Вульгарная буржуазная политическая экономия

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БУРЖУАЗНАЯ ВУЛЬГАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
откровенно апологетическое направление буржуазной экономической теории, которое характеризуется ненаучным, поверхностным описанием экономических процессов капиталистического хозяйства, отрицанием присущих ему антагонистических противоречий. Представители этого направления в буржуазной политической экономии всячески восхваляли капиталистический строй, разрабатывали различные несостоятельные методы разрешения непримиримых противоречий капитализма. Вульгарная буржуазная политическая экономия возникла в конце XVIII—начале XIX столетия. Ее первыми представителями были француз Ж. Сэй, англичане Д. Милль, Мак-Куллох, американец Ч. Кэри и др. В противоположность буржуазной классической политической экономии (см.), достигшей своей вершины в экономической доктрине А. Смита и Д. Рикардо, для учения которых были характерны научная добросовестность, попытка вскрыть систему законов капиталистической экономики, вульгарные экономисты разрабатывали концепции, отличавшиеся открытой защитой эксплуататорской капиталистической системы. Представители буржуазной вульгарной политической экономии восприняли из учения Смита - Рикардо их ошибочное представление о незыблемости, «вечности» основ капиталистического строя и сделали это положение краеугольным камнем своих теорий. Американский экономист Кэри, французский экономист Бастиа (автор концепции «гармонического развития» общества на базе классового сотрудничества) превозносили мнимые положительные стороны и преимущества капитализма. С установлением буржуазией своей политической власти, развитием классовой борьбы и выступлением пролетариата в качестве самостоятельной политической силы господствующей доктриной в буржуазной экономической литературе стала вульгарная политическая экономия. С появлением экономической теории Маркса вульгарные экономисты, в частности возникшие во второй половине XIX в. австрийская школа политической экономии (см.), историческая школа политической экономии (см.), пытались «опровергнуть» экономическое учение марксизма. В период империализма, общего кризиса капитализма многие представители вульгарной политической экономии стали выступать против ленинского учения об империализме и дальнейшего творческого развития марксистской экономической теории. Они разрабатывали рекомендации по использованию экономических и финансовых рычагов и ресурсов современного буржуазного государства в целях лечения органических болезней современного капиталистического строя. Они распространяют иллюзии о возможности устранения массовой безработицы и экономических кризисов при помощи регулирования экономики буржуазным государством, возрождают человеконенавистнические мальтузианские теории, пропагандируют различные теории «народного капитализма». На рубеже XIX—XX вв. глава английской школы вульгарной буржуазной политической экономии А. Маршалл, а в США Д. Б. Кларк пытались сочетать некоторые положения экономического учения Рикардо с теорией предельной полезности австрийской школы и экономическими концепциями других буржуазных экономистов, вели борьбу с марксистско-ленинской политической экономией. Одним из реакционных современных направлений вульгарной политической экономии в США является «институционализм». Его наиболее видные представители (Т. Веблен, Дж. Комминс, У. Митчелл) отрицают существование объективных экономических законов и усматривают основу общественного развития в функциональных проявлениях различных психологических импульсов, обычаев и привычек «хозяйствующих субъектов». «Институционалисты» считают единственным двигателем общественного развития индивидуальную «выгоду», «пользу» и т. п. стимулы, что капиталистические предприниматели якобы несут на себе нелегкое «бремя обеспечения заработками» наемных рабочих. Они стремятся найти прототип современных экономических и социальных институтов в древней истории и пропагандируют проведение ряда внешне демократических реформ, вполне приемлемых для капиталистов и земельных собственников и не нарушающих отношений так называемого «социального мира» между общественными классами современного капиталистического общества. Вульгарные буржуазные экономисты, по характеристике В. И. Ленина, - «не что иное, как ученые приказчики класса капиталистов». Они клевещут на научный социализм и его реальное воплощение в ряде стран современного мира, стремятся затормозить закономерный исторический процесс развития общества, неизбежно ведущий к крушению капитализма и замене его социализмом и коммунизмом.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

