Материально-техническое снабжение

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Материально-техническое снабжение
плановое распределение средств производства (см.), организация своевременного и комплексного доведения их от поставщика до потребителя и обеспечение рационального их использования. В СССР действует единая государственная система материально-технического снабжения, построенная по территориально-отраслевому принципу и возглавляемая Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению (Госснабом СССР).

Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985

Материально-техническое снабжение
плановое распределение и обеспечение предприятий необходимыми для бесперебойного производственного процесса средствами производства. Материально-техническое снабжение включает в себя две стороны единого процесса: сбыт и снабжение.
Распределение материальных ресурсов осуществляется с различной степенью централизации, в зависимости от народнохозяйственной значимости и дефицитности отдельных видов ресурсов. Номенклатура распределяемой продукции делится на группы:
- продукция номенклатуры народнохозяйственного плана (группа фондируемых материалов),
- централизованно распределяемые материальные ресурсы,
- децентрализованно распределяемая продукция.

Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ
1. Плановое обеспечение предприятий и организаций народного хозяйства ППТН. Включает два взаимосвязанных процесса: сбыт - реализация произведенных в отраслях материального производства средств производства и предметов потребления и снабжение средствами производства объединений, предприятий и организаций. МТС осуществляется в соответствия с предусмотренными в народнохозяйственном плане отраслевыми пропорциями и утвержденными плановыми нормами расхода материальных ресурсов на единицу продукции. Собственником средств производства при их продаже и купле остается государство. План МТС является составной частью единого народнохозяйственного плана. В современных условиях роль МТС значительно повышается в результате значительного роста объема и номенклатуры ППТН; увеличения количества предприятий и размещения их в отдаленных районах страны; использования новых форм и методов организации и плакирования доведения ППТН до потребителей (ПДХС, гарантированное комплексное снабжение, оптовая торговля, прокат предметов ППТН); усиления роли научных исследований в работе предприятий и организаций МТС
2. Наука, изучающая закономерности процесса производства в сфере обмена и обращения средств производства, производственные отношения между социалистическими предприятиями и организациями, прогрессивные формы, методы и способы организации, планирования и оперативной деятельности по своевременному, комплектному, качественному и наиболее эффективному обеспечению потребностей народного хозяйства в ППТН.
3. Отрасль материального производства народного хозяйства, в которой осуществляется продолжение процесса производства в сфере обращения, т.е. распределение материальных ресурсов, доведение продукции от производителей к потребителям и организация рационального использования ППТН. Эти функции в СССР выполняют органы общегосударственной системы МТС во главе с Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению, ведомственные органы МТС, а также органы снабжения и сбыта объединений, предприятий и организаций. Основными задачами этих органов являются: плановое распределение, обращение и доведение ТТП до непосредственных потребителей в нужные сроки, необходимом количестве, качестве, с учетом экономии материальных, трудовых, финансовых средств и наиболее рациональной организации МТС

Источник: Материально-техническое снабжение. Словарь-справочник. М. Экономика 1985

