Внутриотраслевая конкуренция

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Внутриотраслевая конкуренция
соперничество товаропроизводителей одного и того же товара

Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011

КОНКУРЕНЦИЯ ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ
конкуренция между аналогичными товарами, различающимися по цене, качеству и ассортименту.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

Внутриотраслевая конкуренция
соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

Внутриотраслевая конкуренция
конкуренция между производителями одной и той же отрасли за спрос покупателей посредством снижения расходов на производство, повышения качества и ассортимента продукции, улучшения обслуживания покупателей и т.д.

Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.

Конкуренция внутриотраслевая
соперничество между предпринимателями, относящимися к одной отрасли, т.е., занятыми производством и реализацией одинаковой продукции (работ, услуг); инициирует внедрение и применение на предприятиях отрасли достижений научно-технического прогресса.

Источник: Словарь терминов по экономике и экономическому анализу производственно-финансовой деятельности предприятий АПК. 2007

Конкуренция внутриотраслевая
конкуренция между фирмами, производящими равнозначную продукцию (или субституты). Она мотивирует рост производительности труда и развитие производства; выталкивает из отрасли неперспективные предприятия с наибольшими издержками; определяет уровень общественнонеобходимых затрат труда.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
конкуренция между предприятиями одной отрасли, выпускающими аналогичную продукцию. Использует как ценовые, так и неценовые методы. В. к является мощным стимулом технического развития и совершенствования производства, так как победить в конкурентной борьбе можно только снижая издержки производства и совершенствуя производимый товар. Результатом такой конкуренции является формирование рыночной стоимости товара.

Источник: Словарь эффективной экономики.

