АВАРИЯ
Источник: Управление маркетингом. Словарь терминов. Изд-во Курганского гос. ун-та 2010
Источник: Краткий словарь важнейших правовых, экономических, экологических терминов и понятий
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
1) выход чего-либо из строя, нарушение нормального ритма работы; 2) в морском праве - убытки, возникшие в связи с намеренно (общая авария) или ненамеренно (частная авария) нанесенным судну, грузу ущербом.
Источник: Внешне-экономический толковый словарь
от итал.avaria - повреждение, ущерб А
Выход из строя, поломка, повреждение, сбой, нарушение нормального ритма работы.
Б. В морском праве - убытки, возникшие в связи с ущербом, намеренно или ненамеренно нанесенным транспортному средству, грузу в процессе перевозки. В
В страховании обозначают уменьшением выплаты страхового возмещения вследствие недострахования.
Источник: Бизнес-словарь
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник
Источник: Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению
На практике различают следующие виды аварий:
а) Авария малая — мелкие убытки, вызываемые входом судна в порт и выходом из него: различные портовые сборы, лоцманская привальная и отвальная плата и т. п. Эти расходы несет обычно только судохозяин;
б) Авария частная или простая — создается убытками, которые причиняются судну или грузу и происходят от действия сил природы или неосмотрительности человека; напр. потеря якоря, каната; падение кипы товара за борт и т. п. В этом случае убытки несет обычно владелец погибшего или пострадавшего имущества;
в) Авария общая или большая — убытки, причиненные уничтожением или порчей одних вещей для сохранения остальных ввиду общей опасности, угрожающей судну или грузу, напр. выброшена за борт для общего спасения часть груза и т. п. В этом случае убытки распределяются обычно между всеми владельцами сохраненного судна или груза на нем, пропорционально ценности сохраненного;
г) Авария взаимного вреда — убытки, являющиеся последствием столкновения судов или порчи одним грузом — другого. Здесь каждый владелец возмещает вред, причиненный другому.
Источник: Справочный коммерческий словарь
Источник: Таможенное дело. Толковый словарь
Источник: Краткая экономическая энциклопедия (финасовая торговая банковская). Украинский экономист. 1925
Общая опасность.Если опасность, явившаяся непосредственной причиной понесенных убытков, угрожала только судну или только грузу, то такие убытки не являются общей А. Так, например, если в результате случайной посадки на мель судно получило пробоину и попавшая в трюм вода обесценила груз, убытки будут признаны частной, а не общей А., даже в том случае, если при спасательных операциях этот груз выбрасывался за борт. Частной А. являются также убытки, вызванные выбрасыванием за борт больных животных с целью предотвращения распространения заболевания. Не относятся к общей А. и случаи вынужденного захода судов в попутные порты для выгрузки начавшего портиться груза. В приведенных примерах отсутствует общая опасность для судна и груза, в связи с чем имевшие место чрезвычайные расходы и пожертвования не могут быть отнесены к общей А., несмотря на то, что они были понесены преднамеренно и разумно. Морское право предусматривает четкое разграничение цели спасения и его результатов. Поэтому чрезвычайные расходы или пожертвования, имевшие целью спасение судна и груза, будут признаны общей А. даже в том случае, если спасти удалось только судно или только груз, так как налицо имелась общая для них опасность.
Преднамеренность.Этот признак общей А. подразумевает, что убыток понесен намеренно, а не является следствием случайных причин. Так, например, если в результате случайной посадки судна на мель и получения им пробоины будет подмочен груз, то связанные с этим убытки не могут быть признаны общей А. Если же пробоина, послужившая причиной попадания в трюм воды и порчи части груза, была получена в результате намеренной посадки судна на мель с целью избежания гибели, угрожавшей судну и грузу, то в данном слу6 чае убытки от повреждения судна и частичной подмочки груза, а также расходы по снятию судна с мели будут признаны общей А. А признается общей независимо от того, кто проявил преднамеренность — капитан судна самостоятельно или по согласованию с судовладельцем, спасатель или иные компетентные лица Необходимо лишь чтобы преднамеренность действий сочеталась с остальными признаками общей А.
Разумность.Под понятием разумность имеется в виду, что предпринятые преднамеренные действия и размер пожертвований оправдывались сложившейся обстановкой Если, например, в результате столкновения судно получило пробоину и во избежание его гибели капитан принял решение о посадке его на мель, то та кое решение является разумным и связанные с ним убытки признаются общей А Общей Л признаются также убытки по грузу, вызванные затоплением трюма водой при тушении пожара, за исключением обгоревших грузовых мест, которые признаются убытками по частной А., либо выбрасыванием части груза за борт для облегчения судна с целью снятия его с мели. Но если груз был выброшен за борт в то время, когда погодные условия и обстоятельства позволяли избежать этого или имелась возможность перегрузить часть груза на другое СУДНО или лихтеры, то такие действия не могут быть признаны разумными, а убытки — общей А.