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ
народного хозяйства, в социалистич. странах процесс планового распределения и планомерной организации обращения средств произ-ва, включающий реализацию выпускаемой предприятиями продукции производственно-технич. назначения и обеспечение ею потребителей. М.-т. с. нар. х-ва как планово-организованный процесс возможно только при социализме.
М.-т. с. в социалистич. воспроизводстве. М.-т. с. связано со всеми фазами расширенного социалистич. воспроизводства. Оно непосредственно функционирует в фазах распределения и обращения, увязывая между собой произ-во и потребление продукции во взаимосвязанных отраслях. М.-т. с. как одна из важнейших частей хоз. руководства и управления обществ. произ-вом оказывает большое влияние на темпы развития социалистич. экономики и её эффективность. Содержание и формы организации М.-т. с. на каждом этапе хоз. строительства определяются уровнем развития производит. сил и конкретными хоз.-политич. задачами, стоящими перед страной. На совр. этапе, когда важнейшее значение приобрело повышение эффективности обществ. произ-ва, роль М.-т. с. неизмеримо возросла. Именно в сфере обращения произведённых товаров оцениваются реальные результаты деятельности каждого предприятия с точки зрения их соответствия нуждам общества. От экономически эффективной реализации продукции зависит бесперебойное возмещение производств. затрат, а от чёткой системы обеспечения потребителей этой продукцией - возможность планомерного осуществления процессов воспроиз-ва.
В социалистич. х-ве обращение продукции предопределяется плановым её распределением. В его основе лежит глубокое изучение потребностей нар. х-ва в конкретных видах материальных ресурсов. Опираясь на выявленную потребность, органы снабжения и сбыта размещают с учётом специализации предприятий заказы на произ-во и поставку сырья, материалов и оборудования, разрабатывают планы межотраслевой кооперации, устанавливают вместе с предприятиями и мин-вами (ведомствами) экономически выгодные хоз. связи, выбирают оптимальные формы снабжения, реализуют производимую предприятиями продукцию и организуют ритмичное и бесперебойное обеспечение потребителей, добиваясь минимальных издержек обращения и совокупных запасов.
Сбыт и снабжение в широком нар.-хоз. смысле - это две стороны единого процесса обращения средств произ-ва. Реализуя производимую предприятиями продукцию, органы снабжения и сбыта одновременно решают задачу обеспечения ею нар. х-ва. С другой стороны, снабжая потребителей материальными ресурсами, они одновременно воздействуют на поставщиков в отношении произ-ва продукции необходимого нар. х-ву ассортимента и качества.
Организация управления М.-т. с. Отличит. особенность М.-т. с. состоит в том, что оно носит межотраслевой характер. Через процесс снабжения и сбыта увязываются произ-во и потребление продукции производственно-технич. назначения в различных взаимосвязанных отраслях. Поэтому управление М.-т. с. строится как межотраслевая система. С другой стороны, являясь сферой товарного обращения средств произ-ва, снабжение и сбыт обладают всеми чертами, характерными для самостоят. отрасли нар. х-ва. Для эффективного осуществления процесса М.-т. с. нар. х-ва органы снабжения и сбыта как в центре, так и на местах органически связаны между собой и составляют единую систему.
Совр. организация управления М.-т. с. в СССР строится исходя из след. принципов: оптимального сочетания централизованного планового распределения сырья, материалов и оборудования с децентрализацией оперативной работы по реализации планов М.-т. с.; создания орг. условий, позволяющих гибко маневрировать материальными ресурсами и ускорять их оборачиваемость в интересах растущих потребностей нар. х-ва в условиях науч.-технич. прогресса; всемерного содействия развитию оптимальной межотраслевой кооперации и вытекающей отсюда самостоятельности системы снабженческо-сбытовых орг-ций по отношению к отраслевым органам управления произ-вом; активного воздействия как на изготовителей, так и потребителей продукции производственно-технич. назначения в направлении наиболее рационального её использования; создания совр. материально-технич. базы снабжения и сбыта и её совершенствования для обеспечения пропорционального развития сферы обращения в соответствии с требованиями произ-ва; внедрения науч. методов управления М.-т. с.; всемерного укрепления хоз. расчёта и экономич. стимулов в снабжении и сбыте; широкого и всестороннего использования экономико-математич. методов и вычислит. техники.
Этим требованиям наилучшим образом в СССР отвечает функционирующая в соответствии с решениями Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС общегос. система М.-т. с. По своему существу она принципиально отлична от всех прежних форм организации снабжения и сбыта в стране. Впервые М.-т. с. в СССР как отрасль нар. х-ва организационно оформлено в единую межотраслевую систему, возглавляемую Гос. комитетом Совета Министров СССР по М.-т. с. (Госснабом СССР).
До этого управление снабжением и сбытом носило ведомств, характер и строилось либо по отраслям материального произ-ва, либо по территориальному принципу. Общегос. система основана на органич. сочетании территориальных органов снабжения в союзных республиках и районах страны, гл. управлений по снабжению и сбыту продукции, построенных по товарному принципу (союзглавснабсбытов), гл. управлений по комплектованию строящихся и реконструируемых предприятий оборудованием и изделиями, построенных по отраслям стр-ва (союзглавкомплектов). На неё возложены: реализация планов снабжения; обеспечение межотраслевых кооперированных поставок; установление экономически рациональных хоз. связей между предприятиями; развитие оптовой торговли средствами произ-ва; распределение по потребителям продукции, не распределяемой Госпланом СССР, планы произ-ва к-рой утверждают мин-ва; контроль за своевременным выполнением мин-вами, ведомствами и предприятиями планов поставки продукции; разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию системы и органов М.-т. с. При этом распорядителями материальных ресурсов, выделяемых для развития отраслей пром-сти, являются общесоюзные и союзно-респ. мин-ва и ведомства. На них возложена ответственность за обеспечение предприятий и орг-ций материальными ресурсами. Мин-ва и ведомства определяют потребность предприятий в материалах и оборудовании, распределяют выделенные ресурсы по потребителям (кроме тех ресурсов, распределение к-рых передано территориальным органам М.-т. с.), контролируют их реализацию и организуют внутриотраслевые кооперир. поставки.
