Юм Дэвид

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Юм (Hume) Дэвид (1711-1776)

английский философ и экономист. Выступал за свободную торговлю. Классик монетаристского направления в экономической науке. В «Очерке о деньгах» (1752) в противовес господствовавшему в то время меркантилистскому мнению о необходимости поддержания положительного сальдо торгового баланса Юм разработал теорию его автоматического регулирования. Теория Юма основывалась на предположении о том, что свободная международная торговля обладает способностью регулирования торгового баланса и не требует вмешательства правительства и введения тарифов для поддержания равновесия. Юм первый указал на наличие лагов (отставаний) в процессе повышения цен под влиянием увеличения денег в обращении, особо отметив, что среди цен всех товаров в последнюю очередь повышается «цена труда», то есть заработная плата рабочих. В политической экономии Юм известен также как один из создателей количественной теории денег.

Источник: Бизнес-словарь

Юм (Hume) Дэвид

Шотландский философ и экономист. Ученый считал необоснованными опасения меркантелистов по поводу хронической несбалансированности торгового баланса и сокращения золотого запаса. Он утверждал, что перелив золота из страны в страну происходит в результате колебания цен, что в свою очередь удерживает уровень цен внутри страны в определенных границах и препятствует образованию неравновесия платежного баланса. Он также предвидел, что этот механизм может нарушиться в процессе формирования национальной банковской системы и распространения бумажных денег. Юм признавал количественную теорию денег, однако проводил различие между краткосрочными и долгосрочными эффектами. Анализируя последствия увеличения денежной массы, Юм пришел к выводу, что деньги не являются «нейтральным» фактором и могут влиять на занятость в краткосрочном периоде. Идея о том, что уровень процентной ставки зависит от уровня предпринимательского дохода, стала основой теории Адама Смита.

Источник: Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика

Дэвид Юм
Известный шотландский философ. Основной вклад Юма в политическую экономию содержится в главах его книги «Трактаты о политике» (1752). Он делал упор (следуя Локку (Locke)) на то, что количество денег в стране не влияет на ее реальное богатство, и придерживался количественной теории денег (quantity theory of money). Он усовершенствовал позицию Локка, отрицавшего, что страна может иметь постоянный торговый излишек или дефицит. Потоки металлических денег (price-specie mechanism) обеспечивают постоянную сбалансированность международной торговли. Его теория процента представляла собой теорию спроса и предложения. Спрос на кредит частично определяется предпринимательскими ожиданиями, и поэтому норма прибыли и ставка процента тесно связаны. Методологически Юм рассматривал общественные науки как раздел прикладной психологии. Его философия, отношение к личному интересу и накоплению как к движущим силам экономической деятельности оказали сильное влияние на А.Смита (Smith) и последующие поколения экономистов.

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

ЮМ Дэвид
(26.4.1711—25.8.1776), английский экономист, историк и философ; один из крупнейших представителей английского Просвещения. Род. в Эдинбурге в семье небогатого шотландского помещика. Образование получил в Эдинбургском ун-те. В 1734—37 жил во Франции. В 1752—57 занимал должность библиотекаря в Эдинбургском об-ве юристов. В 1763—66 — на дипломатия, службе в Париже; сблизился с кружком франц. энциклопедистов. В 1767— 1768 Ю.— помощник гос. секретаря. В 1769, выйдя в отставку, стал секретарём созданного в Эдинбурге Философского об-ва, объединявшего видных деятелей шотландской культуры и науки (А. Смит, А. Фергюсон и др.). Экономич. идеи Ю., развитые им в сочинениях, посвящённых вопросам о торговом балансе, уровне процента и массы денег, оказали большое влияние на политич. экономию. Как противник меркантилизма Ю. выступал за свободную торговлю, к-рая, по его мнению, является важным двигателем экономич. благосостояния гос-ва, доказывал, что задачей внеш. торговли является не только получение торг. прибыли, но и приобретение натуральных продуктов. Ю. был видным представителем количественной теории денег, принципиально отвергавшим (что было связано с его субъективно-идеалистическими и агностическими филос. позициями) постановку вопроса о субстанции стоимости. Из неправильного анализа «революции цен», к-рую Европа пережила в 16—17 вв., он пришёл к выводу, что цены товаров зависят от массы денег в обращении. Отождествляя понятие средств обращения со счётными знаками, Ю. пришёл к выводу, что «товары входят в процесс обращения без цены, а золото и серебро — без стоимости». Эти идеи Ю. получили своё дальнейшее развитие в субъективно-психологич. направлении бурж. политич. экономии. Экономич. сочинения Ю. «...были прославлением быстро развивавшегося тогда в Англии капиталистического общества ...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 250).
Соч.: Essays moral, political and literary, L., [1904]: The letters, v. 1—2, Oxf., 1932; New letters, Oxf , 1954; в рус. пер.— Соч., т. 1—2, М., 1965.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Дэвид Юм

