Закон спроса и предложения

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Закон спроса и предложения
(law of demand and supply, 需求和供给的法律)-цена любого товара изменяется для приведения спроса и предложения на этот товар в состояние равновесия.

Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.

Закон спроса и предложения
приспособление производства и предложения по объему и структуре к совокупному спросу в результате взаимодействия предложения и спроса с ценами

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

закон предложения и спроса
теория, согласно которой конкурентная цена, превалирующая на рынке, определяется столкновением предложения товаров и услуг желанием (спросом) потребителей их покупать.
law of the trivial many and of the critical

Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006

закон спроса и предложения
так в политической экономии называют научное положение, объясняющее образование цен на рынке двоякого рода факторами (причинами): с одной стороны — количеством товаров, предлагающихся на рынке к продаже (предложением), а с другой — выявленным желанием покупателей приобретать эти товары (спросом).

Источник: Справочный коммерческий словарь

ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(англ. law of demand and supply) – закон товарного производства. Он выражает взаимосвязи между спросом и предложением товаров. З. с. и п. находится в диалектической взаимосвязи с законом стоимости, выступая в сфере обмена формой его реализации. Действие З. с. и п. проявляется только в том случае, когда нарушается равновесие между спросом и предложением, ибо именно в такой ситуации возникает необходимость в изменении пропорций в соотношении отраслей общественного воспроизводства, рыночных цен и других факторов, воздействующих на равновесие спроса и предложения. Регулирование действия З. с. и п. осуществляется посредством использования таких элементов рыночных отношений, как предложение, спрос, цены. Существенное превышение предложения над спросом ведет к снижению рыночных цен, нередко ниже стоимости, что, в свою очередь, вызывает рост спроса. Существенное же превышение спроса над предложением ведет к тому, что рыночные цены растут, что стимулирует предложение и, следовательно, рост объемов производства. Посредством этих колебаний цены предложения и цены спроса становятся равновесными, обеспечивающими равновесие спроса и предложения. Однако конкурентная борьба приводит к тому, что данное равновесие постоянно нарушается, возникает новая волна колебания цен. Тем не менее решающим фактором обеспечения спроса и предложения являются рыночные отношения в стране.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАКОН
экономич. закон товарного произ-ва, характеризующий взаимодействие и взаимосвязь между спросом и предложением в сфере обмена; выражает единство спроса и предложения и их объективное стремление к соответствию. С. и п. з. непосредственно связан со стоимости законом, но в отличие от последнего действует исключительно в сфере обмена. Однако и в этой сфере С. и п. з. не только не подменяет собою закона стоимости, а напротив, действует наряду и одновременно с ним как форма его выражения, как элемент механизма реализации закона стоимости. В этом смысле принципиальное значение имеет замечание В. И. Ленина о том, что «...с тоимо с т ь есть категория, которая entbehrt des Stoffes der Sinnlichkeit (лишена вещества чувственности.— Ред.), но она истиннее, чем закон спроса и предложения» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 154). Таким образом, С. и п. з. и закон стоимости теснейшим образом связаны между собой, находятся в диалектическом взаимодействии. Но при этом определяющим является закон стоимости, ибо в конечном счёте «...рыночная стоимость регулирует отношения спроса и предложения...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 198).
С. и п. з. выражает объективную необходимость соблюдения соответствия между спросом и предложением. При этом условии С. и и. з. ничем не обнаруживает себя. Он начинает активно проявлять своё действие лишь в случае нарушения соответствия между спросом и предложением, при возникновении диспропорций на рынке. Тогда отношения спроса и предложения, стремясь к соответствию, вызывают необходимость изменения пропорций обществ. воспроиз-ва, уровня цен и др. факторов, определяющих состояние равновесия на рынке.
При капитализме С. и п. з. действует стихийно. Конкретным инструментом, с помощью к-рого осуществляется действие этого закона, является рыночный механизм, выражающий взаимосвязь трёх элементов рынка — предложения, спроса и цены. Изменение соотношения между спросом и предложением, стихийно складывающегося на капиталистич. рынке, порождает колебания рыночных цен вокруг стоимости. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при к-ром обеспечивается равновесие спроса и предложения. Но в результате конкуренции и анархии капиталистич.