Госснабу СССР подчинены центр. и территориальные снабженческо-сбытовые органы. К числу центр. органов относятся (195) 26 специализированных союзных гл. управлений по снабжению и сбыту важнейших видов продукции: Союзглавметалл, Союзглавхим, Союзглавцветмет, Союзглавуголь, Союзглавнефть и др. Осн. задача союзглавснабсбытов - формировать рациональные межотраслевые и межрайонные связи путём правильного прикрепления потребителей к поставщикам, обеспечивать полную, своевременную комплектную поставку продукции в соответствии с выделенными потребителям материальными ресурсами и одновременно совместно с мин-вами, пром. объединениями наиболее эффективно загружать производств. мощности предприятий-изготовителей заказами. Союзглавснабсбыты также подготавливают балансы и планы распределения по обширной номенклатуре продукции в нар. х-ве. Их важнейшей чертой в условиях хоз. реформы является защита интересов потребителей. Союзглавснабсбыты получили возможность активно влиять на поставщиков в направлении произ-ва продукции требуемого нар. х-ву качества и ассортимента. В составе центр. органов, подведомственных Госснабу СССР, имеются (1975) 12 союзных гл. управлений по комплектованию важнейших строящихся и реконструируемых предприятий всеми видами оборудования, приборами и др. изделиями: Союзглавметаллургкомплект, Союзглавхимкомплект, Союзглавмашкомплект и др. Важнейшим звеном системы М.-т. с. являются её территор. органы. В 1975 в союзных республиках (кроме РСФСР) имелось 14 гл. управлений, в р-пах РСФСР - 31 управление М.-т. с., Украины и Казахстана - по 7 управлений.
Главные и территориальные управления М.-т. с. являются хозрасчётными орг-циями. Им подчинены все находящиеся в р-нах их деятельности специализированные и универсальные управления, конторы, базы, склады снабжения и сбыта, оптовые и мелкооптовые . магазины за исключением контор и баз нек-рых мин-в и ведомств, для к-рых сохранена ведомств, система органов снабжения. Они реализуют фонды на материальные ресурсы, выделенные потребителям, находящимся в р-нах их деятельности, организуют оптовую торговлю средствами произ-ва, осуществляют комплексное снабжение потребителей как транзитом, так и через базы; контролируют поставки продукции из данного р-на в другие р-ны страны; осуществляют стр-во и технич. оснащение складской сети в р-нах. Территориальные органы М.-т. с. мобилизуют внутр. ресурсы, организуют децентрализованные заготовки продукции, реализуют имеющиеся излишки материальных ценностей, контролируют правильность использования и хранения потребителями материалов и изделий.
Общегос. система снабжения обслуживала в 1975 св. 130 тыс. потребителей - в 2 раза больше, чем в 1966, а нефтепродуктами обеспечивала всех потребителей в нар. х-ве. Её товарооборот составляет более 150 млрд. руб. в год, или ок. 60% общего товарооборота продукции производственно-технич. назначения.
Поскольку система Госснаба СССР обеспечивает материальными ресурсами всех потребителей, независимо от их ведомств, принадлежности, то значит. часть быв. ведомств, сети снабженческо-сбытовых контор и баз подчинена ныне этой системе. В пром. мин-вах и ведомствах существуют, как правило, только гл. управления снабжения, выполняющие в основном плановые функции по определению потребности предприятий соответствующей отрасли в материалах и оборудовании и распределению между ними ресурсов, получаемых отраслью в централизованном порядке. Для нек-рых мин-в и ведомств, как было отмечено выше, в порядке исключения сохранена ранее действовавшая система (на ж.-д., воздушном, морском и речном транспорте, в связи, энергетике, трансп. стр-ве, газовой пром-сти, с. х-ве, а также для исполкомов местных Советов депутатов трудящихся). У соответствующих мин-в и ведомств имеются конторы М.-т. с., базы и склады. Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника», обеспечивающее материальными ресурсами с. х-во, располагает широкой сетью баз, складов и магазинов, подчинённых районным и межрайонным отделениям, об л. и респ. объединениям. Органы снабжения, обслуживающие предприятия и орг-ции местного значения (жил.коммунальные, культурно-просветит., детские и мед. учреждения), подчинены, как правило, местным Советам.
Центр. гос. органы М.-т. с. созданы в большинстве социалистич. стран - членов СЭВ. Так, в Болгарии имеется Мин-во М.-т. с. и гос. резервов, Венгрии - Гос. управление материалов и цен, ГДР - Мин-во материального х-ва, в МНР - Госснаб при Госплане, Польше - Гос. совет материального х-ва, Румынии - Мин-во М.-т. с. и контроля использования осн. фондов. В 1974 был создан Комитет СЭВ по сотрудничеству в области М.-т. с.
Планирование М.-т. с. В социалистическом хозяйстве плановое распределение средств произ-ва базируется на науч. определении обществ. потребности и увязке её с планами произ-ва и стр-ва. С др. стороны, планирование произ-ва не может должным образом осуществляться без планового распределения продукции и определения количества материальных ресурсов, необходимых для её изготовления. Эта связь достигается балансовым методом в планировании, который применяется во всех звеньях социалистич. экономики. Нарушение балансовой увязки произ-ва и распределения продукции приводит к необеспеченности отд. произ-в материальными ресурсами или к затруднениям реализации выпускаемой предприятиями продукции. Совр. масштабы произ-ва, задачи повышения его эффективности требуют совершенствования организации и методов планирования М.-т. с.
План снабжения нар. х-ва состоит из двух осн. частей - балансов материальных и планов распределения. Материальные балансы включают ресурсовую часть и распределение ресурсов по экономич. назначению: на производственно-эксплуатационные нужды, капитальное строительство, рыночный фонд и т. д. В планах распределения материальные ресурсы распределяются адресно по фондодержателям. Балансы и планы распределения по отд. видам продукции синтезируются в межотраслевой баланс произ-ва и распределения продукции в натуральном выражении (см. Баланс межотраслевой). Для правильного балансирования ресурсов продукции и их распределения по нар. х-ву необходима тщательная увязка пром. мин-вами и ведомствами планов произ-ва и стр-ва с планами М.-т. с. Решение этой задачи требует прежде всего совершенствования методов определения потребности в материальных ресурсах, создания и использования для этого научно обоснованной нормативной базы и в первую очередь норм расхода и запасов материальных ресурсов (см. Нормирование расхода материальных ресурсов).
Перестройка управления пром-стью по отраслевому принципу, создание межотраслевой системы М.-т. с. и перевод предприятий на новую систему планирования и экономич. стимулирования являются важнейшими факторами дальнейшего совершенствования балансового метода планирования, сочетания централизованного планирования произ-ва и распределения продукции с хоз. самостоятельностью и инициативой предприятий. По важнейшим видам продукции, входящим в номенклатуру нар.-хоз. плана и Госплана СССР (ок. 2000 наименований), материальные балансы и планы распределения разрабатывает Госплан СССР, по остальным видам широкой номенклатуры (св. 13 тыс. наименований) - система Госснаба СССР, по ряду видов продукции, преим. внутриотраслевого произ-ва и потребления, - отд. мин-ва и ведомства.
Номенклатура централизованно распределяемой продукции строится, как правило, по групповому принципу с тем, чтобы групповые позиции наилучшим образом отвечали планированию произ-ва и распределения продукции. Дальнейшую её детализацию осуществляют союзглавснабсбыты и территориальные органы М.-т. с., мин-ва, ведомства и предприятия при специфицировании фондов, размещении заказов на произ-во и поставку продукции и установлении хоз. связей между поставщиками и потребителями.