David Hume
1711-1776
Дэвид Юм - шотландский философ, историк, экономист и литератор. Родился в Эдинбурге 7 мая 1711. Его отец, Джозеф Юм, был адвокатом и принадлежал к древнему дому Хьюмов из поместья Найнвелс, примыкающего к селению Чернсайд близ Берик-апон-Туида. Это поместье принадлежало семье с начала 16 в. Мать Юма Кэтрин была дочерью сэра Дэвида Фальконера, главы судейской коллегии. Хотя семья была обеспеченной, Дэвид как младший сын унаследовал менее 50 фунтов годового дохода; несмотря на это, он был полон решимости отстаивать независимость, избрав путь усовершенствования своего "литературного таланта".
После смерти мужа Кэтрин посвятила себя воспитанию и образованию детей - Джона, Кэтрин и Дэвида. Большое место в домашнем воспитании занимала религия (шотландское пресвитерианство), и Дэвид впоследствии вспоминал, что верил в Бога, когда был маленьким. Однако найнвелсские Юмы, будучи семьей образованных людей, с ориентацией на юриспруденцию, имели в доме книги, посвященные не только религии, но и светским наукам. Мальчики поступили в Эдинбургский университет в 1723. Несколько профессоров университета были последователями Ньютона и членами так называемого "Ранкеновского клуба", где обсуждали принципы новой науки и философии; они также вели переписку с Дж. Беркли. В 1726 г. Юм по настоянию семьи, считавшей его призванным к адвокатской деятельности, оставил университет. Однако он продолжил тайно свое образование - "я чувствовал глубокое отвращение ко всякому другому занятию, кроме изучения философии и общеобразовательного чтения".
Чрезмерное прилежание привело Юма в 1729 к нервному срыву. В 1734 он решил "попытать счастья на другом, более практическом поприще" - в качестве клерка в конторе некоего бристольского коммерсанта. Однако из этого ничего не вышло, и Юм отправился во Францию, жил в 1734-1737 в Реймсе и Ла-Флеше (где располагался иезуитский колледж, в котором получили образование Декарт и Мерсенн). Там он написал "Трактат о человеческой природе", первые два тома которого были опубликованы в Лондоне в 1739, а третий в 1740. Труд Юма остался практически не замеченным. Не вызвала интереса и его работа "Сокращенное изложение Трактата о человеческой природе" (1740).
Разочарованный, но не потерявший надежды, Юм вернулся в Найнвелс и выпустил встреченные с умеренным интересом две части своих "Опытов, нравственных и политических" (1741-1742). Однако репутация "Трактата" как еретического и даже атеистического помешала его избранию профессором этики Эдинбургского университета в 1744-1745. В 1745 Юм служил воспитанником слабоумного маркиза Аннандейла. В 1746 в звании секретаря он сопровождал генерала Джеймса Сент-Клэра (своего дальнего родственника) в похожем на фарс набеге на берега Франции, а затем, в 1748-1749, в качестве адъютанта генерала - в тайной военной миссии ко дворам Вены и Турина. Благодаря этим поездкам он обеспечил себе независимость, став владельцем около тысячи фунтов.
В 1748 Юм начал подписывать сочинения своим именем. Вскоре после этого его известность стала быстро расти. Юм переделывает "Трактат": книгу I превращает в "Философские опыты о человеческом познании" (1748), в которые входило эссе "О чудесах"; книгу II - в "Исследование об аффектах", включенное чуть позднее в "Четыре исследования" (1757); книга III была переделана в "Исследование о принципах морали" (1751). Среди других публикаций - "Моральные и политические эссе" (1748); "Политические беседы" (1752) и "История Англии" (1754-1762).
В 1753 Юм начал издавать "Опыты и трактаты", собрание его произведений, не посвященных историческим вопросам. Его имя стало привлекать к себе внимание. "В течение года появилось два-три ответа со стороны духовных лиц, подчас весьма высокопоставленных, и ругань д-ра Уорбэртона показала мне, что мои сочинения начинают ценить в хорошем обществе" - так писал Юм в своей автобиографии. Молодой Эдуард Гиббон назвал его "великим Дэвидом Юмом", молодой Джеймс Босуэлл - "величайшим писателем Англии". Монтескье первым из известных в Европе мыслителей признал его гений; после смерти Монтескье аббат Леблан назвал Юма "единственным в Европе", кто мог бы заменить великого француза. Уже в 1751 литературную славу Юма признали в Эдинбурге. В 1752 Общество юристов избрало его хранителем Адвокатской библиотеки (ныне Национальная библиотека Шотландии). Были и новые огорчения - провал на выборах в университет Глазго и попытка отлучения от Шотландской церкви.
