ЗАКУПКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ

Найдено 1 определение
ЗАКУПКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ
в социалистических странах одна из форм экономич. связи пром-сти и с. х-ва, города и деревни, обеспечивающая планомерно организованное снабжение нар. х-ва с.-х. продукцией.
3. с. п. в СССР осуществляются в плановом порядке у колхозов, совхозов и населения в двух формах - централизованных и децентрализованных закупок соответственно по ценам, устанавливаемым гос-вом и местными органами.
Централизованные (гос.) 3. с. п. производятся гос. орг-циями и предприятиями - заготовительными, перерабатывающими и, частично, торговыми. К децентрализованным относятся закупки, производимые кооперативными (см. Кооперация потребительская), торг. орг-циями, орг-циями общественного питания и др. Первостепенное значение для нар. х-ва имеют гос. 3. с. п. В 1970 в СССР уд. вес колхозов, совхозов и др. гос. х-в в 3. с. п. составлял по зерновым культурам, хлопку-сырцу, сах. свёкле и подсолнечнику 100%, молоку 97%, овощам 94%, скоту и птице 89% и т. д. Через систему гос. 3. с. п. в руках гос-ва сосредоточиваются централизованные ресурсы с.-х. продукции для снабжения населения продуктами питания, а пром-сти - сырьём; создаются гос. прод., сырьевые резервы и экспортные фонды с.-х. продукции. Гос. 3. с. п. являются организованной формой реализации осн. массы товарной продукции колхозов и совхозов в целях обеспечения устойчивых доходов социалистич. с.-х. предприятий, укрепления плановых начал в процессе их расширенного воспроиз-ва и достижения правильной пропорциональности развития с. х-ва во всей системе нар. х-ва.
Политика, формы и методы 3. с. п. на различных этапах социалистич. строительства устанавливались в соответствии с конкретными условиями и объективными потребностями каждого такого этапа. Они изменялись и совершенствовались вместе с развитием и изменением экономич. условий хозяйствования. До победы колхозного строя в СССР в качестве осн. форм заготовок с.-х. продуктов применялись продразвёрстка, продналог, контрактация и рыночные закупки, с 1933 - обязательные поставки и контрактация сырьевых культур, с 1958 - собственно 3. с. п. Закупки у совхозов осуществлялись и в форме т. н. сдачи товарной продукции гос-ву до 1954 по одинаковым с колхозами ценам или по спец. установленным для совхозов ценам, а с 1954 - по сдаточным ценам. Эта форма реализации существенных изменений не претерпела, за исключением уровня сдаточных цен и методов установления плановых заданий. После Мартовского (1965) пленума ЦК КПСС на совхозы, переведённые на хозрасчёт, распространены одинаковые с колхозами закупочные цены.
Продразвёрстка, как форма заготовок, была введена в янв. 1919 и предполагала обязательную сдачу крестьянами-единоличниками гос-ву всех излишков хлеба и других осн. продовольственных продуктов. Свободная купля-продажа продуктов запрещалась. Эта форма заготовок отвечала общему направлению политики «военного коммунизма». Благодаря продразвёрстке гос-во в централизованном порядке получило за 3 года (с авг. 1918 по авг. 1921) ок. 10 млн. т зерна. После окончания Гражданской войны, с переходом к новой экономической политике продразвёрстка была отменена и заменена продналогом, который предусматривал сдачу (продажу) крестьянами гос-ву лишь части своих излишков хлеба и других осн. продуктов в форме обязательного налога. Другой частью излишков крестьяне могли распоряжаться свободно, реализовать её на рынке. Была создана сеть гос. орг-ций по 3. с. п.
С 1924 продналог был заменён ден. налогом. Рыночные закупки излишков с.-х. продуктов у крестьян, существовавшие в 1921 - 23 как дополнит. к продналогу форма, стали гл. и единственной формой гос. заготовок. Товарооборот между социалистич. пром-стью и крест. х-вом, городом и деревней осуществлялся посредством целой системы гос. и кооперативных заготовит, орг-ций: «Хлебопродукт», «Животноводсоюз», «Льносоюз», «Хлопкосоюз» и др. Рыночные закупки дали значительно больший эффект по сравнению с предыдущими формами заготовок и послужили экономич. стимулом развития крест. х-ва: расширились посевные площади, увеличилось поголовье скота, выросла урожайность. В первый же год осуществления этой системы валовая продукция зерновых увеличилась на 40%, хлопка - на 60%, сах. свёклы - на 160%, что значит. увеличило гос. ресурсы с.-х. продуктов.
