АВАРИЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АВАРИЯ
В страховании океанских и морских перевозок: частичные убытки, причиненные судну, грузу или фрахту при морской перевозке грузов.

Источник: Управление маркетингом. Словарь терминов. Изд-во Курганского гос. ун-та 2010

АВАРИЯ
разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Источник: Краткий словарь важнейших правовых, экономических, экологических терминов и понятий

АВАРИЯ
1) ущерб и убытки, причиненные транспортному средству, грузу и фрахту в процессе перевозки; 2) в страховании от пожара – уменьшение выплаты страхового возмещения вследствие недострахования.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

АВАРИЯ

1) выход чего-либо из строя, нарушение нормального ритма работы; 2) в морском праве - убытки, возникшие в связи с намеренно (общая авария) или ненамеренно (частная авария) нанесенным судну, грузу ущербом.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

АВАРИЯ
accident) происшествие, связанное с потерями и убытками, а также чрезвычайными расходами, произведенными в целях предохранения или спасения судна, груза и фрахта от опасности. В соответствии с природой этих убытков и принципом распределения ответственности выделяют общую аварию и частную аварию.

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

Авария

от итал.avaria - повреждение, ущерб А
Выход из строя, поломка, повреждение, сбой, нарушение нормального ритма работы.
Б. В морском праве - убытки, возникшие в связи с ущербом, намеренно или ненамеренно нанесенным транспортному средству, грузу в процессе перевозки. В
В страховании обозначают уменьшением выплаты страхового возмещения вследствие недострахования.

Источник: Бизнес-словарь

АВАРИЯ
(ит. avaria – повреждение, ущерб) – 1) ущерб и убытки, причиненные транспортному средству, грузу и фрахту в процессе перевозки. В зависимости от характера и принципов распределения убытков между участниками морской перевозки авария подразделяется на общую аварию и частную аварию; 2) в страховании от пожара является уменьшением выплаты страхового возмещения вследствие недострахования.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

Авария
чрезвычайное событие, происходящее по техногенным (конструктивным, производственным, технологическим и эксплуатационным) причинам, а также вследствие внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений, что создает на объекте, территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, оснащения и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, наносит вред окружающей среде.

Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник

АВАРИЯ (average)
в страховании трансп. и морском праве под этим термином понимаются потери и убытки, связанные с трансп. происшествием, а также чрезвычайные расходы и пожертвования, произведенные в целях предохранения и/или спасения судна, груза и фрахта от опасности. В соответствии с природой этих убытков и принципом распределения ответственности аварии подразделяются на общие и частные. Общая А. (general average) - это убытки и потери вследствие понесенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов и пожертвований в целях спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности. Эти расходы подлежат распределению между участниками перевозки пропорционально стоимости принадлежащего им спасенного имущества. Т.о., к общей А. могут быть отнесены лишь те расходы, при понесении которых одновременно имели место четыре условия: общая опасность, преднамеренность, разумность, чрезвычайность. Все пр. убытки и расходы, могущие возникнуть во время рейса, являются частной A. (particular average), распределению между участниками перевозки не подлежат и надают на того, кто их потерпел. См. также Диспаша, Страхование грузов; Страхование фрахта.

Источник: Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению

авария
повреждение, причиненное судну или грузу, перевозимому на нем. Под понятие аварии торговое (морское) право подводит обычно всякого рода расходы или убытки, которые были понесены кораблем или грузом во время морского плавания и не могли быть заранее предусмотрены.
  На практике различают следующие виды аварий:
  а) Авария малая — мелкие убытки, вызываемые входом судна в порт и выходом из него: различные портовые сборы, лоцманская привальная и отвальная плата и т. п. Эти расходы несет обычно только судохозяин;
  б) Авария частная или простая — создается убытками, которые причиняются судну или грузу и происходят от действия сил природы или неосмотрительности человека; напр. потеря якоря, каната; падение кипы товара за борт и т. п. В этом случае убытки несет обычно владелец погибшего или пострадавшего имущества;
  в) Авария общая или большая — убытки, причиненные уничтожением или порчей одних вещей для сохранения остальных ввиду общей опасности, угрожающей судну или грузу, напр. выброшена за борт для общего спасения часть груза и т. п. В этом случае убытки распределяются обычно между всеми владельцами сохраненного судна или груза на нем, пропорционально ценности сохраненного;
  г) Авария взаимного вреда — убытки, являющиеся последствием столкновения судов или порчи одним грузом — другого. Здесь каждый владелец возмещает вред, причиненный другому.

