Вольный город

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Вольный город
германские города, освободившиеся из‑под власти сеньора и добившиеся самоуправления. Освобождение началось в конце XIII – начале XIV вв. Постепенно такие города уравнялись в правах с имперскими городами и стали называться вольными имперскими городами (до начала XIX в.). Вплоть до XX в. статус В. г. имели Любек, Гамбург и Бремен.

Источник: Экономическая история. Словарь терминов и понятий 2018 г.

Вольный город
(порто-франко). Под термином «вольный город» разумеют как города с автономной государственной организацией, как:: напр. бывшие Ганзейские города — Гамбург, Бремен, Любек: и друг, или как в настоящее время Данциг, так и порто-франко, т.е. приморские города, в которых допускается: свободная беспошлинная торговля. Эти города, иногда « прилегающей территорией, выделялись из общей таможенной черты. В пределах этих городов ввоз товаров из-за, границы и вывоз их заграницу, равно как и торговля внутри, потребление товаров местным населением и промышленная переработка их были освобождены от таможенного досмотра, сборов и пошлин; но при вывозе таких товаров за черту вольного города внутрь страны, они уже облагались таможенными пошлинами. Вольные города возникли в странах с протекционной таможенной политикой, при чем учреждение их имело целью помешать отходу внешней торговли к тем странам, которыми применялся более свободный таможенный режим или порты которых занимали более выгодное географическое положение.
Учреждение вольных, гаваней имело, большое значение для развития внешней торговли, особенно транзитной, которая значительно облегчалась освобождением от всяких таможенных обрядностей тех ввозных товаров, которые были предназначены для дальнейшей отправки в другие страны и лишь временно оставались на складах вольной гавани. У нас в прошлом столетии был сделан опыт с учреждением вольных гаваней: Одесса была объявлена вольной гаванью в 1819 г. и оставалась ею до 1857 г., что сильно оживило обороты ее внешней торговли, особенно импортной, сделав ее складочным местом для иностран. товаров. Временно был вольной гаванью, и Батум (в 1886-67 г.) и Амурско-Уссурийский край. В настоящее время в СССР вольных гаваней нет. Постепенно вольные гавани упразднялись и в других странах. Отрицательные стороны вольных гаваней усматривались в том, что сами вольные города с прилегающей территорией представляли собой крупные потребительные центры беспошлинных товаров, что нарушало интересы казны (фиска). Кроме того, через таможенную черту вольных городов просачивалось внутрь страны значительное количество контрабанды. Указывалось и на то, что таможенная черта, окружавшая территорию вольного города, затрудняла сношения его с другими частями той же страны, что создавало затруднение для внутреннего товарного движения. Коррективом к вольным городам служат свободные гавани современного западно-европейского типа; так именуется лишь определенное место в портовом городе, куда разрешается беспошлинный ввоз товаров, их хранение и торговые операции с ними, при чем товары, отправляемые из свободной гавани внутрь страны подлежат оплате пошлинами на общем основании. Преследуя, в основном те же цели, что и порто-франко (смягчение последствий протекционизма), свободные гавани свободны от указанных выше отрицательных моментов, благодаря ограниченности охватываемой ими территории. Свободные гавани существуют в настоящее время в Германии, Австро-Венгрии, Италии и других странах.

Источник: Краткая экономическая энциклопедия (финасовая торговая банковская). Украинский экономист. 1925