произ-ва это равновесие постоянно нарушается, вызывая новые колебания цен. Поскольку такие колебательные процессы в капиталистич. экономике никогда не затухают, С. и п. з. так или иначе постоянно проявляет себя. При этом колебания цен, хотя и обусловлены изменением соотношения между спросом и предложением, являются формой проявления закона стоимости, который, по словам К. Маркса, управляет движением цен. Закон стоимости выполняет свою функцию стихийного регулятора капиталистич. произ-ва через действие С. и п. з. Если, напр., доля совокупного обществ. труда в к.-л. отрасли произ-ва недостаточна для удовлетворения обществ. потребности в её продукции, то отношения спроса и предложения, стремясь к состоянию равновесия, вызовут превышение рыночной цены над стоимостью. В результате, в соответствии с законом стоимости, происходит стихийный перелив капитала в недостаточно развитую отрасль; произ-во в ней начинает расширяться, достигая уровня, при к-ром образуется избыточное предложение по сравнению со спросом. Доля совокупного обществ. труда, прилагаемого в данной отрасли, окажется чрезмерно большой в сравнении с обществ. потребностью в её продукции, т. е. вновь будет нарушен закон стоимости. С. и п. з. в данном случае вызовет отклонение цены вниз от стоимости. Цена начнёт падать, что повлечёт отлив капитала в более прибыльные отрасли. Именно таким образом — через постоянные колебания цен вокруг стоимости под влиянием стихийно складывающихся рыночных пропорций, прокладывает себе путь тенденция к соответствию спроса и предложения на капиталистич. рынке, заложенная в С. и п. з. Но «управляет» всем этим процессом закон стоимости, требующий пропорционального распределения совокупного обществ. труда .между отд. отраслями капиталистич. экономики.
На социалистическом планомерно организованном рынке возможность стихийного колебания цен под влиянием спроса и предложения полностью исключена. Размеры произ-ва и предложения товаров, обществ. потребности, а также сам уровень цен определяются в плановом порядке. Социалистич. гос-во планомерно распределяет совокупный обществ. труд между отд. отраслями и сферами нар. х-ва, исходя из интересов наиболее полного удовлетворения потребностей народа, планомерно обеспечивает соответствие между спросом и предложением.
Тем не менее С. и п. з. действует и при социализме. Напр., в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением отд. товаров этот закон требует иногда отклонения цен от нек-рого фиксированного уровня. Социалистич. гос-во путём планового изменения цен приводит в соответствие спрос и предложение. Действие С. и п. з. учитывается не только в практике ценообразования, но и при планировании развития произ-ва, формировании его отраслевой структуры, при плановом определении объёма выпуска отд. товаров, который устанавливается с учётом обществ. потребностей и спроса населения. Т. о., при социализме С. и п. з. сознательно используется гос-вом в интересах всего общества; действие этого закона учитывается в процессе планово-управленч. деятельности. И в этом проявляется непосредств. связь С. и п. з. с Основным экономическим законом социализма и Планомерного, пропорционального развития народного хозяйства законом.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Закон спроса и предложения
закон, выражающий взаимозависимость между количеством товаров и услуг, которые хочет купить или получить потребитель, и объемом товаров и услуг, которые предлагает производитель. Особенности действия закона спроса и предложения зависят, прежде всего, от уровня цен: чем выше цены, тем меньше будет реализовано товаров и услуг и наоборот. Эту зависимость графически изображают кривой спроса и предложения. Рыночная цена достигает конкретной равновесия, когда эти две кривые пересекаются, а спрос и предложение уравниваются.
Причина снижения спроса – недостаточное материальное обеспечение потребителей, чрезмерное насыщение рынка товарами и услугами, ухудшение их качества и т.д. Более низкая цена на товары и услуги привлекает новых покупателей. В то же время снижение цен часто побуждает потребителей осуществлять дополнительные покупки, повышает спрос на услуги. Противоположная ситуация возникает при росте цен на товары и услуги.
Взаимодействие спроса и предложения происходит в конкурентной борьбе. Таким образом, диалектическая зависимость спроса и предложения заключается, прежде всего, в том, что предложение формирует спрос через ассортимент производимых товаров и предоставляемых услуг и их цены, а спрос определяет объем и структуру предложения, оказывая влияние при этом на производство.
