ЗАИР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЗАИР
денежная единица Заира, равная 100 макута или 10 000 сенжи. Введен в 1967. До 1911 на территории Бельгийского Конго (бывшая колония Бельгии) обращались бельгийские монеты. В 1911 денежной единицей был объявлен конголезский франк. После провозглашения независимости в 1960 денежной единицей Конго оставался конголезский франк, равный бельгийскому франку. Валютный контроль осуществляется центральным банком и министерством финансов. Эмиссионный институт – Государственный банк Заира.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

ЗАИР
Экономическая политика и экономическая мысль. Республика Заир (до 27 окт. 1971 называлась Демократической Республикой Конго) основана в 1960 на месте Бельгийского Конго. В колониальный период (посл. четв. 19 в. - 1960)экономич. политика страны была направлена на создание благоприятных условий деятельности иностр. монополий и организацию экспортных отраслей произ-ва. В рамках т. н. первого плана экономич. и социального развития (1950 - 59), составленного при прямом участии бельг. колонизаторов, была проведена серия мероприятий по превращению страны в постоянный сырьевой придаток развитых капиталистич. стран. К нач. 60-х гг. страна занимала 1-е место в капиталистич. мире по добыче кобальта и технич. алмазов, 4-е - олова, 5-е - меди и марганца, 7-е - вольфрама и серебра, 9-е - золота. Страна относилась к числу основных в Африке производителей пальмового масла, хлопка, какао, кофе и каучука. Однако подчинение её экономики интересам иностр. капитала обрекло 14 млн. коренного населения на жизнь в условиях нищеты и отсталости. Уровень дохода на одного жителя (80 долл. в год в 1950-х гг.) был одним из самых низких на афр. континенте.
В 1960 народы 3. добились политич. независимости. Империалистич. круги, стремясь сохранить экономич. контроль над страной, спровоцировали гражданскую войну. Политич. положение в стране вплоть до 1965 оставалось нестабильным, экономич. деятельность была почти полностью расстроена.
Становление экономич. мысли началось во 2-й пол. 50-х гг. Её содержание определялось крепнувшим антиколониальным движением. экономич. политика колон, гос-ва подвергалась критике со стороны формирующейся нац. буржуазии, искавшей наиболее эффективные пути своего развития в условиях сохраняющегося господства иностранного капитала и экономически отсталой страны. Наиболее полное отражение экономич. мысль нашла в программах ведущих политич, партий, руководителями к-рых были, как правило, представители интеллигенции и мелкой буржуазии. Под их влиянием выдвигались требования о всемерном поощрении предпринимательской деятельности конголезцев, о признании за ними права собственности на землю и недвижимость, а предоставление банковского кредита африканцам считалось радикальным способом ликвидации расовой дискриминации. Пробелы, партии выступали за активизацию деятельности иностр. капитала и одобрили второй десятилетний план (1960 - 1969) развития страны. Сепаратисты из провинций Катанга (осн. индустриальная база страны, с 1972 наз. Шаба) и Касаи обосновывали свои требования отделения этих провинций. Сепаратистские тенденции разжигались зап. империалистич. державами.
Экономич. концепции прогрессивной части антиколониального движения полнее всего изложены в документах партии. Нац. движение Конго (НДК, осн. П. Лумумбой в 1958) и в программе деятельности первого нац. пр-ва (возглавлявшегося П. Лумумбой). Требования первой программы НДК - индустриализация страны, реинвестиция прибылей, интенсификация с. х-ва посредством создания кооперативов, поощрение деятельности местных предпринимателей - носили общий характер. В 1960 Лумумба подчёркивал, что «политическая независимость останется пустым звуком, если она не будет немедленно сопровождаться экономическим развитием страны» («La pensée politique de Patrice Lumumba», P., 1963, p. 57). Обеспечение экономич. самостоятельности он видел в создании гос. сектора, индустриализации страны [в частности, в необходимости сооружения гидроэнергетич. комплекса Инга в устье р. Конго (р. Заир), строительства предприятий чёрной металлургии в Нижнем Конго (с 1971 - Ниж. Заир) и Ср. Катанге, заводов по произ-ву химия, удобрений и др.] и считал необходимым контролировать привлечение иностр. капитала для реализации этих планов.
Свержение патриотич. пр-ва Лумумбы (1960), приход к власти марионеточных кабинетов Ж. Илео, С. Адулы, М. Чомбе означал отказ от экономич. программы первого пр-ва, отдачу страны на откуп и разграбление иностр. монополиям. Падение с.-х. произ-ва (прежде всего хлопка, кофе, пальмового масла и др.), сокращение поступлений от экспорта нек-рых видов минерального сырья, разлад транспортной сети, дезорганизация торговли - таковы результаты империалистич. политики, вызвавшей тяжёлое экономич. положение в стране в сер. 60-х гг. Провал экономич. политики этих пр-в выразился в их неспособности наладить и регулировать развитие нац. экономики, контролировать деятельность иностр. капитала, обеспечить повышение жизненного уровня населения.