Важное значение имеет децентрализация распределения отд. видов продукции через территориальные органы М.-т. с. Такая форма распределения освобождает мин-ва и ведомства от трудоёмкой работы по распределению большой части материальных ресурсов между подведомственными им предприятиями и в то же время позволяет предприятиям решать вопросы планирования М.-т. с. на месте, не обращаясь в свои производств. главки (пром. объединения) и главснабы мин-в. Госснаб СССР передал на распределение непосредственно территориальным органам М.-т. с. ок. 12 тыс. наименований материалов, машин, оборудования, приборов, инструментов. Распределение продукции территориальными органами снабжения позволяет более точно учитывать потребности предприятий и оперативно регулировать ход поставок.
Изучение потребности в материальных ресурсах и их распределение в нар. х-ве ведётся по разным каналам в зависимости от их номенклатуры. По номенклатуре Госплана СССР и нар.-хоз. плана, утверждаемого Сов. Мин. СССР, предприятия и орг-ции-потребители определяют потребность в материальных ресурсах и вместе с проектировками плана произ-ва и капитального стр-ва представляют соответствующие расчёты в свои мин-ва и ведомства. Последние обобщают потребность по отрасли и в сводном виде представляют её вместе с проектами планов произ-ва и стр-ва в Госплан СССР. Аналогичную работу проводят союзные республики по респ. и местным потребителям. Госплан СССР увязывает потребности в материальных ресурсах с планами произ-ва и стр-ва по нар. х-ву в целом, а также распределяет продукцию по фондодержателям. При этом по номенклатуре продукции, входящей в нар.-хоз. план, балансы и планы распределения утверждает правительство СССР. Так же производится планирование по номенклатуре продукции, распределяемой Госснабом СССР (кроме продукции, переданной на распределение территориальным органам снабжения), с той лишь разницей, что расчёты потребности представляются мпн-вами, ведомствами и союзными республиками в союзглавснабсбыты при Госснабе СССР, к-рые производят увязку ресурсов и потребностей по каждому виду продукции и осуществляют её распределение в нар. х-ве. При этом планы произ-ва по этой продукции утверждают сами мин-ва и ведомства по согласованию с Госснабом СССР. По наиболее важным видам продукции, входящим в номенклатуру Госснаба СССР, материальные балансы и планы распределения утверждаются пост. Госснаба СССР.
По продукции, переданной на распределение территориальным органам снабжения, предприятия представляют расчёты потребности в эти органы, к-рые сводят потребность в территориальном и отраслевом разрезах и в обобщённом виде представляют в союзглавснабсбыты при Госснабе СССР. Союзглавснабсбыты сводят потребность по нар. х-ву в целом, выделяют ресурсы каждому территориальному органу снабжения, а последние распределяют их по конкретным потребителям.
Для совершенствования балансовой работы необходимо обеспечить полную увязку выделяемых материальных ресурсов по номенклатуре нар.-хоз. плана и Госплана СССР с потребностью в этих ресурсах для выпуска продукции, планы произ-ва по к-рой утверждают мин-ва и ведомства, а планы распределения - Госснаб СССР. По продукции, оставляемой мин-вам и ведомствам для внутриотраслевого потребления, центр. органы снабжения и сбыта определяют только общий объём внутриотраслевого потребления с указанием предприятий-поставщиков. В течение многих лет потребность нар. х-ва в сырье, материалах, топливе и др. продукции производств.-технич. назначения выявлялась с помощью сложной системы заявок потребителей и разного рода обоснований к ним. Заявки, составляемые на предварит, стадии планирования, часто оказывались весьма ориентировочными, в процессе работы над планом многократно корректировались. Поэтому существенное значение приобретает использование иных, более прогрес. методов изучения потребности в материальных ресурсах. Особенно важно создать научно обоснованную нормативную базу и, в первую очередь, улучшить нормативную работу на предприятиях. Большое значение имеют разработка и внедрение экономико-математич. методов изучения и прогнозирования спроса на продукцию производственно-технич. назначения.
Развитие оптовой торговли, прямых длительных хозяйственных связей между предприятиями. Современные масштабы общественного произ-ва объективно требуют создания действенного экономич. механизма распределения и обращения средств произ-ва,постепенного перехода к плановому распределению оборудования, материалов и полуфабрикатов путём оптовой торговли. Социалистич. оптовая торговля средствами произ-ва представляет собой процесс обращения продукции производственно-технич. назначения, основанный на плановом её распределении в общегос. масштабе и приобретении продукции предприятиями по их заказам на базе широкого использования товарно-денежных отношений. Она имеет целью дальнейшее совершенствование в рамках единого гос. плана организации снабжения средствами произ-ва, обеспечение более широкой хоз. самостоятельности предприятий и использование экономич. рычагов. Оптовая торговля осуществляется Госснабом СССР продукцией, реализуемой по прямым длит. хоз. связям, а также переданной на распределение территориальным органам снабжения. При оптовой торговле продукцией, распределяемой территориальными органами снабжения, приобретение предприятиями и орг-циями необходимых материальных ресурсов проводится, как правило, без фондов. По дефицитным видам продукции существует лимитированная торговля. Исходной базой для организации оптовой торговли средствами произ-ва является сбалансированный план, учитывающий действит. потребность в сырье, материалах и оборудовании, увязанный с финанс. ресурсами. Особенно важное значение в этих условиях приобретает совершенствование перспективного планирования, к-рое позволит мин-вам, ведомствам, пром. объединениям, союзглавснабсбытам при Госснабе СССР, территориальным органам М.-т. с. создать более совершенную систему изучения спроса на продукцию производственно-технич. назначения. Оптовая торговля становится инструментом учёта спроса и его изменений. В свою очередь, значительно повышается роль оперативных резервов материальных ресурсов для решения неотложных задач, возникающих в ходе выполнения планов, а также своевременного наращивания производств. мощностей для обеспечения пропорционального развития отраслей нар. х-ва.
Развитие оптовой торговли средствами произ-ва через территориальные органы снабжения осуществляется постепенно, начиная с продажи различных материалов и изделий множеству мелких потребителей, в т. ч. научным, проектным и конструкторским орг-циям, с последоват. расширением как круга потребителей, так и номенклатуры продаваемых им товаров.
Осн. звено во взаимоотношениях при оптовой торговле средствами произ-ва составляют взаимные обязательства и материальная ответственность предприятий-поставщиков, потребителей и территориальных органов М.-т. с. При оптовой торговле территориальные органы снабжения выступают перед поставщиками в роли заказчиков продукции и во мн. случаях как покупатели. Развитие оптовой торговли расширяет обслуживание потребителей. Получают распространение такие формы обслуживания, как организация централизованного завоза грузов с баз, складов и магазинов по предварительно согласованным с потребителями графикам, развитие торговли в магазинах по образцам и предварительным заказам, посылочная, комиссионная и др. формы торговли. Развёртывается оптовая торговля с баз территориальных органов снабжения, а также торговля при транзитной форме снабжения. В системе Госснаба СССР (1975) имелось св. 750 оптовых магазинов, объём оптовой торговли по всем её формам составил ок. 55 млрд. руб.