Источник: Справочный коммерческий словарь

АВАРИЯ
это вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, в фактическом владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 8 ТмК Республики Беларусь). В случае аварии, препятствующей перевозке товаров, перевозчик обращается в таможенный орган, который устанавливает место, куда должны быть доставлены перевозимые товары. Если существует реальная угроза утраты или существенной порчи товаров, перевозчик может самостоятельно принять решение о разгрузке или о перегрузке товаров. В этом случае перевозчик должен привести доказательства того, что его действия были обусловлены необходимостью сохранения товаров, в том числе транспортного средства. При аварии составляется акт об аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров по таможенной процедуре таможенного транзита, в котором указываются сведения о перевозчике, транспортном средстве, количестве и упаковке перевозимых товаров и других обстоятельствах аварии.

Источник: Таможенное дело. Толковый словарь

Авария
Этим названием обозначаются убытки, понесенные во время плавания судна. Различают 4 категории аварий: 1) Авария малая лоцманские и портовые сборы, наем шлюпок и людей для буксирования, наем лихтеров (для снятия части груза с судна с глубокой осадкой) и т. п. Убытки эти падают в 1/3 на владельца судна и в 2/3 на собственника груза. 2) Авария простая убытки от случайных причин, как то потеря каната, якоря, паруса и т. п. притеснения портовых властей, потеря части груза вследствие недосмотра, повреждение груза вследствие плохой упаковки и т. д.: в таких авариях каждый несет убытки, отдельно, по его вине; 3) Авария большая или общая убытки понесенные при спасении судна, людей или груза, как, напр., выбрасывание в море части груза или даже всего груза для облегчения судна, когда оно получило повреждение не допускающее прежней осадки и т. д. Убытки от общей аварии распределяются между собственниками судна, фрахта и груза пропорционально стоимости грузов, при чем разверстка производится следующим образом: определяется общая сумма убытков от аварии (т.н. контрибуция), затем складывается стоимость товара, как спасенного, так и погибшего (все вместе составляет т.н. контрибуционный капитал) и определяется процентное отношение первой суммы ко второй. Этим процентом определяется и измеряется тот убыток, который должен нести каждый из участников аварии. Если, напр.. общая сумма убытков (контрибуция) составляет 25000 руб., а контрибуционный капитал (т. е, стоимость судна, фрахта и груза составит 500000 руб., то средний размер убытка составит 4% и, таким образом, судовладелец несет убыток в размере 4% стоимости судна, фрахтовщик 4% от стоимости фрахта, а каждый владелец товара (груза) % от стоимости его товара. Если фактический убыток данного участника выше того убытка, который падает на него по разверстке, то он дополучает разницу, если же фактический его убыток ниже падающей на него доли, то он доплачивает разницу. Разверстка убытков поручается присяжному маклеру, называемому диспашером (по англ. despatcher диспетчер), который получает за это вознаграждение, выражающееся в определенном проценте от объявленной цены судна, фрахта и груза. Письменный акт, содержащий расчет по аварии называется диспашей (или диспашей). 4) Авария взаимного вреда - это убыток, нанесенный судну другим судном (при столкновении) или товару другим товаром (вследствие его вытечки, самозагорания и пр.), убыток в этом случае несет виновник, т. е. владелец судна или товара, причинивших убыток.

Источник: Краткая экономическая энциклопедия (финасовая торговая банковская). Украинский экономист. 1925