Поскольку рыночные закупки осуществлялись в условиях раздробленного мелкокрест. х-ва и на рынке выступали миллионы мелких товаропроизводителей, задача организации сбыта была чрезвычайно сложной. Крупным поставщиком продукции было кулачество. Заготовки с.-х. продуктов вели и частные предприниматели (нэпмановская буржуазия). Гос-во не могло строить планы заготовок в расчёте на стихийно рыночные отношения. Поэтому оно широко использовало методы экономич. воздействия на мелкое крест. х-во. Система закупок могла быть более эффективной при условии массового кооперирования крест. х-в. Однако до 1929 в деревне происходил процесс раздела крест. дворов (по сравнению с дореволюц. периодом число х-в увеличилось к 1928 с 15 до 25 млн.). Кроме того, успех рыночных закупок предполагал эквивалентный обмен между пром-стью и с. х-вом, а перспективные нар.-хоз. задачи и междунар. обстановка требовали ускоренного развития пром-сти, индустриализации страны даже за счёт средств др. отраслей, в т. ч. и с. х-ва.
С победой колхозного строя система 3. с. п. была существенно изменена. Принцип контрактацпп, предполагавший двусторонний договор и сдачу продукции в определённой доле от валового сбора, был сохранён только в сырьевых отраслях, производящих хлопок, лён, сах. свёклу, табак, масличные культуры, чай, каучуконосы и др. По осн. продовольственным культурам были введены в 1933 обязательные гос. поставки. Кроме того, ден. оплата работ МТС была заменена натуроплатой. До 1958 действовала система, по к-рой 3. с. п. обеспечивались в основном в четырёх формах: обязательные поставки продуктов гос-ву (заготовки), контрактация сырьевых продуктов, натуроплата за работы МТС и гос. закупки продуктов сверх обязательных поставок и натуроплаты за работы МТС.
Обязательные поставки были формой заготовок Осн. с.-х. продуктов и имели силу налога. Их размер в целом по стране устанавливался с учётом гос. потребностей, а также экономич. интересов развития колхозов. Размеры обязательных поставок устанавливались с таким расчётом, чтобы после их выполнения колхозы могли не только оставить внутрихоз. фонды семян и фуража, но также образовать ирод, фонд для распределения по трудодням и выделить нек-рое количество продукции для продажи на колхозном рынке. С 1932 - 33 по 1940 размеры поставок определялись в полеводстве в зависимости от плана посевной площади культур; нормы поставок устанавливались на 1 га плана посева; в животноводстве - от поголовья скота, нормы поставок устанавливались на 1 голову скота. Обязательные поставки были одним из важнейших каналов мобилизации части созданного в колхозах чистого дохода на общенар. нужды. Цены на продукцию колхозов, реализуемую по обязательным поставкам, долгое время сохранялись стабильными на уровне цен 1927 - 1928 - периода рыночных закупок с.-х. продукции, и значит. отстали от возросших затрат колхозников. С 1940 был введён погектарный принцип исчисления обязательных поставок, т. е. размеры поставок продукции полеводства, а также яиц определялись с каждого га пашни, закреплённой за х-вом, а размеры поставок продукции животноводства - с каждого га площади с.-х. земель. Этот принцип гарантировал для каждого колхоза стабильность размеров обязательных поставок и предоставлял им возможности самостоятельно решать внутренние производственные вопросы. В различных р-нах в зависимости от качества земель и климатич. условий нормы поставок дифференцировались по зонам и р-нам, а с 1947 по 1953 - 54 и по группам х-в в пределах р-на. Дифференцированные нормы обязательных поставок были постоянными, и местным органам запрещалось устанавливать обязательства, превышающие погектарные нормы. В целях обеспечения специализации х-в и повышения эффективности произ-ва при выполнении обязательств колхозам разрешалась замена одних продуктов другими. Она производилась в организованном порядке, по утверждённым коэффициентам замены.
