Внутренний водный транспорт
Внутренний водный транспорт
перемещение грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям из одного места (региона, страны) в другое. Подразделяется на речной и озерный. Инфраструктура В. в. т. включает: естественные (речные, озерные) и искусственные (каналы, водохранилища) судоходные пути; узлы (речные и озерные порты и пристани); флот (речные и озерные суда, а также суда смешанного типа «река – море»). Каналы перемещения на В. в. т. жестко фиксированы, поскольку привязаны к сети судоходных участков рек и озер. На озерах число степеней свободы в выборе маршрутов движения больше, чем на реках. Сеть внутренних водных путей размещена неравномерно и очень дисперсна. Средняя дальность перевозки грузов на В. в. т. 49 км, пассажиров – 46 км. В начале XXI в. речной и озерный флот мира насчитывает около 90 тыс. судов (менее 1/2 из которых – самоходные). Протяженность внутренних водных путей мира – 672 тыс. км (2004). 90% всех внутренних водных путей приходится на реки, 10% – на озера и каналы. Наибольшую протяженность внутренних водных путей имеют Китай (110 тыс. км), Россия (102), Бразилия (50), США (41). Роль внутренних водных путей особенно велика в равнинных районах и странах (Нидерландах, Бельгии, на севере Германии, севере Аргентины, в Парагвае, Амазонии, Бангладеш, Мьянме) и в эстуариях и дельтах крупных рек. Особенно высока грузонапряженность на реках Янцзы, Миссисипи, Огайо, Рейн, Дунай, в низовьях Ганга и Параны, на водной системе Великих озер (включая глубоководный путь Св. Лаврентия); по пропускной способности и размерам грузопотоков данные водные магистрали превосходят многие крупные железнодорожные магистрали и автострады. Для соединения соседних речных бассейнов в мире построено 30 тыс. км судоходных каналов (крупнейшие: Великий Китайский, Внутренний Береговой (США), Средне-Германский, Дортмунд – Эмс, Рейн – Майн – Дунай; в России: ВолгоБалтийский, Волго-Донской). На В. в. т. доминирует перевозка грузов, не требующих срочности в доставке (строительные материалы, лес, каменный уголь, руды, нефтепродукты, зерно). Около 35% мирового грузооборота В. в. т. приходится на США и Канаду (из них чуть менее 1/2– на Великие озера), 40% – на бассейн р.Янцзы и 22% – на страны Европы. В Нидерландах им перевозится 46% всех грузов внутри страны, в Бангладеш – 32%, в США – 14%, Китае – 9%. Пассажирские перевозки на В. в. т. незначительны. На многих реках и озерах действуют паромные переправы. Преимущества В. в. т.: низкая себестоимость перевозок (минимальные затраты при спуске вниз по течению реки), минимальные затраты на эксплуатацию водных путей и поддержание их в судоходном состоянии, высокая пропускная способность водных путей (караваны судов). Недостатки: низкая скорость движения, сезонность работы в зонах полярного и умеренного климата, падение уровня воды в реках во время засушливого периода, разобщенность речных бассейнов, направления течения ряда рек часто не совпадают с главными экономическими осями стран и регионов. С.А. Тархов
Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.