АВАРИЯ
(average) — ущерб и убытки, причиненные судну, грузу и фрахту (см.) в процессе морской перевозки. Таким образом, под понятием А. морское право подразумевает не сам случай А., а связанные с ним убытки участников перевозки. В соответствии с природой этих убытков и принципами их распределения между участниками перевозки они подразделяются на общую А. и частную А. Общая А. подлежит распределению между судном, фрахтом и грузом, в то время как частную А. несет тот, кто ее потерпел, или тот, на кого возлагается ответственность за нее. Общей А. являются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и груза от общей для них опасности. Поскольку такие расходы и пожертвования понесены разумно и обеспечили полезный эффект, они должны быть распределены между участниками перевозки пропорционально стоимости принадлежащего им спасенного имущества. Таким образом, к общей А. могут быть отнесены лишь такие расходы и пожертвования, при понесении которых одновременно имеют место следующие четыре условия: общая опасность, преднамеренность, разумность, чрезвычайность.
Общая опасность.Если опасность, явившаяся непосредственной причиной понесенных убытков, угрожала только судну или только грузу, то такие убытки не являются общей А. Так, например, если в результате случайной посадки на мель судно получило пробоину и попавшая в трюм вода обесценила груз, убытки будут признаны частной, а не общей А., даже в том случае, если при спасательных операциях этот груз выбрасывался за борт. Частной А. являются также убытки, вызванные выбрасыванием за борт больных животных с целью предотвращения распространения заболевания. Не относятся к общей А. и случаи вынужденного захода судов в попутные порты для выгрузки начавшего портиться груза. В приведенных примерах отсутствует общая опасность для судна и груза, в связи с чем имевшие место чрезвычайные расходы и пожертвования не могут быть отнесены к общей А., несмотря на то, что они были понесены преднамеренно и разумно. Морское право предусматривает четкое разграничение цели спасения и его результатов. Поэтому чрезвычайные расходы или пожертвования, имевшие целью спасение судна и груза, будут признаны общей А. даже в том случае, если спасти удалось только судно или только груз, так как налицо имелась общая для них опасность.
Преднамеренность.Этот признак общей А. подразумевает, что убыток понесен намеренно, а не является следствием случайных причин. Так, например, если в результате случайной посадки судна на мель и получения им пробоины будет подмочен груз, то связанные с этим убытки не могут быть признаны общей А. Если же пробоина, послужившая причиной попадания в трюм воды и порчи части груза, была получена в результате намеренной посадки судна на мель с целью избежания гибели, угрожавшей судну и грузу, то в данном слу6 чае убытки от повреждения судна и частичной подмочки груза, а также расходы по снятию судна с мели будут признаны общей А. А признается общей независимо от того, кто проявил преднамеренность — капитан судна самостоятельно или по согласованию с судовладельцем, спасатель или иные компетентные лица Необходимо лишь чтобы преднамеренность действий сочеталась с остальными признаками общей А.
Разумность.Под понятием разумность имеется в виду, что предпринятые преднамеренные действия и размер пожертвований оправдывались сложившейся обстановкой Если, например, в результате столкновения судно получило пробоину и во избежание его гибели капитан принял решение о посадке его на мель, то та кое решение является разумным и связанные с ним убытки признаются общей А Общей Л признаются также убытки по грузу, вызванные затоплением трюма водой при тушении пожара, за исключением обгоревших грузовых мест, которые признаются убытками по частной А., либо выбрасыванием части груза за борт для облегчения судна с целью снятия его с мели. Но если груз был выброшен за борт в то время, когда погодные условия и обстоятельства позволяли избежать этого или имелась возможность перегрузить часть груза на другое СУДНО или лихтеры, то такие действия не могут быть признаны разумными, а убытки — общей А.
Чрезвычайность. К общей А. могут быть отнесены лишь те расходы и пожертвования которые превышают обычные затраты судовладельца при выполнении им своих обязанностей Если, например при аварийной ситуации судно израсходовало все топливо и было вынуждено использовать для этой цепи груз или судовое имущество тора общую А. будет отнесена лишь разница между стоимостью сожженных ценностей и стоимостью бункера, который был бы израсходован в период сжигания груза и судового инвентаря Не могут быть отнесены на общую А. и затраты на пережог топлива, вызванный форсированием судовых двигателей во время шторма, так как такие расходы связаны с обычными опасностями судоходства и учитываются в тарифах. В то же время убытки от повреждения судовых двигателей, вызванного их форсированием для снятия судна с мели признаются общей А. При наличии указанных выше признаков к общей А., кроме уже перечисленных, относятся следующие рас ходы 1) расходы, произведенные в целях получения помощи, а также убытки, причиненные судну или грузу судами, которые оказывали помощь, 2) расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища или возвращением его в место погрузки из-за несчастного случая или иного чрезвычайною обстоятельства, 3) расходы, связанные с выходом судна с первоначальным грузом или частью его из места убежища либо из места погрузки, в которое судно было вынуждено возвратиться, 4) расходы по перемещению или выгрузке груза, топлива либо предметов снабжения в место погрузки, захода или убежища, произведенные ради общей безопасности или для получения возможности исправить судовые повреждения, вызванные несчастным случаем пли другими чрезвычайными обстоятельствами, если эти исправления были необходимы для безопасного продолжения рейса, 5) расходы по обратной погрузке и укладке груза, топлива и предметов снабжения, выгруженных или перемещенных при обстоятельствах, указанных в предыдущем пункте, вместе со всеми расходами по хранению, включая страхование (см.), 6) расходы по заработной плате и довольствию судового экипажа, на топливо и предметы снабжения, понесенные в связи с продлением рейса в результате захода судна в место убежища или возвращения его в место погрузки при обстоятельствах, указанных в пп. 2 и 4, 7) расходы по заработной плате и довольствию судового экипажа, возникшие при задержке судна в интересах общей безопасности в каком-либо месте, вследствие несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства, либо для ремонта повреждений, причиненных таким обстоятельством, если ремонт необходим для безопасного продолжения рейса Расходы на топливо, возникшие за время задержки, возмещаются в порядке распределения общей А., за исключением расходов, которые возникли изза ремонта, не принимаемого на общую А.; 8) расходы, вызванные необходимостью перехода судна из места убежища в другое место ввиду невозможности производства там ремонта; 9) стоимость временного ремонта судна, произведенного ради общей безопасности в месте погрузки судна или убежища, а также стоимость временного ремонта повреждений, принимаемых на общую аварию; однако стоимость временного исправления случайных повреждений, необходимого только для завершения рейса, возмещается H`лишь в пределах тех предотвращенных расходов, которые были бы отнесены к общей А., если бы это исправление не было произведено; 10) все чрезвычайные расходы, произведенные вместо других расходов, которые были бы отнесены к общей А.; однако они возмещаются лишь в пределах предотвращенных расходов безотносительно к экономии, полученной кем-либо из участников общей А. в результате таких заменяющих расходов. Все прочие случайные убытки и расходы, могущие возникнуть во время рейса, к общей А. не относятся и не подлежат распределению между участникам» перевозки. Такие убытки являются частной А. При перевозке грузов на судах, плавающих под Государственным флагом СССР, а также на судах, плавающих под иностранными флагами, когда они заканчивают рейс в порту СССР, взаимоотношения по общей А. и порядок ее распределения между участниками перевозки регулируются статьями 232—251 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР (см.). Наличие общей А. устанавливается, по заявлению заинтересованной стороны, диспашерами (см.), состоящими при Торгово-промышленной палате СССР (г. Москва, ул. Куйбышева, 6). К заявлению должны быть приложены документы, освещающие обстоятельства происшествия и подтверждающие характер, причину и размер убытка, стоимость имущества в неповрежденном состоянии, а также документы, подтверждающие внесение депозита (см.) или выдачу гарантии, и все подробности в отношении их. Установив наличие общей А., диспашер подтверждает это специальным постановлением, определяет стоимость имущества, участвующего в ее покрытии, размер относимых на нее убытков и составляет диспашу (см.) — расчет по распределению общей А. между участниками перевозки.