Пр-во Ж. Мобуту, пришедшее к власти в ноябре 1965, провозгласило своей осн. задачей достижение экономич. самостоятельности страны с помощью промышленно развитых стран. Было начато осуществление отд. пунктов программы первого нац. пр-ва. Пересмотрены концессионные соглашения с иностр. фирмами, заключённые до 1960. Для развития пром. потенциала намечены дальнейшая диверсификация добывающей пром-сти (добыча нефти, газа), разработка новых месторождений меди, строительство алюминиевого и сталеплавильного заводов, предприятий по произ-ву транспортного и с.-х. оборудования, автосборочных заводов. Гос-во рассматривалось пр-вом Мобуту как важный инструмент экономич. политики, регулирования х-ва, стимулирования и финансирования отраслей, «невыгодных» с точки зрения частного капитала. Гос-во становится акционером (и нередко держателем контрольных пакетов) частных компаний, непосредственно управляет инфраструктурой. В целях стимулирования с.-х. произ-ва создаётся нац. фонд помощи и с.-х. кредита, увеличены гос. вложения в эту отрасль экономики. В 1969 вдвое по сравнению с 1968 возросли гос. вложения в пром-сть. Позиции гос-ва в экономике значительно упрочились после национализации в 1966 бельг. горнодобывающей компании «Юнион Миньер дю О-Катанга» (ЮМОК), контролировавшей почти 70% конголезской экономики. Сооружается первая очередь крупнейшего в мире гидроэнергетич. комплекса Инга в низовьях р. Конго. Запланировано стр-во ж. д. Порт-Франки - Киншаса для обеспечения вывоза минералов из провинции Шаба через национальные порты. В 1970 пр-во отказалось от посредничества иностранных компаний во внешнеторговых операциях.
К нач. 70-х гг. ещё не была выработана научно обоснованная программа экономич. развития. Признавая многоукладный характер экономики, пр-во стремится к созданию «гибкой, управляемой посредством планирования смешанной экономики», в к-рой осн. роль должны играть гос.-монополистич. и частный секторы. Осн. стимулирующим средством при решении всех проблем провозглашён принцип «подлинно конголезского национализма», призванный обеспечить особый путь развития, предохранить страну как от «коммунистического этатизма», так и от стихийности и кризисов капитализма. В практич. деятельности власти шли на всестороннее сотрудничество с иностр. капиталом. С 1 янв. 1969 разрешён свободный вывоз прибылей из страны, даны гарантии против национализации иностр. собственности. Поступление средств извне (от США и МВФ) было использовано при проведении ден. реформы 1967 и замене старой ден. единицы - конголезского франка новой - заиром (офиц. курс на 1.1.1971 1 заир = =2 долл. США). В 1964 был подготовлен проект первого пятилетнего плана на 1965 - 69, однако он не был реализован. Во внешнеэкономич. плане пр-во высказалось за равноправные отношения между развитыми и развивающимися странами, за тесное экономич. сотрудничество. Оно считает полезным осуществление в Африке региональных проектов развития, стремится к кооперации с соседними афр. гос-вами, к расширению круга своих контрагентов из числа развитых капиталистич. стран.
Экономич. наукой в стране занимаются преимущественно европейцы. Изучение и преподавание экономики было сосредоточено в трёх ун-тах: ун-те Лованиум в Киншасе, гос. ун-те в Лубумбаши и т. н. свободном ун-те в Кисангани и продолжается в них после их объединения в 1971 в один Гос. ун-г. Возросшее количество выпускников Гос. ун-та, а также других нац. и зарубежных центров всё ещё не решило проблемы квалифицированных кадров экономистов. Пр-во широко привлекает иностр. специалистов, прежде всего из Бельгии, Франции и США. Исследовательская работа в области экономики ведётся в Центре социально-политич. исследований и информации, в Ин-те экономич. и социальных исследований. Созданное в 1967 нац. управление исследования развития призвано играть роль координирующего учреждения науч. исследованиями в стране. Издаются 2 науч. журнала по проблемам экономики «Etudes congolaises» (с 1961) и «Cahiers économiques et sociaux» (с 1962). Из гос. учреждений проблемами экономики в практич. и науч. плане занимаются Мин-ва иностр. дел и внеш. торговли, планирования и науч. исследований, финансов, экономики и пром-сти, нац. образования, а также Нац. банк 3. (публикующий с 1968 годовые отчёты; в отчёте за 1967 впервые за годы независимости дана полная статистика нар. х-ва страны за 1958 - 67).

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Похожие термины:

  • zai´re (заир)

    Z) Стандартная денежная единица Заира, равная 100 макутам (сингуларам, ликугам).