Приглашение в 1763 от набожного лорда Хертфорда на должность исполняющего обязанности секретаря посольства в Париже оказалось неожиданно лестным и приятным. В 1766 Юм привез в Англию преследуемого Жана Жака Руссо, которому Георг III был готов предоставить убежище и средства к существованию. Страдавший паранойей, Руссо вскоре изобрел историю о "заговоре" Юма и парижских philosophes, которые якобы решили его обесславить, и начал рассылать письма с этими обвинениями по всей Европе. Вынужденный защищаться, Юм опубликовал "Краткое и истинное объяснение спора между г-ном Юмом и г-ном Руссо" (1766). В следующем году Руссо, охваченный приступом безумия, бежал из Англии. В 1767 брат лорда Хертфорда генерал Конуэй назначил Юма помощником государственного секретаря по делам северных территорий - пост, который Юм занимал менее одного года.
"В 1768 году я вернулся в Эдинбург весьма богатым (я обладал годовым доходом в 1000 фунтов), здоровым и хотя несколько обремененным годами, но надеющимся еще долго наслаждаться покоем и быть свидетелем распространения своей известности". Этот счастливый период жизни Юма закончился, когда у него обнаружились болезни, отнимавшие силы и мучительные. Поездка в Лондон и Бат с целью поставить диагноз и назначить лечение ничего не дала, и Юм вернулся в Эдинбург. Он умер в собственном доме на Сент-Дэвид-стрит в Новом городе 25 августа 1776. Одним из его последних желаний было издание "Диалогов о естественной религии" (1779).
На смертном одре он приводил аргументы против бессмертия души, чем шокировал Босуэлла; читал и одобрительно отозвался об "Упадке и разрушении" Гиббона и о "Богатстве народов" Адама Смита. В 1777 г. Смит выпустил в свет автобиографию Юма вместе со своим письмом к издателю, в котором написал о близком друге: "В целом я всегда считал его, пока он был жив и после смерти, человеком, близким к идеалу мудреца и добродетельного человека - настолько, насколько это возможно для бренной человеческой природы".
В философском шедевре "Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам" выдвигается тезис о том, что "почти все науки охватываются наукой о человеческой природе и зависят от нее". Если исключить из рассмотрения априорные науки, имеющие дело только с отношениями идей (т.е. логику и чистую математику), то мы увидим, что подлинное знание, иначе говоря, знание абсолютно и неопровержимо достоверное, невозможно. Поэтому от фактов мы приходим не к достоверности, а в лучшем случае к вероятности, не к знанию, а к вере. Вера не может быть предметом доказательства, она возникает, когда мы воспринимаем в опыте процесс образования причинно-следственных связей.
Согласно Юму, между причиной и следствием не существует логической связи, каузальная связь обнаруживается только в опыте. Таким образом, не разум, а привычка становится нашим руководителем в жизни. Несмотря на это, Юм признает необходимую роль разума в выдвижении пробных гипотез, без которых научный метод невозможен. Систематически применяя этот метод к исследованию человеческой природы, Юм приступает к вопросам религии, морали, эстетики, истории, политической науки, экономики, литературной критики. Подход Юма носит скептический характер, поскольку перемещает эти вопросы из сферы абсолютного в сферу опыта, из сферы знания в сферу веры.
