(ПРЕДЕЛЬНЫЕ) (Marginal Cost) — прирост общих затрат, обусловленный выпуском дополнительной единицы продукции. Величина маржинальных затрат зависит прежде всего от переменных затрат. Допустим, анализируется целесообразность выпуска дополнительной партии товаров, при этом возможны две ситуации, когда производственные мощности (для простоты - станок, на котором производится продукция) загружены: (а) полностью, (б) не полностью. Если решение о расширении объемов производства будет признано целесообразным, желаемым, то уровни дополнительных затрат в случаях (а) и (б) будут принципиально и существенно различными — в случае (а) необходима покупка дополнительного станка, тогда как в случае (б) затраты сведутся лишь к дополнительным затратам сырья, материалов, труда. Несложно понять, что если производственные мощности фирмы не загружены, а спрос на продукцию достаточно высок, чтобы рынок поглотил и дополнительно выпущенные товары, то суждение об экономической целесообразности наращивания объемов производства следует делать по показателю «маржинальный доход» (см. рис. 01), т.е. без учета условно-постоянных затрат.
Предположим, у фирмы имеется 99 станков, производительность которых равна 50 изделиям. Если фирма работает эффективно, то предполагается, что сотый станок будет приобретен в том случае, если 99 станков загружены полностью. Намерение произвести очередную единицу продукции должно сопровождаться необходимостью купить дополнительный станок, т.е. маржинальные затраты немедленно возрастут. В случае если сотый станок производит лишь 35 изделий, то очевидно, что при увеличении объемов производства на очередную единицу продукции маржинальные затраты будут снижаться. Это будет продолжаться до тех пор, пока мощности не будут загружены полностью.
Подобная логика справедлива и в отношении затрат в целом для любого хозяйствующего субъекта: при наращивании объемов производства маржинальные затраты снижаются, однако это снижение не может продолжаться бесконечно. По мере накопления производственного и технологического опыта и стабилизации деятельности компании достигается некий оптимальный уровень производства, а при его увеличении маржинальные затраты начинают возрастать; в частности, одной из причин является возрастание управленческих расходов, обусловленное необходимостью усложнения систем управленческого контроля, внутреннего аудита и др. Таким образом, в реальной жизни кривая маржинальных затрат (расходов) имеет U-образный вид, т.е. с позиции минимизации затрат можно рассчитать оптимальный объем производства продукции в натуральных единицах (см. рис. 32).
img border="0" width="280" height="145" src="/upload/content/1580210049_5.files/image060.jpg">
Идея маржинальных (предельных) затрат используется в системах ценообразования, калькулирования себестоимости, оценки работы управленческого персонала и др.