Равновесие и соотношение между спросом и предложением – своеобразный индикатор сбалансированного и пропорционального развития общественного производства, обмена и распределения труда в сфере материального и нематериального производства, непрерывности процесса общественного воспроизводства материальных и духовных благ. Соотношение между спросом и предложением влияет на отклонения рыночных цен от стоимости товаров и услуг (при превышении спросом предложения цены отклоняются вверх от стоимости, а при превышении спроса предложением – вниз).
Структуру платежеспособного спроса рассматривают как платежеспособную потребность субъектов рынка (отдельных индивидов, предприятий, организаций, государства и др.) Платежеспособный спрос – лишь часть (хотя и самая важная) потребности общества, поскольку часть населения, отдельные субъекты рынка могут нуждаться в товарах и услугах, но не имеют денег, поэтому эти нужды к совокупному спросу не причисляют. Совокупный спрос разделяют на следующие группы:
1. спрос всех членов общества на товары широкого потребления (мясо, хлеб и др.) или на отдельные блага (автомобили, видеотехника и т.д.);
2. спрос на все блага, которые удовлетворяются на отдельных видах рынка (местном, региональном, внутреннем, международном), спрос большинства населения на отдельных типах рынка (товарном, денежном рынке ценных бумаг и др.).
На низшей стадии развития капитализма в механизме действия закона спроса и предложения доминировали элементы стихийности. Уравновешивание спроса и предложения происходило в результате свободной конкуренции, ценообразования, стихийного переливания капиталов внутри отраслей и между отраслями, экономическими кризисами и т.д. На современном этапе в механизме действия закона спроса и предложения преобладают элементы сознательного регулирования, организованности и планомерности, присущие каждому субъекту предпринимательской деятельности любой формы собственности.
Важнейшие субъекты предпринимательской деятельности – крупные компании, транснациональные корпорации, государство. Равновесие (относительное) между спросом и предложением на уровне крупных корпораций достигается, прежде всего, за счет маркетинговой деятельности. Каждая крупная компания, прежде чем изготовить, изучает платежеспособный спрос населения на конкретный или родственный вид продукции, находит покупателя и предварительно заключает с ним контракт (письменный или устный), в котором оговорено качество товаров и услуг, цены, сроки поставок, платежи и т.д. Между производителями и потребителями устанавливаются долгосрочные кооперационные связи, формируются торгово-промышленные комплексы. Контрактная форма используется при выполнении компаниями государственных заказов.
Наиболее типичные действия государства при несовпадении спроса и предложения:
если платежеспособный спрос превышает предложение ниже оптимальной величины, государство должно прибегнуть к регулированию:
- снизить налог на прибыль (для стимулирования инвестиций компаний и фирм);
- увеличить расходы государственного бюджета, в первую очередь, государственные закупки товаров и услуг;
- уменьшить процентную ставку за кредит и таким образом увеличить денежную массу, осуществлять активную амортизационную политику, увеличивать объем капиталовложений в государственный сектор и т.д.;
когда предложение ниже платежеспособного спроса, а производство валового национального продукта превышает оптимальную величину, государство должно добиваться снижения совокупного спроса, для этого оно может:
- увеличить налоги на прибыль;
- сократить государственные расходы;
- увеличить плату за кредиты и таким образом уменьшить денежную массу.
Важнейший метод регулирования совокупного спроса – увеличение или уменьшение расходов государственного бюджета, поскольку их увеличение непосредственно влияет на рост потребления и капиталовложения отдельных субъектов хозяйствования. Более того, государственные расходы вызывают мультипликационный эффект. По подсчетам французских экономистов, каждый франк государственных инвестиций мобилизует почти 8 франков из других источников. Снижение налогов на доходы влияет на совокупный спрос опосредованно. Названные рычаги экономического регулирования не дают мгновенного эффекта. Первые положительные результаты появляются через полгода. Поэтому важно предусматривать (спрогнозировать) нарушение равновесия между такими агрегатными показателями народнохозяйственной сбалансированности, как спрос и предложение, доходы и расходы государства и др.
