Австрийская экономическая школа

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Австрийская (венская) экономическая школа
1. Обмен должен приносить выгоду обеим участникам обмена, а полученное взамен благо должно быть полезнее отданного. 2. Каждый стремится совершить сделку с максимальной для себя выгодой и приращением полезности. 3. Если в процессе обмена выгода от сделки не велика, то надо соглашаться на этот вариант, чем остаться без обменной ценности и вообще не получить приращение полезности. Э. Бем-Баверк критически относился к марксистской теории прибавочной стоимости. В противовес ей, используя общий для неоклассической школы методологический подход убывания предельной полезности и концепцию альтернативных затрат, разработал на этой основе чистую теорию проблемы капитала и процента. По этой теории рабочие являются полными собственниками созданного продукта и полностью получают за свой труд, а источником процента является более высокая производительность. В этой связи вопрос эксплуатации труда капиталом, по мнению Э. Бем-Баверка, места не имеет.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

Австрийская (венская) экономическая школа
одно из ответвлений английской классической политической экономии. У истоков австрийской (венской) экономической школы стояли Карл Менгер, Фридрих Визер, Эйген Бем-Баверк. К. Менгер в своем труде «Основания политической экономии», опубликованном в 1871 г. отразил основные теоретические взгляды экономистов австрийской (вен-ской) школы поставив в основу учения потребности человека и средства их удовлетворения, считая, что человек с его нуждами и средствами для их удовлетворения, есть та точка отсчета, с которой начинается и которой заканчивается экономическая жизнь. В этой работе К. Менгер продолжил разработку теории предельной полезности благ Г. Госсена. Полезность благ Г. Госсен оценивает исходя из их необходимости. Если же количество благ больше необходимого, то ценность их уменьшается с каждой новой единицей благ или товара, пока не достигнет полного насыщения и не составит нуля. Однако до Г. Госсена и К. Менгера теория полезности как различие между потребительной стоимостью и меновой стоимостью была рассмотрена в трудах Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) и углублена в экономических трудах поздних ученых. Тем не менее К. Менгер является в экономической науке одним из основателей теории полезности. Согласно К. Менгеру ценность относительна и субъективна по сущности и измерению. Она зависит от важности удовлетворяемой потребности и степени ее насыщения. К. Менгер располагал потребности и степени насыщения в определенном ранжире, считая, что ценность всего блага определяется не по высшей величине, а по степени понижения наименее важной удовлетворенной потребности. Соответственно, обмен он рассматривал как средство для удовлетворения потребностей. Считал, что обмен ценностями не может быть эквивалентен, т. к. оценка обмениваемых средств, когда она осуществляется двумя участниками не адекватна, поскольку зависит от субъективной оценки потребителя. При монопольном предложении цена товара будет определяться предельным спросом по оценке покупателей. Экономические взгляды К. Менгера по коренному вопросу политической экономии — трудовой теории стоимости совпадали со взглядами французского экономиста Ж. Сея. Он, как и Ж. Сей, был противником трудовой теории стоимости, категорически ее отрицал, рассматривая ее в качестве одной из грубейших ошибок в экономической теории. Он считал, что стоимость продукта слагается из двух частей: одну ее часть составляет труд, а другую — капитал, которые образуют факторы производства. Следовательно, каждый из факторов, исходя из вклада, имеет свою долю в созданном потребительском продукте, а прибыль, как экономическая категория, теряет свое содержание. Отсюда вывод: распределение благ между трудом и капиталом осуществляется верно, и потому в обществе нет и не должно быть по этой причине антагонистических противоречий. Ф. Визер — представитель австрийской (венской) экономической школы. Является одним из авторов теории предельной полезности. Считал, что стоимость средств производства определяется предельной стоимостью произведенного товара, поэтому затраты не определяют ценность, напротив, последняя существуя сама по себе, санкционирует затраты. Ф. Визер, также как и К. Менгер, считал основными факторами производства труд, землю и капитал. Он являлся в австрийской (венской) экономической школе одним из основателей и авторов теории вменения, согласно которой каждому фактору производства вменяется определенная стоимость в созданном продукте. Ф. Визер являлся автором субъективной теории издержек. Согласно его теории произведенные блага оцениваются по тому, какую ценность представляет собой продукт в стадии конечного потребления. Таким образом, блага первого порядка наделяют ценностью блага второго порядка, которые в свою очередь возвращают свою оценочную стоимость на блага первого порядка, чтобы были созданы новые блага. Третьим ярким представителем австрийской (венской) экономической школы, главным ее теоретиком, который развил и уточнил идеи предельной полезности К. Менгера и Ф. Визера, был Э. Бем-Баверк. Он считал, что стоимость предельного продукта переносится на производительные средства, которые, в свою очередь, переносят свою стоимость на другие товары, которые создаются этими производительными средствами. Исходным пунктом исследования он принял хозяйствующий субъект, его мотивы и психологию, который считал основой всех экономических процессов. Свою работу «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886 г.) Э. Бем-Баверк посвятил проблемам ценности. Он считал, что участники обмена осуществляют его при разумно-эгоистическом подходе по следующим трем основным правилам:

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
156.43 кб

Австрийская школа экономической мысли

Заостровцев Андрей Павлович
Проведено исследование генезиса и последующего становления основных постулатов австрийской школы, ее отношений с основным направлением экономической мысли.
Читать PDF
248.80 кб

Австрийская субъективно-психологическая школа и формирование австрийской традиции экономического ана

Нестеренко Е.
Раскрыты основные теоретико-методологические положения австрийской субъективно-психологической шко-лы.