Чрезвычайность. К общей А. могут быть отнесены лишь те расходы и пожертвования которые превышают обычные затраты судовладельца при выполнении им своих обязанностей Если, например при аварийной ситуации судно израсходовало все топливо и было вынуждено использовать для этой цепи груз или судовое имущество тора общую А. будет отнесена лишь разница между стоимостью сожженных ценностей и стоимостью бункера, который был бы израсходован в период сжигания груза и судового инвентаря Не могут быть отнесены на общую А. и затраты на пережог топлива, вызванный форсированием судовых двигателей во время шторма, так как такие расходы связаны с обычными опасностями судоходства и учитываются в тарифах. В то же время убытки от повреждения судовых двигателей, вызванного их форсированием для снятия судна с мели признаются общей А. При наличии указанных выше признаков к общей А., кроме уже перечисленных, относятся следующие рас ходы 1) расходы, произведенные в целях получения помощи, а также убытки, причиненные судну или грузу судами, которые оказывали помощь, 2) расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища или возвращением его в место погрузки из-за несчастного случая или иного чрезвычайною обстоятельства, 3) расходы, связанные с выходом судна с первоначальным грузом или частью его из места убежища либо из места погрузки, в которое судно было вынуждено возвратиться, 4) расходы по перемещению или выгрузке груза, топлива либо предметов снабжения в место погрузки, захода или убежища, произведенные ради общей безопасности или для получения возможности исправить судовые повреждения, вызванные несчастным случаем пли другими чрезвычайными обстоятельствами, если эти исправления были необходимы для безопасного продолжения рейса, 5) расходы по обратной погрузке и укладке груза, топлива и предметов снабжения, выгруженных или перемещенных при обстоятельствах, указанных в предыдущем пункте, вместе со всеми расходами по хранению, включая страхование (см.), 6) расходы по заработной плате и довольствию судового экипажа, на топливо и предметы снабжения, понесенные в связи с продлением рейса в результате захода судна в место убежища или возвращения его в место погрузки при обстоятельствах, указанных в пп. 2 и 4, 7) расходы по заработной плате и довольствию судового экипажа, возникшие при задержке судна в интересах общей безопасности в каком-либо месте, вследствие несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства, либо для ремонта повреждений, причиненных таким обстоятельством, если ремонт необходим для безопасного продолжения рейса Расходы на топливо, возникшие за время задержки, возмещаются в порядке распределения общей А., за исключением расходов, которые возникли изза ремонта, не принимаемого на общую А.; 8) расходы, вызванные необходимостью перехода судна из места убежища в другое место ввиду невозможности производства там ремонта; 9) стоимость временного ремонта судна, произведенного ради общей безопасности в месте погрузки судна или убежища, а также стоимость временного ремонта повреждений, принимаемых на общую аварию; однако стоимость временного исправления случайных повреждений, необходимого только для завершения рейса, возмещается H`лишь в пределах тех предотвращенных расходов, которые были бы отнесены к общей А., если бы это исправление не было произведено; 10) все чрезвычайные расходы, произведенные вместо других расходов, которые были бы отнесены к общей А.; однако они возмещаются лишь в пределах предотвращенных расходов безотносительно к экономии, полученной кем-либо из участников общей А. в результате таких заменяющих расходов. Все прочие случайные убытки и расходы, могущие возникнуть во время рейса, к общей А. не относятся и не подлежат распределению между участникам» перевозки. Такие убытки являются частной А. При перевозке грузов на судах, плавающих под Государственным флагом СССР, а также на судах, плавающих под иностранными флагами, когда они заканчивают рейс в порту СССР, взаимоотношения по общей А. и порядок ее распределения между участниками перевозки регулируются статьями 232—251 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР (см.). Наличие общей А. устанавливается, по заявлению заинтересованной стороны, диспашерами (см.), состоящими при Торгово-промышленной палате СССР (г. Москва, ул. Куйбышева, 6). К заявлению должны быть приложены документы, освещающие обстоятельства происшествия и подтверждающие характер, причину и размер убытка, стоимость имущества в неповрежденном состоянии, а также документы, подтверждающие внесение депозита (см.) или выдачу гарантии, и все подробности в отношении их. Установив наличие общей А., диспашер подтверждает это специальным постановлением, определяет стоимость имущества, участвующего в ее покрытии, размер относимых на нее убытков и составляет диспашу (см.) — расчет по распределению общей А. между участниками перевозки.