Формирование осн. контингентов товаров для оптовой торговли осуществляется в плановом порядке путём выделения необходимого количества ресурсов для распределения главным и территориальным управлениям М.-т. с. Одновременно для развития оптовой торговли привлекаются децентрализованные источники ресурсов. Переход к оптовой торговле требует дальнейшего улучшения коммерч. работы непосредственно на предприятиях-потребителях и поставщиках, глубокого изучения на предприятиях спроса на выпускаемую ими продукцию, а также потребности в необходимых им материальных ресурсах, всемерного совершенствования сбытовой работы.
Большое значение при этом имеет развитие экономически целесообразных прямых длит. хоз. связей между поставщиками и потребителями по поставкам продукции производственно-технич. назначения. Решение этой задачи возложено на Госснаб СССР совместно с мин-вами, ведомствами и советами министров союзных республик.
В процессе М.-т. с. формируются плановые хозяйственные связи. На их развитие влияют масштабы обществ. произ-ва, его отраслевая структура, процесс углубления специализации и кооперирования в пром-сти, количество и качество выпускаемой и используемой в нар. х-ве продукции, стабильность её произ-ва и потребления в отд. отраслях. В то же время от формирования хоз. связей, их структуры и организации во многом зависят экономич. показатели сферы обращения, такие, как объём товарооборота, издержки обращения, доходы снабженческо-сбытовых орг-ций и т. д.
Все возникающие между поставщиками и потребителями хоз. связи применительно к отраслевой структуре разделяются на внутриотраслевые и межотраслевые. Если организация первых входит преим. в задачу мин-в, то развитие вторых - дело системы Госснаба СССР, осуществляемое совместно с мин-вами и ведомствами. Межотраслевые хоз. связи по мере углубления специализации в пром-сти и усложнения отраслевой структуры обществ. произ-ва всё больше развиваются. Хоз. связи имеют внутрирайонный и межрайонный характер, могут быть прямыми или опосредствованными снабженческо-сбытовыми орг-циями.
К прямым относятся такие хоз. связи, при к-рых экономич. и правовые взаимоотношения по поставкам продукции производственно-технич. назначения устанавливаются непосредственно между предприятиями-изготовителями и предприятиями-потребителями продукции. В этих случаях для потребителей предприятия-изготовители выступают одновременно в роли непосредств. поставщиков продукции, что влияет не только на характер оформления хоз. связей, но и на процесс их организации и на формы воздействия сторон по взаимному выполнению обязательств.
К опосредствованным относятся такие хоз. связи, при к-рых в качестве посредника во взаимоотношениях между производителями и потребителями продукции и в осуществлении её поставок принимают участие снабженческо-сбытовые орг-ции. Они согласовывают между предприятиями количество и ассортимент поставляемой продукции, её технич. характеристики, конкретные сроки поставок, организуют поставки продукции, участвуют в расчётах с поставщиками и потребителями, в договорных обязательствах.
По продолжительности действия хоз. связи подразделяются на длительные и краткосрочные. Длит. характер хоз. связей, их стабильность позволяют поставщикам и потребителям согласовывать сроки произ-ва, поставок и потребления продукции, её качество и ассортимент и на этой основе повышать эффективность обществ. произ-ва. Осн. условием установления между предприятиями длит. хоз. связей является стабильность произ-ва и потребления продукции.
Различают хоз. связи, организуемые при транзитной форме поставок, т. е. когда продвижение продукции происходит непосредственно от изготовителей к потребителям, минуя к.-л. промежуточные звенья, и связи, организуемые при складской форме снабжения, через склады и базы снабженческо-сбытовых орг-ций. Оптимальный выбор форм поставок имеет большое экономич. значение: от него зависит скорость продвижения продукции в сфере обращения, затраты обществ. труда, связанные с этим процессом, уровень совокупных запасов и оборачиваемость вложенных в них оборотных средств. Выбор формы поставок оказывает серьёзное влияние на формирование хоз. связей и возникающие экономич. и правовые взаимоотношения участвующих в них сторон.
Важное значение при формировании экономически целесообразных хоз. связей имеет оптимальное прикрепление потребителей к поставщикам. Под оптимальным понимается такой план прикрепления потребителей к поставщикам, который позволяет при минимально возможных трансп. издержках наилучшим образом удовлетворять спрос потребителей и максимально использовать производств. мощности предприятий-изготовителей. При совр. масштабах обществ. произ-ва выбор оптимального плана прикрепления требует широкого применения экономико-математич. методов и вычислит. техники, всемерной механизации и автоматизации расчётов и обработки связанной с ними информации.
В процессе прикрепления потребителей к поставщикам и организации хоз. связей между ними осуществляется выбор наиболее рационального в каждом конкретном случае типа связей и форм поставок продукции. Наиболее эффективна такая форма хоз. связей, к-рая обеспечивает непрерывность процесса произ-ва, высокое качество продукции, наименьшие издержки произ-ва и обращения, миним. совокупные запасы материальных ресурсов, а также наиболее простую структуру договорных отношений.
Этим условиям для предприятий с массовым и крупносерийным характером произ-ва и стабильным выпуском продукции наилучшим образом отвечают прямые хоз. связи, устанавливаемые на длит. период, обеспечивающие их участникам непосредств. контакт, что позволяет значительно сократить время для согласования условий поставок, ассортимента, дополнит. технич. требований, взаимоувязать периодичность и сроки поставок продукции. Всё это создаёт наиболее благоприятные условия для своевременной подготовки произ-ва, повышения качества продукций, позволяет взаимоувязывать графики произ-ва и потребления и тем самым создавать предпосылки для ускорения научно-технич. прогресса, повышения ритмичности выпуска продукции и рентабельности работы предприятий и производств. объединений.
Госснаб СССР проводит совместно с мин-вами работу по развитию прямых длит. связей между поставщиками и потребителями продукции производственно-технич. назначения в качестве одной из важнейших форм оптовой торговли средствами произ-ва. При переводе предприятий-поставщиков и потребителей на прямые длит. хоз. связи объёмы поставок продукции на каждый планируемый год устанавливаются, как правило, в групповом ассортименте с распределением по кварталам. Остальные условия поставки, в т. ч. сроки поставки, развёрнутый ассортимент и спец. требования к качеству продукции определяются в договорах, заключаемых непосредственно между предприятиями, прикреплёнными друг к другу на эту форму хоз. связей.