Обязательные поставки осуществлялись и с личных подсобных хозяйств колхозников.
Контрактация сохранялась в основном для тех сырьевых культур, продукция к-рых почти полностью была товарной - хлопок-сырец, лён, сах. свёкла, конопля, чай, табак и др.
Натуроплата за работы МТС была одной из форм возмещения колхозами затрат, произведённых гос-вом для колхозов через МТС, она также являлась элементом 3. с. и. Ставки натуроплаты до 1953 были дифференцированы в зависимости от урожайности культур, по к-рым производились работы МТС, с тем чтобы заинтересовать работников МТС в повышении урожайности. С увеличением объёма работ, выполненных МТС, натуроплата превысила размеры обязательных поставок зерновых и стала гл. источником гос. 3. с. и., основой их роста. В этих условиях возникла тенденция к повышению ставок натуроплаты в зависимости от величины урожая. В 1953 система начисления натуроплаты за работы МТС была пересмотрена. Натуроплата стала начисляться не от урожая, а по твёрдым ставкам за каждый вид работы. Ставки были рассчитаны по высоким показателям урожайности. Возникла новая тенденция - производить как можно больше тракторных работ независимо от их необходимости, причём работ наиболее лёгких (боронование, культивация, лущение) или наиболее высокооплачиваемых (глубокая пахота). В 1958 натуроплата за работы МТС вместе с обязательными поставками была отменена.
Гос. закупки предусматривали получение гос-вом дополнит. ресурсов продовольствия и сырья из излишков продукции колхозов, остающихся после выполнения обязательных поставок, натуроплаты за работы МТС и создания семенных и фуражных фондов. Гос. закупки осуществлялись на более выгодных условиях, стимулировавших колхозы к реализации излишков продукции. Колхозам, продававшим излишки гос-ву, предоставлялась возможность в определённой доле от вырученной суммы приобрести через потребительскую кооперацию по твёрдым ценам дефицитные материалы - строевой лес, древесину, железо, гвозди и др. Для этого потребительской кооперации выделялись соответствующие фонды.
В 1958 в связи с реорганизацией МТС и продажей техники колхозам была изменена вся система заготовок и отменены обязательные поставки и натуроплата за работы МТС. Единственной формой централизованных гос. заготовок стала закупка товарной продукции у колхозов по зональным дифференцированным гос. закупочным ценам. Закупка является главным (вместе со сдачей-продажей гос-ву продукции совхозов) источником централизованного обеспечения гос. потребностей с.-х. продукцией.
Большое значение для упорядочения 3. с. и. имели решения Мартовского (1965) пленума ЦК КПСС. Начиная с 1966 планы продажи продукции гос-ву устанавливаются с.-х. предприятиям (колхозам и совхозам) как неизменные на 5 лет, с выделением заданий по годам, оформляемым договорами по контрактации. Такой порядок, с одной стороны, обеспечивает стабильность гос. 3. с. п., с другой - гарантирует предприятиям устойчивость структуры их произ-ва. Пока процесс специализации в с. х-ве не завершён, в ряде случаев возникает необходимость в уточнении планов продажи гос-ву по ассортименту продукции. При проведении эксперимента по внедрению полного хозрасчёта в совхозах Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР (от 13 аир. 1967) разрешено вносить изменения в планы продажи продукции гос-ву отд. х-вам с учётом их специализации, в пределах объёма закупок этой продукции по республике, краю, области. По осн. видам продукции сверхплановая продажа или продажа выше среднего уровня предыдущих лет стимулируется повышенными ценами. Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 - 75 предусматривается сохранение принципа твёрдых планов закупок с.-х. продуктов и поощрения х-в за сверхплановую продажу их гос-ву путём применения повышенных цен. Объём гос. закупок постоянно растёт (см. таблицу).