Источник: Краткий морской коммерческий словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
503.04 кб

Авария на японской АЭС и проблемы безопасности атомной энергетики

Гершевич Е.К., Афанасьева Т.Н.
Авария на АЭС «Фукусима» в Японии вынесла на повестку дня вопрос безопасности мирного атома. Ряд стран объявили о приостановке программ развития атомной энергетики.
Читать PDF
500.04 кб

Техногенная авария в Японии и ее влияние на мировую экономику

Сапегина О.А., Афанасьева Т.Н.
Недавние события в Японии повлекли за собой изменения в мировой экономике, в том числе в экономике нашей страны. Экономисты всего мира пытаются выстроить прогнозы дальнейшего развития мирового кризиса.
Читать PDF
560.42 кб

Загрязнение Р. Амур в связи с аварией на химическом заводе в г. Цзилинь (КНР), 13 ноября 2005 г

Бердников Н. В.
Читать PDF
977.87 кб

Влияние аварии на АЭС «Фукусима-1» на планы государств Восточной Азии по развитию «Мирного атома»

Скрябина Марианна Сергеевна
В статье анализируются последствия японского ядерного кризиса на планы государств Восточной Азии по развитию АЭС, сравниваются подходы стран региона к атомной энергетике, а также изменения их планов, последовавшие после начала япо
Читать PDF
87.02 кб

Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на по «Маяк», как объ

Шафиков A. M.
Читать PDF
1.59 мб

Действия сотрудников МЧС России по защите населения Мурманской области в случае аварии на Кольской А

Горячева Е.В.
Читать PDF
2.79 мб

Уроки и выводы из аварии на Чернобыльской АЭС

Черничко Б. И.
Читать PDF
1.96 мб

Верификация математической модели формирования радиоактивного загрязнения при запроектной аварии на

Бобович О.Л.
Читать PDF
1.20 мб

Оценка снижения инвестиционной привлекательности оао «Распадская» в результате техногенной аварии

Худько Елизавета Валерьевна, Сидорова Алена Сергеевна
Изучены экономические последствия техногенной аварии на одной из шахт ОАО «Распадская», приведена оценка снижения инвестиционной привлекательности компании после аварии и рассмотрены темпы восстановления рыночной стоимости компани
Читать PDF
332.74 кб

Экономические и политические последствия аварии в Мексиканском заливе в 2010 году