КОНКУРЕНЦИЯ ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ
конкуренция между предпринимателями, акционерными предприятиями, монополистическими союзами, занятыми в одной и той же отрасли. К. в. возникает раньше остальных форм конкуренции. Цены – главное орудие К. в. Возможность отклонения цены от рыночной позволяет наиболее мощным фирмам снижать цены. Такое сбивание цен приводит к банкротству тех фирм, которые имеют низкий уровень технической оснащенности. Выживают наиболее крупные фирмы, имеющие возможность регулярно внедрять новую технику. Таким образом, К. в. является стимулом научно-технического развития.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
конкуренция между различными предприятиями одной и той же отрасли капиталистического хозяйства, производящими однородную продукцию. Конкуренция между капиталистами одной и той же отрасли производства приводит к тому, что цены товаров складываются в соответствии с их общественной, рыночной стоимостью. Общественная (рыночная) стоимость товаров определяется господствующими, средними условиями производства. На капиталистических предприятиях, у которых более совершенная техника и организация производства, индивидуальная стоимость товаров ниже рыночной стоимости. В результате внутриотраслевой конкуренции эти предприятия получают добавочную прибыль. Капиталисты, у которых индивидуальная стоимость товаров выше рыночной, не могут реализовать части заключающейся в их товарах прибавочной стоимости, а иногда не в состоянии возместить даже издержки производства. Добавочная прибыль, получаемая предприятиями, применяющими более совершенную технику, носит временный характер, так как капиталисты других предприятий также стараются ввести в производство более совершенную технику. Внутриотраслевая конкуренция является стихийным фактором, двигающим вперед развитие техники и повышение производительности труда на капиталистических предприятиях. Но поскольку внутриотраслевая конкуренция определяется погоней за наживой, за более высокой нормой прибыли, то развитие производительных сил ограничивается корыстными интересами капиталистов. Сама же конкуренция неизбежно ведет к огромной растрате средств и сил. Внутриотраслевая конкуренция приводит к вытеснению крупными капиталистическими предприятиями мелких и средних, а также предприятий простых товаропроизводителей, она ведет к концентрации производства (см.), к обнищанию широких слоев товаропроизводителей.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
борьба между частными товаропроизводителями, создающими товары одного вида, за наиболее выгодные условия их производства и сбыта; борьба между капиталистами одной отрасли производства за извлечение наибольшей прибыли на вложенный капитал. Внутриотраслевая конкуренция ведет к образованию единой рыночной цены на товары данного вида, в основе которой лежит общественная (рыночная) стоимость (см.) этих товаров, определяемая количеством общественно необходимого труда, затрачиваемого на производство единицы товара. Внутриотраслевая конкуренция - одна из форм стихийного действия закона стоимости. Предприятия с высокой производительностью труда и соответственно низкой индивидуальной стоимостью товаров при реализации своей продукции по рыночным ценам или даже по несколько сниженным ценам получают добавочную прибыль, источник которой - избыточная прибавочная стоимость (см.). Предприятия же с низкой производительностью труда и соответственно высокой индивидуальной стоимостью продукции при реализации ее по рыночным ценам теряют часть созданной прибавочной стоимости и получают низкую норму прибыли, а иногда даже не в состоянии возместить издержки производства. Внутриотраслевая конкуренция ведет к разорению простых товаропроизводителей и мелких капиталистов, к концентрации производства и капитала, к углублению классовых противоречий буржуазного общества; победу в ней одерживают предприятия с высокой степенью концентрации капитала. Эта конкуренция, с одной стороны, служит стимулом к техническому прогрессу и повышению производительности труда на капиталистических предприятиях, а с другой - выступает как тормоз развития производительных сил, поскольку порождает коммерческую тайну, препятствует повсеместному быстрому внедрению достижений науки и техники в данную отрасль хозяйства, влечет за собой расхищение производительных сил и сопровождается прямыми разрушительными последствиями, особенно в условиях господства крупного монополистического капитала, когда методы внутриотраслевой конкуренции становятся наиболее жестокими.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
один из видов капиталистич. конкуренции, специфич. форма антагонистич. соперничества между отд. товаропроизводителями, капиталистич. предпринимателями, акц. компаниями, монополистич. союзами капиталистов, занятыми в одной и той же отрасли нар. х-ва. Как капиталистич. конкуренция вообще, В. к. есть борьба отд. производителей «... за влияние, за место на рынке» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 150), это «... соревнование ради прибыли» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 161). Она порождается частнокапиталистич. собственностью на средства произ-ва, когда между производителями не существует иной экономич. связи, кроме рынка.
В. к. возникает раньше остальных форм конкуренции. В. И. Ленин в работе «По поводу так называемого вопроса о рынках» указывает, что превращение товарного х-ва в капиталистическое происходит в силу того, что между производителями возникают отношения конкурентной борьбы. Благодаря рыночным колебаниям происходит накопление ден. средств у отд. производителей (в результате благоприятно сложившейся конъюнктуры). Сосредоточение денег в руках немногих и использование их в качестве капитала становится систематич. явлением. В. к. является, т. о., мощным рычагом дифференциации мелких производителей, развития капиталистич. производственных отношений, раскола общества на два противоположных класса - пролетариев и капиталистов.
