ЗЕЛЕНЫЕ ПЛАНЫ

Найдено 1 определение
ЗЕЛЕНЫЕ ПЛАНЫ
одна из форм государственно-монополистического регулирования сельского хозяйства, получившая распространение в развитых капиталистич. странах Зап. Европы с сер. 50-х гг. 20 в. Официальное название они получили в ФРГ (1956) и Италии (1961). В дальнейшем в понятие «3. п.» включалась финанс. и экономич. политика бурж. гос-в Зап. Европы в области с. х-ва, направленная на укрепление крупных капиталистич. х-в за счёт мелких. Осн. цели «3. п.» - стимулирование роста производительности труда в с. х-ве, форсирование технич. прогресса и концентрации произ-ва, повышение конкурентоспособности крупных х-в. Научно-технич. революция в развитых капиталистич. странах привела к быстрому технич. прогрессу в с. х-ве. Но совр. с.-х. машины в условиях капитализма могут применяться рентабельно лишь в крупных капиталистич. предпринимательских х-вах. Поэтому перестройка с. х-ва на базе машинной техники связана с переходом к крупному специализированному с.-х. произ-ву. Этот переход в развитых капиталистич. странах происходит в условиях усиления процесса экспроприации крестьянства и мелкого фермерства.
Концентрация произ-ва и научно-технич. революция в капиталистич. странах привели к обострению противоречий между крупной монополизированной пром-стью и отсталой агр. структурой, между уровнем развития пром-сти и с. х-ва. «3. п.» по замыслу господствующих классов призваны воздействовать на характер и темпы развития с. х-ва. В условиях усилившегося в послевоенные годы проникновения в с.-х. произ-во монополистич. капитала «3.п.» стали средством индустриально-экономич. перестройки зап.-европ. с. х-ва. Подобная перестройка отвечает интересам монополистич. капитала, который нуждается в модернизированном с. х-ве, представляющем собой более ёмкий рынок сбыта для продукции таких высокомонополизированных отраслей, как произ-во с.-х. машин, удобрений и др. Для стран - участниц Европейского экономического сообщества (ЕЭС) «3. и.» служат средством форсирования капиталистич. преобразования с. х-ва, поскольку оно способствует повышению конкурентоспособности их продукции и, следовательно, улучшает позиции этих стран в усиливающейся конкурентной борьбе с партнёрами по блоку.
В понятие «3. п.» включаются спец. законодательные акты отд. гос-в, определяющие условия, нормы и характер гос. вмешательства в с. х-во, а также долгосрочные планы его развития. Так, в ФРГ «Основной сельскохозяйственный закон» (1955) определил гл. направления развития западногерм. с. х-ва и роль гос-ва в его социально-экономич. перестройке. Осн. положения закона: 1) улучшение аграрной структуры, т. е. проведение комплекса гос. мероприятий по модернизации с. х-ва и качественному преобразованию его производительных сил (ликвидация раздробленности х-в, их укрупнение и т. д.); 2) переселение покидающих деревню мелких и средних крестьян в пром. центры; 3) сокращение безработицы и неполной занятости в с. х-ве путём создания в р-нах, где преобладают мелкие и средние х-ва, пром. предприятий; 4) оказание гос. помощи рентабельным капиталистич. х-вам, занятым в произ-ве зерновых и картофеля; 5) повышение дохода лиц, занятых в с. х-ве, до уровня заработной платы пром. рабочего соответствующей квалификации. Аналогичные законы существуют во Франции («Закон о сельскохозяйственной ориентации», 1960), в Италии - спец. планы развития с. х-ва на пятилетки: «3.п.» на 1961 - 65 и «3. и.-2» на 1966 - 70, и в др. капиталистич. странах. Общее для этих законов - признание необходимости улучшения агр. структуры и достижения т. н. паритета, т. е. равенства доходов, социальных и прочих привилегий для занятых в с. х-ве и в др. отраслях экономики. Стремление к «паритету» провозглашено как одна из осн. целей гос. регулирования, объясняется зависимостью между уровнем доходов в с. х-ве и возможностями развития нац. экономики в целом, поскольку повышение доходов сел. хозяев стимулирует процессы накопления и воспроиз-ва в масштабе всей страны. Конкретизируются «3. п.» в долгосрочных и годовых планах, в к-рых определяются суммы гос. ассигнований на с. х-во, их распределение по видам расходов, специфич. для каждой страны конкретные формы гос. вмешательства и воздействия на с.-х. произ-во. «3. п.» предусматривают основные направления государственных капиталовложений.
Для осуществления «3. п.» из гос. бюджетов соответствующих стран выделялись значит. средства на ирригацию, мелиорацию, борьбу с эрозией почвы и создание инфраструктуры. Часть гос. капиталовложений направлялась по этим планам в виде ссуд и льгот, кредитов преим. в капиталистич., т. н. жизнеспособные х-ва. Налоговые льготы, дотации на покупку горючего, с.-х. машин и удобрений способствовали экономич. стимулированию этой категории х-в. По отношению к мелким и средним х-вам проводилась дискриминационная политика, ускорявшая разорение нерентабельных крестьянских и мелких фермерских х-в. В результате осуществления «3. п.» вытеснение мелких и средних земледельцев и абсолютное сокращение занятых в с. х-ве достигли огромных масштабов. «3. п.» объективно содействовали развитию производительных сил с. х-ва развитых стран Зап. Европы, но стимулируемая ими перестройка агр. экономики осуществлялась в интересах крупных капиталистич. х-в и монополистич. капитала при резком обострении противоречий как внутри с. х-ва, так и между с. х-вом и др. отраслями экономики. Процесс классовой дифференциации, носивший прежде стихийный характер, превращается под влиянием гос. регулирования в централизованный процесс, направляемый и форсируемый гос-вом.
Результативность «3. п.» ограничена «индикативным» (необязательным) характером планирования, невозможностью подлинно науч. планирования в условиях капиталистич. способа произ-ва, а также противоречивым характером агр. политики бурж. гос-в,
Сформулированные в «3.п.» цели гос.-монополистич, регулирования с. х-ва достигнуты лишь частично, «Улучшение» агр. структуры осуществлялось медленно, политика ориентации произ-ва и организации рынков зашла в тупик, Разрыв в доходах крестьянства и др. социально-профессиональных категорий населения не уменьшился, Недовольство крестьянства «3.п.» вынудило пр-ва отд. стран искать им замену. Так, в ФРГ, где ежегодные «зелёные доклады» с 1971 переименованы в «агр. доклады», и Франции с 1968 наметился переход к новому направлению агр. политики. Оно предусматривает резкое сокращение занятых в с. х-ве, отказ от политики поддержки цен, ограничение нек-рых видов произ-ва, новую дифференцированную систему помощи крест. х-вам, С проведением единой с. –х. политики в рамках ЕЭС «3. П.» отд. стран были подчинены ей, В нач. 1972 для стран - участниц ЕЭС принят т. н, план Мансхолта (по имени вице-председателя Европ, комиссии ЕЭС, который разрабатывал этот «план»), направленный на ускорение ломки старой производственной и социальной структуры с. х-ва, препятствующей объединению нац. рынков в единый с. -х, рынок, Этот план отличается резкой антикрест. направленностью и предусматривает массовое сокращение самодеятельного с. -х, населения за счёт мелких крест. х-в. Крестьянство западноевроп. стран оказывает активное сопротивление агр. политике ЕЭС.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.