными детьми и Звездами. Суть управления ассортиментным портфелем в том, чтобы развивать Трудных детей в Звезды на средства, полученные от Дойных коров. Со временем Звезды переходят в класс Дойных коров, а некоторые из Трудных детей превратятся в Собак. И это значит, что успешные продукты должны быть еще более успешными, чтобы компенсировать потери от неудачников.

Источник: Экономический словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
1.21 мб

ПРИМЕНЕНИЕ БОСТОНСКОЙ МАТРИЦЫ К ИНВЕСТИЦИОННЫМ КОМПАНИЯМ РОССИИ

Д. Г. Збарская
Данная статья посвящена анализу российских компаний на основе Бостонской матрицы. Даны и проанализированы статистические данные, которые помогают выявить инвестиционную активность компаний.
Читать PDF
345.36 кб

Адаптация матрицы Бостонской консалтинговой группы в маркетинге территорий

Березина Екатерина Александровна
: актуальность выбранной темы обусловлена высоким уровнем конкуренции на территориальном уровне.
Читать PDF
299.17 кб

Использование матрицы Бостонской консалтинговой группы в процессе оценки недвижимости

Соловьева Юлия Юрьевна
В статье рассмотрены методические рекомендации по применению одного из методов стратегического анализа и прогноза для оценки рыночного потенциала различных видов недвижимости.
Читать PDF
171.31 кб

Маркетинговое изучение рынка с использованием матрицы бостонской консультативной группы

Шибайкин А.В., Шарикова И.В.

Похожие термины:

  • Boston  matrix.  Бостонская  матрица

    Матрица,  предложенная Бостонской консультативной группой для анализа стратегии разработки компанией новой продукции и возможностей финансирования этого процесса. Матрица выглядит следующим о