Эффективность хоз. связей во многом зависит от структуры договорных отношений, к-рая должна способствовать повышению ответственности сторон за выполнение принятых ими обязательств. Непосредственные (прямые) договорные отношения между изготовителем продукции и её потребителем, устанавливаемые на длит. период, создают возможность для стабилизации хоз. связей, большей конкретизации условий поставки (сроков, способов отгрузки, приёмки продукции. качества, ассортимента и т. д.) и облегчают предъявление претензий потребителя к изготовителю. Эффективность воздействия договора на экономику предприятий и снабженческо-сбытовых орг-ций связана с установлением правильного соотношения между договором и планом. В новых условиях планирования и экономич. стимулирования договор выступает не только как средство выполнения плана, но и как инструмент его формирования. В то же время совершенствование договорных отношений требует значит. обновления нормативных актов, регулирующих хоз. отношения. Разработаны и утверждены пр-вом предложения о повышении материальной ответственности предприятий и орг-ций за невыполнение заданий и обязательств, а также Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. По мн. видам продукции Госснабом СССР и Госарбитражем СССР утверждены Особые условия поставки.
Планово организуемая оптовая торговля средствами произ-ва и развитие экономически целесообразных прямых длит. хоз. связей между поставщиками и потребителями требуют всемерного укрепления хоз. расчёта как в службах снабжения и сбыта на предприятиях, так и органах М.-т. с. системы Госснаба СССР, внедрения эффективной системы экономич. рычагов, воздействующих на улучшение обеспечения потребителей, оптимизацию хоз. связей.
Материальные запасы и развитие складского хозяйства. Важнейшее значение для бесперебойного и комплектного обеспечения потребителей материальными ресурсами, широкого маневрирования ими имеют правильное формирование материальных запасов и оптимальное управление ими в нар. х-ве. Образование запасов - объективное условие процесса воспроиз-ва, обеспечивающее его непрерывность. Их размер зависит от уровня развития производит. сил, степени обществ. разделения труда, организации межотраслевых и внутриотраслевых хоз. связей между предприятиями, дальности перевозок продукции и от ряда других факторов. В общем объёме запасов значит. место занимают запасы средств произ-ва. В зависимости от места в процессе воспроиз-ва и выполняемых функций материальные запасы выступают в двух формах: производственной (запасы и материалы в процессе произ-ва) и товарной (запасы готовой продукции, находящейся на предприятиях-изготовителях, в пути и на базах снабжения и сбыта). При этом продукция, вышедшая из произ-ва, сохраняет товарную форму от момента её изготовления до момента поступления к потребителю независимо от того, доставляется ли она им непосредственно или через снабженческо-сбытовые базы.
Запасы отд. видов материалов в товарной и в производств. формах с точки зрения всего обществ. произ-ва выступают как единое целое, как совокупный запас определ. видов средств произ-ва. К формированию совокупного запаса предъявляется ряд требований. Первое из них состоит в том, чтобы размер запаса был достаточным для обеспечения непрерывности, бесперебойности обществ. процесса произ-ва и обращения в период циркуляции производимой и потребляемой партии материалов или, иначе говоря, с момента выпуска поставщиком готовой продукции до момента включения её в производств. процессы на предприятиях-потребителях. С др. стороны, поскольку образование запасов означает нек-рое омертвление материальных ценностей и оборотных средств, вторым требованием, предъявляемым к совокупному запасу, является максимально возможное его сокращение при одновременном повышении степени мобильности. Образование запаса и его хранение требуют затрат. Размер их зависит не только от величины запасов, но и от места, в к-ром они образуются, дальности и способов доставки материалов к местам хранения, объёма погрузочно-разгрузочных работ, времени и техники хранения и т. д. Отсюда вытекает третье требование к формированию совокупного запаса, состоящее в минимизации суммарных издержек, связанных с его образованием.
В плановой системе социалистич. х-ва созданы все условия для достаточно правильного размещения запасов и эффективного управления ими с использованием системы норм и балансовых расчётов. С этой целью применяются специально разработанные методики нормирования производственных и товарных запасов. Руководствуясь этими методиками, предприятия, мин-ва и ведомства, территориальные органы М.-т. с. определяют нормы запасов, к-рые используются в балансовых расчётах и служат основой контроля и учёта уровня запасов и оперативного управления ими, совершенствованию их структуры и уровня. Однако формирование совокупных запасов и их общий размер зависят не только от факторов, воздействующих на отдельные части совокупного запаса, но и от соотношений между последними, сочетания величин производственных и товарных запасов. Процесс совершенствования материального снабжения приводит к повышению эффективности использования материальных запасов.
Органы М.-т. с. стремятся преодолеть сложившуюся в прошлом тенденцию преимуществ, размещения запасов у потребителей. Значительно увеличен уровень товарных запасов по Осн. видам материальных ресурсов на базах и складах системы Госснаба СССР, что обеспечивает последоват. сокращение производств. запасов у потребителей. Решается также задача правильного территориального размещения запасов, что оказывает существ. влияние на рационализацию их структуры. За счёт рационального размещения запасов в нар. х-ве и ускорения их оборачиваемости в хоз. оборот дополнительно вовлекается значительная часть товарно-материальных ценностей.
Рациональное размещение запасов неразрывно связано с созданием совр., широко разветвлённого складского х-ва, необходимого для улучшения материального обеспечения потребителей и развития оптовой торговли средствами произ-ва. Решая эту проблему, Госснаб СССР строит по типовым проектам универсальные и специализированные базы и склады, к-рые представляют собой крупные высокомеханизированные комплексы, оснащённые совр. оборудованием и средствами вычислит. техники. Увеличиваются выделяемые гос-вом для этих целей капитальные вложения. Привлекаются и децентрализованные источники финансирования за счёт отчислений от прибыли снабженческо-сбытовых орг-ций. Большое экономич. значение имеет также повышение эффективности использования действующих баз за счёт механизации и совершенствования технологии транспортно-складских процессов. Существ. место занимает организация специализированного трансп. х-ва в территориальных органах снабжения.
В системе органов снабжения и сбыта широкое распространение получило применение экономико-математич. методов и электронной вычислит. техники, что позволяет лучше увязывать потребность в материалах с возможностью её удовлетворения. Экономико-математич. методы служат инструментом выбора оптимальной формы снабжения и рационального сочетания товарных и производств. запасов. Они являются основой создания автоматизированной системы планирования, учёта и управления М.-т. с. нар. х-ва (АСУ Госснаба СССР). Разработка этой системы ведётся науч. и проектными орг-циями системы Госснаба СССР.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
495.92 кб