В то же время совокупный спрос и совокупное предложение зависят и от других конкретных факторов: уровня доходов населения, уровня и темпов роста цен, объема сбережений и накоплений, налоговой деятельности государства, закупки ею определенной части товара, объема экспорта и импорта.
Относительно материально-вещественного содержания совокупный спрос состоит из потребительского (товары широкого потребления и предметы роскоши) и инвестиционного (средства производства).
По стоимостному содержанию совокупный спрос может не совпадать с размером доходов населения и зависит от того, какая часть дохода изымается из обращения и превращается в сбережения, или наоборот, изымается из сбережений и становится частью совокупного дохода.
Потребление зависит от величины дохода и налогов, уровня цен, процентов на сбережения, стабильности денежной единицы, величины накопления. Увеличение потребления в совокупном спросе означает снижение в нем доли накопления и уменьшение (абсолютное или относительное) доли сбережений. Ощутимое влияние на потребление имеет динамика цен. Устойчивый рост цен обесценивает накопления и сбережения и обусловливает рост потребления товаров и услуг. Но такое увеличение потребления на самом деле лишь мнимое. Стойкое повышение цен приводит к потере деньгами своей покупательной способности. Фактически потребление населения сокращается. Для нейтрализации негативного влияния инфляции государство принимает соответствующие меры (повышение учетной ставки процента, увеличение налогов, сокращение государственных расходов, замедление темпов роста или даже «замораживание» заработной платы, а также вкладов в сберегательных кассах и банках, введение контроля за движением цен, заработков и доходов), то есть «осуществляет политику доходов». Это способствует стабильности цен, но влечет за собой спад производства, банкротства, рост безработицы, и в конце концов, сокращение потребления. Инфляция, обесценивая сбережения и накопления, стимулирует рост совокупного спроса.
Дефляционная политика, наоборот, сдерживает рост и создает благоприятные условия для сбережений и накоплений. Потребление (потребительские расходы) касается всего населения, накопления (инвестиции) осуществляют предприниматели, а сбережения – предприниматели и потребители. Сбережения зависят от состояния экономики (во время спадов и кризисов они сокращаются), доходов населения (чем выше доход, тем больше вероятность того, что его часть будет сберегаться), политики государства в отношении инфляции, стабильности денежной системы, наличия гарантий для работников. Сбережения – это отложенный спрос, поэтому их увеличение уменьшает потребление и накопление и наоборот. В то же время сбережения населения – источник накоплений для предпринимателей, обращающихся в банки за заемными средствами. Чем больше экономит население, тем шире финансовая основа для последующих инвестиций. Накопления зависят от состояния экономики, стабильности денежного обращения, перспектив спроса на новую продукцию, уровня процента на вклады и кредиты, размера налогов, стоимости основных факторов производства – сырья, оборудования, рабочей силы. Чем большие накопления, тем меньше доля сбережений и потребления, более узкий потребительский спрос. Таким образом, потребление, сбережения и накопления находятся в обратной зависимости при низких темпах роста, статическом состоянии экономики или при условии преобладания экстенсивных методов хозяйствования.
С интенсификацией хозяйственных процессов, ростом производительности труда, увеличением ВНП потребление и сбережения могут увеличиваться одновременно. Сбережения и накопления определяют уровень национального производства и занятости: чем больше их величины, тем более низким является потребительский спрос и производство сокращается, что приводит к уменьшению занятости. В то же время накопления обусловливают рост инвестиционного спроса и увеличение занятости в соответствующих отраслях производства, что, в свою очередь, стимулирует повышение потребительского спроса. Такой прямое влияние накопления на занятость рабочей силы возможно только в условиях экстенсивного типа хозяйствования. Глубокие изменения в технике и технологии способствуют увеличению потребностей в средствах производства при сокращении занятости части рабочей силы или замедлении темпов прироста кадров. В результате интенсификации производственных процессов и сокращения занятости потребительский спрос и сбережения уменьшаются, поэтому необходима особая политика государства по стимулированию совокупного спроса, повышению уровня потребления определенных слоев населения.
Налоги, закупка государством товаров и услуг, экспорт и импорт – это факторы, влияющие на совокупный спрос извне. Они связаны преимущественно с государственным регулированием экономики и могут существенно стимулировать рост совокупного спроса или в значительной степени тормозить его.