3. с. п. в зарубежных социалистич. странах по своему экономич. содержанию в осн. аналогичны закупкам в СССР, выполняют те же задачи. Осуществляются гос. орг-циями и кооперацией потребительской на основе нар.-хоз. планов двумя путями: через систему гос. плановых заданий и систему договоров между с.-х. кооперативами и госхозами, с одной стороны, и потребителями их продукции (перерабатывающими предприятиями, заготовительными и торг. орг-циями) - с другой. Преобладающую роль играет система договоров, т.к. она наиболее способствует развитию инициативы и повышению материальной заинтересованности с.-х. предприятий. Размещение и реализация плана закупок осн. видов с.-х. продуктов в разных социалистич. странах имеют специфич. особенности. В одних странах они осуществляются преимущественно гос. заготовительными органами (Чехословакия, Польша), в других - специализированными пром. объединениями и перерабатывающими предприятиями (Венгрия, Румыния), в третьих - хоз. объединениями (Болгария).
Имеются особенности и в организации закупок отд. видов продукции. Характерной особенностью системы 3. с. п. является ограниченность натуральных показателей, устанавливаемых централизованно. Так, в пятилетием плане на 1965 - 70 в Болгарии с.-х. предприятиям устанавливались директивные показатели по реализации четырёх видов продукции, в Румынии - пяти, ГДР - двух. Произ-во и реализацию остальных видов продукции предприятия осуществляют на основе договоров с заготовительными орг-циями и другими потребителями. Централизованное планирование 3. с. п. в социалистич. странах идёт по пути ограничения натуральных и увеличения роли стоимостных показателей, по пути широкого использования экономич. рычагов в управлении объёмом и структурой 3. с. п. Напр., в Венгрии, по решению Февр. (1964) пленума ЦК ВСРП с.-х. предприятиям вообще не устанавливаются централизованные показатели продажи продуктов. Планирование закупок осуществляется на основе договоров, действующих цен, кредитования и налоговой системы. Централизованное планирование ограничивается рядом стоимостных показателей. В Болгарии с 1966 с.-х. предприятия получают заказ на определённые виды товарной продукции в стоимостном выражении.
Договорная система 3. с. п. вносит принципиальные изменения в их планирование. Заготовительные орг-ции не имеют адм. прав в отношении с.-х. предприятий. Связь между контрагентами основана на принципах взаимной выгоды и равноправия. В Болгарии, напр., кооператив или госхоз, если принятые им договорные обязательства окажутся невыгодными, может на следующий год не возобновлять договора и переориентировать произ-во на др. виды продукции. В ряде стран (Венгрия, Польша) договоры заключаются до составления плана и становятся, т. о., его основой и важнейшей составной частью.
Большое влияние на развитие системы 3. с. п. оказывает создание аграрно-промышленных комплексов. При этом плановые задания по закупкам устанавливаются для всего комплекса, который затем распределяет их по своим подразделениям - кооперативам и госхозам - с учётом объективных возможностей и специализации.
В капиталистич. странах 3. с. п. у фермеров осуществляются гос-вом и капиталистич. предприятиями и рассматриваются лишь как сфера приложения капитала. Стимулирование производителей осуществляется, как правило, с целью влияния на конъюнктуру внешнего и внутреннего рынка. Процесс подчинения фермеров монополиям за последние годы усиливается в связи с развитием прямых договорных связей фермеров с фирмами, занимающимися переработкой и реализацией с.-х. продуктов, т. е. с развитием т. н. вертикальной интеграции. Гос. 3. с. п. в капиталистич. странах получают развитие гл. обр. в связи с ухудшением платёжеспособного баланса данной страны на междунар. рынке или с целью поддержки с.-х. произ-ва в условиях, когда масса продукции не находит сбыта на рынке. Напр., до 2-й мировой войны 2/3 потребности в с.-х.
продукции в Великобритании обеспечивалось через импорт. Ухудшение платёжного баланса страны на мировом рынке заставило её стимулировать произ-во и увеличивать 3. с. п. на внутреннем рынке. С этой целью был принят спец. закон о гос. субсидировании с. х-ва. В США значит. объём закупок осуществляет товарно-кредитная корпорация Мин-ва с. х-ва. Она принимает у фермеров продукцию по гарантированным ценам в залог, и если фермеры не находят покупателя, предлагающего цену выше гарантированной, продукция остаётся в собственности корпорации.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.