Материально-техническое снабжение ОАО хк «Якутуголь»

Варлаков А. Ю., Подковыров В. Г., Резиков А. В., Морозов А. Б.
Читать PDF
420.29 кб

Моделирование системы материально-технического снабжения МВД России

Емельянов И. И.
Читать PDF
311.93 кб

Стратегия экономичности затрат на материально-техническое снабжение

Мизиковский Игорь Ефимович
Экономия ресурсов является признанной стратегией эффективности бизнеса, оптимальное управление затратами на снабжение неотъемлемым элементом данной стратегии.
Читать PDF
348.78 кб

Логистический сервис в материально-техническом снабжении предприятий

Гусев Александр Григорьевич
Рассмотрены основные принципы предоставления логистического сервиса.
Читать PDF
111.17 кб

Структура организации и управления материально-технического снабжения

Шибанов В. Е.
Приводятся особенности механизма оперативного управления с привлечением большого количества специалистов на различных уровнях специальных управленческих механизмов.
Читать PDF
326.73 кб

Управление качеством материально-технического снабжения на предприятии

Протасова Людмила Геннадьевна
Обобщены данные по организации материально-технического снабжения на предприятии: целям, задачам, функциям отдела снабжения, а также их реализации на примере конкретного предприятия.
Читать PDF
218.38 кб

