ВНЕШНЯЯ (международная) ТОРГОВЛЯ

Найдено 1 определение
ВНЕШНЯЯ (международная) ТОРГОВЛЯ
торговля одной страны с другими странами: ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров и услуг. В. т. жизненно необходима для решения фундаментальных вопросов экономики: «Что производить? Как производить? Для кого производить?» В. т. способствует более эффективному использованию как внутренних ресурсов, так и ресурсов, принадлежащих другим странам. Более того, изменения в объемах чистого экспорта (разница между экспортом и импортом) могут оказать значительное влияние на уровни национального производства и доходов. В этой связи В. т. более подвержена политическому контролю. Что составляет основу торговли между странами? В общем виде В. т. является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на товарах, которые они могут производить с наибольшей относительной, эффективностью, и последующем их обмене на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. В основе ответа на вопрос: «Зачем нужна В. т.?» – лежат три следующих обстоятельства. 1. Страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами: природными, человеческими, инвестиционными. Они распределяются между странами мира крайне неравномерно. 2. В разных странах эффективное производство различных товаров с учетом использования передовых технологий или комбинаций ресурсов различно. 3. Необходимость максимального удовлетворения безграничных потребностей всех живущих на Земле. Характер и взаимодействие этих трех обстоятельств можно проиллюстрировать. Япония, например, обладает большой и хорошо образованной рабочей силой; квалифицированный труд стоит дешево, поскольку имеется в изобилии. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкими издержками) разнообразные товары, для изготовления которых требуется большое количество квалифицированного труда. Фотокамеры, радиоприемники и видеомагнитофоны – это лишь некоторые примеры подобных трудоемких товаров. Напротив, Австралия обладает обширными земельными пространствами, но недостаточными людскими ресурсами и капиталом и поэтому может дешево производить такие «землеемкие» товары, как пшеница, шерсть, мясо. Бразилия имеет плодородные почвы, тропический климат, там выпадает большое количество осадков, в изобилии имеется неквалифицированный труд, т. е. все необходимое для производства дешевого кофе. Промышленно развитые страны находятся в лучшем стратегическом положении в плане производства разнообразных капиталоемких товаров, например автомобилей, сельскохозяйственного оборудования, машин и химикатов. Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. Например, Россия, экспортировавшая полвека назад преимущественно сельскохозяйственные товары и сырье, теперь стала вывозить изделия обрабатывающей промышленности. Точно так же новые технологии, которые способствовали развитию производства синтетических волокон и искусственного каучука, радикально изменили структуру ресурсов, необходимых для изготовления этих товаров и, таким образом, изменили относительную эффективность их производства в разных странах. Иначе говоря, по мере эволюции национальных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии. Могут претерпеть изменения даже масштабы и качество земельных и природных ресурсов. По мере того как происходят эти изменения, относительная эффективность, с которой страны производят различные товары, будет также изменяться. Взаимовыгодная В. т. между любыми двумя странами возможна до тех пор, пока внутренние соотношения издержек для любых двух продуктов различаются. Специализируясь в том или ином производстве, в соответствии со сравнительными преимуществами страны могут получать большие реальные доходы при фиксированных объемах ресурсов. Условия торговли определяют, каким образом этот прирост мирового производства будет поделен между торгующими странами. Растущие издержки ставят границы выгодам от специализации и торговли.

Источник: Экономический словарь.