ВЫБОРОЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

Найдено 1 определение
ВЫБОРОЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
метод статистического наблюдения за уровнем доходов населения. Проводится во всех республиках в составе Российской Федерации, краях и областях по выборочному методу и охватывает 49 тыс. домашних хозяйств (0,1 % от генеральной совокупности). Основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) членов домашних хозяйств и ведении в домашнем хозяйстве записей о текущих расходах на потребление. Обследование строится на принципах добровольного участия в нем отобранных домашних хозяйств. Является основной информационной базой для исследования уровня жизни населения на микроуровне, дает объективную картину изменения структуры доходов и потребительских расходов населения, характеризует уровень доходов, расходов, потребления и т. п. различных групп населения, позволяет выявить различия в этих уровнях в зависимости от состава семьи, занятости ее членов, показывает роль отдельных источников в формировании доходов, зависимость потребления от уровня доходов; позволяет проследить за изменением потребительского спроса; характеризует дифференциацию населения по уровню дохода и т. д. Используется для обоснования приоритетных мероприятий в области стабилизации уровня жизни населения, определения эффективности мероприятий по социальной защите малообеспеченных слоев населения, а также в различных экономических расчетах: индексов потребительских цен; валового внутреннего продукта и его распределения; реальных доходов населения; баланса производства и использования сельскохозяйственной продукции и многих других. Первое В. о. б. д. х. в России было проведено во второй половине XIX века (преимущественно как обследование крестьянских хозяйств с помощью моментных наблюдений). С середины 20-х годов ХХ века организованы круглогодичные обследования семейных бюджетов. Кроме информации непосредственно о семье и ее членах, В. о. б. д. х. позволяет получать данные о личном подсобном хозяйстве населения, наличии в семьях предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения, о поступлении и расходе продуктов питания и многом другом. Метод отбора обеспечивает представительство в выборке всех типов семей, отличающихся своим материальным положением, т. е. выборка является типичной, исключает субъективность формирования выборки; устанавливает достаточную, в допустимых пределах, представительность (репрезентативность) выборочной совокупности домашних хозяйств по основным показателям, характеризующим уровень жизни населения.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.