Особенности материально-технического снабжения в металлургических холдингах

Латфуллин Руслан Равилевич, Васильева Надежда Федоровна
В статье анализируются особенности материально-технического снабжения в металлургических холдингах.
Читать PDF
1.11 мб

Особенности структуры службы материально- технического снабжения на предприятии

Баранова Ю.В.
В нашей статье мы рассматриваем особенности и структуру службы материально-технического снабжения предприятия. Нами исследованы основные структурные элементы службы снабжения.
Читать PDF
213.47 кб

Логистика снабжения подрядных организаций материальными и техническими ресурсами

Плотников А. Н., Плотников Д. А.
Статья посвящена проблемам организации эффективной системы снабжения строительного предприятия, интенсификации процесса обеспечения строительства материальными ресурсами, разработки и осуществления мероприятий по повышению эффекти
Читать PDF
200.73 кб

Приоритеты логистического контроллинга в сфере материально-технического снабжения

Кытин Евгений Юрьевич
Рассмотрены проблемы организации корпоративного логистического контроллинга снабжения. Изложены основные подходы к определению частных показателей эффективности снабжения.
Читать PDF
626.61 кб

Проблема материально-технического снабжения угледобывающих компаний и пути их решения

Романов С. М., Серебряков Н. В.
Изложены основные проблемы материально-технического снабжения угледобывающих компаний.
Читать PDF
243.70 кб

Управление МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКим СНАБЖЕНИем СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА на современном этапе

Савицкая И. М.
Читать PDF
202.60 кб

Организация материально-технического снабжения на предприятиях строительного комплекса

Кравчуновская Т.С.
Рассмотрены принципы построения организационных структур материально-технического снабжения предприятий с учетом применения логистического подхода к управлению материальными потоками.
Читать PDF
197.04 кб

Риски и угрозы, возникающие при материально-техническом снабжении ОВД в особых условиях

Гапоненко Владимир Федосович, Долинко Василий Иванович
В условиях современного рынка проблема оценки и учета рисков и угроз системы материально-технического снабжения ОВД МВД России приобретает самостоятельное прикладное и теоретическое значение как важная составляющая часть управлени
Читать PDF
145.79 кб

Модель организации материально-технического снабжения ремонтов изношенного оборудования

Романов А. А., Сазыкин В. Г.
Рассмотрена возможность перехода к системе технического обслуживания и ремонта изношенного электрооборудования по фактическому состоянию.

Похожие термины:

  • Материально-техническое снабжение АПК

    комплекс услуг по обеспечению сельскохозяйственного производства машинами, оборудованием и приборами, эффективному использованию и поддержанию их в исправном техническом состоянии. Система ма
  • План материально–технического снабжения

    (обеспечения) (logistics plan, 后勤工作计划)-совокупность планово–расчетных документов, в которых обосновывается потребность в материальных ресурсах и устанавливаются источники покрытия этой потребност
  • КАДРЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ

    совокупность работников, занимающихся МТС в органах управления народным хозяйством, снабженческо-сбытовых организациях и на предприятиях (превышает 1 млн. чел.). В системе Госснаба СССР преоблада
  • ПЛАНЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ

    совокупность материальных балансов (и планов распределения). Являются важнейшей составной частью государственных планов экономического и социального развития, а также планов экономического и с
  • УЧЕТ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ СНАБЖЕНИИ

    важнейшая функция управления процессом обеспечения потребителей ППТН. Его основными задачами являются: охрана социалистической собственности, укрепление хозяйственного растете с целью повышен
  • ОРГАНЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ

    государственные учреждения или структурные подразделения министерств, ведомств, социалистических предприятий, объединений, осуществляющие материально-техническое снабжение народного хозяйст
  • ОТРАСЛЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ

    совокупность предприятий, объединений и организаций, осуществляющих материально-техническое снабжение народного хозяйства. В О.МТС производятся акт купли-продажи, переход стоимости из товарной
  • СИСТЕМА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ

    установленный законодательными и нормативными актами порядок складирования, распределения, организации доведения и рационального использования ППТН в народном хозяйстве. Включает систему перс
  • ЭКОНОМИКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ

    наука, изучающая проблемы повышения эффективности обеспечения народного хозяйства ПЛТН. Предметом ее изучения являются: а) особенность обращения средств производства с целью нахождения наиболе
  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ ТРАНСПОРТА

    процесс обеспечения предприятий и организаций транспорта ППТН. Спецификой транспорта является потребление в больших объемах топлива и электроэнергии, различных технических средств - локомотиво
  • ИНТЕГРАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ

    важнейшая составная часть социалистической экономической интеграции, в процессе которой осуществляется сотрудничество социалистических стран в области МТС, направленное на совершенствование
  • СТАТИСТИКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ

    отрасль статистики в СССР, занимающаяся учетом, разработкой и анализом статистических данных, характеризующих обеспечение народного хозяйства важнейшими видами материальных ресурсов, выполнен
  • ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ

    сочетание форм и методов обеспечения планового руководства со стороны государства процессами снабжения и сбыта в расширенном социалистическом воспроизводстве, обеспечивающими высокие темпы ро
  • ОТЧЕТНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ СНАБЖЕНИИ

    система взаимосвязанных показателей, характеризующих обеспечение потребителей ППТП, движение и остатки материальных ценностей, а также итоги хозяйственной деятельности снабженческо-сбытовых о