Существование Божества, как и всех других фактических положений дел, недоказуемо. Супранатурализм ("религиозная гипотеза") должен быть исследован эмпирически, с точки зрения устройства Вселенной или устройства человека. Чудо, или "нарушение законов природы", хотя и возможно теоретически, никогда в истории не было засвидетельствовано настолько убедительно, чтобы можно было положить его в основу религиозной системы. Вследствие фундаментальной неразумности человеческой природы религия рождается не из философии, а из человеческой надежды и человеческого страха. Лишив религию ее метафизической и даже разумной основы, Юм - какими бы ни были его мотивы - явился прародителем современной "философии религии".
Поскольку человек есть скорее чувствующее, чем рассуждающее существо, его ценностные суждения носят нерациональный характер. В этике Юм признает главенство себялюбия, однако подчеркивает естественное происхождение чувства приязни к другим людям.
Эстетика Юма, хотя и не нашла систематического выражения, оказала влияние на последующих мыслителей. Юм всегда оставался литератором, мечтающим о самой широкой известности". Его "История Англии" была первой подлинно национальной историей и оставалась образцом исторического исследования в течение всего следующего столетия.". В эссе "О национальных характерах" он объясняет национальные различия моральными (или институциональными), а не физическими причинами. В эссе "О многочисленности народов древности" Юм доказывает, что численность населения в современном мире выше, чем в древнем.
В области политической теории творческий скептицизм Юма не оставил камня на камне от центральных догматов как партии вигов ("О первоначальном договоре"), так и партии тори ("О пассивном послушании"), а способ правления оценивал исключительно с точки зрения приносимой им пользы. В экономической науке Юм считался самым компетентным и влиятельным английским мыслителем вплоть до появления трудов А.Смита.
Юм оставил нам несколько очерков и на экономические темы, правда не отличающихся большим объемом. на затоблестящие по стилю и отмеченные тонким юмором. Юм был безусловным сторонником свободной торговли. При естественном ходе вещей, писал он, промышленность, ремесло и торговля увеличивают как мощь государя, так и благосостояние подданных, а "политика, которая усиливает государство, обездоливая частных лиц, есть политика насилия".
В вопросе о роли денег Юм придерживался количественной теории - ценность монеты он считал целиком и полностью зависящей от ее количества. Единственное, что объясняет изменение цен - это изменение количества денег в обращении. Когда количество увеличивается, то сначала поднимается цена какого-то определенного предмета, за ней следуют другие цены, и так далее, пока не устанавливается общий новый уровень цен. В такой момент прирост денег оказывает положительный эффект - спрос растет, и все стремятся ответить ему ростом производства продуктов.
В переписке 1776 г. Юм и Тюрго обсуждают рыночный механизм свободной конкуренции. Трудно сказать, кто первым изложил ее суть, но это было, безусловно, новым словом научной мысли. Кратко можно изложить суть действия этого механизма так: если имеется возможность свободного перелива капитала между отраслями и свободная конкуренция между ними, то норма прибыли на капитал во всех отраслях производства и торговли будет все время стремится к единому "среднему" уровню, везде предложение будет удовлетворять спрос. В целом на рынке будет товаров столько, сколько необходимо - не больше, не меньше.Так и должен действовать естественный порядок. Эта модель свободной конкуренции заняла в дальнейшем развитии экономической науки одно из первых по значимости мест.
Интерес представляет также эссе Юма "О налогах", опубликованное впервые в 1752 г. В этом произведении Юм вступает в полемику с Локком, правда, не называя его имени. Юм решительно возражает "некоторым писателям", которые считают, что все налоги в конце концов, падают на землю и что по этой причине их следует заменить одним единственным земельным налогом. Этот вопрос был стал одним из самых главных для приверженцев нового экономического течения - физиократии.
Переведенные работы:
1. Юм Д. Наука к познанию роскоши. СПб.: Тип. Морск. кадет. корпуса, 1776.
2. Юм Д. О населенности древних народов. СПб.: Дрехслер, 1806.
3. Юм Д. Сочинения. В 2-х т. М.: Мысль, 1965.