В условиях простого товарного произ-ва принудит. законы В. к. состоят в том, что отд. производители, индивидуальные затраты рабочего времени у к-рых выше общественно необходимых, определяющих величину рыночной стоимости товаров, не могут возместить своих затрат и потому обречены на гибель. В условиях развитого капитализма В. к. ведётся в ожесточённых формах между капиталистами. Ленин указывал, что «... конкуренция между отдельными предприятиями ставит вопрос только так - разориться или разорить других» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 15). Бесчисленные банкротства мелких, средних и даже крупных капиталистич. фирм - такова история капиталистич. конкуренции. Особенно усиливается разорение неконкурентоспособных предприятий в периоды кризисов перепроиз-ва.
Так, в результате возникших во многих капиталистич. странах кризисных явлений в 1970 резко возросло число банкротств. В США за год обанкротилось 10,7 фирм, что на 17% больше, чем в 1969. Среди них крупнейшая ж.-д. компания «Пенн сентрал корпорейшн», владевшая 63 ж.-д. линиями, нефтепромыслами, угольными шахтами и т. п. На предприятиях этой компании было занято 113 тыс. рабочих и служащих. В ФРГ в 1970 число банкротств достигло почти 4 тыс. и приблизилось к уровню кризисного 1967. Ежедневно о своей несостоятельности объявляли 11 предприятий различных категорий.
Общественно необходимые затраты труда в условиях развитого капитализма выражаются в рыночной стоимости, регулирующей цену всякого товара. Цены - гл. орудие В. к. Возможность отклонения цены от рыночной стоимости (цены производства) позволяет наиболее мощным предприятиям снижать цены ниже рыночной стоимости, получая благодаря низким издержкам произ-ва высокую норму прибыли. Такое сбивание цен приводит к банкротству тех капиталистич. фирм, к-рые имеют низкий уровень технич. оснащённости. Выживают наиболее крупные предприятия, имеющие возможность регулярно внедрять новую технику.
Т. о., В. к. является антагонистич. формой развития производит. сил. капиталистич. общества. Каждый предприниматель, стремясь снизить издержки произ-ва, чтобы выжить в конкурентной борьбе, вынужден независимо от своей воли использовать совр. машинную технику и прогрессивную технологию.
Следовательно, В. к. стимулирует технич. прогресс в произ-ве. Вместе с тем она порождает стремление предпринимателей засекречивать новые технич. изобретения, не давать ими пользоваться другим.
В эпоху империализма приёмы и методы В. к. существенно видоизменяются. В. к. ведётся уже не только между немонополизированными предприятиями, но также и, в первую очередь, между монополиями и аутсайдерами и между монополистич. группировками. Такое средство конкурентной борьбы, как понижение цен, становится гораздо более действенным оружием. Располагая крупными резервными капиталами для покрытия врем, убытков, монополии с целью устранения конкурента нередко устанавливают цены временно не только ниже рыночной стоимости, но и ниже издержек произ-ва. Разорив слабых конкурентов, монополии устанавливают затем на эту продукцию высокие цены. В иных случаях они вообще лишают соперников сырья или возможности транспортировать его. Это ведёт к нарушению нормального кругооборота капитала у аутсайдеров, к-рые не могут вовремя расплатиться с поставщиками или кредиторами и вынуждены объявлять себя банкротами. Одна только угроза монополистов отказать в кредите заставляет этих аутсайдеров идти на любые уступки. Применяя самые разнообразные приёмы, монополии лишают конкурента рынков сбыта и даже рабочей силы, особенно квалифицированной. Используя свои связи с огромным числом компаний или оказывая давление на зависимые предприятия и фирмы, монополии могут бойкотировать слабых конкурентов, с к-рыми перестают вести дела все или большинство их прежних контрагентов. Для этого широко используется реклама, к-рая служит одним из средств поддержания монопольных цен. Скупка патентов задерживает внедрение новейших достижений науки и техники соперниками монополий, скупивших патенты.
В условиях совр. государственно-монополистического капитализма возможности уничтожения конкурентов-аутсайдеров монополиями ещё более возросли. Финанс. магнаты опираются в конкурентной борьбе на политич. и экономич. силу гос-ва. Т. к. крупные монополисты пользуются разнообразными налоговыми льготами (прямое снижение налогов, ускоренные сроки амортизации осн. капитала и т. п.), то мелкие и средние капиталисты в сравнении со своими доходами уплачивают гораздо больше налогов. В дальнейшем огромная часть изъятой у аутсайдеров прибавочной стоимости поступает монополистам в виде «помощи», безвозвратных субсидий, воен. заказов и т. п. Все это усиливает экономич. мощь монополий и в то же время ослабляет мелких и средних предпринимателей, ведёт к массовому разорению их. Более мощные корпорации поглощают мелкие. Так, в ФРГ в 1969 были поглощены или слились с др. компаниями 393 фирмы с суммарным капиталом ок. 1 млрд. марок. В 1970 этот процесс затронул 1411 фирм с общим капиталом 5 млрд. марок. В судостроении Франции в результате слияний и поглощений общее число компаний сократилось в 1970 с 14 до 3 (см. Конкуренция).
Аналогичные процессы в условиях монополистич. капитализма происходят и на междунар. арене. Острая конкурентная борьба ведёт к ухудшению положения рабочего класса и трудового крестьянства. Бурж. гос-во, поддерживая крупные и конкурентоспособные монополии, повышает налоги, проводит политику инфляции, «замораживания» заработной платы, принимает антирабочие законодательства.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
537.93 кб

Внутриотраслевая конкуренция ГК «Титан». История компании АЦБК. История возникновения ГК «Титан»

Пинягина Н. Б., Кузьмин Д. В.
Пинягина Н.Б., Кузьмин Д.В. ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ГК «ТИТАН». ИСТОРИЯ КОМПАНИИ АЦБК. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГК «ТИТАН».