С развитием спроса связано понятие «емкость» (объем рынка – самый высокий объем реализации продукции при данном уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и цен. Чем шире платежеспособный спрос населения, тем больше объем рынка, легче решается проблема реализации. Одним из средств расширения платежеспособного спроса населения, стимулирующим увеличение объема рынка, стала социальная политика государства в послевоенные годы.
Совокупное предложение – вторая сторона рыночной структуры. Она определяется объемом выпущенной продукции (выполненных работ), уровнем издержек производства и уровнем цен, состоянием производительности труда, развитием научно-технического прогресса, направленностью государственного внутриполитического курса. Ее объем и состав зависят также от степени монополизации экономики, поскольку монополия реализует, в первую очередь, собственные интересы и ради получения дополнительной прибыли может искусственно сократить объем производства и создать таким образом искусственный дефицит, поднимая цены на свою продукцию. Если при свободной конкуренции совокупный спрос растет под влиянием повышения цен, то при монополизации повышение цен не обязательно стимулирует рост продукции, он может сокращаться с ростом цен. Стремление монополий к сверхприбылям вредит рыночному механизму саморегулирования, что заставляет прибегать к активной антитрестовской политике, контролировать процесс ценообразования. Совокупное предложение растет с понижением издержек производства, появлением новых товаров, расширением сферы услуг, тенденцией к повышению цен.
Спрос и предложение не всегда уравновешивают друг друга. Они могут отличаться количественно, качественно, структурно, темпами роста. Равновесие между ними – отдельный случай практически постоянного неравновесия. Объем спроса может быть меньше объема предложения из-за увеличения сбережений, которые, сокращая текущий совокупный спрос, осуществляют финансовую «подготовку» инвестиций и будущее предложение.
Взаимодействие и взаимосвязь между спросом и предложением происходят через систему цен. Цены на рынке колеблются в определенных пределах (в случае конкуренции). Верхней их чертой является цена спроса, который определяется покупательной способностью потребителя. Снижение ее стимулирует расширение спроса. Другой конец шкалы – цена предложения, т.е. максимально низкий для производителя уровень цены, при котором производство продукции при существующем уровне техники и технологии достигло уровня производительности труда, обеспечивает покрытие затрат и приносит прибыль. Цена предложения снижается с сокращением издержек производства, совершенствованием его структуры и организации, а также под влиянием конкуренции.
Конкуренция между производителем и потребителем, а также среди производителей сопровождается постоянными колебаниями цены спроса и цены предложения. На определенном этапе они пересекаются, возникает новая цена – цена равновесия, которая означает определенную сбалансированность интересов производителя и потребителя, т.е. соответствие спроса и предложения. Такой механизм действия закона спроса и предложения оказывается в пределах отдельных национальных экономик. Существенно влияет на него внешняя торговля, деятельность транснациональных корпораций и международных экономических группировок. В пределах наиболее развитой интеграционной группировки – Европейского Союза – наднациональные органы вместе с национальными правительствами осуществляют сознательное и целенаправленное регулирование спроса и предложения пятнадцати стран этого объединения.

Источник: Экономическая энциклопедия (фрагмент). Проект www.topknowledge.ru

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
200.67 кб

Некоторые закономерности соотношения темпов роста цен и объемов спроса, предложения и сделок на рынк

Стерник Геннадий Моисеевич, Стерник С. Г.
В статье приводятся результаты анализа эмпирических данных о цикличности изменения основных показателей рынка недвижимости (на примере рынка жилья города Москвы): цен, объемов спроса, объемов общего и вновь поступающего предложени
Читать PDF
406.53 кб

Экономическая физика: закон спроса и предложения, как результат действия универсального закона сохра

Мудрик Дмитрий Георгиевич, Попков Сергей Юрьевич, Ястребова Елена Владимировна
Статья предлагает новый философско-концептуальный подход к пониманию экономики в рамках нового разви-вающегося направления эконофизики.
Читать PDF
126.89 кб

Рецензия на монографию Г. А. Родиной и С. А. Степанова «Закон спроса и предложения: особенности дейс

Гордеев Валерий Александрович, Фомина Эльвира Георгиевна