Источник: Биографический словарь: зарубежные экономисты

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
209.46 кб

Профессор Дэвид Дж. Тис

Катькало В.С.
Читать PDF
3.59 мб

Чайный дом Дэвида Сигала

Антон Ковалевский
Америка заново открывает для себя чай.
Читать PDF
472.17 кб

Музыкальная революция Дэвида Хаймана

Антон Ковалевский
Бурное развитие Интернета, торрентов и файлообменных сетей медленно, но верно убивает мировую звукозаписывающую индустрию. Зачем отдавать деньги за музыку, если можно скачать ее бесплатно?
Читать PDF
593.61 кб

Дэвид Аакер: 10 факторов капитала бренда

М. В. Матюнина, О. О. Моргун, Д. Д. Царан
На сегодняшний день, в мире существует больше количество определений научной литературы, посвящённых понятию «капитал бренда». Каждый автор, сформировал свой подход по изучению данного вопроса.
Читать PDF
1.45 мб

Дэвид Аакер: 10 факторов капитала бренда

М. В. Матюнина, О. О. Моргун, Д. Д. Царан
На сегодняшний день, в мире существует больше количество определений научной литературы, посвящённых понятию «капитал бренда». Каждый автор, сформировал свой подход по изучению данного вопроса.
Читать PDF
207.88 кб

Системный подход Дэвида Истона: опыт создания политической теории

Головенкин Егор Николаевич
В современном мире, где ситуация изменяется быстрее, чем удается ее исследовать, единственным выходом является поиск ключей к более глубоко му пониманию системных механизмов, запускающих текущие политические процессы.
Читать PDF
556.73 кб

Дэвид Юм и Отфрид Хёффе: представления о социальной справедливости

Борисова Полина Алексеевна
В статье детально рассматриваются идеи и трактовки социальной справедливости немецкого философа, профессора историко-философского факультета Тюбингенского университета, один из ведущих специалистов по политической философии, Отфри
Читать PDF
624.02 кб

Интервью с Дэвидом Вудраффом: «Финансовый рынок правит через панику»

Вудрафф Дэвид
Интервью с Дэвидом Вудраффом, профессором в области сравнительной политологии Лондонской школы экономики и политических наук (London School of Economics and Political Sciences), состоялось в рамках работы Летней школы «Власть, рын
Читать PDF
289.53 кб

Синкретическая теория ценности Дэвида Гребера: экономическое осмысление

Шишкина Татьяна Михайловна
В статье рассматриваются подходы к теории ценности в современной экономической антропологии. Особое внимание уделяется взглядам английского антрополога Дэвида Гребера.
Читать PDF
85.68 кб

Когда культура становится товаром рецензия на книгу Дэвида Хезмондалша «Культурные индустрии»

Хестанов Руслан Заурбекович
Читать PDF
429.59 кб

Интервью с Дэвидом Старком: «Одним из самых увлекательных процессов является соединение американског

Старк Дэвид
Читать PDF
275.42 кб

РЕЦЕНЗИИ: Дэвид Гребер. Долг: первые 5000 лет истории / Пер. с англ. А. Дунаева. М.: AdMarginem Pres

Юлия Викторовна Вымятнина, Екатерина Элиазаровна Гущина
Рецензируемая книга представляет обширное исследование роли категории долга в социальных отношениях, взаимосвязи долга и денег, а также эволюции форм долга и денег в масштабе письменной истории человечества.
Читать PDF
186.40 кб

2019.02.038. ДЭВИДСОН К. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИЗНАСИЛОВАНИЕ»: УРОКИ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА ДЛ

Е. В. Пискунова
Читать PDF
224.69 кб

2010. 02. 021. Ли Р. М. Дэвид Рисмен и социология интервью. Lee R. M. David Riesman and the sociolog

Симонова О. А.
Читать PDF
490.18 кб

96. 02. 003. Дэвидсон К. Свобода, равенство, Интернет. Davidson К. Libertу, egalite, Internete // ne

Юдин Б. Г.

Похожие термины:

  • Гейл Дэвид

    американский экономист и математик. Основные труды по математической экономике, теории игр, выпуклым множествам, комбинаторике. Исследовал проблему существования решения модели межотраслевого
  • Нортон Дэвид

    американский экономист, специалист по управлению, методолог системы сбалансированных показателей.
  • Огилви Дэвид

    (David MacKenzie Ogilvy) – основатель рекламных агентств Ogilvy&Mather и Ogilvy PR, успешный копирайтер. Д. Огилви родился в 23 июня 1911 года в Англии и был пятым ребенком в семье из старинного шотландского рода. Высшего о
  • Литтл Ян М. Дэвид

    Little Ian М. David (1918 - 2012) img border="0" width="108" height="163" src="/upload/content/1579766831_6.files/image031.jpg" alt="http://www.seinst.ru/images/littl.jpg" В 50-е гг.
  • Макклелланд Дэвид

    американский исследователь. Главная тема исследований - связь между потребностью в достижении. цели как человека, так и общества в целом и экономической эффективностью. Потребность в высоких дост
  • МАК-КЛЕЛЛАНД ДЭВИД

    (MacClelland David) американский исследователь, автор книг «Общество достижений» (1961), «Мотивация экономических достижений» (1969), «Мотивация и расширение человеческой свободы» (1978). Главная тема исследова
  • ПРИНЦИП ДЭВИДА ПРИМАКА, PREMACK PRINCPLE

    Американский исследователь Дэвид Примак / D. Premack [p. 1926] указал на то, что мы можем измерить количество времени, затрачиваемое организмом на различные виды поведения, и затем расположить эти виды пов