Гокова Ольга Владимировна
Эта авария в Мексиканском заливе является крупнейшей техногенной катастрофой в истории нефтедобывающей отрасли.
Читать PDF
332.74 кб

Экономические и политические последствия аварии в Мексиканском заливе в 2010 году

Гокова Ирина Владимировна, Гокова Ольга Владимировна
Эта авария в Мексиканском заливе является крупнейшей техногенной катастрофой в истории нефтедобывающей отрасли.
Читать PDF
62.56 кб

Техногенные аварии без страховщиков

Законопроект об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов (ОПО) в России обсуждается более 5 лет.
Читать PDF
298.52 кб

Радиационные поражения личного состава при ликвидации Чернобыльской аварии

Асеев В.А.
Читать PDF
263.54 кб

Формирование доз внешнего облучения сосны обыкновенной в дальней зоне аварии на ЧАЭС

Булко Н.И., Шабалева М.А., Потапенко А.М., Толкачева Н.В., Козлов А.К., Бусько Е.Г.
Читать PDF
313.36 кб

Оценка риска возникновения гидродинамической аварии

Ревзин С.Р., Маликов А.Н.
Статья посвящена исследованию риска возникновения гидродинамической аварии.

Похожие термины:

  • Авария антропогенная

    неожиданное быстро развивающееся происшествие, сопровождающееся человеческими жертвами, гибелью объектов природы, прекращением хозяйственной деятельности и возникшее в результате дефектов об
  • АВАРИЯ ЧАСТНАЯ

    то же самое, что и простая авария (см. авария).
  • ОБЩАЯ АВАРИЯ

    см. авария.
  • большая авария

    см. авария.
  • Частичная авария

    убыток в результате ущерба судну или грузу, затрагивающий только владельца судна, груза или страхователя, а не все заинтересованные стороны одновременно.
  • малая авария

    см. авария.
  • Авария На Автомобильном Транспорте

    См. Проишествие дорожно-транспортное
  • Авария Экологическая

    технологическая авария, включающая в том числе: выбросы, утечки, прорывы вредных веществ с попаданием в окружающую природную среду. Классифицируют А.э. по их видам (источникам) и по сфере воздейств
  • Авария На Морском Транспорте

    См. Проишествие аварийное
  • АВАРИЯ В МОРСКОМ ПРАВЕ

    англ. average – изменен. среднефр. avarie и староит. avaria – повреждение судна или груза, от араб. awariyah – поврежденный товар) – ущерб (убытки), причиненный судну, грузу или фрахту в ходе осуществления морски
  • АВАРИЯ В МОРСКОМ СТРАХОВАНИИ

    См. Авария
  • Авария В Процессе Спецперевозки

    высвобождение собственной внутренней энергии специального груза во время спецперевозки, в результате чего создаются поражающие факторы на месте аварии для населения, окружающей среды, сопровож
  • Промышленная авария

    Промышленная авария - авария на промышленном объекте, в технической системе или на промышленной установке.
  • Авария Железнодорожная

    столкновение грузовых поездов, сходы подвижного состава с железнодорожного пути, столкновения грузовых составов с другими видами транспортных средств, опорами, в результате которых происходит п
  • С АВАРИЕЙ, ЕСЛИ ЧАСТИЧНЫЙ УЩЕРБ НЕ ПРЕВЫШАЕТ 3%

    В страховании океанских и морских перевозок: страховая защита, которая может быть добавлена к полису морского страхования в дополнение к условиям "без частной аварии". Применяется для защиты от ча
  • С АВАРИЕЙ

    В страховании океанских и морских перевозок: вид страховой защиты, который может быть добавлен к полису морского страхования, оформленного на условиях "без частной аварии". Частичный ущерб или уще
  • АДЖАСТЕР ОБЩЕЙ АВАРИИ

    В страховании океанских и морских перевозок: лицо, которое от имени судовладельца или страховщика рассматривает претензии в связи с убытками по общей аварии; эксперт, ответственный за регулирова
  • АКТ ОБ АВАРИИ, ДЕЙСТВИИ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ ИЛИ ИНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ПЕРЕВОЗКЕ ТОВАРОВ ПО ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА

    далее - акт об аварии) - документ, составляемый таможенными органами в случае аварии, действия непреодолимой силы или иных обстоятельств, препятствующих перевозке товаров по таможенной процедуре
  • Железнодорожные Аварии

    См. Авария железнодорожная
  • БЕЗ ЧАСТНОЙ АВАРИИ, АМЕРИКАНСКИЕ УСЛОВИЯ

    В страховании океанских и морских перевозок: страхование от частичного ущерба по имуществу страхователя на тот случай, если во время выполнения рейса судно сядет на мель, будет затоплено, поврежд