Вульгарная буржуазная политическая экономия
система антинаучных буржуазных экономических теорий, дающих описание внешней видимости экономических процессов в целях апологетической защиты капитализма. Вульгарная политическая экономия придает наукообразную форму обыденным представлениям буржуа об экономических отношениях капиталистического общества. Возникла и получила распространение в результате коренного изменения общественной роли буржуазии, превратившейся (в ходе промышленного переворота конца 18 – начала 19 вв. и появления на исторической арене пролетариата) из прогрессивного класса, боровшегося с феодализмом, в класс реакционный.
Первый промышленный кризис 1825 г. и первые вооруженные выступления пролетариата в 30-х гг. 19 в. обнажили противоречивый, преходящий характер буржуазных отношений. Это в корне изменило задачи, стоящие перед буржуазной политической экономией. «Отныне, – писал К. Маркс, – дело шло уже не о том, правильна или неправильна та или другая теорема, а о том, полезна она для капитала или вредна, удобна или неудобна, согласуется с полицейскими соображениями или нет. Бескорыстное исследование уступает место сражениям наемных писак, беспристрастные научные изыскания заменяются предвзятой, угодливой апологетикой» (М. и Э., т. 23, с. 17).
Для развития вульгарной политической экономии характерны 4 основных этапа: возникновение в виде особого течения на рубеже 18-19 вв. (Т. Р. Мальтус, Ж. Б. Сей); завоевание господствующих позиций в буржуазной политэкономии и эволюция в период свободной конкуренции, 30-70-е гг. 19 в. (Дж. Милль, Н. У. Сениор, Ф. Бастиа, В. Рошер, Б. Гильдебранд, Г. Ч. Кэри); вульгарная политическая экономия в период империализма, 70-е гг. 19 в. – 20-е гг. 20 в. [субъективно-психологическая школа – Э. Бем-Баверк (Австрия), А. Маршалл (Англия), Дж. Б. Кларк (США), новая (молодая) историческая школа – К. Бюхер и Г. Шмоллер (Германия); правовая школа – Р. Штольцман (Германия)]; вульгарная политическая экономия в эпоху общего кризиса капитализма (И. Шумпетер, Ф. Хайек, Л. Мизес, У. Ростоу, П. Сэмюэлсон и др.).
Современная вульгарная политическая экономия представлена множеством «проблемных» течений (теории «организованного капитализма», «смешанной экономики», «государства всеобщего благоденствия», «уравновешивающей силы», «индустриального общества», «конвергенции», «стадий экономического роста», «монополистической конкуренции», «народного капитализма», «большого бизнеса» и т.п.), имеющих своей целью защиту капитализма по сравнительно узким, но наиболее острым в данной стране, в данный период проблемам, в отличие от прежних «системных» течений, осуществляющих защиту капитализма по всему широкому традиционному кругу проблем политэкономии.
Отсутствие единой теории в современной вульгарной политической экономии в то же время не исключает некоторых ее общих основ, черт и особенностей. Вульгарные экономисты отрицают объективный характер общественно-исторического процесса и его законов, отводя решающую роль субъективной деятельности людей, организационным формам общественного устройства и т.п. Поэтому предметом политической экономии они объявляют вовсе не социально-экономический строй общества и объективные законы его развития, а изучение «правил использования редких ресурсов», «принципов добычи средств к существованию», «науки о бизнесе» и т.п. Такая трактовка призвана изобразить капитализм в качестве некоей организации по «устранению» бедности и достижению «всеобщего блага».
Антинаучна и методология современной вульгарной политической экономии. Для нее характерны эклектизм, технико-экономическая либо субъективно-психологическая, этическая трактовки экономических явлений современного капитализма, направленные к затушевыванию их социальной сущности, антиисторизм, плоский эволюционизм в подходе к важнейшим социально-экономическим процессам, призванные скрыть исторически преходящий характер капиталистического строя. Анализ внутренних объективных зависимостей явлений общественного процесса производства обычно подменяется описанием, поверхностной классификацией эмпирического материала с позиции меновой концепции. Трудовая теория стоимости, раскрывающая внутренние закономерности товарного производства и обмена, объявляется «устаревшей» и подменяется субъективной теорией ценности, стремящейся в субъективной оценке полезности благ потребителями найти основу обмена товаров либо теорией спроса и предложения, лишь описывающей внешние факторы процесса ценообразования. Извращается социальная природа капитала, отождествляемого с теми вещными формами, в которых отношения эксплуатации выступают на поверхности явлений: со средствами производства, деньгами и товарами. В основе современных вульгарных теорий распределения лежит старая антинаучная концепция «факторов производства», утверждающая, что источниками доходов являются труд, земля и капитал: рента якобы порождается землей, процент – капиталом, заработная плата – трудом. Прибыль изображается как плата за предпринимательскую деятельность, за риск и т.п. На самом деле ее источником является эксплуатация рабочих, что затушевывается вульгарными экономистами. Они утверждают, что якобы «каждый фактор присваивает лишь продукт своей собственной деятельности», эксплуатация отсутствует и в буржуазном обществе царит «гармония интересов». Экономические кризисы перепроизводства, сотрясающие капиталистическое хозяйство около полутора столетий, либо отрицаются вовсе, либо рассматриваются как устранимые в рамках капитализма, поскольку причины этих кризисов не связываются с основным противоречием капитализма. Особые усилия современная вульгарная политическая экономия прилагает к затушевыванию господства капиталистических монополий, отождествляемых с крупным производством как таковым, безотносительно к его социальной форме. Отрицается тот факт, что империализм – канун социалистической революции. Широко пропагандируются теории о некоей «трансформации» капитализма (теории об «исчезновении частной собственности», «революции в доходах», «переходе власти в руки управляющих-менеджеров» и т.п.). Вульгарная политическая экономия направлена против революционной теории рабочего движения – марксизма-ленинизма, против международного рабочего и национальноосвободительного движения.
Вульгарный характер современной буржуазной политической экономии не исключает, однако, возможности практически полезных научных исследований буржуазных экономистов в прикладных областях экономической науки.

Источник: Краткий тематический политэкономический словарь